Публичная лекция " Проблемы трудового воспитания современного школьника"
материал

Мария Константиновна Шуппе

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Восяховская средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»

Тема публичного выступления:

«Проблема трудового воспитания  современного школьника».

Воспитатель пришкольного интерната:

Шуппе Мария Константиновна

2020г.

Трудовое воспитание —

это, образно говоря,

гармония трёх понятий:

надо, трудно и прекрасно.

Сухомлинский В.

В последнее время педагоги все чаще пытаются ответить на вопросы, касающиеся проблем современного образования. Мы являемся некими  участниками глобальных изменений, происходящих в обществе. Жизнь современного человека зависит от этих изменений.  В образовании также происходят ежегодные изменения. Так, например, по – моему мнению, следует рассмотреть проблему трудового воспитания, которое еще несколько лет назад считалось приоритетным направлением, а сейчас играет не такую большую роль.

 Мы можем долго рассуждать о том, что нынешние подростки не нагружены никакими лишними обязательствами. Спроси сейчас современного школьника: что такое "трудовой десант"? И я уверена, что большинство из них ответят, что не знакомы с этим понятием. А ведь во времена СССР каждый школьник твердо знал, что это и выполнял свои трудовые обязанности. Но все же, по моему мнению, трудовое воспитание должно быть в современной школе одним из главных направлений и подходить мы к нему должны не только со всей серьезностью, но и с интересом. Ведь невозможно сказать, что ребенок всесторонне развит, если он отвлечен от труда.

О роли труда в жизни человека сказано немало. Однако, наряду с большими достижениями, современное общество все реже ориентируется на лозунг « Труд – всему голова». Труд становиться непристижным. Уже с младшего возраста отмечено увлечение компьютерными играми, раскованностью, снижение интереса к труду, а результат этого – равнодушие, агрессия, нежелание трудиться. Наблюдения показывают – ребенок начинает привыкать к тому, что ему и так дадут все, что он захочет и незачем для этого напрягаться

     

С недавнего времени школе запрещено использовать детский труд. Это регулируется статьями  ст. 37 Конституции РФ, ст. 4 Трудового кодекса РФ,   ст. 50  Закона «Об Образовании» 

Указанные выше законы запрещают учителям, воспитателям сегодня просить или заставлять школьников  трудиться, это унижает их достоинство. Теперь на то, что, чтобы помыть  полы в классе, спортзале требуется разрешение родителей. Принуждать нельзя. Когда – то дежурство по школе было нормой. Дети оставались после уроков и мыли свои кабинеты. Какую же картину  довольно часто приходится наблюдать сейчас? Учитель, чтобы не нарушать права ребенка, берёт тряпку и сам моет доску, т.к. этого делать больше некому. Дети перестали ценить чужой труд, нести ответственность за свои поступки. Если на сегодняшний день дети, бывает, что-то набедокурили, даже не считают нужным просто за собой прибрать, то, конечно, они растут потребителями. Не в том смысле слова, как члены капиталистического общества, которые способны приобретать что-то, а просто как люди, у которых потребительская психология: они стоят и ждут, когда за ними уберут. Не потому что они не умеют – они не хотят. Зачем,  когда это, по их мнению, должны делать другие. Те, кто их обслуживает: учителя, родители, еще кто-то. Человек с такой психологией не может быть ни полноценным членом общества, ни нормальным, воспитанным человеком, поэтому это просто необходимо.

Трудовое воспитание, по моему мнению, должно быть поставлено в одно из значимых направлений, ведь основная задача школы не только научить всем азам знаний, но и сделать из будущего выпускника самостоятельного человека, который будет приносить пользу окружающим, а не только удовлетворять свои потребности за счет других.

Порой мы глубоко ошибаемся по поводу трудового воспитания. Существует два заблуждения. Первое из них: любой труд воспитывает ребенка. Я считаю, что это не совсем правильно. Советский педагог А.С. Макаренко утверждал, что труд оказывает воспитательное воздействие в том случае, когда он свободный, творческий и коллективный. Задача воспитателя не в том, чтобы заставить ребенка трудиться, а в том, чтобы создать условия, в которых труд развивает ребенка.

Как вы думаете, почему нельзя любой труд назвать "трудовым воспитанием"? А все потому, что если мы дали обучающимся какую либо работу, это еще совсем не означает, что мы, таким образом, его воспитываем, ведь всякое воспитание влечет за собой особый подход, как и в любых других направлениях работы. А.С. Макаренко показывает разницу между трудом и трудовым воспитанием:

«Важно то, что ребенку должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за ее качество. Меньше будет пользы, если вы скажете ребенку: – Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или так. Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребенку поддержание чистоты в определенной комнате, а как он будет это делать — предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. В первом случае вы поставили перед ребенком только мускульную задачу, во втором случае вы поставили перед ним задачу организационную; последняя гораздо выше и полезнее».

Смысл второго заблуждения заключается в том, что обучение для современного школьника - это уже труд. Многие думают, что никаким другим трудом, кроме учебы, ребенка нагружать нецелесообразно. Я думаю, что труд и учеба - это разные вещи, потому что именно труд может научить тому, что ребенок не смог получить на уроках. Трудовое воспитание помогает развить в каждом человеке положительные качества.

Если ребенок занимается трудом систематически, если он работает осмысленно, если трудовая деятельность развивает его интеллектуально, физически и нравственно — тогда можно говорить о трудовом воспитании.

Ежегодно наши школьники весной выходят на уборку территории школы. Да, безусловно, это тоже небольшой труд. Но, это будет считаться трудовым воспитанием, если будет осуществляться систематически, а не единожды. И такую работу нужно сделать интересной и развивающей. Понятное дело, что трудовое воспитание, которое было во времена СССР, мы уже не вернем. Как сказала министр образования РФ Ольга Васильевна «Если просто вернуть трудовое воспитание из советского прошлого, оно будет кривобоким».  Почему оно будет кривобоким? Да потому что век компьютерных технологий вытеснил из современного образования трудовое воспитание. И если раньше мы после уроков оставались мыть в кабинетах, а в свободное время осваивали компьютеры и телефоны, на тот момент только что появившиеся, то сейчас все наоборот. Я по совместительству работаю учителем технологии и знаю, что на данный предмет выделяется очень мало времени, всего два часа в неделю. А для такого чтобы трудовое воспитание сыграло нужную роль, я считаю нужно уделить больше этому времени. Например, можно создать такие кружки как: « Готовим вместе», «Творческая мастерская», «Конструирование»

Я думаю, единственное, что поможет школьникам полюбить труд - это творческий подход. Ведь раньше труд для нас никогда не считался наказанием, это всегда было яркой возможностью воплотить свои способности и навыки в реальность и сделать для себя и окружающих что - то полезное. Эти слова мы должны доносить до школьников и сделать так, чтоб труд для них стал значимым делом в жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы воспитания современных школьников

Мы – взрослые – пытаемся дать нашим детям образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу.  Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо...

«Проблемы эстетического воспитания современных школьников непреходящей силой искусства»

Основная цель эстетического воспитания средствами изобразительного искусства: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, тв...

Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...

Статья в сборнике материалов республиканской НПК "Проблемы и трудности воспитания современных школьников"

В статье рассматриваются основные проблемы и трудности воспитания школьников...

Проблемы воспитания современных школьников

Данная статья рассматривает советскую пионерию, принципы ее работы как возможный путь решения проблем, связанных с воспитанием современных подростков школьного возраста....

Публичная лекция "Проблемы преподавания английского языка в современной школе"

Публичная лекция "Проблемы преподавания английского языка в современной школе"...

Презентация к публичной лекции "Проблемы преподавания английского языка в современной школе"

Презентация к публичной лекции "Проблемы преподавания английского языка в современной школе"...