Туристические должности в группе
учебно-методический материал

Сергеева Татьяна Александровна

Важным средством обучения и воспитания детей, формирования у них чувства ответственности является выполнение ими обязанностей в туристской группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergeeva_turistskie_dolzhnosti.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр краеведения и туризма»

Методическая разработка на тему :

«Туристические должности в группе »

эмблема ЦКиТ цвет

Подготовила

Педагог дополнительного образования

Сергеева Т.А.

Мичуринск 2019 г

ТУРИСТСКИЕ   ДОЛЖНОСТИ

Важным средством обучения и воспитания детей, формирования у них чувства ответственности является выполнение ими обязанностей в туристской группе. Кроме расширения кругозора и получения важных жизненных навыков, воспитанник многократно проходит через позиции руководства и подчинения, получает ценнейшие коллективистские навыки делового взаимодействия. Распределение обязанностей между участниками и их работу по этим обязанностям можно рассматривать как важный инструмент педагогического влияния руководителя группы на своих воспитанников. При этом желательно придерживаться следующих принципов:

  • каждый участник похода (экскурсии) должен иметь свой участок работы, свою должность;
  • работа по этой должности должна проводиться на всех этапах туристского цикла: при подготовке, проведении и подведении итогов похода;
  • одновременно использовать как туристские должности, так и краеведческие, направленные на развитие познавательных интересов личности;
  • используя как постоянные должности (на все время туристского цикла), так и временные (на небольшой отрезок времени), можно тем самым чередовать степень подчиненности участника; так постоянный командир группы или палатки может в какой-то день подчиняться как дежурный топограф главному топографу;
  • в заключение работы каждого участника должен быть получен конкретный (материальный) результат; как правило, это может быть раздел туристского отчета о походе или экскурсии, а может быть и фотогазета, стенд в школе, реферат и т.д.;
  • во время следующего туристского цикла производить смену должности у участника (таким образом, за 3-4 года занятий ребенок может освоить все основные должности).

Группа может быть разбита на несколько отделений, которые возглавляются командирами. На этапе распределения обязанностей формируется организационная структура группы, последовательность работы и отдыха отделений. Каждое отделение по очереди в течение одного походного дня занимается определенным делом:

  • дежурит по кухне, готовит еду;
  • ведет группу по маршруту, составляет описание этого участка маршрута, корректирует карту;
  • ведет летопись (дневник, газету и т.п.) похода;
  • отдыхает.

Руководитель группы может использовать этап распределения туристских должностей для изучения личности ребенка. При этом можно участника авторитарно назначить на должность или демократично выбрать, а можно анархически пустить все на самотек — кто кем захочет быть. Полезно при этом использовать анкеты, социометрические методы изучения межличностных отношений и совместимости.

Не следует забывать и тех, кто по состоянию здоровья, своим возможностям и т.п. не идет в поход. Этих детей так же можно привлечь к подготовке и оформлению итогов похода.

Таким образом, полностью используя систему распределения туристских обязанностей в походе, предоставляя возможность детям проявить свою самостоятельность и активность, можно сформировать у них качества активной, ответственной, познающей окружающий мир личности.

Должности в походе бывают туристские и краеведческие. Они связаны с предметами школьного курса, с воспитательными задачами школы и помогают в закреплении основ знаний и формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Краеведческие должности способствуют комплексному изучению всего региона путешествия.

Должности (обязанности) в походе

Туристские

Краеведческие

Командир (капитан) группы

Главный краевед

Завпит (завхоз по питанию)

Историк древнего периода

Завснар (завхоз по снаряжению)

Военный историк

Ремонтный мастер (реммастер), ремонтник, механик

Историк современного периода

Медик (санитар, медбрат, медсестра)

Этнограф

Штурман (топограф, лоцман)

Физгеограф

Казначей

Экономгеограф (по сельскому хозяйству и промышленности)

Фотограф

Метеоролог

Кинооператор

Геолог

Ответственный за примусы

Ботаник

Гитарист

Зоолог

Ответственный за дневник (летописец)

Гидролог

Культорг

Фенолог

Физорг

Литературовед

Хронометрист

Искусствовед

Эколог

Кроме постоянных туристских должностей (работают на протяжении всего цикла) существуют и временные: дежурный командир, дежурный штурман, дежурные по кухне, дежурный фотограф, дежурные по палаткам и т.д.

1. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА  ГРУППЫ

Требования к командиру группы: туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет. Это первый помощник руководителя группы и его заместителя.

До похода:

1. Распределить обязанности между участниками группы.

2. Распределить участников по отделениям.

3. Организовать подготовку похода участниками группы по их обязанностям.

4. Совместно с руководителем и штурманом принять участие в разработке маршрута.

5. Совместно с руководителем организовать техническую и физическую подготовку участников.

6. Составить график дежурств в походе.

7. Помогать руководителю в оформлении документации к походу.

8. Составить порядок построения в колонну для движения на маршруте.

В походе:

1. Руководить режимом дня группы.

2. Контролировать работу командиров отделений и участников похода по должностям.

3. Следить за дисциплиной, соблюдением правил безопасности, охраны природы.

4. Совместно с руководителем организовать разбор дня и похода в целом.

После похода:

1. Совместно с руководителем организовать составление отчета о походе.

2. Совместно с руководителем организовать разбор похода.

3. Совместно с руководителем составить характеристики на каждого участника.

4. Помочь руководителю в оформлении разрядов и званий.

2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ

До похода:

  1. Контролировать выполнение участниками своих обязанностей по подготовке похода.
  2. Контролировать своевременную сдачу денег и медицинских справок.
  3. Контролировать участие в тренировочных выходах и занятиях.
  4. Иметь график дежурств в походе.
  5. Организовать изучение своего участка маршрута.
  6. Контролировать наличие личного снаряжения у участников.
  7. Обеспечить общественное снаряжение для отделения.

В походе:

  1. Помогать обучать участников своего отделения.
  2. Командовать группой на своем участке маршрута.
  3. Организовать работу отделения во время дежурств, описания маршрута и выпуска газет.
  4. Организовать своевременную сдачу готового описания и газет.
  5. Следить за выполнением правил безопасности и дисциплины, во время движения по маршруту следить за наличием членов своего отделения.
  6. Организовать жизнь своего отделения во время перехода и бивачных работ.
  7. Принимать дежурство у предыдущего командира отделения.

После похода:

  1. При необходимости организовать доработку технического описания и газет.
  2. Подготовить характеристики на участников отделения к разбору похода.

3. ОБЯЗАННОСТИ ШТУРМАНА (ГЛАВНОГО ТОПОГРАФА)

Штурман (от голл. stuurman - кормщик, рулевой) - участник похода, на которого возложены задачи ориентирования на маршруте. Для определения местонахождения группы обычно пользуется картой и компасом. При движении по маршруту он тщательно следит за ориентирами, ведёт отсчёт пути, задаёт скорость движения, хронометрирует прохождение отд. участков маршрута и т. д.; в лыжных походах по тундре, кроме того, следит за строгим соблюдением направления движения по заданному азимуту. Если практически отсутствуют какие-либо ориентиры, штурману, как правило, приходится использовать астрономические и радионавигационные средства. В автомобильном походе штурман оказывает помощь водителю головной машины, контролируя прохождение маршрута, следя за дорожной обстановкой, предупреждая об опасных местах, указанных на схеме маршрута.

          До похода:

  1. Познакомиться по картографическому материалу, отчетам и краеведческой литературе, Интернету с районом похода.
  2. Познакомиться с картами района.
  3. Совместно с командиром и руководителем разработать нитку маршрута и график похода, запасные и аварийные варианты.
  4. Оформить маршрутные документы.
  5. Распределить участки маршрута между отделениями или участниками.
  6. Организовать изучение участков маршрута.
  7. Подобрать карты для похода (2-3 экз.).
  8. Обеспечить упаковку и хранение карт в походе.
  9. Собрать топонабор, проверить топонаборы в отделениях.
  10. Провести консультации по составлению технического описания и хронометража.
  11. Защитить маршрут похода в маршрутной комиссии.

