Педагогический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
материал

Федорова Алёна Владимировна

Педагогический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из актуальных. Это связано, прежде всего, с тем, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с каждым годом растет.

Школа – главный этап социализации для детей с ОВЗ. В школе они получают знания и навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Школьники с ОВЗ – это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья я работаю третий год. Когда я начала общаться с такими детьми, мне стало понятно, что нужен индивидуальный подход к каждому, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества.

Русский язык и литература – сложные предметы.  Поэтому часто задаю себе вопрос: «Как лучше преподнести новый материал?»

Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, необходимо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал. Излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Так, при изучение темы «Приставки пре и при», целесообразно сначала рассмотреть правописание приставок, затем правописание приставок пре, а позже отработать практические навыки по изучаемой теме. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем.

Необходимо учитывать, что при опросе учащиеся с ОВЗ часто не могут привести свои примеры к правилу, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами. Максимально использую наглядные средства обучения, большое внимание уделяю практической работе, выполнению простейших заданий, если это ребенок с ЗПР.

Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ рекомендую использовать занимательный материал. Он прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение.

На уроках русского языка очень часто применяю дидактические игры. Они придают активную форму уроку и позволяют учащимся в игровой форме освоить учебный материал. Еще Константин Дмитриевич Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка. В итоге у детей возрастает интерес к предмету, а дидактические игры способствуют формированию орфографической зоркости и грамотности школьника.

Использую следующие дидактические игры: «Найди окончание» (найди потерянные окончания пословиц), «Убери лишнее слово», «Исправь ошибку», «Шифровщик», ребусы, загадки, кроссворды, шарады и т.д.

Письменная речь представляет собой сложный процесс для данной категории детей (особенно с ДЦП, ЗПР), так как представляет собой сложные процессы, состоящие из многочисленных операций. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

В своей работе с учащимися постоянно анализирую ошибки в их тетрадях. На уроках приучаю учеников проговаривать слова. Проговаривание может быть громкое, шепотом или внутреннее. Проговаривание помогает отличить звук от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

В ряде случае школьники смешивают акустически сходные звуки. В написанных словах появляются характерные ошибки. Дети пишут «Педя» вместо Петя, «Парпос» вместо Барбос и т.д.

Многие дети имеют недостатки произношения, особенно трудно производить звуковой анализ и синтез слов (смягчение твердых согласных: «читаль» вместо читал, переставление слогов: «ябколо» вместо яблоко и т.д.

Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составить хотя бы 2-3 предложения, а в дальнейшем, возможно, составлять текст по плану.

На данных уроках главное – поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас, выполнять упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, развивать у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте.

Считаю, что без систематического контроля нельзя достигнуть положительных результатов. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, провожу небольшую проверочную работу с аналогичными заданиями.

Система упражнений, заданий для детей с ОВЗ должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

При выполнении заданий и упражнений учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу запомнить правило или теоретические знания они не способны. Использование вспомогательных средств обучения оказывают благоприятное воздействие на их запоминание.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы, памятки, презентации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ выполняют задания на повторение на доске. Когда ребенок успешно справляется с заданием, это придает ему уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ОВЗ, в том числе и ЗПР формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например, на уроке повторения изученного материала можно отправиться в «Страну Имени Существительного», «Королевство Глагола» и т.д.

На уроках литературы также необходимо обеспечить наглядность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким и запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом.

Театрализованная игра на уроке, которая вызовет у учащихся несомненный интерес. Можно сделать костюмы к таким урокам. Например, инсценировать можно басни И. А. Крылова, «Снежную королеву» Г.Х. Андерсена, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака и др. На таких уроках создается атмосфера раскованности, свободы мышления.

Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться следующих правил работы:

  • На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития;
  • Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания;
  • Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы;
  • Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения;
  • Работая с такими детьми, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся - одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Им свойственно и быстрое забывание выученного;
  • Для детей с ОВЗ необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассматриваются инновационные подходы в системе социально-психолого-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. ...

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

РМО февраль, 2022г. « Инновационный опыт учителей-логопедов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Мастер-класс: «Нетрадиционный метод  работы учителя-логопеда с использованием камешек – марблс  зффективно и интересно. Венедиктова Т.П. Учитель – логопед МАДОУ №20. П...