Родительские собрания, памятки для родителей
методическая разработка (7, 8, 9, 10 класс)

Родительские собрания, памятки для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»

Дети – это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе,

Наша радость, боль и грусть,                  

Наше будущее – дети,

Трудно с ними – ну и пусть.

В наших детях наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Наши дети. Наша радость и грусть, наше счастье и несчастье, наша гордость и наше горе.… Это всё они – наши дети. Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется. Он всё время делает что–то не так,  в чём–то ошибается, и мы постоянно чем–то недовольны. А может быть всё дело в том, что мы просто-напросто плохо знаем своих детей? Их нужды, потребности, их манеру общения, их, кажущуюся нам дурацкой, новую моду? Не знаем или не хотим знать? А может быть, нам порой просто не хватает терпения, чтобы выслушать и понять ребёнка? Или времени?  Причин много. Но главная причина всех бед, это то, что мы, как это не парадоксально звучит, не умеем общаться с нашими детьми, порой сами себе боимся признаться в этом, спросить совета, поискать помощи. И вырастает стена непонимания, появляются конфликты, и только тогда мы с ужасом осознаём – что – то не так, где – то мы были не правы, можно было поступить по другому. А вот как по другому? Я предлагаю нам сегодня всем вместе задуматься над этим вопросом, попытаться разобраться во всех тонкостях общения в семье. Именно поэтому тема нашего сегодняшнего собрания звучит так «Гармония общения – как залог психического здоровья ребёнка».

      Общение с ребёнком – это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше меня знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать условия, сердиться на него, негодовать, если он не слушается.

    Я могу делать с ним всё, что хочу.

Родителю, который с этим согласится, на свете жить легко, он поступает в соответствии со своими представлениями. Он уверен в своей правоте. И если выросший ребёнок не оправдает ожиданий, есть на кого свалить вину: на школу, общество, дурную компанию или природные склонности человека.

       Трудно становится, когда с самого начала решаешь для себя: я не буду поддаваться соблазну, я не буду давить, покрикивать на него. Я не буду пользоваться своей властью.

       Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми, сильно рискуешь, ведь никто не может предсказать заранее, чем всё обернётся.

       Иногда думается, что потребность человека в детях – не только инстинкт продолжения рода.

       Может быть ребёнок – одна из попыток Бога. Научить прощать. Научить любить. А что, если это попытка научить раскаянию?

      Представим такую ситуацию: двухлетний сын не желает засыпать. Просит последовательно: воды, пирожок, потом плюшевого медвежонка, затем другую книжку. Какую другую? Эту? Нет, не эту! Не – е – ет, вон ту – у – у!

     Раздражаешься. Говоришь железным голосом и смотришь медным взглядом: «Дорогой мой, если ты сейчас же…»

     Он, конечно, подчинится. Уснёт, доверчиво положив голову на твою ладонь.

Он простит тебе и железный голос, и медный взгляд.

     И вот когда понимаешь в очередной, девятьсот девяносто девятый раз: ничто не способно поколебать его любовь к тебе, - вот тогда и наступает раскаяние. Настоящее, такое, за которое всё простится.

     Но ведь и это надо пережить достойно. Не заискивать, не пытаться загладить вину притворством, неверным, фальшивым тоном. Потому что подарить игрушку или книжку в счёт грехов всегда легче, чем попросить прощения, как у равного.

               Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом: старательно моем, стираем, готовим, вообще бдительно следим за порядком, оставляя на потом общение с ребёнком, тихие разговоры с ним. Нам некогда узнать его внутренний мир, мир его тревог и волнений, просто услышать и понять его. Нам часто кажется, что у детей не бывает проблем, что у них сплошные пустяки, а они серьёзно переживают свои беды, и не надо гасить их чувства. Воспитание чувств ребёнок получает в семье. И сегодня мы с вами вместе построим дом, наполненный светом и любовью, теплом человеческого общения. Одной мне с этим не справиться, и я прошу, чтобы вы сегодня мне активно помогали, делились своим опытом, давали советы и рекомендации. Договорились? Ну, тогда начнём.

               Общение – залог психического здоровья ребёнка как на прочном фундаменте, стоит на здоровье физическом, которого нам с вами зачастую так не хватает. Вот и сейчас, мы с вами собрались здесь после долгого, полного забот и хлопот дня, порядком уставшие, издёрганные постоянными жизненными проблемами, Какие уж тут вопросы. Поэтому я прошу вас, уважаемые родители, чтобы взбодриться и отдохнуть, выполнить вместе с вашими детьми комплекс утренней гимнастики, который поможет нам получить необходимый заряд энергии для дальнейшей работы.

Утренняя зарядка проводится совместно с танцевальной группой «Непоседы».

В строящемся доме на стойки крепится фундамент «ЗДОРОВЬЕ».

Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. И от того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Поэтому позиции школы и семьи здесь должны совпадать. Как эффективно и человечно справиться с конфликтными ситуациями? Давайте мы сегодня вместе с вами познакомимся с принципами общения.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое:

Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить совместной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к тому, что самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Принятие ребёнка – это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную вовремя постель, а за сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков – это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными. Игровое принятие имеет искусственный привкус, в основе которого – безразличие и обман.

В основе настоящего, или истинного принятия, лежит значимость ребёнка. Значимость ребёнка – это признание его значительности в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является его признание родителями. Признание — зто сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своето ребенка, то они
стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть
маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных
трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять
все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают,
не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с
ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как
можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
Признание — это еще
в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том,
чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы
ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, и чтобы
отец и мать были рядом и поддерживали его.

Признание формирует у детей чувство собственной значимости и не-
обходимости в своей семье. Абсолютно позитивно относясь к факту существования собственного ребенка и признавая его, некоторые родители
предполагают, каким они хотели быг его видеть. При этом многие из них
рисуют некий идеализированный образ, которьй складывается порой из
желаемого и далек от реальной действительности. И как только идеальные
родительские представления расходятся с действительностью, во многих
семьях зто приводит к проблемам в общении между родителями и детьми.

Иначе говоря, если ты хорош по моим родительским представлениям,
значит, ты любим, принят, признан. Если нет, это приводит к стойкому
родительскому раздражению и проявляется в конфликтных ситуациях,
принимающих самые разнообразные, а порой и безобразные формы.

Ребенок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно
это необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятель-
ности, половое созревание, поиск жизненного пути.

Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Признание
невозможно без таких приёмов родительского воспитания, как одобрение и похвала. Ребенок вынес мусор, убрал свою комнату или квартиру,
помог по хозяйству — все это и многое другое должно быть одобрено и
отмечено родителями.

Признание имеет огромное воспитательное значение, позтому оно не
может быть эпизодическим в воспитании детей. Если же такое случается, то
дети начинают этим пользоваться и манипулировать.  Признание — это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место в доме для его
поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений.

Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребёнка, и
на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной

недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребёнка,
а так же позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то это
позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в своих возможностях.

Родители, для которых их ребенок ожидаем, любим, принимаем.
признан, могут с уверенностью сказать, что без установления вьше
перечисленных отношений нельзя использовать в родительском арсенале
слово «нет». Это может привести к конфликтньм ситуациям, неповиновению
и бунту со стороны ребенка. Признание родителями собственного
ребёнка — зто создание в собственной семье таких ситуаций, когда он
имет возможность не только отвечать на вопросы родителей, но и задавать
им свои вопросы, от которых они не отмахиваются, на которые дают
ответ уважительно и серьезно.

Опросы родителей учашихся и их самих позволяют судить о том, что
родители довольно часто запрещают ребенку проявлять интерес к
делам, которые, по их мнению, будут ребенку бесполезны. Иногда
признание за ребенком права на то или иное занятие, к которому у
 него
интерес, находит скорее поддержку у постороннего человека,
чем у родителей.

Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности
своего ребенка может привести к крайне нежелательним последствиям.

Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. 
Есть ещё в
современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке
независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали по
4—5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток
не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации
нельзя искать причину только в ребенке. Зто может бьггь связано с тем,
что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у
него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобм он мог адекватно
реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье.
Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти требования останутся невыполнимыми. Взрослые люди иногда сетуют на требования,
которые к ним предъявляет их вышестоящее начальство. Анализируя причины сетований взрослых людей, часто приходишь к такому выводу: они
бы не возникли, если бы руководитель предъявлял требования другим тоном, уважительно, по-человечески. Если ребенок физически и духовно
ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в
штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает
базовой физиологической и психологической потребности, которая остается неизменной на всём протяжении взросления ребенка. Дети, с кото-
рьми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во
всём остальном они воспитаны как надо.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При
этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и
обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Очень значимим и важньм принципом в общении детей и родителей
является принцип
 доступности. Он особенно актуален для семей 21
века. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают, заняты добыванием куска хлеба.

Бьпъ доступньм — зто значит в любую минуту найти в себе силу
отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком.

В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно.
Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на
потом. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребёнком это не значит  читать ему мораль или делать   с ним уроки.Быть доступным для него — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. быть доступньм — это значит иметь право на постоянный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает
искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является
родительская недоступность и неприкосновенность.

Только имея в своем родительском арсенале принятие, признание и
любовь можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность,
самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.

Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование
привычки быть
 ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять
ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он
сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие
понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи.

На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние
оказывают стиль и поведения родителей в семье, их способность проявлять
эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед
ними. Это не значит, что родители должны отчитиваться за прожитый
день или за свои поступки, хотя демонстрировать собственный пример
ошибок и проблемных ситуаций не так уж и плохо. Мудрость ответствен-
ности родителей состоит в том, что они выполняют всегда то, что обещают
детям, а если по какой-то причине этого не произошло, они находят в себе
смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребенка. Если каждый день
отец обещает приходить домой трезвым, но этого не выполняет, если мама
обещает чему-то научить, что умеет сама, но этого не делает, — рано или
поздно зто вызовет протест ребенка и во что он вьльется — трудно предсказать. Ответственное поведение родителей дается непросто, требует выдержки и волевых усилий, иногда ставит родителей в затруднительное положение, но именно оно формирует у ребенка привычку соблюдения ответственности и самодисциплины.

Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него само-
дисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий
является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он
должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение.Если в обязанность сына или дочери входит уборка квартиры или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Если
у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны
выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно
вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен
извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше
такого не совершать. Миссия родителей в данной проблеме — научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Очень часто ошибочность
поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность
за все поступки и проступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и
проблемы в воспитании своих детей. Принятие родителями ответственности
за поступки собственных детей порочно уже потому, что не ставит ребенка в
ситуацию выбора, не учит ребенка осмысливать свои действия, не дает возможности распоряжаться собственной жизнью.

Воспитывать у ребенка ответственность — это значит использовать как
метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка
не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в
нескончаемую дорогу в ад.

