Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования
статья

Калинина Галина Анатольевна

«У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_u_vas_v_klasse_-_osobyy_rebenok.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

«У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)

Калинина Г.А.

БУ «Нижневартовский

социально-гуманитарный колледж»,

преподаватель

С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование получило необходимую законодательную базу. Закон гарантирует: «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Каждый ребенок должен быть включен в школьную жизнь на своих собственных условиях с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

С 1 сентября 2016 года дети с ограниченными возможностями здоровья начали учиться в обычных классах вместе со своими сверстниками. В классы пришли особые дети.  

 «У Вас в классе - особый ребенок». Какие при этом у педагога возникают ассоциации? «Имеет много проблем, сложный, трудный характер, требует постоянного внимания, проблемы со здоровьем, будет много пропускать, трудности в обучении». Педагог акцентирует свое внимание только на недостатках особого ребенка. И это следствия ситуации в образовании сегодня. Результаты работы с особым ребенком минимальны и отсрочены во времени. Недостаточно разработаны вопросы обучения и сопровождения особого ребенка в образовательном учреждении.  Не созданы  необходимые условия для обучения и развития особого ребенка в обычной школе.

Наличие даже одного ребенка с ОВЗ в классе меняет деятельность, как учителя, так и классного коллектива. Класс становится инклюзивным. В таком классе - особый учебно-воспитательный процесс, в который включен ребенок с особенностями познавательной деятельности, поведения, коммуникации. На уроке одновременно организуются несколько видов учебных ситуаций: индивидуальная работа, учебная деятельность в группах или парах, фронтальная работа, и сейчас еще должна быть организована работа с учащимися с ОВЗ, который зачастую не может полностью успевать за темпом класса и\или выполнять задания на таком же уровне, как и его одноклассники.

Для того чтобы работать в инклюзивном классе педагог должен:

  • знать психофизические особенности обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • знать особенности восприятия и переработки учебной информации обучающимися инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • владеть различными формами и методами обучения.

Учитель должен быть готов к работе в таких условиях и профессионально, и психологически. Следовательно, педагогу требуются новые профессиональные компетенции. 

Да, особый ребенок имеет особые образовательные потребности и возможности, но и педагог владеет множеством педагогических приемов, методов, средств обучения и воспитания. Именно в подборе «нужных» методов и средств проявляется педагог. Главное, это принять особого ребенка и  организовать практическое, терпимое взаимодействие с ним.

В настоящее время уделяется достаточно большое внимание подготовке работающих педагогов, психологов, социальных работников к работе в инклюзивном классе – проводятся курсы повышения квалификации, семинары, конференции; существуют многочисленные публикации; ведется подготовительная работа с особыми детьми и их родителями.

В профессиональном образовании проблема подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования актуальна. Нужно готовить будущего педагога осуществлять профессиональные функции в инклюзивном классе, учитывать разные образовательные потребности учащихся, создавать условия для развития и саморазвития детей с ОВЗ. И в первую очередь, готовить учителей начальных классов, они первыми в школе  принимают особых детей.

В нашем колледже в рамках освоения профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования» на 4 курсе изучается вариативный междисциплинарный курс «Методика преподавания иностранного языка в начальной школе». В рабочую программу МДК включен раздел «Практические рекомендации по проектированию урока иностранного языка в рамках инклюзивного образования».

На занятиях по данному курсу организуются методические практикумы по изучению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Через решение новых профессиональных задач во взаимодействии с особым ребенком, организуемых на занятиях, у студентов формируются компетенции: определять цели и задачи, планировать уроки, проводить уроки в рамках инклюзивного образования. Студенты учатся планировать учебную деятельность класса в условиях инклюзивного образования, создавать условия успешности всех учащихся на уроке. Для этого будущие педагоги вносят изменения в структуру урока, подбирают упражнения по степени нарастающей сложности, чередуют умственную и практическую деятельность, используют методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Во время работы на уроке нужно задействовать как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память, логическое мышление в процессе восприятия материала. Учитывая нозологию ребенка, учитель поэтапно разъясняет задания и дает четкие инструкции последовательного выполнения. Дозирование учебного материала, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, подбор упражнений с учетом нозологии, чередование выполнения заданий и физкультурных пауз для снятия напряжения мышц – это необходимые учебные условия для ребенка с ОВЗ.

В конспекте урока должен быть отражен план деятельности на уроке для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учимся по-разному подходить к решению данной педагогической задачи:

1.Составлять планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

2.  Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Формы конспекта могут быть разные, главное - отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе.

