Итоговое занятие "Права и обязанности несовершеннолетних"
методическая разработка

Мясоутова Елена Ивановна

Итоговое занятие правового месячника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_poznavatelno.docx209.44 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\андрей\Desktop\2019-11-28-17-56-45.jpg

                                                                            Подготовила воспитатель Мясоутова Е. И.

Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Задачи мероприятия:

-заинтересовать школьников в дополнительном изучении

правовой литературы;

-повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

Ход занятия:

 - Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить об очень важной для всех нас теме. Наше занятие пройдет в  форме познавательной игры.

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди и одновременно с ними возникли главные вопросы: Что люди могут делать и что не могут?

На что люди имеют право и на что не имеют?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

Ответы на эти вопросы люди искали и в обычных беседах между собой, и путем международных переговоров, и даже, к сожалению, в битвах и войнах.

И все-таки людям удалось сообща найти правильные ответы, которые и были записаны в самом главном международном документе – Всеобщей декларации прав человека. А есть ли права у детей?

 Как у всех других людей

 Есть права и у детей.

 Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами. Права детей всего мира записаны в специальном документе. Как он называется? (Конвенция о правах ребенка). 

Правильно. Конвенция о правах ребенка принята в 1989 году Организацией Объединенных наций. Ежегодно 20 ноября во всем мире отмечается день прав ребенка. Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

 Воспитатель: какие же права есть у детей? Ребята назовите свои права. (Цветок с лепестками: право на семью, право на медицинское обслуживание, право на защиту, право на любовь и заботу и т.д.) Дети обсуждают свои права. 

Воспитатель: ребята, вы назвали ваши основные права. А умеете ли вы ими пользоваться? Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека. Ответьте литературному герою, пользуясь статьями Конвенции прав ребенка.

• Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки! » Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества)

• Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Не имеешь права лишать меня права на любовь и заботу)

• Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

• Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:(Не имеешь права посягать на мою свободу).

Воспитатель: каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах. Как вы думаете, в чем отличие между правами и обязанностями? (права – это то, что может делать каждый, обязанности - это то, что должен делать каждый). Каждому праву соответствует обязанность. Вы назвали ваши права. Давайте попробуем сформулировать ваши основные обязанности.

       Вы имеете право на медицинское обслуживание. Какая ваша обязанность соответствует этому праву? (обязанность заботиться о своем здоровье) Вы учитесь в школе, а значит, пользуетесь правом на образование. Как в школе обеспечивается это ваше право? (помогают готовить уроки, у вас есть место для приготовления уроков, предоставляют необходимую литературу). Так какие обязанности есть у школьников? (хорошо учиться, посещать все уроки, делать домашние задания)

Воспитатель: ребята у вас есть право иметь жилище и личное имущество. Вы живете в светлых, уютных, чистых комнатах. Каждый день вы дежурите в группе. Как вы думаете, обязаны ли вы это делать? (да, мы обязаны соблюдать свое жилище в чистоте ). У вас есть личные вещи. Представьте такую ситуацию.

   - Саша сумку свою забыл. Посмотрим, что у него тут лежит. Машинка. Пока Саши нет поиграю. Ой, сломалась. Ну и что, не будет вещи свои оставлять.

Воспитатель: какое право нарушил мальчик? (Право на личную собственность). Какая ваша обязанность связана с этим правом? (Не брать без разрешения чужие вещи, не портить чужие вещи)

 Если учитель вас попросит сдать ваш сотовый телефон перед уроком. Не нарушил ли он ваши права? (Нет.Во время занятий может прийти смс или звонок, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний).

Воспитатель: у каждого человека, взрослого и маленького есть право на свободу  т. е. право свободно выражать свое мнение, иметь свободу мысли. Но часто так случается, что некоторые дети понимают это неправильно. По их мнению, пользоваться правом на свободу мнения, значит говорить неправду и вещи, унижающие другого человека. Какие обязанности вы можете назвать, связанные с этим правом? (не говорить неправду, не оскорблять других). Я думаю с этим мы немного разобрались, что у вас есть не только права, но и обязанности, которые нужно правильно соблюдать.

А сейчас проведем небольшую викторину, так как у нас с вами итоговое занятие по месячнику по правам человека.

 Вопросы викторины.

1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"

 Ответ. - Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.

2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?

Ответ. -    Право на защиту закона, на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых,  и т.д.

3 вопрос.  Какие документы защищают твои права?

Ответ. - Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право.

4 вопрос.   Какие   обязанности появляются  у подростка, достигшего 14- ти лет?

