Молодые специалисты общественных наук в школе. Первый год работы: ожидания и проблемы.
статья

В современной системе образования остро стоит вопрос адаптации и развития молодых специалистов. Каждый год в школы приходят неопытные, но готовые работать и совершенствоваться педагоги - выпускники ВУЗов и колледжей. Мы постарались выявить те проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, прежде всего предметов обществоведческого цикла.  

Наше микро-исследование состоит из двух частей. Во-первых, мы взяли интервью у восьми молодых специалистов, работающих в разных школах города Санкт-Петербурга. Анализ результатов интервью представлен в таблице. Во-вторых, мы использовали информацию из социальных сетей, обратившись к материалам тематической группы, в которую входят учителя. Результатом анализа  стал обзор наиболее часто упоминающихся проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты, и способов, с помощью которых молодые педагоги пытаюстя их решить. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oparina_grigorenko._statya.docx507.27 КБ

Предварительный просмотр:

Молодые специалисты общественных наук в школе. Первый год работы: ожидания и проблемы.

В современной системе образования остро стоит вопрос адаптации и развития молодых специалистов. Каждый год в школы приходят неопытные, но готовые работать и совершенствоваться педагоги - выпускники ВУЗов и колледжей. Мы постарались выявить те проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, прежде всего предметов обществоведческого цикла.  

Наше микро-исследование состоит из двух частей. Во-первых, мы взяли интервью у восьми молодых специалистов, работающих в разных школах города Санкт-Петербурга. Анализ результатов интервью представлен в таблице. Во-вторых, мы использовали информацию из социальных сетей, обратившись к материалам тематической группы, в которую входят учителя.

1. Анализ интервью

Параметры анализа ответов учителей

Обобщенные данные

Отношения с родителями учащихся

1. Возникновения конфликтных ситуаций с родителями учащихся. Причины подобных  конфликтов.

Половина из опрошенных отметила, что за первый год работы были участниками конфликта с родителями. Основной причиной послужило несогласие родителей с выставленными оценками учащимся. Второй отмечаемой причиной послужило недовольство родителей качеством предоставляемого образования.

2. Помощь администрации в решении подобных конфликтов

Только один человек решал конфликт  с участием администрации школы.  Остальные учителя решали конфликты с родителями самостоятельно

3. Отношение родителей к молодому специалисту

1 человек из опрошенных отмечает, что испытывал к себе только доброжелательное отношение со стороны родителей.

2-е общаются с родителями на нейтральном уровне и не могут дать точный ответ.

4-е говорят о том, что несмотря на внешнюю вежливость, многие относятся к учителю с пренебрежением.

1 человек пренебрежения к себе не почувствовал, но и поддержки и участия тоже.

Проблемы с администрацией школы

1. Отношение администрации к молодому специалисту

Учителям предлагалось оценить отношение к себе по 10-балльной шкале со стороны администрации школы.

Средняя оценка составила 7,6 баллов. Минимальный указанный балл 3, максимальный 10. Только один человек отметил пренебрежительное отношение к себе со стороны администрации. 7 говорили о том, что в целом стараются держаться от администрации на расстоянии и решать все конфликты самостоятельно.

2. Возникновения конфликтных ситуаций с администрацией. Причины подобных  конфликтов.

Один человек из опрошенных назвал основной причиной подобных конфликтов нежелание администрации выслушать молодого педагога. Остальные опрошенные стараются не попадаться администрации лишний раз на глаза.

3. Ограничение в работе/поддержка со стороны администрации

Все опрошенные ответили, что не чувствуют никаких ограничений в своей работе.

Проблема владения методикой преподавания

1. Нехватка знаний и умений после выпуска из ВУЗа

Опрошенным предлагалось оценить уровень своих знаний и умений после выпуска из ВУЗа по 10-балльной шкале и аргументировать свой выбор.

Средняя оценка составила 6,5 баллов. Минимальный указанный балл 3, максимальный 10.

60% молодых учителей отметили, что им не хватает знаний по предмету, они очень поверхностны.

Один человек уточнил, что при обучении в ВУЗе плохо обговаривали конкретные методические приемы в рамках современных ФГОС.

Все опрошенные сказали, что до прихода в школу совершенно не знали правила и тонкости заполнения всех основных документов: рабочих программ и планов, журналов. Один человек назвал нехватку знаний риторике и внешнем виде учителя.

2. Соответствие методики преподавания с требованиями школы/родителей

Несоответствий не замечали.

3. Неуверенность и ошибки во время уроков

Все опрошенные сталкивались с ошибками во время своих уроков. Справлялись с этим самостоятельно, путем выдачи заданий детям по поиску ошибки или исправления неточности следующем занятии.

