«Формирование основных умений и навыков у детей со сложной структурой дефекта через индивидуальное увлечение»
материал

Только, сумев найти ключик к каждому ребенку,построить фундамент, на который следует опереться (это интересы и увлечения воспитанников) можно достигнуть положительных результатов в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение через увлечение.20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование основных умений и навыков у детей со сложной структурой дефекта через индивидуальное увлечение

        Я работаю на группе 9б класса. Мои воспитанники — это подростки с нарушением интеллекта, которые обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития воспитанники, отличаются проблемами эмоционально — личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.

        На протяжении   всего  времени  работы на этой группе, мы вели работу по сплочению детского коллектива, формированию в нем добрых взаимоотношений, развитие коллектива как целостного группового, уважительного отношения к взрослым, сверстникам.

        В работе с детьми нами были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнения,    самоанализ, индивидуальная работа с детьми.

        Свободное время детей проходит довольно насыщенно. Дети проводили время, играя в настольные игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, использовались дидактические игры, занимались бытовым трудом, творчеством, все это позволяет закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки.

        Практическая подготовка к занятиям по трудовому воспитанию — это формирование у воспитанников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий.

Опыт работы с детьми со сложной структурой дефекта показал, что эти дети развиваются, они способны к обучению и последующей социальной адаптации. Организовано систематическое обучение и воспитание в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями, направлено на их социализацию и приспособление к жизни в условиях включенности в окружающую среду. Основной задачей работы с воспитанниками является их трудовая подготовка, всемерное развитие.

        Следует отметить, что развитие трудовых навыков имеет немаловажное значение для формирования учащихся социальной сферы. Были проведены беседы, где объяснялось на доступном уровне теоретические сведения и формируются практические умения и навыки по разделам: «Уход за одеждой и обувью», «Гигиена тела». Приобретенные навыки под руководством воспитателя, воспитанники отрабатывают во время дежурства по классу, в группе, интернате, столовой, на прогулках.

        Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

        Занимаясь самообслуживанием, дети нашей группы учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные  на уроках по СБО, беседы и презентации, экскурсии в магазин техники.   Не посильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во времени, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Кто лучше сделал? У кого красивее? Почему?

        Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей.

        Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка.  У воспитанников нашей группы сформированы навыки самообслуживания: уборка кровати, уход за школьной формой, за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности.

        Мы постепенно формировали и прививали навыки самообслуживания через их увлечения.  Нами была организована творческая мастерская выходного дня, мастер — классы, где ребята занимались рисованием, делали поделки из оригами, лепили, рисовали и т.д.  Например, Святослав Ш. и Андрей П.  проявляли особый интерес к рисованию, лепки, перед тем как приступить к работе, им надо было подготовить свое рабочее место, довести свое дело до конца и в конце убрать свое рабочее место, так через их увлечения прививались навыки самообслуживания, определение в профессии. Так Андрей П. уже поступил в мультимедийный центр АНО   «Солнечный мир»; Глеб Б. проявлял интерес к земле, нравилось ему полоть, сажать цветы, чем он и занимался на территории интерната; Святослав Ш. любит собирать конструктор, пазлы.  Ребята с удовольствием принимали активное участие в жизни школы во всех общешкольных и внеклассных мероприятиях и, это немаловажно, занимали призовые места.

Саша П. любит лепить из пластилина, рисовать, выступать на праздниках, читать стихи. Мальчик активен и за пределами школы. Саша занимается в ГППЦ «Участие», где с удовольствием посещает занятия ЛФК, а в спортивном комплексе «Небо» Александр покоряет вершины скалолазания и с удовольствием прыгает на батуте.

        В начале моей деятельности в данном классе два воспитанника, Геворк А. и Андрей Б. практически не владели навыками самообслуживания: не умели пользоваться туалетом, не могли самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться столовыми приборами, так как у них нарушена координация движений, слабо развита моторная сфера. Мальчишки с трудом завязывали шнурки, застегивали молнии и пуговицы. Их отличало однообразие движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость. Недоразвитие сенсорных функций. Нарушение внимания. Существовали трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, у Геворка отсутствует речь, Исходя из этого, в первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут им для дальнейшей интеграции в общество, в их адаптации к окружающему миру.

        Практически все обучающиеся стали большими помощниками воспитателя в создании условий для коррекционно-развивающей среды (изготовление пособий и раздаточного материала), воспитанники активно помогают в процессе организации прогулок. Например, слава Ш. всегда готов оказать помощь при застегивании молний, может завязать шнурки другим детям.

        Своими руками ребята изготовили пособие для застегивания молнии и пуговиц, на котором сами активно формировали данный навык. Для  Геворка  и Андрея ребята на кружке  сделали  круги  для шнуровки, сшили пособие со змейками и пуговицами, чтобы они тренировались, расстегивать и застегивать, развивали моторику рук.

Воспитанники, владеющие речью (Глеб Б.) помогли изготовить пособие по альтернативной коммуникации для Геворка, как вспомогательное средство общения. Глеб активно занимался со своим одноклассником, тренируя навык использования символов слов «на», «дай». Постепенно появилась обратная связь, Геворк  стал повторять, по подрожанию.

Напротяжении всего времени мы рисуем, делаем модели из бумаги, оригами, более умелые ребята всегда помогают друг другу. Научили собирать мозаику, пазлы.

        У Насти Д. нарушена координация движений, в связи с этим, на прогулке, совместно с ребятами, на площадке с ней проводилась персональная работа. Мы выстраивали кегли и обходили их с Настей, вдоль, затем по кругу. Девочка активно включалась в деятельность и в конце года стала не только ходить, но и бегать.

На данный момент у нее постепенно формируются санитарно-гигиенические навыки, она научилась самостоятельно менять средства женской гигиены, переодеваться по мере необходимости. Постепенно добиваемся самостоятельного выполнения   всех действий, которые она первоначально выполняла с помощью взрослого. Девочка начала лучше понимать обращенную речь, она становится способной в определенной степени к регуляции своего поведения. Поэтому постепенно вводим групповую форму обучения и воспитания, когда взрослый лишь контролирует действия детей, исправляет их ошибки в ходе выполнения режимных моментов.

Обучение новым навыкам становится возможным на основе показа и словесных инструкций. В это время наряду с навыками самообслуживания возможно постепенно вводить и элементы бытового труда.

        Положительная динамика уровня сформированности трудовых навыков воспитанников со сложной структурой дефекта,  дает им возможность посещать наравне с другими детьми кружки, библиотеку, учреждения города – физкультурно-оздоровительный комплекс, музеи, выставочные залы, театры, цирк, участвовать в общешкольных мероприятиях, где устанавливаются доступные социальные связи на уровне коллектива группы и школы, развиваются навыки взаимодействия с окружающими, что способствует успешной социализации в будущем.

Литература:

Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России// Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000г. Выпуск 1.

Басилова Т.А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3

Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. С. 78-101.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно развития детей. М., 1995. С. 23-43.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М.: АПН РСФСР, 1960

Бгажнокова И. М., Комарова С. В., Ульянцева М. Б. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Певзнер М. С., Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психолого-педагогическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для слабослышащих детей // Дефектология 1979, № 3

Основы специальной психологии под ред. Л.В.Кузнецовой – М.: Академия,2003г. – 479с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Приемы работы по формированию речи и слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта после кохлеарной имплантации.

В статье описывается система работы по формированию предметного словаря у  детей со сложной структурой дефекта в состоянии после кохлеарной имплантации. Материал может быть интересен  сурдоп...

Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе работы над формированием сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта

Сенсорное восприятие детей с ОВЗ характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его, поэтому с детьми ...

Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс

Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учителя и  выполнять ег...

Формирование мотевации к обучению у детей со сложной структурой дефекта.

В статье раскрываются особенности учебно - познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта, указаны возможные пути повышения мотивации к обучению данной категории детей....

Дидактический материал и его значение на занятиях по формирование и закреплению произносительных навыков у детей со сложной структурой дефекта

Подбор и использование дидактического материала на индивидуальных занятиях для детей со сложной структурой дефекта....