В 1970 году доктор Добсон издал книгу, которая совершила определенный переворот в умах непосвященных родителей. «Допустимо наказывать
своих детей, проявляя при этом любовь и нежные чувства. Обучая детей самодисциплине и ответственному поведению, необходимо вводить ограниче-
ния». Самая страшная беда состоит в том, что «испорченный» ребенок станет «испорченним» взрослым, который будет воспитывать своего ребёнка по
своему образу и подобию. К большому сожалению, сегодняшнее поколение
родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под
названием «безразличие» по отношению к собственнмм детям. Небрежность
в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями,
избежать которые можно было, помня о родительской ответственности

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности
в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку „нет”.
Родители должны помнить, что умение говорить «нет» — это обоюдное
решение родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании
детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Еще страшнее,
если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого
родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребенку в его неблаговидных
поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере
собственного уважения в глазах ребенка, создаем условия для возникновения конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания
детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка -
кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и
окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне

его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним
людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые

родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна
зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе и он
компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего

ребёнка, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе.
Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а вот
недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего
желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и
матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители
объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно;

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребёнка,
для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершённого
проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитет
родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень и
накричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы
спокойно, без ненужньк истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку
требования так, чтобы он понял: об зтом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они умеют прощать и просить прощение.  Допускаете ли вы возможность попросить прощение
собственного ребенка? Ребенок не будет просить прошения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Меняется мир, дети 21-го века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у
них. Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали
его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие
речевые обороты он использует и что они означают, — это и многое другое
должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного
лица для собственного ребенка.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда,
который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий
тяготы и страдания, может быть вознаграждён редко, но тем сладостнее
для отца и матери маленькие победы, достигнутие в результате этого родительского подвижничества.

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность
родителей собственному ребенку — понятия обратно пропорциональные.

Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей
в отцовском доме.

Чем меньше родители будут использовать в общении с собственнмм ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми
детьми права на спокойную старость их родителей.

Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность
того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто
продемонстрирована взрослым ребенком.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственнмх взрослых детей.

Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе
вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и
буду ли я ее иметь вообще?

Я думаю, что каждый из нас при желании теперь легко достигнет взаимопонимания со своими детьми.

В строящемся доме на стойки крепится кирпич «ВЗАИМОПОНИМАНИЕ».

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители – пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

Всё то, чему ребёнка учит.

Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жить в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки. Какие – же впечатления сложились у наших детей? В нашей школе среди учащихся 7 – 11 классов было проведено анкетирование. С его результатами нас познакомит сейчас школьный психолог. Ему слово.

Результаты анкетирования школьников, выводы и предложения.

А сейчас – тест для вас, уважаемые родители.

«Я и мой ребенок»

(тест для родителей)

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы – главные проектировщики,  конструкторы и строители детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы

ответы

Можете ли вы?

Могу и

всегда

так

поступаю

Могу,

но не

всегда

так

поступаю

Не могу

1. В любой момент оставить все свои  дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по

    отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка

   вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на одну минуту, что вы добрая фея  

  (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Воздерживаться от употребления слов и

   выражений, которые могут ранить ребенка?

10 . Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее

      поведение?

11 . Выделить ребенку один день, когда он может вести

       себя как хочет?

12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены,

      что это каприз, мимолетная прихоть?

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка

Ответ «Б» - в 2 очка

Ответ «В» - в 1 очко

Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

13- 27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос  первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию .

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.      

В строящемся доме на стойки крепится кирпич  «ВЗАИМОПОМОЩЬ».

Как сделать так, чтобы наши дети не огорчали нас, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? Во многом это зависит от нас, от нашего терпения, от нашего умения находить правильный выход из любых, пусть даже самых сложных ситуаций. Иногда, попадая в одну из таких ситуаций, в порыве гнева мы теряемся, выплёскиваем свои эмоции, и только потом начинаем обдумывать сложившуюся ситуацию. Но и тогда не каждый способен найти из неё правильный выход. Сегодня нас много, каждый – с огромным багажом жизненного опыта, знаний и умений. Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Сейчас каждой группе родителей  будет предложено по две различные ситуации, взятые из нашей жизни, и вы, посовещавшись в группе, должны предложить свой выход из создавшегося положения.  

СИТУАЦИЯ  1:

Подросток, который всегда ходит в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным и не желает идти в школу. Через некоторое время родители узнают, что взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, деньги приходилось отдавать. Как вы поступите в данной ситуации?

СИТУАЦИЯ  2:

Школьника дразнят, обзывают в классе разными обидными прозвищами. Он отказывается ходить в школу. Что делать?

СИТУАЦИЯ  3:

Вам позвонили близкие, которые хотят заглянуть к вам в гости. Вы начинаете лихорадочно убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему ребёнку за помощью, и вдруг слышите в ответ: «Это твои гости, вот ты с ними и разбирайся». Как поступить в данной ситуации?

СИТУАЦИЯ  4:

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений у ребёнка. Они говорят о том, что с такими результатами его никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Ваша реакция?

СИТУАЦИЯ  5:

Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много  гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушёл из дома. А как бы вы поступили в данной ситуации?

СИТУАЦИЯ  6:

Дочь просит у вас купить ей очень дорогое платье, а у вас на это нет денег. Что вы ей скажете?

СИТУАЦИЯ  7:

Ваш сын гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Как вы его встретите?

СИТУАЦИЯ  8:

Ваша дочь хорошо учится, почти отличница. А в домашней жизни ничего не умеет и не хочет делать. Как заинтересовать её домашними делами?

