ПРОГРАММА элективного курса для 9 класса «Методика исследовательской работы»
материал (9 класс)

Программа курса «Методика исследовательской работы» рассчитана на работу с учащимися 9-х классов. Она скорректирована с учетом возрастных особенностей учащихся и является предметной реализацией общей концепции развития учебно-исследовательской деятельности – деятельности, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. В связи с тем, что наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, от человека требуются новые качества. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Данный курс дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Цель курса – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Задачи курса: - сформировать у учащихся вполне определенное понимание терминов «наука» и «научное мировоззрение»; - творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы; - показать школьникам научное исследование как единую систему во взаимосвязи ее элементов; - обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента; - сформировать представление о различных видах письменных научных работ, обучить учащихся основам оформления работы; - научить продуманной аргументации и культуре рассуждения; - научить культуре работы с архивными публицистическими материалами; - приобщить учащихся к ценностям и традициям российской научной школы. Курс занятий по данной программе включает в себя теоретическую, практическую, исследовательскую и творческую части. Основными формами организации обучения являются беседа, дискуссии, лекции, самостоятельная работа, наблюдение, эксперимент. Формы контроля: - выполнение домашнего творческого задания; - выполнение практических заданий; - защита реферата; - работа с литературой; - участие в конференции. Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 12-13 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_9_klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

ПРОГРАММА

элективного курса для 9 класса

«Методика исследовательской работы»

Учитель: Захаренко Лариса Александровна, учитель биологии

Г. Балтийск

Пояснительная записка

Программа курса «Методика исследовательской работы» рассчитана на работу с учащимися 9-х классов. Она скорректирована с учетом возрастных особенностей учащихся и является предметной реализацией общей концепции развития учебно-исследовательской деятельности – деятельности, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

В связи с тем, что наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, от человека требуются новые качества. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Данный курс дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Цель курса – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Задачи курса:

- сформировать у учащихся вполне определенное понимание терминов «наука» и «научное мировоззрение»;

- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;

- показать школьникам научное исследование как единую систему во взаимосвязи ее элементов;

- обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента;

- сформировать представление о различных видах письменных научных работ, обучить учащихся основам оформления работы;

- научить продуманной аргументации и культуре рассуждения;

- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;

- приобщить учащихся к ценностям и традициям российской научной школы.

        Курс занятий по данной программе включает в себя теоретическую, практическую, исследовательскую и творческую части.

        Основными формами организации обучения являются беседа, дискуссии, лекции, самостоятельная работа, наблюдение, эксперимент.

        Формы контроля:

- выполнение домашнего творческого задания;

- выполнение практических заданий;

- защита реферата;

- работа с литературой;

- участие в конференции.

        Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 12-13 часов

№ п/п

Содержание обучения

Разделы, темы

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Тема № 1

Введение. Новая дисциплина «научных исследований». Цель, задачи, специфика занятий, общие требования

1

2.

Тема № 2

Подготовка к проведению научного исследования:

1. Объектная область, объект и предмет

2. Тема, проблема и актуальность исследования

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

4. Определение гипотезы

5. Цель и задачи исследования

6. Определение методов исследования

1

3.

Тема № 3

Практическое занятие № 1 в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

Практическое занятие № 2 в библиотеке «Правила работы в информационном центре»

2

Оформить раздел «Литература» в соответствии с требованиями

4.

Тема № 4

Проведение научного исследования

1

Составить план

5.

Тема № 5

Оформление научно-исследовательской работы. Особенности языка и стиля научно-исследовательской работы

1

Описание целей, задач и гипотезы исследования

6.

Тема № 6

Защита результатов исследования

1

Графическое представление результатов исследования

7.

Тема № 7

Практическое занятие № 3. Посещение архива Музея ДКБФ. Знакомство с научными сотрудниками музея.

1

Составить заявку на работу в архиве

8.

Тема № 8

Практическое занятие № 4. Выполнение исследовательской работы «Эколого-гигиеническая оценка школьных помещений»

1

Подготовить структуру своего исследования

9.

Тема № 9

Оформление работы. Составление тезисов. Требования.

2

Составить тезисы своего исследования

10.

Тема № 10

Требования к оформлению стендового доклада

1

Оформить стендовый доклад

11.

Тема № 11

Конференция. Защита исследовательских работ

1

Используемая литература

  1. Громова Т.В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников. /Практика административной работы в школе. № 6, 2006.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001.
  3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М., Народное образование, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного предмета "Теория и практика исследовательской работы"

Данный элективный предмет рассчитан на работу с учащимися 10 классов, проявляющих интерес к исследовательской деятельности....

Рабочая программа элективного курса «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)

Элективный курс «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

Программа элективного курса (11 класс) «Методика решение химических задач с использованием знаний математики и физики»

Элективный курс рассчитан  на 35 часов, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес к химии.В системе школьного образования и воспитания определенную  роль отводиться химии, Ее...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...

Программа элективного курса по русскому языку "Учимся работать с текстом"

Элективный курс "Учимся работать с текстом" направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом....

Рабочая программа элективного курса по истории Отечества для работы с одаренными детьми

Элективные курсы «История в лицах»,  «За страницами учебника истории. Трудные вопросы истории». Программа курсов для детей с высокими способностями позволяет повысить моти...