Статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики"
статья по математике

Белоусова Юлия Сергеевна

В статье приводятся некоторые примеры, которые можно использовать  на уроках математики по формированию регулятивных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx62.17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики

            На каждом уроке учитель работает над формированием и развитием у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и  коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-  коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 -  оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; (на сколько усвоили полученную информацию);

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору  и преодолению препятствий.

Регулятивные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Основная их функция заключается в обеспечении возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Целеполагание. Думается, что этот компонент очень прост, но на самом деле – нет. Чтобы ученик сам ставил цели и шел  к их достижению, необходимо чтобы учитель умел это делать. Доказано, что несмотря на  подготовку учителя к уроку: смотришь конспект урока замечательный, разнообразие  методов обучения, средств, а также  деятельности ученика, но урок не достиг поставленной цели, так как к формулировке цели мы иногда относимся формально. Если хочешь, чтобы твои цели были эффективными, сформулируй их так, чтобы они были: конкретные, измеряемые, достижимые, обоснованные и ограниченные во времени.

Ученик должен сам научиться ставить перед собой цель и формулировать её. Это может быль цель всего урока или цель выполнения конкретного задания. Так, например, в готовом виде учителем тема и цель урока не сообщается.  Для этого целесообразно использовать проблемную ситуацию. Диалог, который выстраивается между учителем и учащимися должен быть подводящим, т.е. из системы вопросов и заданий, которая  активно задействует и развивает логическое мышление  учеников.

Вот некоторые примеры диалогов.

тема «Сложение отрицательных чисел»,6 класс.

Учитель

Учащиеся

Вопрос: Знаете ли вы, как сложить два отрицательных числа?

Сложите с помощью координатной прямой числа

 — 2 и — 7

Сложите с помощью координатной прямой числа

-835, 22  и -2, 116

Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Что сегодня вы узнаете? Какова цель урока? Чему научитесь? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Да, с помощью координатной прямой

Сложили, получили -9  (опираются на то, что уже известно и освоено)

Удивлены, растеряны (проблемная ситуация возникла).

На этом этапе осуществляется осознание ситуации с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию проблемы. Далее переходят к постановке цели.

Тема:Сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Цель: Научиться складывать отрицательные числа без координатной прямой. (учебная проблема как тема урока).  

тема  «Проценты», 5 класс. Тип урока: урок изучения нового материала.

Учитель предлагает решить задачу «На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у неё 280 рублей?»

 Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?»

Учитель: «Сформулируйте цель урока».

Ученики высказывают различные мнения (используют житейское представление, опыт), но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на вопрос.

Дети формулируют тему «Проценты».

Ученики: «Узнать, что такое процент? Научиться находить проценты».

тема «Смежные углы», 7 класс

1. Изображаю на доске несколько углов.

http://festival.1september.ru/articles/213274/img1.jpg

Задаю учащимся вопросы:

- Что общего у пар углов а) и б)?

- Верно. Еще что общего у них?

- Чем же отличаются пара углов а) от пары углов б)?

- Замечательно. Кроме того, пару углов б) называют смежными углами. (учитель сам знакомит с названием объекта)

- Сформулируйте определение смежных углов.

Вопрос учителя: «Как вы думаете какова тема и цель урока?»

- Каждая пара углов имеет общую вершину.

- У них одна сторона общая.

В паре углов б) одна сторона одного угла является продолжением стороны другого угла.

Учащиеся дают определение.

Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока.

           

Помимо формулировки темы и цели всего урока,  необходимо учить ставить  цель  для выполнения конкретной учебной задачи, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его. Разрешая такую задачу, обучающиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.

Например, при изучении темы «Деление обыкновенных дробей» (6 класс), необходимо добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в выводе правила деления. Предварительно дается специальное домашнее задание: решить уравнение . Естественно, чтобы получить ожидаемое, необходимо вести целенаправленную работу на предыдущих уроках. В результате вариантов решений получено было несколько. Все рассматриваются, но внимание обращается на один из способов, который наиболее эффективен.  В итоге учащиеся самостоятельно формулируют правило

Или же при изучении темы: «Вычитание»(6класс) учащиеся выполняют учебную задачу: Замените вычитание сложением и найдите значение выражения: а) 5 – 5; -8 – (-8); б) 8-10; -6 -13 ; в) -3-(-2);

-8-5 ; в) 7-4 , -4 –(-9).

- Сравните уменьшаемое и вычитаемое в каждой разности. Какой вывод можно сделать?  Ученики  приходят к самостоятельной формулировке правил. Далее предлагается сравнить результаты своих умозаключений  с выводами автора в учебнике. При такой организации  задания школьники учатся сверять свои действия с поставленной целью.

