Статья на тему "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"
статья

Предеин Сергей Алексеевич

Статья на тему: "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_subektov_obrazovatelnogo_protsessa.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

 

Демократические перемены в российском обществе тесно связаны с активными усилиями по реформированию системы образования. В соответствии со стратегией модернизации общего образования эти усилия направлены на создание  условий, обеспечивающих гуманистический характер и высокое качество получаемого образования, направленность системы образования на развитие и поддержку индивидуальности каждого ребенка, возможность для его самоопределения и самореализации.

Ребенок становится активным субъектом образования своей личности, это должны понимать и педагоги и родители.

Особая роль, миссия при таком подходе отводится педагогам. Педагог – самая важная фигура для ребенка в системе образования. Профессионализм педагога, его квалификация, уровень его личностного развития, его установки, убеждения, свобода его действий – то есть процессы, связанные с его профессиональным сознанием, во многом определяет сам процесс образования.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ребенок).

Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий.

2. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами.

Педагогический потенциал субъект-субъектного взаимодействия открывает широкие перспективы для совершенствования всей системы образования, для углубления профессионализма учителя, для формирования новой концепции взаимодействия "педагога и ученика".

В педагогическом плане взаимодействие определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, их эффективность, с ним связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы образовательного процесса.  

Выделяют различные подходы к организации педагогического взаимодействия:

- деятельностный (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов и видов деятельности. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.);

- личностно - ориентированный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, самоопределения, формирования жизненной позиции);

- акмеологический (ориентирован на целостное и устойчивое развитие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях творческой созидательной деятельности. Учитель и ученик, находясь в творческом взаимодействии и сотрудничестве, обеспечивают успех друг другу в своей самореализации, в развитии духовно-нравственного потенциала личности);

- аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций);

- системный (это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы).

Позиция педагога при осуществлении субъект-субъектного взаимодействия предполагает:

1. Проявление ценностного отношения к личности учащегося

  • заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания (мнение) каждого ученика;
  • «считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него;
  • оценка действий учеников отделяется от личного отношения к нему педагога;
  • акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности;
  • акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение.

2. Реализацию учителем новых педагогических функций (ролей)

  • учитель как собеседник;
  • учитель как человек, создающий условия для учения;
  • учитель как исследователь;
  • учитель как психотерапевт;
  • учитель как эксперт.

3. Акмеологическая направленность профессиональной деятельности и общения.

Субъектная позиция ученика во взаимодействии с учителем предполагает:

- Самостоятельность - способность к независимым действиям, решениям, проявлению собственной инициативы и в выборе целей, и в выборе способов их достижения; готовность и способность совершать какие-либо действия собственными силами;

- Активность - стремление ученика выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности и общения, действовать за границами требований и ситуации и ролевых предписаний, предпочтений;

- Готовность к выбору как осознание ответственности за результаты и последствия своей деятельности, поведения. Процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый результат, личную причастность к жизненным обстоятельствам через определение своих целей и способов их достижения.

В процессе педагогического взаимодействия необходимо создавать условия для развития субъектной позиции учеников.

Таковыми условиями являются:

1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников: 

  • обращение к их ранее накопленным знаниям и умениям;
  • стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания;
  • создание ситуаций нравственного выбора;
  • обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы);
  • организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта.

2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности: 

  • поощрение инициативы;
  • создание ситуаций выбора;
  • организация проектной деятельности.

Перечисленный комплекс социально-педагогических условий обеспечивает эффективность субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учащимися. Способность организовать конструктивное субъект-субъектное взаимодействие - один из значимых показателей профессиональной компетентности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.

Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...

«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»

В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...