         В походе:

  1. Выдавать ведущим необходимые карты.
  2. Контролировать ведение хронометража на маршруте.
  3. Своевременно контролировать составление технического описания.
  4. Помогать писать тех.описание, редактировать его.
  5. Собирать и хранить хронометраж и тех. описание.
  6. Вместе с ведущими дополнять и корректировать карту.
  7. Показывать фотографам объекты съёмок.

После похода:

  1. Составить в отчёт о походе: общее описание района, откорректированное техническое описание, график похода, дополненные карты с нанесённым маршрутом, рекомендации по составлению маршрута, его прохождению и особенностям района.
  2. Сдать руководителю оставшиеся карты и описания участков.

4. ОБЯЗАННОСТИ  ДЕЖУРНОГО  ТОПОГРАФА

(ведет группу по маршруту в течение дня)

        До похода:

  1. Изучить и составить описание заданного участка маршрута.
  2. Познакомиться с картами на свой участок маршрута.
  3. Подготовить топонабор (непромокаемый планшет для карт, таблица хронометража, блокнот, ручка, карандаш, компас).
  4. Научиться вести хронометраж и составлять техническое описание.

В походе:

  1. Знакомить группу с предстоящим участком пути.
  2. Получить у главного топографа карты, обеспечить их хранение.
  3. Вести группу по маршруту.
  4. На маршруте вести хронометраж, дополнять карту.
  5. Показывать фотографам объекты съёмок.
  6. Своевременно составить техническое описание своего участка.
  7. Сдать на хранение главному топографу хронометраж, техническое описание, карты.
  8. В случае необходимости доработать тех. описание.

        После похода:

1. Сдать главному топографу готовый текст описания, откорректированные карты.

5. ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ПИТАНИЮ (ЗАВПИТА)

     До похода:

  1. Составить меню похода с циклом 3-5 дней с учетом условий похода и пожеланий участников.
  2. При необходимости продумать перекус.
  3. Составить список продуктов согласно меню и нормам.
  4. Подсчитать вес и стоимость продуктов.
  5. Выяснить возможность пополнения продуктов на маршруте.
  6. Собрать мешочки и другую тару для продуктов.
  7. Контролировать закупку и упаковку продуктов.
  8. Распределить продукты среди участников.
  9. Организовать питание в дороге (поезде).
  10. При организации заброски продуктов скомплектовать и упаковать их, иметь список продуктов, находящихся в заброске (по упаковкам).
  11. Составить график разгрузки рюкзаков участников.
  12. Знать рецепты походных блюд и способы из приготовления.
  13. Знать съедобные и ядовитые растения и грибы.

      В походе:

  1. Заранее выдавать дежурным необходимые продукты.
  2. Утром объявлять участникам, какие продукты приготовить для перекуса.
  3. Следить, чтобы не было перерасхода продуктов и не оставались лишние.
  4. Периодически проверять сохранность продуктов.
  5. Следить за равномерной разгрузкой рюкзаков и при необходимости перераспределять продукты у участников.
  6. Контролировать пополнение продуктов на маршруте.
  7. Собирать освободившиеся мешочки от круп.
  8. Организовать питание на обратной дороге.

     После похода:

  1. Собрать все мешочки от продуктов, постирать их и сдать следующему завпиту.
  2. Составить список оставшихся продуктов, распределить их на хранение.
  3. Сдать в отчет меню, список продуктов, рекомендации по организации питания, приобретению, хранению продуктов.

6. ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО  ПО СНАРЯЖЕНИЮ (ЗАВСНАРА)

       До похода:

  1. Составить список группового и личного снаряжения с учетом сезона, особенностей маршрута.
  2. Выяснить наличие и сохранность имеющегося снаряжения.
  3. Организовать приобретение (покупка, прокат, экипировка на СЮТур) недостающего снаряжения.
  4. Организовать ремонт снаряжения.
  5. Распределить снаряжение между участниками группы.
  6. Проверить готовность специального снаряжения перед походом.
  7. Совместно с руководителем и командиром провести инструктаж участников по личному снаряжению в соответствии с особенностями похода.
  8. Проконтролировать перед выходом в поход наличие в отделениях общественного снаряжения.

     В походе:

  1. Следить за сохранностью снаряжения, правильной эксплуатацией и его состоянием.
  2. При необходимости перераспределить снаряжение.
  3. Организовать профилактический осмотр и своевременный ремонт снаряжения.
  4. По возможности организовать просушку снаряжения в конце активной части похода.

     После похода:

  1. Организовать просушку, чистку и ремонт снаряжения.
  2. Организовать сдачу снаряжения.
  3. Снаряжение собрать или раздать на хранение участникам группы.
  4. Сдать в отчет списки личного и группового снаряжения с рекомендациями по его использованию.

7. ОБЯЗАННОСТИ  РЕМОНТНОГО  МАСТЕРА (РЕММАСТЕРА)

     До похода:

  1. Составить список ремонтного набора для похода с учётом возможных поломок и порчи имеющегося снаряжения.
  2. Скомплектовать и упаковать ремнабор.
  3. Научиться ремонтировать снаряжение.
  4. Научить ремонтировать снаряжение других.
  5. При необходимости принять участие в ремонте и подготовке снаряжения к походу.

        В походе:

  1. По требованию участников выдавать и собирать необходимые инструменты для ремонта личного и группового снаряжения.
  2. Следить за сохранностью ремнабора, исправностью инструмента, не допускать потери инструмента.
  3. Помогать ремонтировать групповое снаряжение.

        После похода:

  1. Сдать или обеспечить сохранность ремнабора.
  2. Составить для отчёта список ремнабора с рекомендациями по его использованию.

8. ОБЯЗАННОСТИ МЕДИКА

    До похода:

  1. Составить индивидуальные карточки участников.
  2. Собрать медицинские справки о здоровье участников (медицинские допуски на поход) и сдать их руководителю.
  3. Составить список аптечки и согласовать его с медсестрой и руководителем.
  4. Пройти курс оказания первой медицинской помощи в походе (у руководителя, школьной медсестры, врача поликлиники).
  5. Укомплектовать аптечку с учетом индивидуальных особенностей участников, сезона, продолжительности похода, особенностей вида туризма и маршрута, удалить препараты с истекшим сроком годности.
  6. Обеспечить упаковку и надёжное хранение аптечки в походных условиях.
  7. Изучить район похода с точки зрения санитарно-эпидемиологической безопасности.
  8. Познакомиться с лекарственными, ядовитыми и съедобными растениями и животными района путешествия.
  9. Провести инструктаж с участниками группы о профилактике заболеваний в походе.
  10. Во время тренировочных походов следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

        В походе:

  1. Следить за состоянием здоровья участников.
  2. При необходимости организовать осмотр участников на наличие клещей.
  3. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм: мытьем рук, умыванием, состоянием ног, чистотой посуды, при приготовлении пищи.
  4. Следить за хранением продуктов.
  5. Следить за сохранностью аптечки.
  6. Своевременно пополнять аптечку.
  7. Проверять чистоту питьевой воды.
  8. Докладывать руководителю обо всех случаях заболеваний и под контролем руководителя оказывать медицинскую помощь

НЕЛЬЗЯ БЕЗ ВЕДОМА РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫДАВАТЬ ЛЕКАРСТВА!

        После похода:

  1. Составить для отчёта список аптечки с рекомендациями по ее составу и использованию, отчет о заболеваниях и применении лекарств.
  2. Сдать руководителю остатки мед. аптечки.

9. ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО КРАЕВЕДА

     До похода:

  1. Познакомиться по литературе с краеведческими возможностями района похода (экскурсионные объекты, памятники природы, интересные личности и т.д.).
  2. Совместно с командиром распределить среди участников обязанности по краеведческим темам.
  3. Обеспечить изучение краеведческих тем, контролировать накопление материала.
  4. Навести справки о работе музеев, при необходимости совместно с руководителем заранее договориться о встречах  с людьми, заказать экскурсии.
  5. Провести консультации для участников.

     В походе:

  1. Помогать краеведам собирать дополнительный краеведческий материал.
  2. Организовать знакомство группы с имеющейся информацией по различным темам.
  3. Организовать знакомство всей группы с краеведческими особенностями похода.
  4. При наличии краеведческого задания организовать работу группы по его выполнению.

     После похода:

  1. Составить для отчета список использованной литературы.
  2. Редактировать, дополнить краеведческий материал.
  3. Готовый краеведческий материал сдать в отчет.

10. ОБЯЗАННОСТИ КРАЕВЕДА ПО ТЕМЕ (ботаник, зоолог, историк и т.п.)

     До похода:

  1. Познакомиться по литературе со своей краеведческой темой.
  2. Сделать выписки по своей теме.

       В походе:

  1. Собирать дополнительный краеведческий материал по своей теме в музеях, при опросах населения и т.п.
  2. Знакомить группу с имеющейся информацией по своей теме.

     После похода:

  1. Сдать главному краеведу в отчет список использованной литературы и  собранный материал на редактирование.
  2. При необходимости доработать свой краеведческий материал.

11. ОБЯЗАННОСТИ КАЗНАЧЕЯ

До похода:

  1. Участвовать в составлении сметы похода.
  2. Организовать сбор денег на поход и оформление ведомости родительских взносов.
  3. Вести записи выданных денег на закупки, вести ведомость закупленных продуктов и снаряжения.

В походе:

  1. Вести записи затраченных денег во время похода.
  2. Знать количество оставшихся денег.

     После похода:

  1. Составить для отчета смету расходов в походе по разделам: транспортные, питание, снаряжение, хозяйственные, почтовые и др.
  2. Дать рекомендации по оптимизации сметы.
  3. Вести учет оставшимся деньгам.

12. ОБЯЗАННОСТИ  ОТВЕТСТВЕННОГО  ЗА  ПРИМУСА

        До похода:

  1. Составить и согласовать список примусного хозяйства.
  2. Собрать примусное хозяйство.
  3. Проверить надёжность работы примусов, паяльных ламп, герметичность канистр.
  4. Провести с участниками группы инструктаж по работе с примусами.
  5. Обеспечить упаковку и транспортировку примусного хозяйства.
  6. Уметь ремонтировать примуса, паяльные лампы и т.п.

        В походе:

  1. Обеспечить и контролировать работу с примусами дежурных бригад во время: заправки примусов бензином, разжигания примусов, изменения режима работы (отклонения режима), окончания работы с примусами.
  2. Контролировать расход бензина.
  3. Регулярно проводить профилактический осмотр примусов
  4. Исправлять неполадки, поломки примусов.
  5. Следить за сохранностью примусного хозяйства, бережным  расходованием бензина, сухого горючего, спичек.

После похода:

  1. Оставшийся бензин слить из примусов и канистр, обжечь их.
  2. Сдать на хранение примусное хозяйство.
  3. Сдать в отчёт список примусного хозяйства и рекомендации по его использованию.

13. ОБЯЗАННОСТИ  ГЛАВНОГО  ФОТОГРАФА

        До похода:

  1. Определить количество фотоаппаратов, вид и количество пленки, необходимые запчасти (батарейки, аккумуляторы и т.д.).
  2. Организовать проверку работы фотоаппаратов.
  3. Распределить фотоаппараты и обязанности между фотографами.
  4. Совместно с командиром, краеведом и штурманом (топографам) определить необходимые для съёмки виды, участки маршрутов, панорамы для технического описания.
  5. Купить, зарядить и упаковать фотоматериалы.
  6. Подготовить дневник съёмки.