         

  Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие регулятивных учебных действий является работа по решению текстовой задачи. 

Рассмотрим состав общего приема решения математической задачи.

  1. Изучить содержание задачи;
  2. если нужно провести анализ – поиск решения;
  3. на основе анализа составить план решения или сформулировать известный план решения задач данного класса;
  4. решить задачу по составленному плану;
  5. если нужно, проверить или исследовать решение;
  6. рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный;
  7.  записать ответ.

Покажу  использование этого приема на примере решении текстовой задачи.

Токарь должен был обработать 240 деталей к определенному сроку.   Усовершенствовав резец, он стал обрабатывать в час на 2 детали больше, чем предполагалось по плану, и поэтому выполнил задание на 4ч раньше срока. Сколько деталей в час должен был обрабатывать токарь?

    После осмысленного чтения проводится анализ (понимание учебной задачи):

Какие величины содержаться в задаче?

Как связаны между собой производительность труда, время и объем выполненной работы?

Сколько можно выделить различных ситуаций (событий, случаев, фактов)?

Какие величины известны в каждой ситуации?

В каком случае производительность токаря больше и на сколько?

В каком случае время работы токаря по выполнению заказа меньше и на сколько?

Какая неизвестная величина в задаче является искомой?

Выполненный анализ позволяет осуществить запись условия и требования задачи (составление плана решения, моделирование):

                     Величина

Токарь

По плану                          Фактически

Производительность деталей в час

?                       <             ?             на 2

Время работы, ч

?                       >             ?             на 4

Объем выполненной работы, деталей

240                                  240

Умение ученика самостоятельно составить подобную таблицу говорит уже о том, что он усвоил условие и требование задачи и может самостоятельно приступить к поиску ее решения путем записи ответов вместо вопросов, содержащихся в таблице. В результате таблица как модель поиска задачи позволяет получить соответствующее уравнение.

 С этой целью вводится обозначение искомой величины, далее, используя установленные зависимости между одноименными величинами и зависимостью между разноименными величинами, получаем уравнение:

.

Поиск решения задачи закончен.

 Далее, следует решить уравнение, используя алгоритм решения дробно-рациональных уравнений (выбор эффективного способа решения,  отработка навыков вычисления).

1) Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;

2) умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;         

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

При решении уравнения получили 2 корня х1 =10 и х2 = -12.

Корень х =-12 не удовлетворяет условию задачи, поэтому ответ в задаче:

10 деталей в час должен обрабатывать токарь.

Такая целенаправленная работа по решению текстовой задачи позволяет  формировать у обучающихся регулятивные учебные действий, начиная с точного осознания цели, планирования решения по алгоритму (или по составленному плану), проверки результата решения задачи, заканчивая коррекцией результата в случае необходимости.

Контроль и оценка.  Регулятивные  учебные действия, направленные  на  формирование контрольно-оценочной деятельности позволяют осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль, оценивать результаты деятельности  (как чужой, так и своей),  анализировать собственную работу, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины, оценивать  уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?».

При формировании регулятивных действий – действий контроля и оценки можно использовать в своей работе приемы самопроверки и взаимопроверки.

Хорошим упражнением для развития способности  обнаруживать  ошибки  является  парная взаимопроверка  самостоятельной  работы. Но более  эффективным  средством  можно считать   проверку работы  ученика,  выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок. При этом  указывается  задание,  в  котором  сделана ошибка.  Эту  работу,  в  зависимости  от  уровня внимательности  учащегося,  можно  разбить  на этапы: на первом указывается строка, в которой сделана ошибка, на втором – блок строк записи, на третьем – только задание. Происходит  формирование  самооценки,  возрастает ответственность за оценку, выставленную товарищу.

            Также учащимся предлагаются задания  для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.).    

Например, учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.

Так, при решении геометрической задачи, необходимо найти ошибку и записать верное решение.

           1.     СЕF= AED (односторонние),http://ext.spb.ru/images/Arybenna/%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0/11.png

СFE= EAD(накрест лежащие при параллельных прямых),

 ∆АЕD= ∆FЕС (по первому признаку)

2.     CE:DE=AE:FE=DA:CF        

            4:8=10:FE=7:СF
Ответ: FC = 3,5 см, FЕ= 5 см.

Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

Или же учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

Развивая регулятивные УУД необходимо акцентировать внимание учащихся на правдоподобность ситуации. К примеру, количество человек должно быть выражено натуральным числом, скорость автомобиля, движущегося на большом отрезке пути, не может равняться 1км/ч, температура воздуха не может равняться 1000 градусов. Однако ответ может показаться правдоподобным, но не соответствовать  данным.  Например,  собственная  скорость  теплохода  не  может  быть  меньше скорости течения реки. Масса товара в упаковке должна быть больше его массы без упаковки, время в пути с остановкой больше времени в пути тем же способом по тому же маршруту, но без остановки. Налог не может быть больше стоимости. Поэтому следует учить  учащихся рассматривать данные и найденные величины в сравнении. Также при решении задач не стоит пренебрегать «прикидкой» полученного результата. Все вышеперечисленные способы опираются на повседневный опыт учащихся и находят  у них положительный отклик за простоту исполнения.  В типовые задания, обеспечивающие развитие функций самоконтроля должны входить  такие как: «Найди ошибку»,  «Реши несколькими способами», «Оцени результат» и т.п.

Обзор литературы и обобщение опыта преподавания математики показали, что в формировании регулятивных (в т.ч.  самоконтроля) УУД возможно использование и таких приемов, как: работа с учебником (Интернет-ресурсами, справочниками), составление плана ответа по математике, организация домашней работы, выполнение письменной работы по математике, изучение содержания теоремы, усвоение теоремы, контроль за усвоением теоремы и т.д.  При работе с книгой, нужно добиться, того,  чтобы учащийся  судил о знании материала не потому, сколько о раз прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного.

Приведу примерный состав некоторых из этих приемов.

Работа с учебником математики:

  1. Найти задание по оглавлению
  2. обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);
  3. прочитать содержание пункта параграфа;
  4. выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре);
  5. задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится?  Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?)
  6.  выделить основные понятия;
  7. выделить основные теоремы или правила;
  8. изучить определения понятий;
  9. изучить теоремы (правила);
  10. разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;
  11. самостоятельно провести доказательство теоремы;
  12. составить схемы, рисунки, чертежи;
  13. запомнить материал, используя приемы запоминания ( пересказ по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест);
  14.  ответить на конкретные вопросы в тексте;
  15.  придумать и задать себе такие вопросы.

Рассмотрим пример упражнения для работы с текстом учебника. Тема урока:  «Уравнение с одной переменной» (Алгебра-7, под редакцией Ю.Н. Макарычева). Здесь происходит систематизация и обобщение изученного и определение основных понятий, уже знакомых учащимся. Поэтому работу с текстом  можно организовать по плану:

  1. Выделите в тексте главные смысловые части
  2. Найдите по тексту ответы на вопросы: что такое: а) линейное уравнение, б) корень уравнения, в) решить уравнение? Какие бывают случаи решения линейного уравнения?  Сколько решений может иметь: а) линейное уравнение, б) нелинейное уравнение?
  3. Найдите в тексте слова-ориентиры;
  4. Найдите в тексте учебника разъяснение того, как решается: а) линейное уравнение; б) задача с помощью линейного уравнения;
  5. Найдите в Интернет-ресурсах понятие «уравнение». Найдите исторические факты «как люди научились решать уравнения».
  6. Найдите в литературе, Интернет-ресурсах примеры старинных задач, решаемых с помощью уравнений.

Владение регулятивными учебными действиями  дает школьнику:

1. Ученик умеет составлять план действий

2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости

3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно

5. Ученик способен к волевому усилию

6. Ученик владеет навыками самоконтроля

7. У ученика сформирован внутренний план действий

8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий

9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Формирование регулятивных УУД:

-положительно отражается на качестве освоения предметного содержания,

-обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности,

- отражает способность строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, внесение коррективов, оценка.

 А нам учителям, необходимо научиться "видеть" регулятивные учебные действия, находить их в той или иной учебной ситуации, в предлагаемом   учебном материале, чтобы правильно выстраивать всю систему работы  по формированию этих УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Научная статья в журнале МАНПО "Педагогическое образование и наука" На настоящем этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, важным остается вопрос, ...

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе (ФГОС)

в документе подробно рассказывается применение регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе. Разработан материал проектирования уроков с применением регулятивных универсал...

"Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики при проведении лабораторной работы"

Работа защищена на курсах повышения квалификации по именному образовательному  чеку. "Преподавание физики в условиях обновления содержания образования"...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики

В данной статье рассмотрены вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий. Под регулятивными УУД подразумеваются те действия обучающихся, которые позволяют обеспечить возможность уп...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики

Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности на уроках математики. В статье описываются виды деятельности на уроках....

Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Рефлексии отводится огромная роль в формировании регулятивных учебных действий...