Исследовательская работа «Дети имеют право….,но и обязанность»
творческая работа учащихся

Нурматова Маргарита Таиповна

Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Цель и задачи исследовательской работы адекватны её теме. Работа отличается логичностью изложения, оформлена в соответствии с требованиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Отдел образования администрации МО "Камызякский район"

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Караулинская ООШ»

                             IX РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

                                      КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ-2017

                           

Тема исследовательской работы

«Дети имеют право….,но и обязанность»

                                                                                                                   Выполнил:

                                                                                  Каляткин А.

                                                                                  ученик 6кл

                                                                                  МБОУ «Караулинская ООШ»

             Научный руководитель:

             Нурматова М.Т.

            учитель общественных

            дисциплин

                                             г.Камызяк -2017

Оглавление

1. Введение

2.  История понятия «Право»

3.  Изучение источников права :

- международные документы

-Конституция РФ

-Устав школы

4. Результаты работы

5. Заключение

6. Приложение

        

 Введение

Хочу начать свое выступление со слов Писарева: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое "я" и отделил себя от окружающего мира»Мы живём в России и являемся гражданами своего государства. Большую часть своей жизни ребёнок проводит в школе. Каждый ребёнок имеет право учиться. Каково же оно? Соблюдаются ли права детей в нашем обществе? Все ли дети имеют равные условия жизни, для реализации своих прав? Ведь самый незащищенный слой населения – это дети. Я, ученик 6 класса заинтересовался знаниями о правах детей в школе . Очень часто я вижу отношения моих одноклассников к другим детям. Случается, что мы оскорбляем друг друга, причём в очень обидной форме. Я сам испытал  на себе это ни раз. Общаясь с ребятами из других классов, я вижу, что подобные ситуации возникают и у них. Какими же правами и обязанностями мы учащиеся обладаем в школе? Кто виноват, что наши права нарушаются? Как сделать так чтобы наши права не нарушались, и нам всегда было бы комфортно находиться в школе. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я должен познакомиться с такими понятиями как  «право», «обязанности», где они прописаны, в каких документах; изучить информацию по этой теме; провести опрос среди одноклассников, для того чтобы выявить, знают ли они о том «Что такое права и обязанности ребенка и для чего их нужно знать?» если не знают, рассказать им об этом с помощью презентации.

Цель: 

узнать свои права и обязанности,  выявить их значение, рассказать об этом своим одноклассникам.

 Задачи исследования:

1.Познакомиться с основными понятиями:  «право», «обязанности», и историей возникновения этих понятий.

2.Изучить источники информации: Конституцию РФ, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Устав школы

3.Провести опрос среди одноклассников;

4.  Рассказать одноклассникам о значении прав в жизни человека.

5. Спроектировать ряд мероприятий для соблюдения прав и обязанностей учащихся в   школе.

 Объект исследования: права и обязанности

Предмет исследования: значение прав и обязанностей

Основные методы исследования:

  1. Изучение истории возникновения права.
  1. Изучение дополнительной литературы по этой теме
  2. Практическая направленность:опрос и наблюдение
  3. Подведение итогов

Гипотеза: Знать свои права и обязанности нужно для того, чтобы защищать себя и своих близких.

Проблема: Ребята не знают свои права, и обязанности, но отмечают, что соблюдают их в школе.

История понятия «Право»

Понятие «права человека» появилось очень давно. Из курса истории мы знаем, что люди размышляли о правах человека на протяжении веков. Своими корнями идея прав человека уходит в мировые религии и философские учения. Человек обладает правами на основании просто факта своего существования. В семнадцатом веке эти права были определены как естественные. Они считались неотъемлемыми, поскольку человек обладал ими по «законам природы». Томас Джефферсон, автор Декларации независимости, писал в Декларации независимости: «Мы считаем самоочевидным то, что все люди рождены равными между собой, что Создатель наделил их определенными неотъемлемыми правами, а именно правом на Жизнь, Свободу и стремление к Счастью…»[8].

Первоначально понятия «хорошо» - «плохо», действовали в виде традиций и обычаев внутри рода или племени.  Что означает слово «право»?

Право- это система правил поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством.

Слово «право» имеет общий корень с такими словами, как «правило», «правда», «справедливость». Стало быть, можно сказать, что право – нечто справедливое,  правильное, правдивое.

 И во все времена люди задумывались над тем, каким должно быть справедливое государство, как разумно сочетать интерес одного и всех людей в целом и для этого стали создаваться законы , защищающие права людей.

                             Изучение источников прав детей

 Международные документы

 

Благополучие детей и их права всегда пользовались внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

«По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей» [15].Другим документом является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности» [10].Декларация прав школьника, Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашает права школьника в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы. А также призывает местные власти и всех участников образовательного процесса в школах соблюдать права, закрепленные данной Декларацией. В данном документе прописаны все права и обязанности всех участников процесса обучения. «Каждый школьник имеет право на свободу мысли, мнения и слова. Каждый школьник имеет право на свободу убеждений и вероисповедания. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным.
Каждый школьник имеет право получать качественное и полное образование. Каждый школьник имеет право посещать школу во все учебные дни и присутствовать на всех занятиях, кроме случаев принятия школьной администрацией дисциплинарных мер, требующих исключения школьника из учебного процесса на некоторое время»

 Конституция РФ

Устройство нашего государства определяет Основной закон страны – Конституция.

 Конституция - Основной Закон (законы) страны, закрепляющий определенное государственное устройство, структуру и компетенцию органов власти, обладающий реальным практическим действием, имеющий высшую юридическую силу и изменяемый путем особой процедуры. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности»  

Мы должны  помнить, что никто  никого не должен  унижать и оскорблять. Статья 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека.

Читая эту статью, мы поняли, что права ребенка, записанные в Конституции РФ, реализуются нами в жизни…

Первое право, право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), мы получили, когда родились…

Право на семью мы  имеем согласно ст. 40 Конституции РФ…

Право на образование -  реализовали ст.43 Конституции РФ

Если мы заболели, то имеем право, обратиться за помощью к врачу - ст. 37 Конституции РФ

Конституция РФ провозглашает равенство прав ребёнка не зависимо от пола, языка, религии, национального происхождения (по ст. 26 Конституции РФ)

Многим ребятам я объяснил , что согласно ст.23 они не имеют право обижать других. Ведь они нарушают право на свободу и личную неприкосновенность.

Таким образом: основные права ребенка, получившие своё закрепление в Конституции РФ, соответствуют международному перечню прав детей.

 Устав школы

3.3. Права и обязанности обучающихся, воспитанников.

3.3.1. Обучающиеся, воспитанники имеют право:
- выбора формы получения образования и формы обучения;
- предоставления условий для обучения с учетом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья;
- освоения программ реализуемых в Учреждении, в установленном Уставом
порядке;
- уважения их человеческого достоинства, защиты от всех форм физического и  психического насилия, оскорбления личности, охраны жизни и здоровья во время образовательного процесса;
- свободы совести, информации, свободного выражения собственных взглядов  и убеждений;
- участия в управлении Учреждением в порядке, установленном настоящим
Уставом;
- ознакомления со свидетельством о государственной регистрации, с Уставом,с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебной  документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в Учреждении; бесплатного пользования библиотечно - информационными ресурсами,
учебной, производственной, научной базой Учреждения;
- пользования в порядке, установленном локальными нормативными актами,
объектами культуры и объектами спорта Учреждения;
- развития своих творческих способностей и интересов, включая участие в
конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях;
- опубликования своих работ в изданиях Учреждения на бесплатной основе;
- поощрения за успехи в учебной, общественной, творческой деятельности;
- на бесплатное обучение в объединениях Учреждения в рамках
образовательной деятельности, финансируемой из бюджета муниципального образования «Камызякский район» в соответствии с муниципальным заданием;
- посещения по своему выбору мероприятий, которые проводятся в Учреждении, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном  локальными нормативными актами;

3.3.2. Обучающиеся, воспитанники обязаны:

добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе посещать
предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом
учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям,
выполнять задания, заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к
нравственному, духовному и физическому развитию и
самосовершенствованию;
- уважать честь и достоинство других обучающихся, воспитанников и
работников Учреждения, не создавать препятствий для получения образования другим обучающимся, воспитанникам;
- бережно относиться к имуществу Учреждения.

Проблема: Изучив документы, выяснено, что все они направлены на соблюдения прав ребёнка как в обществе, так и в школе, но проблема не соблюдения прав учащихся в школе не решена. Почему?так как помимо прав есть и обязанности. Какие обязанности должен выполнять ребёнок? Наша главная обязанность – хорошо учиться в школе, соблюдать правила поведения в школе и общественных местах. Об этом нам говорят родители , это прописано в уставе школы

Я провел опрос среди учащихся 5- 6 классов, обработали данные и получили следующие результаты.Вы их видите на  презентации . Проведя опрос я выяснил, что не все ребята а именно около 80% ребят так до конца не понимают что такое обязанности и права.Помимо опроса я в течении 2-х недель провел наблюдение за поведениями своих одноклассников и выяснил,что 40% учащихся знают, что нарушают права других именно на переменах,а 60% считают, что не нарушат права других, хотя наблюдения показали, что практически все учащиеся нашего класса нарушают права друг друга.

ВЫВОД

Каждый ребёнок, независимо от возраста, пола, национальности, социального положения, должен знать свои права и обязанности. И чем раньше он с ними познакомится, тем в большей степени он сумеет ими воспользоваться и будет более защищённым в современном мире. При изучении было выяснено что права и обязанности основных документов страны, таких как Конституция РФ, Конвенция по правам ребёнка в нашем уставе школы полностью сохранено и не противоречит законам. Наблюдения и опрос показали, что чаще всего нарушаются права дежурных по школе,ребята опаздывают на уроки,иногда посещают школу без школьной формы. Также чаще других прав нарушаются право на честь и достоинство,это оскорбления. Так же выявлены нарушения имущественных прав школьника. Необходимо вырабатывать толерантное отношение друг к другу.А где как не в семье воспитание толерантности к друг другу ,своим поступком и  поведением со стороны родителей.

Гипотеза сформулированная в начале работы полностью подтвердилась. Права учащихся нарушаются потому, что учащиеся не выполняют свои обязанности. hello_html_6218cde7.gif

Разработаны и проведены мероприятия для соблюдения прав и обязанностей учащихся в школе.

1.Я составил буклет где прописаны основные права и обязанности ребенка и что делать если его права ущемлены.

2.Совместно с учителем и классным руководителем провести ряд мероприятий ,план вы видите на экране

3.Думаю данную работу можно использовать на уроках обществознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толковый словарь рус. яз: / С.И.Ожегов, Н.Шведова 80 000 сл. и выраж. - М.: ИТИ Технологии 2003. 944с.

2. «Гражданское образование: содержание и активные методы обучения» Н.Воскресенской и С.Шехтера, А.Иоффе и Ч.Уайт Москва – 2004

3. ООН Декларация прав ребенка1959 год

4. «Конвенция о правах ребенка» принята Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г

5. Федеральный закон от 24июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

6. Устав школы

7.Конституция РФ.

8.Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. – М.: «Вита – Пресс», 1995.

9.Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: "Права ребенка в школе и дома"

Работа для учатия в областном конкурсе "Права ребенка в Новом веке"...

Исследовательская работа "Дети войны"

Исследовательская работа "Дети войны"...

"Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды".

КОНСПЕКТ НОД: «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды»Возрастная группа: средняяЦель: помочь детям понять суть своих прав, формирование навыков правового поведени...

Все дети имеют права

Детям о правах и обязанностях....