На практических занятиях моделируем условия инклюзивного учебного процесса. «Как учитель организует учебный процесс в инклюзивном классе?» – задаем вопрос. И вместе со студентами ищем ответ на вопрос.

На уроке учитель сообщает название темы, выясняет, что учащийся уже знает, обсуждает рамки темы и планируемый результат. После каждого фрагмента материала учитель осуществляет проверку его понимания. Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия, схемы в тетради ребенка. Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал. В процессе изложения материала учитель предусматривает активное включение особого ребенка в учебную деятельность, например, просит привести примеры или сформулировать вопросы.

А что делают в это время остальные учащиеся? В то время, когда учитель занят отдельными учениками, другие работают в парах, группах и индивидуально, с карточками.

Как включить особого ребенка в парную работу? Вначале с ним в пару организуем работать детей, показывающих положительное отношение, готовых помочь и поддержать. Потом нужно менять состав. Таким образом, весь класс постепенно приобретает опыт взаимодействия с особым учеником. Учитель отмечает и одобряет любой результат, а также согласованность, сплоченность, умение сотрудничать.  Обычно работа в парах используется на этапах повторения или закрепления  материала, когда ученики могут действовать самостоятельно. Учитель заранее подготовит вопросы, которые дети могут задать друг другу. Затем увеличиваем число учебных ситуаций, в которых ученики могут запоминать учебный материал более осознанно и успешно.

Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу также носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработка компромиссных решений по выходу из ситуаций. Эти же критерии становятся ведущими и на внеклассных мероприятиях по иностранному языку (инсценирование сказок, подготовка сценок, разучивание песенок, стихов), что постепенно приводит к качественному изменению отношений в классе.

Работа в группах с ребенком с ОВЗ труднее организовать, нужно распределить функции, когда каждый ребенок вносит свой вклад в общий результат, выполняя свое задание. При этом ребенку с ОВЗ хочет быть «как все». Предлагаем ему  посильные задания. Но обязательно ребенок должен ощущать полную включенность в работу группы с учетом его возможностей (например, он может проверять расчеты с использованием калькулятора, подбирать необходимый наглядный материал – картинки, схемы, – иллюстрирующий содержание задания). Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Но ошибкой будет все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить, учить решать проблемы, справляться с ситуацией. Хороший результат дает и распределение учащихся по парам или группам для выполнения проектов.

При организации индивидуальной работы на уроке, например выполнения задания на карточке, задания в тетради, необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ выполнять задание вместе с одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Например, когда в процессе устного контроля знания иностранных слов, учитель дает карточки с индивидуальными самостоятельными заданиями не только ребенок с ОВЗ, но еще несколько учеников. При этом содержание и форма задания  будет соответствовать уровню освоения материала каждым учащимся.

На уроке каждый этап необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Если обучающийся с ОВЗ не успевает за темпом класса, необходима помощь. Например, при чтении открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем. Иногда можно сокращать объем некоторых заданий (ответить только на 1-2 вопроса). При ответах на вопросы, необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей  может быть замедленна). Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.). Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде, должно быть кратким, конкретным, одним глаголом, разделено на несколько этапов. Обязательно дать возможность ребенку закончить начатое дело.

Особо следует сказать о психологии общения в ходе урока, о стиле общения.

  1. Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка.
  2. Не обращайте внимания на небольшие нарушения дисциплины.
  3. Нужно быть готовым к тому, что изменения в поведении ребенка могут быть связаны с приемом медикаментов.
  4. Придумайте какое-то «особое» слово, Вы произносите, ребенок поймет, что не нужно так поступать.
  5. Разрешайте ребенку доделать работу, если он не успел и хочет получить хорошую отметку.
  6. Используйте оценку: выполнил - не выполнил. 
  7. Общение на уроке должно быть основано на интересе, успехе, доверии.

Без сомнения, в инклюзивном классе должен работать «особый педагог». Задача профессионального образования - подготовить такого педагога.

 Главное, что хочется донести до будущих учителей начальных классов, дети с ограниченными возможностями в своей жизни познают много трудностей, и такие дети заслуживают поддержки и помощи.  Инклюзия поможет воспитать  в них уверенность в своих силах и стать полноправными членами нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

Комплексный подход к организации учебной и производственной практики будущих учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век» (2013г.) Форма участия: очная Тема доклада: "Комплексный подход к...

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Статья по самообразованию «Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования»

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ...

План-конспект занятия по эстрадному вокалу «Вокально-исполнительская работа в условиях инклюзивного образования»

Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей детей через вокально-хоровую и музыкально-игровую деятельность в условиях  инклюзивного образования....

«Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов»

Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов...