Опыт и перспективы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы
статья

"Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Надо прямо сказать: есть опасность, что этот статус мы можем утратить. По данным социологов, у нас растет число людей, которые вообще не читают книг - ни бумажных, ни электронных. Никаких. Это очень тревожный факт", - заявил глава кабинета с трибуны съезда. По мнению Владимира Путина, в сложившейся ситуации повышение интереса к чтению становится без преувеличения общенациональной задачей. Возродить этот интерес необходимо в интересах страны и ее будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Устименко Людмила Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Лестранхозовская СОШ

Республика Хакасия, село Бирикчуль

Опыт и перспективы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы

        Повышение интереса к чтению - такую новую общенациональную задачу поставил Владимир Путин. Об этой инициативе он заявил, выступая в Москве на съезде Российского книжного союза ещё в 2011году. Путин призвал "возродить потребность людей в книге". "Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Надо прямо сказать: есть опасность, что этот статус мы можем утратить. По данным социологов, у нас растет число людей, которые вообще не читают книг - ни бумажных, ни электронных. Никаких. Это очень тревожный факт", - заявил глава кабинета с трибуны съезда. По мнению Владимира Путина, в сложившейся ситуации повышение интереса к чтению становится без преувеличения общенациональной задачей. Возродить этот интерес необходимо в интересах страны и ее будущего.

       "Интеллектуальный потенциал и культура нации зависят не только от того, сколько мы читаем, но и какие нравственные, духовный ценности, морально-этические ориентиры формируют книги, заставляют ли они думать, размышлять, анализировать", - приводит ИТАР-ТАСС цитату из выступления главы российского правительства.

       И вот 9 апреля 2016 года была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, которая  представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.

    Целью этой Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в Российской Федерации являются: модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы; повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы; развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников; популяризация русского языка и литературы. В данном документе рассматривается проблема мотивационного характера, т.е.  заметное снижение мотивации обучающихся к чтению. Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации. Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.

        Рассматриваются цели повышения интереса обучающихся к чтению через содержание технологий и методик преподавания в соответствии с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся.

       Чтение одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка.  Для реализации концепции предлагаю проект, в котором разработаны мероприятия, направленные  на повышения интереса обучающихся к  литературе.
Проект «Повышение интереса обучающихся  к чтению литературы».

         Цель проекта: Разработать систему мероприятий для повышения интереса у обучающихся к чтению литературы.

         Этап 1. Проводим анкетирование обучающихся.

На данном этапе организуется школьный форум «Книга в нашей жизни», на котором обсуждаются вопросы, связанные с литературными произведениями, какие книги сейчас читают ребята, какая литература интересует школьников. Варианты вопросов для форума: 1. Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились? Почему. 2. Произведения  каких авторов Вы посоветуете прочитать своим сверстникам? 3. Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы? 4. Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где проживаете? 5. Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?

Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.

Отметим, что по результатам проведенного  анкетирования были сделаны следующие выводы: многие дети откровенно отвечают, что не любят читать литературу; в своих предпочтениях между чтением литературы и компьютерными играми ребята чаще выбирают второе; многие школьники затрудняются назвать писателей и поэтов своего региона; часть из опрашиваемых ребят посещают библиотеки от случая к случаю.

Данные выводы подтвердили обозначенную ранее проблематику и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы.

      Этап 2. Организуем серию мероприятий, направленных на демонстрацию увлекательных сторон чтения.

План мероприятий:

  1. Конкурсно-игровая программа «По страницам литературных произведений». Здесь каждый класс должен продумать конкурс или игру по заданной теме и провести её среди школьников.
  2. Литературный брейн-ринг (между классами).
  3. Общешкольная конференция «Современный школьник и литература». Все желающие участвовать в конференции готовят доклад. Остальные ребята-участники задают вопросы, высказывают собственные мнения. На конференции для поддержки активности всех участников можно использовать интерактивные техники.
  4. Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию.
  5. Экспедиция на планету литературы. Каждый класс должен подготовить свою экспедицию (по выбору: литературное произведение или автор).
  6. Разнообразные конкурсы: Конкурс «Поэтическая книга» стихи собственного сочинения. Конкурс «Рукописная миниатюрная книга». Конкурс сочинений «Я - необыкновенный герой». Конкурс «Читатель месяца».
  7. Серия экскурсий: библиотеки села, района,  типографии, литературные музеи, книжные магазины. Посещение театров и кинотеатров.
  8. Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.
  9. Выставки, презентации литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.

        Этап 3. После серии мероприятий проводится тестирование ребят-участников с целью выяснения отзывов ребят, как о самих мероприятиях, так и о собственных предпочтениях в литературе.

Ожидаемые результаты проекта: Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же проследить динамику интеллектуального развития ребенка. Описанные подходы  к развитию у обучающихся  читательского интереса позволяют более детально разработать некоторые стороны изучения литературы как в рамках школьного курса, так за его пределами. К положительным моментам предлагаемых подходов к повышению читательского интереса можно отнести улучшение взаимодействия учителя и учащихся. Практическая реализация предложенных мероприятий  показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и как следствие общий рост эстетического и интеллектуального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"

Текст выступленич на пленарном совещании 25 августа 2017 года по теме "Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"...

План мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в МОБУ СОШ с.Ермекеево в 2017 году.

Данная информация содержит перечень мероприятий по реалиации Концепции преподавания русского языка и литературы в средней школе....

Реализация Концепции преподавания русского языка и литературы

Доклад для выступленияна РМО учителей русского языка и литературы...

Реализация концепции преподавания родного языка и литературы в МБОУ «ЦО с. Конергино»

Разработка предназначена для обеспечение высокого качества изучения и преподавания родного языка и литературы в МБОУ «ЦО с. Конергино» в соответствии с меняющимися запросами населения...