Мама дочь ругает строго

За ночное возвращенье,

Дочь зарделась у порога

От обиды и смущенья.

А слова летят такие-

Что пощёчин тяжелее,

Оскорбительные, злые,

Хуже яростных лишений.

Друг за другом мчат вдогонку,

Жгут, пронзают как свинец.

Но за что ругать девчонку?

В чём же дело, наконец?

Если счастье не из книжки,

Если рядом, где–то там,

Бродит он – её мальчишка,

Улыбаясь звёздным вспышкам,

Людям, окнам, фонарям.

Если счастье их согрело

Школьным долгам вопреки.

Поцелуй, он был не смелый,

Но упрямый, по мужски.

Но зачем тогда такое?

Для чего нападок, гром?

Может вправду эти двое,

Что–то сделали дурное?

Где тут грех? Откуда? В чём?

И чем дочь бранить словами

Распаляясь, как в бою,

Лучше просто вспомнить маме,

Сад, с ночными тополями,

С песней, с робкими губами,

Юность давнюю свою.

Как была счастливой тоже,

Как любила и ждала,

Ведь тогда отнюдь не строже,

Даже чуточку моложе

Мама дочери была.

Не бросай же  слов на ветер,

Мама, дочку не брани,

Наша радость – наши дети,

Будут счастливы они!!!

В строящемся доме на стойки крепится кирпич «МУДРОСТЬ».

Никакие, даже «самые мудрые» мудрости не принесут желаемого результата, если родительский дом не согрет радостью и звонким, задорным, детским смехом. Давайте и мы с вами улыбнёмся и выполним несколько несложных игровых заданий.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ: Вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.

  1. Сын моей матери.
  2. Мой родитель.
  3. Брат отца или матери.
  4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
  5. Та, что дала нам жизнь.
  6. «Святая кровь» - мать мужа.
  7. Сестра мамы или папы.
  8. Сын моего ребёнка.
  9. Мой наследник.
  10. Сын моей сестры или брата.
  11. Отец мужа.

Р

О

Д

С

Т

В

Е

Н

Н

И

К

В строящемся доме на стойки крепится кирпич «УЛЫБКА».

В доме всегда будет только улыбка и не будет ссор и конфликтов, если родители и дети научатся понимать друг – друга. Многие ли родители стремятся понять своих детей? Что больше всего ценят в нас наши дети? С кем в семье им легче общаться и почему? Ответы на все эти вопросы мы можем найти в сочинениях наших детей.

Анализ мини – сочинений не тему «Моя семья».

Мне кажется, что во многих семьях родители и дети – настоящие друзья.

В строящемся доме на стойки крепится кирпич  «ДРУЖБА».

Конечно, многие дети по доброте своей душевной, выдают желаемое за действительное. Но мы, взрослые люди, прослушав трепетные детские сочинения, должны сделать для себя вывод: что мы должны делать, чтобы наши дети писали в своих сочинениях «Моя семья – самая лучшая семья на свете!»

Робота в группах, составление «Заповедей для родителей»

А сейчас мы услышим, какой совет дают нам психологи.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1.Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения  - истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!

2. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

3. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

4. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей  научите уступать, признавать ошибки и поражения.

5. Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

6. Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы  наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.

7. Провожайте ребенка до дверей; советуйте ему быть осторожным. Встречайте ребенка у дверей, когда он возвращается из школы или прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.

8. Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

9. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.

10. Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

11. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей в доме. Никогда не рано учиться свободе.

12. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь: любая родительская карьера предполагает эту жертву.

Советы раздаются каждому родителю.

Мы любим тебя без особых причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на маму и  папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В строящемся доме на стойки крепится кирпич  «ЛЮБОВЬ».

Когда дом построен, по вертикали складываются слова ОБЩЕНИЕ  и ДОБРОТА. Но, как говорится в старой русской пословице, не красна изба углами, а красна пирогами. Сейчас мы все вместе выпьем по стакану чая и послушаем замечательные песни в исполнении наших талантливых детей. Это и будет надёжная, крепкая крыша нашего общего семейного дома.

Чаепитие, мини – концерт.



Предварительный просмотр:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
(законных представителей)

1. Родители (законные представители) имеют право:

– защищать законные права и интересы детей;

– выбирать формы получения образования;

– участвовать в управлении школой в форме, определенной ее Уставом;

– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающихся;

– знакомиться с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса; правилами внутреннего распорядка школы; правилами поведения обучающихся; расписанием учебных занятий;

– оказывать школе посильную помощь в реализации ее уставных задач.

2. Родители (законные представители) обязаны:

– нести ответственность за воспитание и обучение своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;

– обеспечивать ликвидацию обучающимися академической задолженности;

– выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;

– возмещать ущерб, нанесенный обучающимися школы , в установленном законом порядке.

Советы педагогам и родителям:

Если
-
ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Понятийный словарь

Воспитание – степень эффективности воспитательного процесса, результат личностных достижений как педагога, так и воспитанника.

Наследственность – сохранение и передача биологического сходства родителями своему потомству.

Развитие – поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими. Развитие ребенка . процесс становления его как члена общества, процесс формирования и совершенствования его как личности.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок , подросток, юноша.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами родителями и детьми, детей между собой.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать

Примерная тематика родительских лекториев на учебный год

Январь -

“Причины возникновения осложнений в развитии детей”.

Февраль -

“Своеобразие развития детей”.

Март -

“Некоторые пути ослабления и преодоления своеобразного развития детей”.