Приводя примеры отдельных ответов учителей, стоит отметить участие молодых специалистов в жизни школы, их желание работать и открытость по отношению к учащимся и их родителям:

«Я веду политику «открытых дверей», поэтому на мои уроки вход родителям всегда открыт»;

«Я как классный руководитель пятого класса часто контактирую с родителями всех детей. Пренебрежения нет, но и на встречу идут далеко не многие».

В каждой современной школе есть система наставничества и работы с молодыми специалистами. К каждому выпускнику ВУЗа, пришедшему в школу, назначается опытный педагог с целью помощи и поддержки. Однако, как показывают результаты интервью, большинство молодых учителей решают проблемы самостоятельно. Во время беседы все опрошенные говорили о том, что их наставник поводил общую экскурсию по школе, отвечал на основные вопросы первые пару дней, а затем молодой специалист уже все решал сам. Безусловно, свою роль здесь играет и некое стеснение, боязнь показать свою некомпетентность, свойственная не только молодым учителям, но и неопытным представителям других профессий. Немало важным фактом является общая загруженность администрации другими проблемами, помимо вопросов новичка. Половина опрошенных учителей отмечали свое нежелание обращаться лишний раз к кому-либо, чтобы не привлекать много внимания к себе и не отвлекать от работы. Многие столкнулись с непониманием и отсутствием дружеских связей в школе, как следствие возникло ощущение одиночества в коллективе.

«Чаще всего основная причина конфликтов лично у меня - недопонимание и нежелание выслушать педагога, администрация думает только о личной выгоде и считает, что всегда правы они»;

«Лишний раз к помощи администрации стараюсь не прибегать, чаще все вопросы решаю самостоятельно»;

«Визуально все выглядит достаточно дружелюбно. Администрация всегда отвечает на вопросы по работе и помогает, если что-то непонятно. Просто есть отдельные люди, которые делают это искренне, а есть те, кто в лицо говорит одно, а за глаза совершенно другое. Почему-то именно в школе это особенно чувствуется. Неприятно. Но повторюсь, чисто внешне все формальности соблюдены и нельзя обвинить кого-то в откровенной неприязни или развязывании конфликтов».

Большая доля ответственности при подготовке молодых специалистов лежит на университетах. Каждый из педагогов честно признался в том, что не раз ошибался во время уроков, т.е. основных знаний по предмету было недостаточно. Все опрошенные учителя являются преподавателями истории. Окончив ВУЗ, они владеют основами методики преподавания, но знают поверхностно свой предмет. Соответственно, неуверенность при работе с детьми является следствием отсутствия полноценного знания содержания, а не неопытности или боязни, как принято считать.  

Говоря о тех знаниях и умениях, которые дал им ВУЗ, опрошенные учителя отметили отсутствие лекций и практики при заполнении рабочей документации: учебных программ, планов и журналов. С одной стороны, ВУЗ не должен акцентировать внимание на этом, поскольку требования по оформлению меняются из года в год. С другой, популярность данной проблемы говорит сама за себя: о вопросах, возникающих при оформлении документов, говорит почти каждый опрошенный педагог. Получается, что выпускник педагогического университета, приходя в школу, полон определенных ожиданий, надежд и идей, вместо того, чтобы разрабатывать и апробировать различные приемы обучения детей, сталкивается с главной проблемой – составление и заполнение бумаг. Может быть, педагог и хотел бы улучшать свои уроки, но современная система образования требует в первую очередь грамотно заполненные бумаги.

2. Анализ материалов социальных сетей

Рост популярности социальных сетей приводит к тому, что все больше учителей обращаются к помощи не своих коллег в школе или администрации, а к незнакомым педагогам в тематических интернет-группах и блогах. Молодым учителям психологически проще задать интересующий рабочий вопрос или спросить совета анонимно, с гарантией того, что написанное никак не отразится на дальнейшей карьере и авторитете в коллективе.

В качестве примера были проанализированы вопросы в тематической группе социальной сети «ВКонтакте». Примерно одна шестая часть вопросов была от молодых специалистов, первый год работающих в школе. Мы разделили вопросы на несколько основных групп, которые представлены ниже в таблице.

Группы вопросов, обсуждаемых в тематических блогах

Основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя

Общение с администрацией школы

Основными темами для обсуждения в данном блоке среди молодых специалистов было навязывание классного руководства со стороны администрации, нарушение трудового кодекса, проявляющееся в отказе предоставления отпусков для сессий или больничных в конце года. Негативная оценка деятельности молодого специалиста без предоставления помощи.

Заполнение рабочей документации

Вопросы по заполнению рабочей документации, оформлении заявлений, докладных и пр. занимают лидирующие позиции среди всех вопросов от молодых специалистов. Большинство из них не знают своих прав при оформлении декрета, больничного.

Проблемы с дисциплиной в классе

Этот блок вопросов имеет самую низкую популярность среди молодых специалистов. Из 17 вопросов от молодых специалистов только 2 касались дисциплины в классе и поведения учащихся. В основном молодые специалисты не знают как справляться с асоциальным поведением отдельных учеников, и испробовав разные методы, обращаются к педагогам в социальных сетях. Оба специалиста отмечали бездействие психолога и администрации.

Конфликты с родителями учащихся

Молодые специалисты в основной своей массе конфликтуют с родителями учащихся из-за выставленных отметок. В каждом вопросе фигурирует формулировка «как отстоять выставленную отметку» и «имею ли я право сделать так?»

Вопросы по учебным материалам/подготовке к урокам или конференциям

Ряд специалистов активно используют возможности социальных сетей для поиска и подбора необходимых материалов к урокам, электронных пособий. Спрашивают совета у более опытных педагогов из других школ при подборе тем и идей для конференции и семинаров. Однако при анализе выяснилось, что из 20 вопросов, только 2 посвящены просьбам о помощи с подготовкой к урокам.

Полученная информация позволяет сделать несколько, в том числе неожиданных выводов.

1. Всегда, когда речь заходит о молодых специалистах в школах, традиционно принято считать, что основная проблема, с которой они сталкиваются, это дисциплина на уроках. Однако, как выяснилось по результатам интервью и анализа обсуждений в тематической группе, вопросы, связанные с поддержанием дисциплины на уроках, упоминается достаточно редко. Тут могут быть разные варианты объяснений: или с дисциплиной действительно все в порядке (что маловероятно), или молодые специалисты стесняются об этом говорить (что тоже странно в условиях анонимности), или они не видят в этом проблемы и считают ситуацию нормальной, или не считают возможным решить проблему дисциплины с помощью посторонних советов.

 2. Лидирующие позиции прочно занимают вопросы по оформлению документации. Это тревожный знак, т.к. подобная ситуация в школах говорит о замене реальной работы формальной стороной процесса. И это уже касается не только молодых специалистов, но и их опытных коллег.

3. Нельзя сказать, что молодые специалисты совсем не интересуются улучшением своих навыков преподавания, взаимодействия с детьми. Однако популярность вопросов, касающихся идей проведения уроков существенно ниже, чем вопросов о документации, проблем с администрацией или родителями. Единичны вопросы, касающиеся работы со слабыми учениками или учениками с ОВЗ. Нам не встретилось ни одного вопроса от молодого (и не только) специалиста, касающегося проблемы работы с одаренными детьми. Вопросы, связанные с детьми, как правило, ограничиваются  просьбами о помощи в оформлении документов при отказе от классного руководства или официальной жалобы на девиантное поведение учащегося. Формирование знаний и умений затрагивают, как правило, учителя начальной школы, в средней и старшей интересуются не советами по новым,  неизвестным приемам, а информацией по средствам обучения (чаще всего фильмами на ту или иную тему).  

Таким образом, можно отметить определенный разрыв между содержанием вопросов и проблем, волнующих молодых учителей-практиков и темами  конгрессов, семинаров, советов учителей, которые проводятся органами управления образования, научными педагогическими сообществами. Молодых учителей интересуют гораздо более «приземленные» проблемы. Очень редко затрагивались вопросы, касающиеся методики преподавания, а содержательная сторона обществоведческих дисциплин (проблемы экономики, философии, политологии, социологии и т.д.) вообще не упоминалась ни в ответах интервью, ни в материалах социальных сетей. Можно предположить, что педагоги либо ищут ответы на вопросы, касающиеся содержания предметов истории и обществознания, в других, не относящихся к педагогической среде, источниках информации, либо в принципе мало интересуются  ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...

План работы "Школы молодого специалиста"

Ежегодно на базе Алданского детского дома действует "Школа молодого специалиста", основной целью которой является оказание методической помощи начинающим педагогам и создание условий для их успешной а...

План работы с молодыми специалистами в школе

Одна из функций заместителя директора по УВР - помощь молодым специалистам в адаптационный период в начале трудового пути....

Творческий отчёт молодого специалиста учителя географии за первый год работы

Творческий отчёт  молодого специалиста учителя географии за первый год работы...

План работы с молодыми специалистами в школе.

Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их педагогического мастерства.Задачи:1....

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.

Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....