Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая азбука"
рабочая программа (7 класс)

Коршунова Елена Анатольевна

Курс «Финансовая азбука" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа спецкурса разработана в рамках программы формирования финансовой грамотности школьников. 

В предлагаемой программе материал адаптирован для учащихся среднего звена, с учетом уровня математической, общегуманитарной и психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_finansovaya_azbuka.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ВЕРХНЕДОНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

«Рассмотрена»

На заседании ПЦК

Протокол № _______________

От «___» ____________ 20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________Фомичева Т.Н.

От «___» _________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________Галушкина А.С.

Приказ №___ от «___» ____ 20__г.

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности:

         

«_Финансовая азбука_»

Программа ориентирована на учащихся  7   классов

     

                       

 

Срок реализации : 1 год

Разработчик программы:

Коршунова Е.А.

ст. Казанская

2019г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая азбука» составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12 и 28) ( от 29.12.2012г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  • Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1624, от 01.12.2015 №1577)

« Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей»
  • Уставом МБОУ Верхнедонской гимназии
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнедонской гимназии  на 2015-2020гг (срок реализации -5 лет)
  • авторской программы Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016

ЦЕЛИ:  

  • формирование финансовой грамотности и воспитание финансовой культуры школьников;
  • формирование инвестиционной культуры школьников;
  • формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
  • формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
  • формирование практических навыков использования финансовых инструментов;
  • профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов.  

ЗАДАЧИ:

  • обеспечить овладение школьниками основами знаний о сущности финансового рынка и рынка коллективных инвестиций, особенностях и закономерностях их функционирования;  
  • формирование умений анализа финансовой литературы и экономических обзоров, использования простейших методов расчета эффективности инвестиций.

Образовательная функция предлагаемого курса состоит в формировании экономических знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социальную среду, определения своего места в структуре занятости, получения представлений о работе финансового рынка и финансовых институтов, а также получения знаний в области коллективных инвестиций.

Развивающая функция – развивать современное экономическое мышление, общую экономическую и инвестиционную культуру, способствующих эффективности потребительского поведения в условиях рыночных отношений. 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая азбука»

Курс «Финансовая азбука" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа спецкурса разработана в рамках программы формирования финансовой грамотности школьников.

 Актуальность предлагаемой программы предопределяется необходимостью экономического образования учащихся в современных условиях становления рыночной экономики. Сегодняшний заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается сегодня как обязательный элемент современного образования.

В предлагаемой программе материал адаптирован для учащихся среднего звена, с учетом уровня математической, общегуманитарной и психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия.  

Основной акцент делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности; формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.  

Курс внеурочной деятельности   «Финансовая азбука»  рассчитана   на  учащихся   7-х классов,  срок  реализации  1- год.

Программа рассчитана: в 7-ом классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 минут. Реализация программы осуществляется в объёме 35 учебных часов в год

     

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

7 .КЛАСС

Личностными результатами изучения курса «Финансовая азбука» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задачв виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • освоение приемов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчетов.
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.          
  1.  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Финансовая азбука.»

7   КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Деньги, доходы семьи, расходы семьи, семейный бюджет. Выгоды обмена и причины появления денег. Различные формы денег и области их использования.  Различные источники доходов семьи, причины различных размеров доходов у разных семей. От чего зависит заработная плата.  Выбор покупки. Сравнение цен на товары в разных магазинах. Как управлять расходами. Соотношение доходов и расходов. Почему нужно планировать семейный бюджет?

2

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

Особые жизненные ситуации и как с ними справляться. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.         Ролевая         игра          «Семейный         бюджет».          Семейный         бюджет.         Доходы. Расходы.  Сбережения. Долги.

3

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют.

Налоги.         Социальные         пособия.         Проект

«Государство – это мы!»

4.

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.  

Банковские услуги. Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Собственный бизнес. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес – план. Кредит. Валюта в современном мире. Валюта. Валютный курс.  Обменный пункт. Валютный вклад.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(календарно-тематическое планирование)

 Класс 7 «В»___ Учитель___Коршунова Е.А.__

Дата

Тема

Содержание занятия с основными видами учебной деятельности

1

 6.09

Деньги

Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена. Описывать свойства предмета, играющего роль денег. Перечислять виды денег. Приводить примеры товарных денег. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчѐтами. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Знать, что денежной системой страны управляют центральный банк. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег – преступление.

Познавательная деятельность

2

 13.09

Доходы семьи

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Описывать виды заработной платы. Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. Объяснять причины различий в заработной плате. Познавательная деятельность

3

 20.09

Доходы семьи

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Описывать виды заработной платы. Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. Объяснять причины различий в заработной плате. Познавательная деятельность

4

 27.09

Расходы семьи

Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Познавательная деятельность

5

 4.10

Расходы семьи

 Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

6

11.10

Семейный бюджет

Классифицировать виды благ. Рассчитывать размер потребительской корзины на условных примерах. Познавательная деятельность

7

18.10

Семейный бюджет

Сравнивать семейный бюджет на условных примерах. Сравнивать доходы и расходы и приминать решения. Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. Описывать формы сбережений.. Сравнивать потребительский и банковский кредит. Объяснять, при каких условиях можно одалживать деньги. Познавательная деятельность

8

25.10

Особые жизненные ситуации и как с ними справляться

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс– мажорные случаи и т.п.)

Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Познавательная деятельность

9

8.11

Особые жизненные ситуации и как с ними справляться

Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Познавательная деятельность

10

15.11

Ролевая игра «Семейный бюджет»

Практическое распределение доходов и расходов условных семей. Составление бюджета на месяц. Определение его типа.         Игровая деятельность

11

22.11

Ролевая игра «Семейный бюджет»

Сравнивать семейный бюджет на условных примерах. Сравнивать доходы и расходы и приминать решения. Разбор в группах советов по экономии семейного бюджета.         Игровая деятельность

12

29.11

Азбука потребителя

Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Познавательная деятельность

13

6.12

Азбука потребителя

Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Познавательная деятельность

14

13.12

Налоги

Объяснить, почему государство собирает налоги. Приводить примеры налогов. Описывать, как и когда платятся налоги. Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. Приводить примеры уплаты налогов в семье. Познавательная деятельность

15

20.12

Налоги

Объяснить, почему государство собирает налоги. Приводить примеры налогов. Описывать, как и когда платятся налоги. Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. Приводить примеры уплаты налогов в семье. Познавательная деятельность

16

10.01

Социальные пособия

Объяснять, почему существуют социальные выплаты. Приводить примеры социальных выплат. Находить информацию о социальных выплатах.  

Познавательная деятельность

17

17.01

Социальные пособия

Объяснять, почему существуют социальные выплаты. Приводить примеры социальных выплат. Находить информацию о социальных выплатах.  Познавательная деятельность.

18

24.01

Мини-исследование в группах. Проект «Государство – это мы!»

Составлять план, распределять обязанности. Представлять информацию в виде презентации. Представлять результаты исследования перед аудиторией. Слушать выступления и задавать вопросы. Познавательная деятельность

19

31.01

Мини-исследование в группах. Проект «Государство – это мы!»

Составлять план, распределять обязанности. Представлять информацию в виде презентации. Представлять результаты исследования перед аудиторией. Слушать выступления и задавать вопросы. Познавательная деятельность

20

7.02

Банковские услуги

Приводить примеры банковских услуг. Описывать условия вкладов и кредитов. Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. Познавательная деятельность

21

14.02

Банковские услуги

Объяснять, почему и как страхуются вклады. Находить информацию о вкладах и кредитах. Объяснять причины и последствия решений и взятии кредита. Объяснять условия кредита, приводить примеры. Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. Познавательная деятельность

22

21.02

Собственный бизнес

Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. Объяснить, что такое бизнес – план. Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Познавательная деятельность

23

28.02

Собственный бизнес

Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. Объяснить, что такое бизнес – план. Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Познавательная деятельность

24

6.03

Валюта в современном мире

Приводить примеры валют разных стран. Объяснять, что такое валютный курс. Находить информацию о валютных курсах. Познавательная деятельность

25

13.03.

Валюта в современном мире

Приводить примеры валют разных стран. Объяснять, что такое валютный курс. Находить информацию о валютных курсах. Познавательная деятельность

26

20.03

Обмен валют  

Проводить расчёты с валютными курсами. Познавательная деятельность

27

3.04

Виды кредитов

Сравнивать потребительский и банковский кредит. Рассмотреть виды кредита, доступные потребителю;

Анализировать условия договора кредитования;

Оценить плюсы и минусы “жизни в долг”. Познавательная деятельность

28

10.04

Банковские карты и их виды

Объяснять принцип работы пластиковой карты. Виды банковских карт. Дебетовые, кредитные. Овердрафт. Условия обслуживания и пользования. Плюсы и минусы. Познавательная деятельность

29

17.04

Банковские карты и риски мошенничества

Объяснять, что угрожает банковским картам и как их можно защитить. Что делать, если все же стали жертвой мошенников? Познавательная деятельность

30

24.04

Тест «Кем быть?»

Использование SWOT – анализа для выбора карьеры. Тестирование

31

8.05.

Современные способы экономии

Объяснять, как оптимизировать расходы.  Приводить примеры оптимизации. Личный финансовый план. Познавательная деятельность

32

15.05

Итоговая работа по курсу  «Финансовая азбука»

Итоговая         работа по курсу. Провести  диагностику  результатов  обучения  в 7 классе.

 Работать в команде. Оценивать свои действия и действия других.

33

22.05

Подведение         итогов курса          «Финансовая азбука»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

Итого: 33  часа

VI.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

2. С Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2016.

4. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.

2. Печатные пособия

2.

1. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

2. Энциклопедия для детей «Общество, экономика и политика», Москва, 2001г

3. Словарь-справочник по обществознанию

4. Журнал «Экономика в школе» (финансовое приложение);

5. Журнал «Экономика. Вопросы школьного экономического образования»

                              3. Игры и другие пособия

3.

4. Технические средства обучения

4

ПК

Мультимедийный проектор

5.

                                        Интернет-ресурсы

1.        http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2.        http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов

3.        http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование

4.        http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы

5.        http://www.vmoisto.narod.ru/index.htm - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин

6.        http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com -Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»

7. http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm - Электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса

Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса

Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»

Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения»

Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 А классов, воспитание личности подростк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...