«Русские национальные костюмы»
материал (9 класс)

Рецензия

Рецензия на работу «Русские национальные костюмы»

учениц  школы №2 города Елабуги  9 «В» класса  Логиновой Алены и                                Рудак     Вероники.     

Работа посвящена изучению и исследованию  русских национальных костюмов и связи их с современностью.

Актуальность темы прослеживается в использовании элементов древней национальной одежды в современности ,в возрождении традиций русского народа.

Авторами проведена серьезная работа в изучении русской национальной одежды через умение работать с дополнительной литературой, умение подходить к заданию творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_nats_odezhda_novyy.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МКУ «Управление образования Елабужского муниципального района»

Муниципальная  научно-практическая конференция учащихся

«Традиции и современность»


«Русские национальные костюмы»

Выполнили:

Логинова Алена, учащаяся 9 В класса

Рудак Вероника, учащаяся 9 В класса

МБОУ СОШ № 2

Руководитель:

Тимченко Гузель Гакифовна

Классный руководитель 9 класса В

Елабуга ,2016

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………стр.3

2.Основная часть…………………………………………………………..стр.4

Глава 1.Мужская одежда …………………………………………………стр.4

Глава 2.Женская одежда…………………………………………………..стр .5

Глава 3.Связь с современностью…………………………………………стр .5

3.Заключение………………………………………………………………стр.6

4 .Список литературы…………………………………………………….. стр 7

1.Введение

Добрый день, дорогие друзья. Мы подготовили для вас научно-исследовательскую работу.

«В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак
изящества — приличие, а признак щегольства — излишество» Сократ

(слайд 1)

Главная цель этого доклада – выявить признаки различия женской и мужской национальной русской одежды, а также подчеркнуть актуальность сохранения и возрождения элементов русской национальной одежды.

(слайд 2,3)

Мы изучили, что народная одежда, обувь, создавшиеся на протяжении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. Формы одежды, конструктивное и декоративное решение их зависели от климатических условий и уровня развития производительных сил, от занятий народа и сложившихся исторических условий. Народный костюм в своих классических, веками сложившихся формах сконцентрировал вековой опыт народа.

2.Основная часть

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе. Имеет назначения и возраста  .

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. Мы сделали некоторые сравнения . На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды (слайд 4)

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная (слайд 5) Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Глава 1

Мужская одежда

Рубаха-косоворотка (слайд 6)

Изучая  литературу мы  узнали, что основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Штаны.  Гачи.   Порты (слайд 7)

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях.(слайд 8) В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания  (слайд 9)

Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом.

Верхняя одежда.

Из прочитанных  источников мы узнали , что поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна.(слайд 10) Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. (слайд 11) Поверх кафтана надевали однорядку (слайд 12)

Головные уборы  (слайд 13)

Изучая литературу о головных уборах мы выяснили ,  что на коротко остриженной голове обычно носили тафьи,  не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки. Кроме шапок в виде носились треухи, мурмолки и  горлатные шапки. Треухи   —  шапки с тремя лопостями  Мурмолки  — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи  делались вышиной в локоть .

Глава 2

Женская одежда(слайд 14)

Во всех источниках  написано что основой женского костюма была длинная рубаха. (слайд 15) Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. (слайд 16)Знатные женщины имели верхние рубахи  горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета.

Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны  различались  по тканям и покрою (слайд17)

Также нами было изучено что женская одежда состояла из:

Душегреи (слайд 18) Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой.

Понёва(слайд 19)— набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест

Летник — старинная верхняя женская одежда.  ( слайд 20)

Верхняя одежда.

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Носили  запона (слайд 21)

Было изучено, что во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15 — 20 килограммов. Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой. (слайд 22)

Головные уборы (слайд 23)

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов.

Было доказано, что  замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники  или повойники и повязывались еще платком (слайд 24)а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник (слайд 25, 26)Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой  женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.  

Обувь (слайд 27)

Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка.

Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.

Чёботы — вид сапог с коротким голенищем

Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. До сих пор  и в наши дни используется эта обувь.

Онучи — длинная, широкая  полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена

Поршни — простейшая русская кожаная обувь

 Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником (слайд28)

Украшения.

Височные кольца (  слайд29)

Височное кольцо — бронзовоесеребряноезолотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Его носили по одному или по нескольку пар сразу.

Глава 3

 Связь с современностью.