 Ответ. - Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.

5 вопрос.   Какие виды  ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете?

Ответ. -  Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

6 вопрос.  Что такое "Комендантский час"?

Ответ. –  Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах  без сопровождения взрослых.

  Конкурс  " Размышление".            

А сейчас мы с вами разберем ситуации из жизни. Прочитаем их и определим, какие права нарушены.

1 ситуация.

Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему задали сделать компьютерную  презентацию по теме" Дыхание". Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из Интернета, не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?

 + Право на авторство

2 ситуация.

Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима  подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть. Какое право нарушено?

+ Право на собственность другого человека

3 ситуация.                                                         Семья пережила сложный период -  мать с отцом развелись. Мать усердно не дает своему десятилетнему сыну  общаться с отцом. Какое право нарушено?

+ Право на общение ребенка с обоими родителями

4 ситуация.        

 Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать не приятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено?

+ Право на не разглашение личных данных

5 ситуация

Ученик 8 класса Коля не любит учиться, а любит на уроках громко разговаривать   и даже петь. Какое право человека  нарушает Коля?

+ Право на образование

6 ситуация

Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ,  а сами убежали. Дима испугался. Просидел  взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено?

+ Право на свободу передвижения.

7 ситуация.

Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость.  Какое право нарушено?

+ Право на вступление в общественные организации не представляющие опасность для жизни подростка.

8  ситуация.

Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что решила копить себе на шубу.  Какое право нарушено?

+ Право на  получение питания ребенком.

9  ситуация.

Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят, что он должен вырасти, чтобы иметь свое мнение.

+ Право на высказывание и на свою точку зрения.

Ваши права:

Право на труд

Право на равенство перед законом

Право на отдых

Право на семью

Право на бесплатное лечение

Право на свободу вероисповедания

Право на творчество

Право на получение информации

Право на жилище

Право на свободу передвижения по миру

 Конкурс  «Сказочный вопрос»

Задача № 1

Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о

похищении мальчика.

Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены? (право на свободу)

Задача № 2

Сказка В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? (право на свободу путешествий)

Задача № 3

А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (право на труд)

Задача № 4

Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чипполино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

Какие права одного из героев сказки Д. Родари  «Приключения

Чипполино» - дядюшки Тыквы были нарушены? (право на жилье)

Задача № 5

Сказка Ш. Перро «Золушка».

Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? (право на свободу)

 Конкурс «Правовые вопросы семьи»

Задача:

В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная

ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим».

Кто вправе определять имя ребенка?

Задача:

Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для

заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей.

Возможно ли заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не разведен с Юлей? Почему?

 Конкурс «Определи вид преступления»

Задание № 1

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки

одноклассника деньги. (кража)

Задание № 2

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (грабеж)

Задание № 3

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (шантаж)

Задание № 4

Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.  (ложный звонок)

Задание № 5

Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему

подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. ( нанесение тяжких телесных повреждений)

Задание № 6

Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (порча имущества, вандализм)

Задание № 7

Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (хулиганство)

А сейчас поиграем.

          Игра «Разрешается- запрещается»

 

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел, лечиться.

Это разрешается.

 

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается.

В детстве тяжкая работа

Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это разрешается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными людьми дружить.

Это разрешается

Воспитатель: Легко или трудно было найти обязанности, соответствующие каждому праву? Какой вывод каждый из вас сделал после сегодняшнего занятия? (Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других такие же права. Кроме прав у каждого есть и обязанности) Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности.

Запомните: права предоставляются, а обязанности выполняются! Ребята, пусть в вашем доме всегда будет мир, покой, здоровье и счастье. Пусть вас окружают добрые и отзывчивые люди, хорошие и верные друзья. Всем спасибо за участие (звучит песня Ю.Чичкова «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!»)

C:\Users\андрей\Desktop\2019-11-28-17-44-15.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности несовершеннолетних

Классный час с презентацией позволит более подробно и наглядно объяснить ребятам, что у них есть не только права, но и обязанности, определенная ответственость за проступки и правонарушения...

Права и обязанности несовершеннолетних.

Памятка для классного часа о правах и обязанностях по возрастам....

Права и обязанности несовершеннолетних

Тест по обществознанию 7 класс...

Права и обязанности несовершеннолетних

Консультация родителям по правовому воспитанию....

буклет "Права и обязанности несовершеннолетних"

буклет "Права и обязанности несовершеннолетних"...

Права и обязанности несовершеннолетних

Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, права и обязанности ребенка, ответственность несовершеннолетнего...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...