Консультация для родителей и педагогов "Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста"
консультация

Консультация для педагогов

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста»

 

За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечается и в специальной литературе. Приводятся такие цифры у 70—90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности и разного качества. Эти буквально кричащие цифры обязывают всех нас к тому, чтобы каждый ребенок в период становления у него речи был в поле внимания взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultacija_slovarnyj_zapas.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед

Корякова О.Н.  

За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечается и в специальной литературе. Приводятся такие цифры у 70—90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности и разного качества. Эти буквально кричащие цифры обязывают всех нас к тому, чтобы каждый ребенок в период становления у него речи был в поле внимания взрослых.

Особая острота проблемы состоит в том что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. И прежде всего это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой. По некоторым данным 37% учащихся массовых школ переходят в пятые классы с дисграфиями — нарушениями письма, а это значит что они уже изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих порой неразрешимых школьных проблем скрыты в дошкольном возрасте в том, что детям не была своевременно оказана столь необходимая им специальная помощь. Ведь дисграфии — это специфические нарушения письма не связанные с незнанием грамматических правил они не могут быть устранены без специального логопедического воздействия.
       Отклонение от нормы (отставание) в речевом развитии ребенка может проявляться бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи несовершенством звукопроизношения. Хотя все эти три стороны речи представляют собой неразрывное единство и развиваются одновременно, особенности формирования каждой из них требуют отдельного рассмотрения.

Сегодня на нашей консультации рассмотрим словарный запас.

Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова. Например, для того чтобы узнать, какую букву (Е или И) нужно писать в словах лиса, лисица, надо подобрать такое проверочное слово, в котором сомнительная гласная. И оказалась бы под ударением. Ученики, имеющие недостаточный словарный запас и слабо ориентирующиеся в смысловом значении слов, вместо проверочных слов лис или лисий зачастую подбирают слово лес, что приводит к ошибочному написанию слова лиса. Точно так же к слову столица в качестве проверочного слова стол подбирается сталь, в результате чего опять-таки допускается ошибка.. К тому же проверочные слова многие дети вспоминают крайне медленно, а это значит, что при письме под диктовку они просто не успевают этого сделать и вынуждены писать наугад — как слышат.
        Для предупреждения такой ситуации необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребенок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определенной системе, о чем речь пойдет ниже.
         Как же происходит накопление словарного запаса при нормальном ходе речевого развития?
        Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.
Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать тревоги, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5—6 годам.
      Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр. Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом..
       Примерно с 3—3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. П. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов. Остановимся на нем подробнее.
       Все названия предметов (имена существительные, т. е слова, отвечающие на вопросы кто? что?) подразделяются на смысловые группы, например одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, деревья, цветы, звери, птицы, ребенком грамматических норм языка. Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребенком, но не забывая в ходе игры давать правильные образцы словообразования. Например, если ребенок образует уменьшительные формы от слов лес и ковер как лесик и коверик (по аналогии дом— домик), то, порадовавшись вместе с ним, нужно в заключение сказать правильные варианты слов лесок, коврик. Слабое владение очень многими учащимися наших школ правилами словообразования (вплоть до почти полного не владения ими) есть следствие педагогических упущений в дошкольном возрасте.
       Итак, к началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.
Мы говорили пока только о нормальном ходе накопления ребенком словарного запаса. Однако не у всех детей этот сложный процесс протекает нормально.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря (В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.).