Современный костюм оказывается созвучным народному костюму в использование похожих рисунков клетки, полоски разных ритмов и масштабов, в игре фактур материалов или общем колористическом решении. Весь ансамбль часто строится на применении элементов, характерных для народного костюма.  ( слайд 30) Платки, меховые головные уборы, сапоги, пояса уместно подчеркивают в современном костюме национальные особенности. Народный костюм, в котором согласованы и соподчинены все детали, подсказывает варианты решений современной одежды в ансамбле.

В народном костюме соединены искусство обработки кожи, плетение, ткачества, аппликации и вышивки.

 Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует всегда принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное; поэтому было бы несправедливым исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.  ( слайд 31

3.Заключение

Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Такую традицию можно наблюдать в Швеции, Америке, Германии. Это выглядит очень   радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости. Русский народный костюм, будучи частью народной культуры России, не исчезает полностью. Отчасти он остается в нетронутом виде в качестве сценического костюма в различных народных коллективах песни и танца, одежды участников исторических проектов реконструкторов, однако не встречается в повседневной жизни обычного человека. Можно сделать вывод, что традиционный русский костюм в его классическом понимании постепенно умирает, уступая новым тенденциям в одежде.

Многие российские деятели моды неоднократно пытались и пытаются возродить эту культуру в своих коллекциях. Таковы, например Ульяна Сергеенко, Алена Ахмадулина, Алексей и Анна Бородулины, огромную роль в популяризации народного костюма сыграли коллекции Вячеслава и Егора Зайцевых, Валентина Юдашкина, Дениса Симачева и бренда Bosco di Ciliegi.

Одновременно с процессом отмирания традиций национального костюма можно отметить трансформацию некоторых из его элементов и переход их в новом качестве в современный костюм. Архетипическая память народа очень сильна и не дает забывать свои корни и традиции, поэтому на новом историческом витке патриотизма, мы наблюдаем появление нового видоизмененного русского костюма, позаимствовавшего элементы традиционного костюма, народных промыслов, творчества деятелей императорской и советской эпох. Разумеется, этот новый вид одежды нельзя назвать исконно-русским в полной мере, однако нельзя отрицать и то, что в нем присутствует множество элементов народной культуры, которые заново завоевывают популярность и становятся как бы неонародными, совершая эволюцию культуры на наших глазах.

4.Список литературы

1.Г. П. Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр.56

2. Г. П. Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 59

3.Древняя одежда народов Восточной Европы. М.,1996
4 Пушкарева Н. Л. Женщины древней Руси. М., «Мысль», I999
5. Древняя Русь. Быт и культура. Археология. М.,"Наука",1997
6. Кудь Л. Н. Костюмъ И украшенія древнерусской женщины. Кіевъ, 1994
7. Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. Киев, «Наукова думка»,1995
8. Этнография русского крестьянства Сибири. XVII-середина XIX в. М.: Наука,1981.
9.Пармон Ф.М. "Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества": - М.: «Легпромбытиздат», 1994.

10.«Русский народный костюм»: - М.: Мозаика - синтез, 2006.

11.Соснина Н., Шангина И. "Русский традиционный костюм": - СПб.: "Искусство"

12.Власова И.В. «Русский Север»-Москва 2015

13. http://www.matrony.ru/osobennosti-nacionalnogo-russkogo-kostyuma/

14.http://www.lib05.ru/news/kostyum-tradicii-i-sovremennost


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фартук как элемент русского национального костюма

Игровая форма урока  способствует приобретению знаний по материаловедению, моделированию, краеведению, формированию прочных навыков и умений по художественной обработке материалов, обес...

Русский национальный костюм

Исследование русского женского костюма. Можно использовать для проектирования  коллекций русских костюмов для школьного театра моды....

проект на тему "Русский национальный костюм"

В школе проводилось мероприятие посвящённое 20- летию со дня принятия Конституции РФ,  "Я живу  в России". Каждый класс готовил проект и защищал его. Нами была выбрана тема "Русский национал...

Презентация для учеников 4 класса "Русский национальный костюм"

Презентация поможет детям выполнить ряд работ по изобразительному искусству , опираясь на исконно русские традиции....

Презентация "Русский национальный костюм"

История русского национального костюма...

Разработка урока изо в 5 классе по теме «Русский национальный костюм»

Технологическая карта урока «Русский национальный костюм»...