Активное обучение в рамках ФГОС
методическая разработка (11 класс)

Губенина Лариса Николаевна

 

         Содержание ключевых образовательных компетенций представляет собой упорядоченный набор высоко-востребованных, с позиций сегодняшнего дня, качеств человека (знания, умения, опыт и В качестве критериев, позволяющих определить уровень сформированной ключевых образовательных компетенций молодых специалистов – выпускников образовательных учреждений, выступают:

  • интеллектуальная развитость;
  • познавательные потребности и интересы;
  • умения по организации межличностных отношений;
  • организаторские качества личности;
  • успешность освоения новых видов деятельности;
  • умение адаптироваться в социальной среде;
  • умение корректировать программу действий в изменяющихся условиях;
  • умение находить и использовать необходимую информацию;
  • умение точно формулировать свои мысли.       

личностные качества обучающихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Активное обучение в рамках ФГОС20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Активное обучение в рамках ФГОС

        Содержание ключевых образовательных компетенций представляет собой упорядоченный набор высоко-востребованных, с позиций сегодняшнего дня, качеств человека (знания, умения, опыт и личностные качества обучающихся).

В качестве критериев, позволяющих определить уровень сформированной ключевых образовательных компетенций молодых специалистов – выпускников образовательных учреждений, выступают:

  • интеллектуальная развитость;
  • познавательные потребности и интересы;
  • умения по организации межличностных отношений;
  • организаторские качества личности;
  • успешность освоения новых видов деятельности;
  • умение адаптироваться в социальной среде;
  • умение корректировать программу действий в изменяющихся условиях;
  • умение находить и использовать необходимую информацию;
  • умение точно формулировать свои мысли.        

        Решить задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени, помогают современные образовательные технологии одной из главных особенностей, которых является то, что их применение требуют высокой активности как преподавателя, так и студента. Активность преподавателя в том, что хорошо зная психологические и личностные особенности студентов, он вносит индивидуальные коррективы в процесс обучения. Активность студентов проявляется в постоянно возрастающей самостоятельности.

        Интерактивное обучение по праву относится к современным образовательным технологиям. Формы и методы обучения позволяют не только внедрять в процесс обучения эффективные приемы, вовлекать пассивных учащихся в работу и создавать психологически благоприятную среду,они способствуют развитию чувств, наблюдательности, способности к самовыражению, грамотному общению с окружающими.Несложно заметить, что при таком обучении постепенно общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: обучающиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, активно обсуждают их.

        Дискуссия – неотъемлемый элемент процесса обучения в интерактивном режиме, она вырабатывает привлекательные человеческие качества: стремление к пониманию других и заинтересованность в их идеях, уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Дискуссия способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога, предполагает высокую умственную активность, прививает обучающимся способность вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать  мысли.

        Однако, чтобы занятие с использованием дискуссии прошло на должном уровне и оправдало ожидаемые результаты, от преподавателя требуется тщательная подготовка:

  • выбрать и сформулировать тему и состав участников;
  • определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения;
  • сформулировать цель дискуссии;
  • продумать основные способы и вопросы для контроля за ходом и направлением дискуссии;
  • определить способы фиксации предложенных идей.

        Существует большое разнообразие видов дискуссии, вот только некоторые из них, которые успешно были апробированынами на уроках специальных дисциплин.

        «Идейная карусель». Группа делится на несколько микрогрупп по 4-5 человек.Всем задается один и тот же вопрос, и каждому члену микрогруппы выдается чистый лист для записи формулировок ответов.Листки передаются по кругу внутри микрогруппы для записи вариантов ответа. Затем каждая микрогруппа составляет итоговый список наиболее актуальных предложений.В заключение все микрогруппы предлагают свои формулировки ответа из итогового списка.

        Такой вид работы заставляет каждого активно мыслить и высказывать собственное мнение независимо от окончательного выбора решения на заключительном этапе.

        «На линии огня». Группа делится на 2 микрогруппы. Одна группа разрабатывает доводы «за», другая «против». Затем группы становятся в две шеренги друг против друга. Первый участник одной стороны излагает свои аргументы в течение одной минуты. После этого его останавливают и предоставляют возможность  первому участнику от противной стороны привести свои доводы «против». Так при строгом соблюдении временных рамок ведется спор. В заключение проводится общая открытая дискуссия.

        Как показала практика, многие учащиеся испытывают трудности, когда им предлагают отстаивать положения и приводить доводы, которые они не разделяют и не считают своими. В связи, с чем крайне необходимо использовать такой вид дискуссии, где обучающимся предоставляется возможность практически применять свои умения - аргументировать собственное мнение и понимать противоположную позицию.

        Проблемно-проектная дискуссия. В данном случае целесообразно учащихся ознакомить с заданием заранее, чтобы они на занятие пришли  с проектом решения задачи. На занятии группа разбивается на несколько дискуссионных групп. На первой стадии идет индивидуальное обдумывание идей, затем идеи предлагаются и наглядно фиксируются ведущим. На следующей стадии ведущий формулирует 2-3 идеи в обобщенном виде для коллективного обсуждения. На заключительном этапе принимается окончательное коллективное решение.

        Данный вид дискуссии способствует развитию у учащихся навыков анализа изученного материала, учит рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждения своим предложениям, аргументировать свою точку зрения.

         «Парная дискуссия». Создаются два круга – внутренний и внешний. Участники дискуссии сидят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижный. Внешний – подвижный.

        Дискуссия помогает учащимся отточить собственную аргументацию, услышать контрдоводы оппонентов, приобрести опыт коммуникации.

Роль преподавателя во время дискуссии напоминает посредника и  включает следующие функции:

  • сформулировать проблему, тему дискуссии, создать мотивацию;
  • создать доброжелательную атмосферу;
  • сформулировать вместе с участниками правила ведения дискуссии;
  • поддерживать высокий уровень активности всех участников,
  • фиксировать предложенные идеи, стимулировать дополнительные вопросы;
  • проводить анализ высказанных идей.

В конце дискуссии преподаватель должен обобщить предложения, сравнить достигнутый результат с исходной целью, подчеркнуть вклад каждого участника в обсуждение.

Одно из главных значений дискуссии – побудить участников задуматься над решением проблемы, пересмотреть свои суждения, представления и определить свою позицию, научиться аргументировано отстаивать собственную точку зрения и в то же время осознавать право других  быть индивидуальностью.

Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.Отзывы работодателей, отмечаютналичие у наших выпускников умения работать в коллективе, самостоятельно и ответственно подходить к решению производственных задач, а также наличие постоянного стремления у молодых специалистов  к новым знаниям, а значит, мы на верном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Контроль и оценка результатов обучения в рамках ФГОС"

В презентации отражены общепедагогические принципы организации оценочной деятельности в свете перехода на новый образовательный Стандарт....

Методический потенциал урока математики в реализации идей личностно-ориентированного обучения в рамках ФГОС.

В основе ФГОС нового поколения – системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе и профессионал...

Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"

Деловая игра "Структура и содержание урока  в контексте системно – деятельностного   подхода к организации  обучения в рамках ФГОС"...

Программа районного семинара "Современные технологии обучения в рамках ФГОС ООО"

Программа районного семинара "Современные технологии обучения в рамках ФГОС ООО". Дата проведения: 18.10.2016 года. Место проведения: ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района Санкт-Петербурга. Семинар пр...

Активное обучение в рамках ФГОС

                        ...

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС...