Выступление из опыта работы «Коррекционный вектор в работе воспитателя с детьми»
консультация

Трифонова Ольга Алексеевна

Выступление из опыта работы на тему "Коррекционный вектор в рабо воспитателя с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo_trifonova_o.a.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                                    141613, Московская область,                    

                                                                                                  г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                                     тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                   fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Выступление на РМО воспитателей

по теме:

«Коррекционный вектор в работе воспитателя

 с детьми»

Подготовила: Трифонова О.А.

учитель - логопед

г. Клин, ноябрь 2018г.

          Выполнение социального заказа общества – воспитать всесторонне развитого ребёнка в дошкольном возрасте и подготовить его к школьному обучению - ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные коррекционные приёмы и методы для профилактической работы.

         Профилактическая работа воспитателя дошкольного учреждения определяется:

- современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками;

- составом детей;

- сложностью речевой деятельности и её значением для развития ребёнка;

- наличием недостатков и отклонений в речевой, эмоционально – волевой и когнитивных сферах;

        Воспитатели   детских садов общеразвивающего вида, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, эмоционально – волевой и познавательной сферах, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового ребенка помочь малышу, страдающему речевыми, интеллектуальными и  поведенческими  нарушениями.

        И чтобы помочь ему воспитатели рекомендуют родителям посетить узких специалистов - логопеда, дефектолога, психолога.

       Мы знаем, что воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не учили  слушать рассказы, сказки и пересказывать их).  

        А так же  ошибок коллег – непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад, где не уделяли должного внимания его речи, эмоционально –волевой сфере).

      Выстраивая индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, воспитатель,  использует простые и доступные   методы педагогической диагностики: это наблюдение, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, его коммуникабельности со взрослыми и детьми, познавательной сферы, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

        Важно, чтобы полученные данные сопоставлялись со сведениями о речевом развитии ребёнка вне детского сада. С этой целью воспитатель может предложить родным и близким ребёнка ответить на ряд вопросов (см. анкета).

       Ответы родителей дополняют представление педагога о ребёнке, об особенностях его всестороннего развития.

          Все мы знаем, что воспитатели детского сада должны руководствоваться процессом формирования у детей правильной речи, начиная с младшего дошкольного возраста, согласно образовательной области «Речевое развитие».

          На занятиях, во время прогулок, режимных моментах необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, и внятной.

         В общей системе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, основная работа которых направлена на развитие:

- слухового внимания и фонематического слуха детей,

- правильного речевого дыхания,

- мелкой моторики пальцев рук у детей,

- подвижности артикуляционного аппарата.

            Развитие слухового внимания и фонематического слуха включает различные игры - упражнения.

Например:

«Угадай, что звучит» -  взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.

«Угадай, чей голос» -  одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по – очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал.

«Узнай музыкальный инструмент» -  взрослый показывает, как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

         Игры на развитие фонематического слуха

 - Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов.

 - Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.

 - «Доскажи словечко»

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (зайка) 

Наша Таня громко плачет, уронила в речку ….(мячик) и.т. д.

       Развитие правильного дыхания.

Важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

 - дуть в дудочки, язычки;

 - дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских духовых инструментах;

 - дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки:

 - надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Например:

игра «Футбол» сложить на столе из карандашей «ворота» и дуть на кусочек ваты, целясь в «ворота».

игра «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).

         Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острые и хронические риниты, полипы носовой полости, аденоиды и т.д.).      

        Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

        Развитие мелкой моторики

   О пользе пальчиковой гимнастики наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно ежедневно делать пальчиковую гимнастику, и играть в игры:

с массажными мячами;

ловить намагниченных рыбок;

игры в пальчиковом бассейне (горох, фасоль, шарики из пенопласта);

выполнение пальчиковых игр в стихотворной форме;

игры с бусинами, мелкими камешками, крупой;

задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование;

обводка, штриховка, раскрашивание.

           Развитие артикуляционной моторики

         Многие из нас и  не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости.

         Простые упражнения, которые я рекомендую выполнять в режимных процессах

максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбочку,

вытягивать губы трубочкой, «часики», «вкусное варенье» (облизывание языком верхней и нижней губы), «лошадка», «толстушки – худышки» вырабатывают у детей двигательные навыки.

         Упражнения, имеющие условные названия или связанные  с определенным игровым образом, требуют перевоплощения, вызывают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивости внимания детей.

         Проводимые мероприятия, ответственное отношение воспитателей  к данному вопросу позволит сократить количество детей с нарушенным звукопроизношением и фонематическим слухом. 

Приложение 1

Анкета

- Каковы отношения ребёнка с членами семьи?

- Кому он отдаёт предпочтение?

- Не испытывает ли недостатка во внимании к нему, негативного отношения, гиперопеки?

- Нет ли у ребёнка отрицательного отношения к кому-либо из членов семьи?

- Кто занимается воспитанием ребёнка?

- Легко ли он контактирует с другими детьми и с взрослыми?

- Избирателен ли в общении?

- Каковы, по мнению родителей, его взаимоотношения с другими детьми?

- Является ли он лидером?

- Использует ли он речевые средства при общении - возгласы, интонацию, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы?(нужное подчеркнуть)

-  Есть ли в диалоге реплики?

- Какие книги и с какого возраста читают ребёнку?

-  Как долго он может слушать чтение?

- Что его больше интересует - иллюстрации, содержание или то и другое?

- Есть ли любимые фильмы, пластинки?

- Любит ли ребёнок дома рисовать, лепить, играть с конструктором?

- Сопровождает ли эту деятельность речевыми средствами?

- Играет ли самостоятельно? Обращается ли за помощью к взрослым в трудных ситуациях?

- Каковы его эмоциональные проявления: адекватные, сдержанные, безразличные, бурные?

- Каким образом ребёнок реагирует на новую игрушку?

- Сопровождаются ли эмоциональные проявления речевыми средствами?

- Каков характер ребёнка - доброжелательный, послушный, ласковый; вспыльчивый, капризный, агрессивный? Как он ведёт себя дома?

- Есть ли у него возможность и потребность в психологической разрядке?

- Каким образом это проявляется: кричит, уединяется, затихает, «общается» с игрушками, пытаясь воспроизвести взволновавшие его ситуации, слушает музыку, рисует, конструирует?

- Есть ли у ребёнка животные, птицы, растения? Как он относится к ним? Как общается, играет с ними?

- Как семья проводит досуг, выходные дни, отпуск?

.

Приложение 2

Советуем родителям обратиться за помощью к логопеду

      Проблема обращения к такому специалисту, как логопед, встает перед воспитателями – в период активного становления речи ребенка. Ситуация осложняется тем, что логопед в дошкольном учреждении, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом.

На что же обратить внимание:

если в 3-3,5 года

-ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

-в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

-он не повторяет за Вами слова;

-или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

-у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов);

-не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

-все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

-ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке;

-допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании);

          Все это может быть поводом получить консультацию логопеда, в детском саду комбинированного вида №23 «Аленушка» или логопеда в  детской поликлинике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета

Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....

Выступление «Из опыта работы с одаренными детьми «Талант – это развитие природных склонностей»»

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские талант...

Пути формирования метапредметных компетенций на уровне основного об-щего и среднего образования в рамках работы с одарёнными детьми. Публичное выступление. (обобщение опыта на основе проекта «Конкурс спикеров «In search of unknown»»)

Представленный педагогический проект "Конкурс спикеров «In  search of unknown»" имел целью создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие и...