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также дошкольники понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в том, что даже 6-летний ребенок с ОНР не знает многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов. Часто они затрудняются в актуализации таких слов, как «овца», «стрекоза», «молния» и т.д. Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения: «гроза», «гром». Характерной особенностью словаря детей с ОНР можно назвать неточность употребления слов.
Иногда они используются в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком.
        У этих детей наиболее распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных преобладают замены слов путем объединения их в одно родовое понятие: «лось — олень», «весна — осень», «сахарница — чайник» и т.п.
        Смешение слов у детей с ОНР идет на основе сходства:
—по признаку функционального назначения («миска — тарелка», «метла — щетка»);
—по внешнему сходству («майка — рубашка», «сарафан — фартук»);
— по объединению общностью ситуации («каток — лед»);
— части и целого («паровоз — поезд», «локоть — рука»);
— обобщающих понятий и слов конкретного значения («обувь — ботинки», «посуда — тарелки»);
— словосочетаний и связанных с ними понятий («плита — газ горит», «кровать — чтобы спать»);
— существительных и слов, обозначающих действия, или наоборот («открывать — дверь», «лекарство — болеть»).
         Для детей с ОНР характерна вариативность лексических за обмен, а процесс поиска нужного слова идет очень медленно, недостаточно автоматизированно. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова. Большие трудности вызывает классификация предметов: дети не знают обобщений, не выделяют четвертый лишний предмет, обозначенный семантически далеким словом. Даже при правильном выполнении задания дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков: «"Волк, собака, лиса" — лишнее слово "собака", так как в лесу не ходят собаки».
         Сложности возникают и при подборе синонимов и антонимов. Вместо антонимов используются слова, семантически близкие («день — вечер»), слова-стимулы с частицей «не» («шум — не шум» — нет шума»).
В качестве синонимов подбираются слова семантически близкие («улица — дорога»), похожие по звучанию («парк — парта»), формы исходного слова или родственные слова («боец — бой»).
         Вместо названий детенышей животных («ягненок», «теленок», «поросенок») — говорится «свиненок», «коровенок». Допускаются ошибки при употреблении и образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («яблоченька», «тетраденька»), с суффиксами «иц» («супница — суповка»).
Дети с ОНР испытывают трудности, называя профессии людей.

  При организации коррекционного воздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. Формирование словаря идет по следующим направлениям:
— расширение объема словаря и представлений об окружающей действительности;
— уточнение значения слов;
— формирование семантической структуры слова;
— организация семантических полей, лексической системы родного языка;
—активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный.
        Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения по обогащению словарного запаса ребенка не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать.

Сейчас более подробно остановимся на частях речи.

Имена существительные. В процессе речевого общения мы обычно говорим о тех или иных одушевленных и неодушевленных предметах – о людях, животных, растениях, продукты питания, одежде, мебели, игрушках, книгах, театрах, картинах, городах, странах, явлениях природы и т.п. Такой предмет присутствует и в любом задаваемом нами вопросе, поскольку мы всегда спрашиваем человека О ЧЕМ_ТО. Уже из одного этого должно быть ясно, сколь необходимо наличие в речи каждого человека достаточно большого запаса имен существительных, а постепенное накопление этого запаса начинается с детства. И чем правильнее будет помощь, оказываемая взрослыми на первом этапе овладения «предметным словарем», тем успешнее сможет ребенок в дальнейшем самостоятельно пополнять этот словарь.

Весь употребляемый нами в речи «предметный словарь» объединяется в определенные логические группы (животные, растения, мебель, фрукты и т.д.), что позволяет нам достаточно успешно ориентироваться в бесконечном море предметов.

                Давай-ка подумаем, что здесь лишнее:

                КАРТОФЕЛЬ, ЛУК, ОГУРЕЦ, ТОПОР…

                Три из картинок подружатся с ПИЩЕЮ,

А для четвертой подходит ТОПОР.

Решим и другую задачу на «лишнее»:

КЛУБНИКА, МАЛИНА, ЧЕРНИКА, КОТ…

Какие картинки подружатся с ВИШНЕЮ?

Какие с ЖИВОТНЫМИ в дружбе живет?

Глаголы.        Необходимость обогащения словарного запаса ребенка глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связана с непрерывным движением, с какими-то изменениями, событиями. Мы постоянно что –то делаем, совершаем и для обозначения всех этих действий и поступков в языке имеются специальные слова. Без глагола нельзя построить ни одного предложения (Назывные предложения – не в счет). Поэтому бесконечно обедненной выглядит речь ребенка, не распологающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Такой ребенок обычно называет лишь самые обиходные действия. Из-за недостатка глагольных слов он не может сказать, например, что лиса КРАДЕТСЯ, что волк ОХОТИТСЯ, что дождь МОРОСИТ или листья с деревьев ОСЫПАЮТСЯ. Значит, речь его будет бедной, неполноценной.

        Мы используем речевой материал, насыщенный различными глаголами (в том числе и с переносным значением), а также сезонные изменения в природе. Мы стараемся объяснить ребенку значение всех этих слов и заботимся о том, чтобы как можно большее их количество вошло в его активную речь.

Имена прилагательные.        Все окружающие нас предметы отличаются друг от друга по разным признакам: по цвету, форме, величине, весу; некоторые предметы различаются также по вкусу, запаху, температуре и т.п. все эти свойства предметов выражаются в нашей речи при помощи имен прилагательных. Чем полнее характеризуется предмет по присущим ему признакам, тем точнее выражается мысль. Так, с самого детства мы знаем, что лиса ХИТРАЯ, волк ЗЛОЙ, а заяц ТРУСЛИВЫЙ, и именно благодаря этим четко обозначенным признакам очень хорошо представляем себе «характер» названных животных. Кроме того, употребление в речи имен прилагательных придает ей образность и красоту, оживляет и украшает ее.

        К сожалению, практика показала, в речи многих детей имена прилагательные почти полностью отсутствуют или они крайне однообразны (ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, БОЛЬШОЙ …). Вряд ли нужно говорить о том, на сколько это обедняет речь детей и как далеко отодвигает их от красочного восприятия окружающего мира. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства понимал и ценил красоту нашей речи и чтобы его собственная речь формировалась правильной и образной, чему во многом способствует ее обогащение именами прилагательными.

Словообразование.         На этот раздел мы в своей работе обращаем особо пристально внимание, поскольку овладение правилами словообразования является источником обогащения ребенком своего словарного запаса.

        Основных правил словообразования в русском языке сравнительно немного, и поэтому нормально развивающемуся ребенку овладеть ими не сложно. Что же касается детей с отставанием или отклонением от нормы речевого развития, то для них овладение этими правилами представляет значительно большую сложность, которую, тем не менее, необходимо преодолеть.

        Ребенок с нормально развивающейся речью обладает врожденной способностью к словообразованию, что проявляется уже в раннем возрасте в виде известного всем детского словотворчества. «Создавая» новые слова, ребенок неосознанно использует имеющиеся в языке законы словообразования. Например, уловив общее значение уменьшительности суффикса – ИК – (СТОЛИК, ЖИВОТИК), ребенок образует при его помощи слово ЛАМПИК, разумея под эти маленькую лампу. И если ребенку удалось постичь законы словообразования хотя бы в самом общем виде, то в дальнейшем он уже не будет страдать бедностью словарного запаса.

        Детям же с задержкой речевого развития, не проявляющем склонности такого рода словотворчеству, основные принципы словообразования необходимо как бы «вложить» из вне. Сделать это можно в процессе специальных игровых упражнений в образовании новых слов. В ходе таких упражнений должны многократно проигрываться различные способы словообразования с достаточно большим количеством конкретных примеров на каждый из них.

        Например, ребенка необходимо познакомить с разными уменьшительными суффиксами имен существительных: ДОМИК – СТОЛИК – КЛЮЧИК - …; СУЧОК – ЖУЧОК – ПАУЧОК – ЧЕРВЯЧОК …; ШИШЕЧКА – КОШЕЧКА – БРОШЕЧКА … и т.д.

        В ходе подобных упражнений ребенок постепенно овладеет способностью образовывать слова по аналогии с уже многократно предлагавшимися ему образцами. Одним детям потребуется большее количество подобных упражнений, другим – меньшее, но вся эта работа ни в коем случае не останется безрезультатной. Важно понять, что начинать такую работу с ребенком нужно как можно раньше, пока не миновал возрастной период, отведенный для этого самой природой.

        Наиболее распространенными и доступными детям дошкольного возраста способами словообразования являются следующие:

1. Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (ДОМ – ДОМИК, БЕЛКА - БЕЛОЧКА);

                Ну-ка подумайте, мальчики, девочки:

                Чем отличается БЕЛКА от БЕЛОЧКИ,

                ЗАЯЦ от ЗАЙЧИКА,

                ПАЛЕЦ от ПАЛЬЧИКА?

2. Образование имен прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов (БЕЛЫЙ - БЕЛЕНЬКИЙ).

                БЕЛЕНЬКОЕ платьице,

                СИНЕНЬКИЙ сачок,

                ЖЕЛТЕНЬКОЕ креслице,

                ЧЕРНЕНЬКИЙ жучок.

                        СЕРЕНЬКИЙ мышонок,

                        РЫЖЕНЬКИЙ котенок,

                        ЗЕЛЕНЕНЬКИЙ листок,

                        ГОЛУБЕНЬКИЙ цветок.

3. Образование относительных прилагательных. Эти прилагательные образованы от существительных и чаще всего обозначают тот материал, из которого сделан предмет (СТОЛ ИЗ ДЕРЕВА - ДЕРЕВЯННЫЙ)

                Купил ХРУСТАЛЬНУЮ вазу,

                Та ВАЗА ИЗ ХРУСТАЛЯ.

                Понравилась мне она сразу –

                Все грани на солнце горят.

                        ИЗ КАТРОНА коробка КАРТОННАЯ –

                        В нее можно игрушки сложить.

                        Из БЕТОНА стена БЕТОННАЯ,

                        Будет долго она служить.

4. Образование притяжательных прилагательных. Они также образуются от имен существительных и обозначают принадлежность той или иной части тела или какого-то предмета определенному животному или человеку (ХВОСТ У ЛИСЫ – ЛИСИЙ, ГОЛОВА У МЕДВЕДЯ – МЕДВЕЖЬЯ, ТАПОЧКИ МАМЫ – МАМИНЫ ТАПОЧКИ).

                У ВОЛКА есть ВОЛЧИЙ хвост

                И серая ВОЛЧЬЯ шуба.

                 Волк – очень опасный гость:

                Слишком остры ВОЛЧЬИ зубы.

                        У ОЛЕНЯ ЛЕНИЙ хвост,

                        ОЛЕНЬИ рога ветвистые,

                        ОЛЕНИЙ высокий рост,

                        ОЛЕНЬИ глаза лучистые.

5. Образование наречий от имен прилагательных (ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНО, БЫСТРЫЙ - БЫСТРО).

                Небо ВЫСОКОЕ ВЫСОКО,

                Звезды ДАЛЕКИЕ ДАЛЕКО,

                Море ГЛУБОКОЕ ГЛУБОКО,

                Поле ШИРОКОЕ ШИРОКО.

                        Утро СВЕТЛОЕ – значит СВЕТЛО.

                        Вечер ТЕМНЫЙ – значит ТЕМНО.

                        Печка ТЕПЛАЯ – в печке ТЕПЛО.

                        Случай ДАВНИЙ – был он ДАВНО.

                                НЕБРЕЖНЫЙ человек все делает НЕБРЕЖНО,

                                ПРИЛЕЖНЫЙ человек все делает ПРИЛЕЖНО,

                                ТРУСЛИВЫЙ человек ведет себя ТРУСЛИВО,

                                ХВАСТЛИВЫЙ говорит всегда ХВАСТЛИВО.

6. Образование глаголов при помощи приставок: (ХОДИТ – УХОДИТЬ – ПРИХОДИТЬ -  ОБХОДИТЬ – ПЕРЕХОДИТЬ – СХОДИТЬ – ОТХОДИТЬ - ЗАХОДИТЬ).

                В окошко любим мы СМОТРЕТЬ.

                Картину стоит РАССМОТРЕТЬ.

                Кино хотим мы ДОСМОТРЕТЬ,

                Опасность же – ПРЕДУСМОТРЕТЬ.

7. Образование имен существительных при помощи приставок.

                Посуду часто НОСЯТ на ПОДНОСЕ.

                Зимой нередки снежные ЗАНОСЫ.

                В конце строки бывают ПЕРЕНОСЫ,

                А на реке встречаются НАНОСЫ.

                        ПОДОКОННИК у нас ПОД окном,

                        А ПОДУШКУ кладем мы ПОД ушко.

                        Все ЗАДВОРКИ всегда ЗА ДВОРОМ.

                        Где ПОДПОЛЬЕ, скажи мне, подружка?

8. Образование сложных слов. К ним относятся  слова, состоящие из двух и более корней (типа ПАРОВОЗ, САМОЛЕТ). Таких слов в нашем языке довольно много, и дети используют их в своей речи уже в дошкольном возрасте. Поэтому очень важно, чтобы они понимали их значение и на практике овладевали общим принципом их образования.

                Все ПАРОХОДЫ, все ПАРОВОЗЫ

                При помощи пара ходят и возят.

                Все САМОЛЕТЫ летают сами,

                А ПЕШЕХОДЫ – это мы с вами.

                        Что ВОЗЯТ ЛЕСОВОЗ и БЕНЗОВОЗ?

                        Как ВАРЯТ СКОРОВАРКА с ПАРОВАРКОЙ?

                        Что движет наш большой ЭЛЕКТРОВОЗ?

                        Что люди сваривают ГАЗОСВАРКОЙ?        

Есть ВЕРХОЛАЗЫ, и СКАЛОЛАЗЫ, и ВОДОЛАЗЫ,

                                        Попробуй ответить сразу:

                                        Кто же из них где ЛАЗАЕТ?

                                        Не ошибись ни разу!

Наиболее простым из всех названных способов словообразования является образование существительных и прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов, поскольку при нем не меняется основное значение слова. Легкость усвоения детьми именно этого способа словообразования объясняется еще и тем, что в разговоре взрослых с ребенком обычно употребляется очень много слов с уменьшительными суффиксами.

К такого рода упражнениям необходимо возвращать неоднократно, поскольку речевой материал должен быть усвоен детьми в возможно полном объеме. Только при этом условии дети, действительно смогут обогатить свой словарный запас и практически овладеть правильными грамматическими формами слов, а также принятыми в языке законами сочетания слов.

Зарифмованность речевого материала способствует непроизвольному и прочному усвоению ребенком правильных грамматических стереотипов, что особенно важно обеспечить в раннем детстве.

Таким образом, развитие словаря детей - процесс необходимый не только для развития их речи, но и для накопления сведений об окружающем мире, стимуляции развития мышления, внимания, закладывания функций саморегуляции.

При проведении специальной работы по совершенствованию словаря младших дошкольников, ребенок лучше ориентируется в предметных и социальных отношениях, при восприятии объектов получает для запоминания более целостный образ – понятие, который вступает в различные связи с другими понятиями: тематические, ситуационные, позже причинно-следственные.

Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Это диктует определенные правила проведения работы:

  1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов.
  2. Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.
  3. Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста".

В консультации рассказывается об основных особенностях развития внимания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Как пополнять словарный запас у детей"

В данной консультации для родителей  даны  игры и упражнения на подбор  смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов и игр на словообразование и словоизменение....

Консультация для родителей " Профилактика гриппа и ОРВИ у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Профилактика гриппа и ОРВИ у детей дошкольного возраста"...

Приемы обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста

Активный и пассивный словарь. Способы усвоения значений слов. Задачи образовательной области "Речевое развитие". Способы развития словаря....

Консультация для родителей о профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Полезные советы родителям о том, как поддерживать зрение ребёнка в норме...

Консультация для родителей «Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"...