Апрель -

“Особенности поведения учеников средних классов”.

Май -

“Организация свободного времени детей в период летних каникул”.

Сентябрь -

“Трудовая деятельность - основа воспитания детей. Воспитание у детей потребности трудиться”.

Октябрь -

“Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”.

Ноябрь -

“Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”.

Декабрь -

“Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала”.

Примерная тематика консультаций для родителей

I четверть

“Режим дня и его значение для учащихся”

II четверть  

“Курение и статистика”

III четверть  

“Плохая память. Как ее развить?”

IV четверть

“Трудный ребенок. Какой он?”

При общении с детьми

  • не следует употреблять следующие выражения:

Я тысячу раз говорил тебе, что…

Сколько раз надо повторять …

О чем ты только думаешь …

Неужели тебе трудно запомнить, что …

Ты становишься …

Ты такой же, как …

Отстань, некогда мне …

Почему Лена (Вася, Настя и т.д.) такая, а ты – нет …

  • желательно употребление следующих выражений:

Как хорошо, что у меня есть ты …

Ты у меня молодец …

Я тебя очень люблю …

Как  ты хорошо это сделал, научи меня …

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна …

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился …

ТЕСТ САМОПРОВЕРКИ: «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ

Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста.

Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять?         – 2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста.        – 0

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)        – 1

4. И в кого ты только уродился?        – 2

5. Какие у тебя замечательные друзья!        – 1

6. Ну на кого ты похож(а)!?        – 2

7. Я в твое время…        – 2

8. Ты моя опора и помощник(ца).        – 1

9. Ну что за друзья у тебя?!        – 2

10. О чем ты только думаешь?!        – 2

11. Какая ты у меня умница!        – 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?        – 1

13. У всех дети как дети, а ты?        – 0

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!        – 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.

7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.



Предварительный просмотр:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
(законных представителей)

1. Родители (законные представители) имеют право:

– защищать законные права и интересы детей;

– выбирать формы получения образования;

– участвовать в управлении школой в форме, определенной ее Уставом;

– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающихся;

– знакомиться с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса; правилами внутреннего распорядка школы; правилами поведения обучающихся; расписанием учебных занятий;

– оказывать школе  посильную помощь в реализации ее уставных задач.

2. Родители (законные представители) обязаны:

– нести ответственность за воспитание и обучение своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;

– обеспечивать ликвидацию обучающимися академической задолженности;

– выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;

– возмещать ущерб, нанесенный обучающимися школы , в установленном законом порядке.

Советы педагогам и родителям:

Если
-
ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Понятийный словарь

Воспитание – степень эффективности воспитательного процесса, результат личностных достижений как педагога, так и воспитанника.

Наследственность – сохранение и передача биологического сходства родителями своему потомству.

Развитие – поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими. Развитие ребенка . процесс становления его как члена общества, процесс формирования и совершенствования его как личности.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок , подросток, юноша.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами родителями и детьми, детей между собой.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать

Примерная тематика родительских лекториев на учебный год

Январь -

“Причины возникновения осложнений в развитии детей”.

Февраль -

“Своеобразие развития детей”.

Март -

“Некоторые пути ослабления и преодоления своеобразного развития детей”.

Апрель -

“Особенности поведения учеников младших классов”.

Май -

“Организация свободного времени детей в период летних каникул”.

Сентябрь -

“Трудовая деятельность - основа воспитания детей с ограниченными возможностями. Воспитание у детей потребности трудиться”.

Октябрь -

“Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”.

Ноябрь -

“Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”.

Декабрь -

“Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала”.

Примерная тематика консультаций для родителей

I четверть

“Режим дня и его значение для учащихся”

II четверть  

“Курение и статистика”

III четверть  

“Плохая память. Как ее развить?”

IV четверть

“Трудный ребенок. Какой он?”

При общении с детьми

  • не следует употреблять следующие выражения:

Я тысячу раз говорил тебе, что…

Сколько раз надо повторять …

О чем ты только думаешь …

Неужели тебе трудно запомнить, что …

Ты становишься …

Ты такой же, как …

Отстань, некогда мне …

Почему Лена (Вася, Настя и т.д.) такая, а ты – нет …

  • желательно употребление следующих выражений:

Как хорошо, что у меня есть ты …

Ты у меня молодец …

Я тебя очень люблю …

Как  ты хорошо это сделал, научи меня …

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна …

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился …

ТЕСТ САМОПРОВЕРКИ: «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ

Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста.

Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять?         – 2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста.        – 0

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)        – 1

4. И в кого ты только уродился?        – 2

5. Какие у тебя замечательные друзья!        – 1

6. Ну на кого ты похож(а)!?        – 2

7. Я в твое время…        – 2

8. Ты моя опора и помощник(ца).        – 1

9. Ну что за друзья у тебя?!        – 2

10. О чем ты только думаешь?!        – 2

11. Какая ты у меня умница!        – 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?        – 1

13. У всех дети как дети, а ты?        – 0

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!        – 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.

7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.



Предварительный просмотр:

«УМЕЕМ ЛИ МЫ ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА?»

Добрый день, дорогие родители! Я благодарю вас за то, что вы пришли на наше собрание. Сегодня оно будет необычным! Мы проведём его в виде совместной беседы, откровенного разговора о проблемах воспитания. Хотелось бы, чтобы сегодня все высказались. Собрание на тему «Умеем ли мы любить своего ребёнка?».

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать детей.

Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким, какой он есть

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

- любовь умиления;

    - любовь деспотическая;

- любовь откупа.

