Инструменты формирующего оценивания (статья)
статья

 Лариса Николаевна Семизорова

Инструменты формирующего оценивания (статья по итогам Единого дня открытых дверей)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семизорова Лариса Николаевна,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Лицей»

 г.Лесосибирска, Красноярского края

Инструменты формирующего оценивания

        Формирующее оценивание – это новый педагогический инструмент, который полностью соответствует  современным образовательным задачам и основывается на адресной  поддержке обучающегося. Данный инструмент актуализирует учебную самостоятельность каждого ученика, помогает ему находить наилучшие способы своей учебной деятельности.

Формирующее оценивание выявляет  индивидуальные достижения учащегося, не предполагает сравнения результатов разных учащихся между собой и административных выводов по результатам обучения. А на  основе полученной обратной связи мы можем скорректировать свою деятельность так, чтобы дети учились более эффективно.  В  отличие от итогового, формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является в большей степени текущим,  диагностическим.

Алгоритм деятельности учителя по организации формирующего оценивания предполагает следующие шаги:

  • Сначала мы определяем планируемые результаты обучения.
  • Затем организуем деятельность наших учеников по планированию и достижению образовательных результатов.
  • А  потом при помощи разнообразных механизмов обратной связи организуем сопровождение достижений учащимися запланированных результатов обучения.

Эффективное формирующее оценивание включает в себя обратную связь, которая должна быть обеспечена специальным инструментарием. Под обратной связью мы понимаем информирование учителем ученика о результатах оценивания и получение им от ученика информации об учебном процессе.

Чтобы добиться от обратной связи максимального эффекта, необходимо держать в голове 4 важных момента, которые прокомментируем на самых простых примерах.

1. Показывать, что получилось хорошо.  Я нахожу и выделяю до трёх наиболее удачных мест в работе ученика, которые соотносимы с учебными целями. При необходимости устно их комментирую.

2. Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении). Используя обозначения (овалы, галочки, подчёркивания), отмечаю те места в работах, которые необходимо исправить.

3. Давать рекомендации о необходимых исправлениях. Это достаточно трудоёмкий момент, если нужно ПИСАТЬ о том, что нужно сделать для исправления и улучшения работы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата.

Принципы 1-3 очень хорошо работают на уроках развития речи.

4. Создавать возможность вносить исправления. А вот это  можно делать несколькими способами.

А)Как правило, в начале урока выясняем вопросы по домашнему заданию, а потом даю время внести исправления, что-то доработать.

Б)На уроках развития речи после написания и проверки сочинений и изложений также даю детям время  сделать соответствующие исправления. Могу  попросить тех учеников, кто уже справился со своей работой, помочь тем, кто испытывает затруднения.

На мой взгляд, очень эффективны следующие приёмы обратной связи: «Цепочка заметок», «Экспресс-обзоры (мини-обзоры)», «Недельные отчёты», «Резюме в одном предложении»,  «Составление тестов», «Опросники», «Постановка вопросов с открытым ответом», «Приём неоконченных предложений», «Ментальные карты», «Трехцветный групповой опрос»

                В начале урока использую опросники для самооценки выполнения домашнего задания, которые представляют собой ряд утверждений. А ученик должен их рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними.

Опросник для самооценки по теме «Сложное предложение», 6 класс

Да

Нет

Я записал(а) предложения, вставляя пропущенные орфограммы.

Я поставил(а)  запятые в сложных предложениях.

Подчеркнул(а) грамматические основы в каждом предложении.

Я указал(а) вид (простое или сложное союзное) каждого предложения.

Выделил(а)  союз как средство связи в простых предложениях и сложных союзных предложениях.

Я сразу понял(а), что требуется сделать.

У меня не возникло трудностей при выполнении.

Я проверил(а) свою работу, исправил(а) ошибки.

Я работу выполнил(а) старательно, аккуратно.

                Для учителя это прекрасная возможность отследить типичные затруднения, скорректировать этап объяснения домашнего задания и получить информацию о том, как сам УЧЕНИК осознаёт собственную учебную деятельность.

        Уже в течение нескольких лет практикую экспресс-обзоры, или мини-обзоры. В течение последних нескольких минут урока прошу учеников устно ответить на вопросы, представленные ниже,  или письменно ответить на некоторые из них. Например, на 3й, 4й, 6й.

  1. Что ты изучал  сегодня? Назови тему урока.
  2. С какими заданиями ты справился без чьей-либо помощи?
  3. Определи наиболее важное в этом уроке.
  4. Что вызвало трудности, осталось неясным?
  5. Что хотелось бы узнать дополнительно по теме урока?
  6. Что получилось у тебя лучше всего?
  7. Что тебе необходимо усовершенствовать?

Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что изучали в классе.

