Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста
материал

Богдашкина Софья Васильевна

Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста в условиях школы велика. Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_fizicheskogo_vospitaniya.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления на заседании ШМО предметов ест.- научн. цикла

«Роль физического воспитания

в развитии детей младшего  школьного возраста». (сентябрь 2018 г.)

   Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста в условиях школы велика. Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

   Двигательная активность каждого ребенка разная. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей.               Физическое воспитание- это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

   Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни.
  Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных умений и навыков, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью.

    Считается, что целью физического воспитания в целом является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.  Для того, чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании младших школьников, решается комплекс конкретных задач оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

    Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья, физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

    Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Двигательные навыки, сформированные у детей младшего школьного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в школе и семье.

   Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие младших детей умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в школьных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

   Для достижения целей физического воспитания применяются следующие группы средств:

 - физические упражнения,

 - оздоровительные силы природы,

 - гигиенические факторы.

    Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

    Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры и внеурочные занятия спортивного направления, которые строятся в соответствии с общими

 педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников, основу которой составляет двигательная активность ребенка.

   Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья  младших школьников. К формам организации физического воспитания младших школьников относятся:

 - физкультурные занятия,

 - физкультурно- оздоровительные занятия,

 - утренняя гимнастика,

 -физкультминутки,

 -закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями,

 - физкультурно-оздоровительные мероприятия.

 - в режиме дня подвижные игры, прогулки,

 -индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами,      -занятия учащихся различными видами физических упражнений самостоятельно,

 - праздники, Дни здоровья.

   Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня начальной школы.

  Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста можно рассматривать в двух аспектах.

  Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок на организм школьников, во-вторых, обучение школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, чтобы большой  обеспечить суточную потребность организма ребенка в двигательной деятельности.

   Для того, чтобы добиться от школьников заниматься самостоятельно физическими упражнениями необходимо, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям, не надо давать им задания всегда строго по предписаниям. В некоторых случаях желательно ставить только общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять результаты, определять победителей

соревнований могут сами дети. Школьники в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и, чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше и интерес к занятиям.

  Необходимо стимулировать самостоятельные занятия обучающихся по интересам. И домашнее задание задавать также по интересам детей. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков.

  Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности.

  Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения.

  Это осуществляется всей системой воспитания уроками, внешкольной работой, массовой оздоровительной работой, т.е. комплексом мероприятий. Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка и подростка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, снижения у них жизненного тонуса.

  Правильно же организованный двигательный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют не допустить возникновения заболеваний, помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического развития. Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования.

  Основным механизмом физического воспитания детей младшего школьного возраста является физкультурно-спортивная деятельность. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма к заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются, закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Рассматривая вопросы двигательной активности детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать характер их повседневной деятельности. 

   Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность в...

«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей школьного возраста».

 Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и в...

Презентация на тему "Роль праздников и развлечений в развитии детей дошкольного возраста"

Презентация на тему:"Роль праздников и развлечений в развитии детей дошкольного возраста"...

Роль словесных и логоритмических игр в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развит...

презентация на тему роль словесных и логоритмических игр в развитии детей дошкольного возраста

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра. Словесные игры построены на словах и действия...

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста...

«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

В статье речь идет об  актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...