Любовь умиления - ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителями другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.
Вторая неразумность родительской любви
деспотическая любовь. В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков человек ожесточается. Всё это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребёнка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь- такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола

Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей. Они живут среди людей и не знают этих людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

КАКОЙ ЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДЛИННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ?

Каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других, и неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко- деспот семьи, либо изгой, и растёт как сорная трава, либо он - квартирант, которому нет дела до семейных проблем.

Так как же нам, взрослым, помочь детям почувствовать, что мы искренне, не смотря ни на что, их любим? Об этом фундаменте благополучия наших детей, об успешности выполнения роли родителей и пойдёт наш сегодняшний разговор. Если вы не возражаете, мы начнём.

ПЕРВЫЙ ЭТАП     (работа в группах)

ЗАДАНИЕ 1: «В лучах родительского солнца». Суть его такова: нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нём своё имя, теперь от этого символа, который для вас теперь обозначает солнышко, сделайте поочерёдно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос «Чем я согреваю своего ребёнка, как солнышко согревает землю?». Например, вы подписываете один лучик «Я всегда пробуждаю ребёнка добрыми, ласковыми словами», другой «Я семь раз в день обнимаю своего ребёнка, понимая, как это важно для него», третий лучик «Я - добрая» и так далее. Пожалуйста, работайте.

ЗАДАНИЕ 2: Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей, и желает им добра. Но быть родителями - это радостный, но также напряженный труд. Сколько вопросов иногда мы задаём себе: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка? Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать на одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой - которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу.

ЗАДАНИЕ З: Антону Семёновичу Макаренко принадлежат следующие слова: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе. Это наши слезы, это наша вина.

Итак, предлагаю вам поразмышлять и записать те качества ребёнка, которые вы в первую очередь необходимо воспитать в ребёнке, чтобы быть уверенным в своей счастливой старости. Пожалуйста, работайте.

(группы представляют друг-другу свои работы: обсуждают, обмениваются мнениями)

ВТОРОЙ ЭТАП

Это этюды: «Наблюдение одного дня ребёнка в семье. »3акон нашего Отечества об образовании поставил на первое место двуединную задачу перед педагогами и родителями: развивать личность ребёнка, обеспечивая его физическое и нравственное
здоровье. В решении этой задачи очень много важных «мелочей», от которых зависит
становление детской души, становление личности растущего человека. Над некоторыми из так называемых «мелочей» мы и поработаем сейчас, вспоминая, как это делается у вас.
              Главное условие успешности - это участие каждого в упражнениях. Какой бы не получился этюд, я заранее благодарю каждого за работу, ведь главное в ней -сопоставление своего подхода с рекомендациями науки по развитию ребёнка в семье, которые я зачитаю.
        На столе перед вами анкета. В течение 10 минут вы должны выбрать верный, с вашей точки зрения ответ, отметив его галочкой.

Анкета

Вы будите своего ребёнка с помощью:

-Будильника.

-Ласковых слов:«солнышко», «деточка»,«рыбочка».

-Ласковых слов и поцелуя.

Кто чаще первым встаёт и будит ребёнка в семье:

-Поочерёдно встают первыми папа или мама, дедушка или бабушка, другие родственники.
Утренняя гигиена ребёнка осуществляется:

-Самостоятельно, без заботы об этом родителей или других близких.

-При проявлении заботы близких о самом факте (состоялось или нет).
Утренний завтрак:

-Ребёнок обязан позавтракать.

-Иногда можно не позавтракать.

Промежуток времени, отделяющий завтрак и выход ребёнка на улицу:

-Через 10 минут как минимум.

-Сразу после завтрака.

Как прощается ребенок, уходя из дома в школу:

-Обязательно говорит: «до свидания»,«всего доброго»,«счастливо оставаться»и т.п.

-Не всегда говорит:«я ухожу »,«до свидания»,«всего доброго»,«пока»и т.п.

-Говорит прощальные слова, целует кого – то из близких.

Как прощаются члены семьи, уходя на работу или в другое место (магазин и т.п.):

-Обязательно говорят добрые, ласковые слова.

- Не всегда прощаются, закрывают дверь и уходят.

- Говорят ласковые слова и целуют кого-нибудь из близких.
Упускаем ли мы возможность выйти вместе с ребёнком утром из дома:

-Возможность есть, но выходим чаще всего поодиночке

-возможность есть, выходить вместе и даже доходим до школы (если по дороге).

-Возможности выйти с ребенком нет.

Как мы встречаем детей из школы? Задаем вопросы типа:

-Какие оценки получил?

- Как дела в школе?

-Чем сегодня занимался?
-Что было сегодня интересного?

- Учителя довольны тобой?

Есть ли домашний труд в вечерние часы, после выполнения домашних заданий (если они были):

-Да, мой ребенок выполняет работу по дому.

-Нет, в основном ребенок домашним трудом не занят.
В какое время ребенок должен ложиться спать?

-Время укладывать спать – индивидуально у каждого ребенка - свое.

-Время укладывать спать малышей в 9 часов.

-Время укладывать спать подростков, юношей и девушек определяется их возрастом.
Если время сна совпадает с интересной телепередачей, у нас в семье принято:

-Ребенка уложить спать, а самим смотреть телевизор.

Завершение дня:

-Ласковыми словами.

-Добрыми   пожеланиями ребенку хорошего сна и поцелуем.

Я предлагаю вам модель мотивированных поступков родителей, следуя логике предложенной вам анкеты (всех вас прошу сравнить свои ответы с этой моделью).