                Устный приём неоконченных предложений на этапе рефлексии даёт примерно тот же эффект. Единственный минус – невозможность выслушать мнение всех учащихся.

 «Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса: 1.Чему я научился  за эту неделю?  2. Какие вопросы остались для меня неясными? 3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Анализируя отчёты, я имею возможность узнать об основных затруднениях и ошибочных представлениях, сформированных у учеников, а заодно проследить развитие умения строить высказывание по типу рассуждение.

Эффективным является создание резюме изученной темы в виде 1 предложения «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?». Задача – отобрать только чёткие характеристики для каждого пункта. Например, после изучения произведений В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой» учащиеся создали следующие резюме: «Рыбаки назвали озеро в честь Васютки, оценив смелость и наблюдательность мальчика», «Бабушка купила пряник Витьке в тот же день, потому что понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях».

Постановка вопросов с открытыми ответами — действенный приём, побуждающий обучающихся к размышлениям о планировании и организации собственного обучения, об исправлении ошибок, о том, какие действия нужно предпринять, чтобы внести необходимые изменения в процесс обучения.

 Создание учениками  ментальной карты (под которой  понимается схема связей основных понятий изучаемой или пройденной темы), с одной стороны,  обеспечивает им возможность представить графически свои знания, с другой стороны, выполняет роль средства оценивания. На этапе обобщения или повторения они позволяют судить о том, насколько хорошо ученики охватывают целостную картину предмета, насколько хорошо они понимают связи внутри предмета и какова природа их ошибочных представлений.

Другим очень популярным и сложным инструментом формирующего оценивания  является критериальное оценивание, которое основано на уже заданных и понятных ученикам критериях. Использование критериального оценивания предполагает определённый алгоритм действий учителя и ученика:

  1. Перевод учебных целей в измеряемые результаты
  2. Формулирование  конкретных критериев оценивания
  3. Обсуждение критериев оценки с учащимися
  4. Самооценка результатов учениками
  5. Оценка учителя
  6. Обсуждение итогов оценивания

                На каждом уроке усвоения нового материала звучит вопрос: «Как я пойму, что усвоил новую тему?» или (как вариант)  «Как вы определите, что усвоили тему?» Постановка этого вопроса предполагает совместное с учащимися создание   критериев  проверки достижения учебной цели по конкретной теме. Например, при изучении темы «Фразеологизмы» в 6 классе на вопрос «Как я пойму, что усвоил новую тему?» я получила следующие ответы от учащихся: «Я знаю, что такое фразеологизма», «Я вижу фразеологизм в тексте и не путаю его с другими словами», «Я знаю, что значит тот или иной фразеологизм», «Я могу подобрать к нему синонимы и антонимы», «Я составляю предложения или текст с фразеологизмами». По сути это и есть те самые критерии, по которым мы будем проверять степень достижения цели по теме занятия, и в конце урока в процессе самооценки дети проверяют себя по следующим критериям:

  1. Знаю определение фразеологизма.
  2. Вижу фразеологизм в тексте и отличаю его от других сочетаний слов.
  3. Правильно определяю значение фразеологизма.
  4. Подбираю к нему синонимы и антонимы.
  5. Составляю предложения или текст с фразеологизмами.

Каждый критерий «стоит» от 0 до 2 баллов (0 баллов  – нет, не знаю, не умею, не составляю и т.д.; 1 балл – частично, не полностью, не всегда самостоятельно; 2 балла – знаю, могу, составляю, употребляю и т.д.)

Предложенные наработки, конечно, не могут покрыть дефицит методических материалов подобного рода, но, опираясь на них, можно создать свои рабочие материалы и применить их в соответствующей учебной ситуации.

Список использованной литературы

  1. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: Пособие для учителя. – Нарва, 2012.
  2. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. - М.: Просвещение, 2013.
  3. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие.  -  Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые сервисы как один из инструментов формирующего оценивания на уроках химии и французского языка

Существует много различных веб-инструментов, позволяющих обеспечить быструю обратную связь. Я решила поделиться опытом использования онлайн сервисов Web2.0., в частности   https://getkahoot.com/ ...

Интерактивный рабочий лист как инструмент формирующего оценивания

Презентация к педсовету по теме "Интерактивный рабочий лист как инструмент формирующего оценивания"...

Применение инструментов формирующего оценивания в основной школе

Введение нового ФГОС на ступени основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учебных ре...

Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом

При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты  технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....

Лист обратной связи – основной инструмент формирующего оценивания

В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. Новый подход к оцениванию - применение технологии формирую...

«Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»

доклад на тему «Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»...

Семинар "Формирующее оценивание. Инструменты"

Презентация может быть использована педагогами для ознакомления с инструментами формирующего оценивания....