Статья «Творческий предметный выезд на иностранном языке» как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.
статья

Смирнова Екатерина Вячеславовна

Эта статья может быть полезна тем, кто считает, что развитие коммуникативной компетенции -это важнейший фактор в обучении иностранных языков. В материалах предлагается один из способов нестандартного подхода к решению этой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_ktv.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Творческий предметный   выезд на иностранном языке» как средство  развития коммуникативной компетенции учащихся.

I .Методология проекта.

Под коммуникативной компетенция мы понимаем способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Развитие и становление коммуникативной компетенции предполагает развитие коммуникативного пространства - сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Ее ведущим компонентом являются речевые умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.

        Мы считаем, что одним из наиболее эффективных способов развития коммуникативной компетенции  учащихся - творческие предметные выезды  как особая форма организации одновременно учебной и внеучебной  деятельности. Сущность предметного выезда для нас заключается в такой организации взаимодействия педагога и учащегося, при которой они, являясь субъектами образовательного процесса, вместе планируют, организуют, осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную творческую деятельность. Этому способствует частичное или  полное погружение учащихся в языковую  среду через мир сказок и комиксов, в котором  существуют  свои правила, свои герои, свои атрибуты, свои законы. Во время предметных выездов создается свой собственный микросоциум.  Он позволяет в неформальной обстановке, используя нестандартные способы взаимодействия между педагогами и учениками, решать задачи по формированию и развитию коммуникативной компетенции.

Такая смена привычной школьной обстановки, ограниченной стенами кабинетов,                стимулирует учащихся к общению на иностранных языках во время решения  не только игровых и учебных, но и повседневных задач, таких как правила поведения   в столовой и   на досуге.

       Посредством  игровой деятельности учащиеся закрепляют лексический и грамматический материал, а также изучат новый. Это достигается с помощью различных приемов и методов.

     Одним из достоинств предметного  выезда  является отсутствие четко установленных временных рамок- это не 45 минут урочной деятельности, а достаточно большой промежуток времени тесного сотрудничества педагогов и учащихся ,в течении которого можно решить сразу несколько педагогических задач.

    1. Целью  данного проекта является: – создать универсальную модель творческого предметного выезда на иностранных языках для  развития коммуникативной компетенции учащихся средствами языкового погружения.

 

                      2.  Задачи, решаемые в ходе реализации проекта    

   

1. формировать готовность к самостоятельному непрерывному  изучению иностранных языков и потребность использовать их для самообразования в других областях знаний;

  1. создавать условия для наблюдения за собственной речью на  иностранных языках и обсуждения этих результатов;
  2. создавать ситуации, требующие от учащихся применения и усиления когнитивных и аффективных функций личности, то есть развития дедуктивного и индуктивного мышления, памяти, воображения, творческих способностей, способности к сопереживанию и т. д.;
  3.  создавать условия для получения опыта принятия решений и рефлексии последствий принятых решений;
  4. создавать условия для приобретения опыта проектирования своей деятельности, осуществления проекта и осмысления его результатов.
  5. способствовать равномерному развитию всех компонентов коммуникативной компетентности учащихся, а именно: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной и стратегической компетентностей;
  6. способствовать приобретению учащимися опыта решения различных жизненных  задач с помощью иностранных языков.
  7. способствовать приобретению учащимися знаний о культуре, истории, реалиях и традициях стран изучаемых языков.
  8. создавать условия для осмысления учащимися демократического способа организации и управления, помогать приобрести опыт демократического взаимодействия в коллективе;
  9. способствовать приобретению учащимися опыта обсуждения, переживания и размышления в рамках поставленных проблем, а также некоторого опыта их решения;
  10. задавать нормы уважительного отношения к индивидууму, к индивидуальному мнению, к личности учащегося и учителя.
  11. способствовать развитию интереса к реализации своих управленческих и организационных способностей
  12. способствовать созданию атмосферы здоровой конкуренции. 

3. Продолжительность.

1 месяц-подготвка.

2 дня-реализация

4. Основные виды деятельности учащихся и решаемые развивающие задачи

Вид деятельности

Решаемая педагогическая задача (развитие УУД)

Говорение (диалогическая и монологическая речь)

  • Излагать свою точку зрения, аргументируя ее.
  • Быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Участвовать в диалоге.
  • Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде.
  • Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.
  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  • Уметь структурировать знания.
  • Представлять информацию в сжатом и развернутом виде.
  • Выдвигать средства достижения цели.
  • Планировать свои действия.

Аудирование

  • Определение основной и второстепенной                   информации.
  • Установление логических связей
  • Оценивание степени успешности достижения цели по известным критериям.
  • Умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Письмо

  • Представлять информацию в сжатом и развернутом виде.
  • Работать по плану, находить и исправлять свои ошибки.
  • Применять методы информационного поиска.
  • Знаково-символические действия, моделирование.

Чтение

  • Определять основную и второстепенную                   информацию.
  • Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему  полученных заданий с помощью взрослого и самостоятельно.              

5. Ожидаемые результаты

Предметные

В результате реализации данного проекта учащийся

- узнает значение новых лексических единиц, связанных с  соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;

-узнает страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/ странах изучаемого языка, ее/ их науке, культуры

-научится использовать языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

- научится вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения , беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;

-научится рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики

-научится относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных источников

 -овладеет навыками использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для общения друг с другом, ориентации в современном поликультурном мире, для расширения возможностей в выборе будущей  профессиональной деятельности, для изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран.

Метапредметные

Учащийся научится:

-  самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

- самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

- создавать , применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы  для решения познавательных задач

- планировать свое речевое и неречевое поведение

 Учащийся овладеет навыками

-осознанного определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификаций на основе самостоятельного выбора оснований и критериев

- взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли

- смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Личностные

У учащихся продолжит формироваться

-  способность  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

- осознанное , уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,  истории, культуре,  традициям стран изучаемых языков

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

-умение осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах,

- умение осознавать возможности самореализации средствами иностранного языка

 -стремление к совершенствованию речевой культуры в целом.

- умение гибко адаптироваться в ситуации, быть самостоятельным в принятии решений,

- умение самостоятельно работать над собой, познавать и развивать свой потенциал.

- умение осознавать свои личностные качества и черты характера в процессе работы в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках английского языка для повышения коммуникативной компетенции учащихся.

Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе зна...

Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции

Подробно разбирается формирование коммуникативной компетенции при активном использовании видеоматериалов....

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции обучающихся

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку  для развития коммуникативной компетенции обучающихся...

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции обучающихся (разработка заданий к видео по теме "British cuisine")

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку  для развития коммуникативной компетенции обучающихся  (разработка заданий к видео по теме "British cuisine")...