МОДЕЛЬ МОТИВИРОВАННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДНЯ РЕБЕНКА В СВОЕЙ СЕМЬЕ.

Методические советы, которые я вам сейчас приведу, на понимании семейного воспитания не как морализирования и нотации, а как образа жизни мыслей родителей, как постоянного общения с детьми при соблюдении общечеловеческой морали, правил поведениями я общения.

Будильник для пробуждения ребенка не нужен: ученые утверждают, что звон будильник создает стрессовую ситуацию, будить человека должны его биологические часы - выспавшийся ребенок проснется сам .Медики утверждают, что невысыпание приводит к биохимическим изменениям в организме , что внешне проявляется в вялости, сонливости , плаксивости, раздражительности, замедленной реакции. У не выспавшегося ребёнка ослаблены внимание и память, поэтому, выучив домашнее задание на «пять», он ответит на «четыре», выучив на «три», - ответит на «два». Он будет плохо усваивать новый материал, неадекватно реагировать на замечание педагогов, детей.

Нарушение биохимических процессов спровоцирует глубинные последствия: постоянно невысыпающийся ребёнок растёт ослабленным, часто болеет. Уметь воспитывать своего ребёнка для родителя означает обновлять свои знания по медицине, психолого-педагогическим и другим наукам о человеке.

Для нравственного здоровья ребёнка важно, чтобы первыми поочерёдно вставали родители, а не один из них. Тот, кто первым будит своего ребёнка, обязательно употребляет ласковые слова и добавляет свой поцелуй. Возврат поцелуя в семье поможет ребёнку начать день с психологическим настроем на светлое, доброе, радостное. В противном случае ребёнок приходит в школу грубым, задиристым, раздражительным.

Проявление заботы родителя об утренней гигиене необходимо, так как немало детей приходят в школу, не умывшись, не почистив зубы.

Выходить «натощак» утром из дома вредно: утром после подъёма начинают функционировать все органы, в том числе поджелудочная железа начинает выделять сок. Если сок поджелудочной железы попадает в пустой желудок, он раздражает стенки желудка, провоцируя различные заболевания желудка.

Чтобы не остудить горло, разгорячённое после принятия пищи, после завтрака, важно выходить на улицу не ранее, чем через десять минут (иначе не исключены ангина, ОРЗ, др. простудные заболевания).

Лучший вариант создания положительного эмоционального настроя на день – это сопровождаемые поцелуем добрые слова: "Счастливо оставаться!", "До свидания" и др.

Ставший традицией такой выход из дома на учебу и на работу взрослых выражает уважение, привязанность членов семьи, помогает родителям в старости не переживать по поводу того, что ребёнок не поцелует их "лишний раз".

Ни в коем случае нельзя пренебрегать возможностью выйти из дома и дойти до школы вместе с ребёнком любого возраста - совместная дорога - это разговор "по душам", ненавязчивые советы, оценка поведения собственного ребёнка и его друзей, это общение, которого так недостаёт.

Чтобы не провоцировать детскую ложь (а учёные отмечают, что детская ложь возникает именно из нежелания огорчать родителей и страха), лучше встречать ребёнка из школы "нейтральными" вопросами: "что было интересного в школе?" и др.

Чрезвычайно полезно приобщать ребёнка к домашнему труду в свободное от выполнения домашнего задания время.

Время укладывать спать ребёнка индивидуально, строгих установок, в каком возрасте и в котором часу укладывать детей спать, сейчас нет. Важно одно: ребёнок должен выспаться, недосыпание приводит к нарушению биохимических процессов в организме человека. Ребёнок становится таким, о ком говорят: "все болячки к нему липнут". Поэтому, если встаёт вопрос, смотреть или не смотреть телевизор, когда ребёнок ложится спать, ответ дают сами родители, мысленно спрашивая себя: "Кого я люблю на самом деле: ребёнка или себя? "

Заканчивается день ласковыми словами в адрес ребёнка, поцелуем, пожеланием хорошего сна.

Нет годного на все случаи правила, как воспитывать ребёнка, все дети разные. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть наши с вами действия, которые противопоказаны любому ребёнку без исключения. Речь о том, что родителям нельзя делать.

Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать сомосознание, стремиться, чтобы в сознании ребёнка складывался положительный образ самого себя. Избегать всё то, что его разрушает.

Конечно, я вынуждена признать, что все родители, включая и меня, как родителя, время от времени пользуются этими недозволенными мерами. Иногда прибегают к ним по собственному невежеству, иногда - в расстроенных чувствах. Однако хочется перечислить некоторые недозволенные приёмы.

Не унижай ребёнка. Мы иногда запросто можем сказать своему ребёнку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и т. д. Всякий раз, когда мы произносим что-то подобное, мы разрушаем положительный образ ребёнка.

Не угрожай. Мы иногда говорим: «Если ты ещё раз так сделаешь - ты у меня получишь!» или «Если ты ещё раз стукнешь своего братика, я тебя стукну!».

Всякий раз, когда мы угрожаем ребёнку, мы учим его бояться и ненавидеть. Кроме того, угрозы всегда относятся к будущему, а ребёнок живёт только настоящим. Угрозы совершенно бесполезны - от них поведение ребёнка не улучшиться.

Не вымогай обещаний. Если ребёнок сделал что-то, чего делать нельзя, а мама ему говорит: Теперь обещай, что больше никогда - никогда так делать не будешь". И ребёнок, как правило, обещает. А через полчаса он повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: «Ты же пообещал! Необходимо помнить, что ребёнок живёт только в настоящем, а обещание, как угроза, относится к будущему.


Необходимо помнить, что слово это одно, а дело - совсем другое. Иногда противоречия между родителями и детьми ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения.

 Сейчас мы перейдём к третьему этапу. Мы хотим предоставить вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнения.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребёнок и его семья. Ваша задача попробовать поставить себя на место вашего собственного ребёнка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, то есть взглянуть на ситуацию его глазами.

АНКЕТА «РЕБЁНОК И ЕГО СЕМЬЯ»
1 Меня почти во всём поддерживают.

2.У нас бывают разногласия, даже ссоры.

3.Мне бывает трудно дома.

4.Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.

5.Меня во многом ограничивают.

6.Дома считаются с тем, что мне хотелось бы иметь из одежды, с другими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9.Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10.Родители заняты только собой.

Варианты ответов:

                                  -практически всегда;

       -иногда;

                                         -почти никогда;

(родители отвечают на вопросы анкеты, затем им раздаются для сравнения ответы их детей, и обе анкеты собираются для дальнейшего анализа ситуации в семье.)

Вернёмся к недостаткам, встречающимся в воспитании. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём полезные советы, предостерегаем от ошибок. А в итоге получаем противоположные результаты.
          В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы. Как бы мы не старались это скрыть.

 Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слово порой запутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник-

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии-

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить.

 И мыслям и словам.

Но я уж лучше погляжу

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

1) Ребёнка постоянно критикуют он учится ... (ненавидеть);

2) Ребёнок живет во вражде, он учится … (быть агрессивным);

3) Ребёнок растет в упрёках, он учится... (жить с чувством вины);

4) Ребёнок растёт в терпимости, он учится... (понимать других);

5) Ребёнка хвалят, он учится... (быть благодарным);

6) Ребёнок растет в честности, он учится... (быть справедливым);

7) Ребёнок растёт в безопасности, он учится... (верить в людей);

8) Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя);

9) Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым);

10) Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится... (находить любовь в этом мире);

По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов.

Родители пытаются отстоять свою точку зрения.

Быть родителем - значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

1. Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами -они должны быть просто детьми.

2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек и выходок.

3. Если мы будем любить только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены и от внутри личностного конфликта, научатся самокритичности.

5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно-требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.


А также при общении с детьми следует не забывать, что
1. Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а
КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что ребенок хочет, ВСЛУШАТЪСЯ В ЕГО СЛОВА.
2.Для установления тесной взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ним  общий язык,
СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
3. Для ребенка
ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе, особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.

Мне хочется поделиться секретами воспитания, но не моими, а моей мамы. Я счастлива в жизни. Была счастлива в детстве, юности и теперь, в семейной жизни. Но все-таки это не слепое везение. Мама с детства говорила мне. Что я родилась счастливой. Почему она так решила?

     Я стала вести себя, как человек с красивой внешностью. Стала уверенна и непосредственна. Мама часто хвалила меня своим знакомым и гостям, выбирая момент, когда меня не было в комнате. Но иногда я случайно слышала, как она говорила, что я сообразительна, трудолюбива, и усидчива. Было ли так на самом деле? Ведь я была большой проказницей. Но мама очень сильно меня любила и видела все какими-то своими глазами.
Я очень любила читать, проглатывала журналы «ЗНАНИЕ-СИЛА», «НАУКА И ЖИЗНЬ», «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ», «ВОКРУГ СВЕТА», которые выписывала моя мама и редко сама читала. Сейчас я поражаюсь, как она могла выписывать столько литературы, когда мы сидели на бутербродах в последнюю неделю перед зарплатой.

Иногда мне мама рассказывала о разных случаях из жизни детей ее сослуживцев. И журила их за какие-то поступки, забывая, что недавно что-то похожее совершило собственное чадо. Но чаще мама восхищалась! Мама восхищалась какими-то личными качествами своих друзей, знакомых, соседей, и хвалила чье-то умение готовить, шить вязать. Для меня становилось целью жизни соответствовать этим маминым идеалам.

           В старших классах мне стала трудно даваться математика. Я плакала над своими тройками и четверками. И мама, стояла над письменным столом, просила меня махнуть рукой на эту тройку: «Пусть даже двойка, ничего страшного, исправишь». Но именно от этих слов у меня утраивались силы.

Да, я росла самостоятельным, свободным человеком, всегда имеющим своё мнение. Я чувствовала себя умной, даже мудрой. Я чувствовала себя равной среди взрослых. Смысл жизни мне приоткрылся ещё в детстве - необходимо любить, испытать это чувство. Но чтобы быть счастливым, нужно научиться быть им. Нужно чтобы кто-то любил тебя первым.

           Вот такие секреты мамы. Каждый раз, когда к маме я привожу свою дочь, слышу от неё: «Какая она у тебя умница!»

Дорогие родители!

Давайте учится любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь,- тогда и они в будущем станут хорошими родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Материал для родительского собрания " Право быть родителем, обязанность стать хорошим родителем."

Эта беседа может быть проведена при первой  встрече с родителями пятиклассников. А также может быть интересна родителям ребенка от года и до бесконечности......

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)...

Материал для родительского собрания.Памятка родителям от ребенка.

Памятка родителям от ребенка. Прислушаемся к советам своих детей.Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов:при...

Родительское собрание "Памятка-рекомендации "Советы детей родителям"

Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию....

Доклад на родительское собрание: Памятка для родителей «Безопасность детей в зимний период времени». 14.01.2022 год

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построит...