        В походе:

  1. Фотографировать все необходимые виды, панорамы для технического описания.
  2. Фотографировать краеведческие объекты.
  3. Фотографировать бытовые сцены, участников похода.
  4. Организовать работу фотографов.
  5. Всегда иметь под рукой чистую плёнку, запасные батарейки, быть готовым всегда зарядить фотоаппарат.
  6. Отснятые плёнки отметить и тщательно герметично упаковать.

    НЕ ДОПУСКАТЬ ПОРЧИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ!

        После похода:

  1. Отснятые плёнки проявить (самому или в мастерской).
  2. Для ч/б плёнок напечатать контрольные отпечатки.
  3. Цифровые фотографии перекинуть на компьютер, при необходимости отредактировать.
  4. Совместно с командиром, топографами выбрать фотографии для тех.описания.
  5. Организовать печатание фотографий для отчёта и для участников.
  6. Бережно хранить негативы, слайды, создать в компьютере архив.

14. ОБЯЗАННОСТИ МЕТЕОРОЛОГА

        До похода:

  1. Познакомиться с климатическими условиями района похода.
  2. Подготовить метеоприборы (термометр, барометр, анемометр).
  3. Надёжно упаковать приборы.
  4. Подготовить таблицу метеонаблюдений.
  5. Познакомиться с признаками изменения погоды в районе путешествия.
  6. Получить долгосрочный прогноз в Гидрометеоцентре на время похода.

        В походе:

  1. Трижды в день вести наблюдения за погодой и заносить их в таблицу.
  2. На основе наблюдений и местных признаков изменения погоды составлять прогноз на следующий день.
  3. Проводить опрос местного населения о признаках изменения погоды в данной местности.
  4. Отобрать наиболее характерные признаки изменения погоды в данной местности.
  5. Бережно обращаться с метеоприборами.

        После похода:

  1. Сдать в отчёт таблицу метеонаблюдений и список характерных признаков изменения погоды в данной местности.
  2. Сдать метеоприборы.

15. ОБЯЗАННОСТИ РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ (ДНЕВНИКА) (ЛЕТОПИСЦА)

        До похода:

  1. Продумать содержание и порядок ведения дневника.
  2. Составить список необходимых принадлежностей.
  3. Купить бумагу для газет.
  4. Расчертить рамки в газетах.
  5. Собрать газетный набор, упаковать его.
  6. Узнать у командира график выпуска газет.

        В походе:

  1. Организовать ведение дневника.
  2. Собирать у участников впечатления, рисунки, сочиненные стихи и т.д.
  3. Своевременно выдавать листы и набор.
  4. Контролировать своевременность выпуска газет.
  5. Собирать готовые газеты и обеспечить их сохранность.

        После похода:

  1. Провести необходимую доделку и оформление дневника.
  2. Раздать недоделанные газеты и собрать их для переплёта.
  3. В отчёт о походе сдать список набора и график, написать рекомендации.

16. ОБЯЗАННОСТИ ФИЗОРГА

До похода:

  1. Подготовить комплексы утренней зарядки в соответствии со спецификой похода, климатическими условиями.
  2. Подготовить спортивный инвентарь.
  3. Запланировать спортивные мероприятия.

        В походе:

1. Проводить утреннюю зарядку.

2. Организовывать и проводить спортивные мероприятия.

17. ОБЯЗАННОСТИ КУЛЬТОРГА

До похода:

  1. Подготовить игры и способы организации досуга в поезде, на привале, на случай плохой погоды.
  2. Подготовить необходимый инвентарь.
  3. Запланировать мероприятия.
  4. Подобрать и выучить песни, материал о бардах.
  5. По возможности обучиться игре на гитаре.

        В походе:

1. Проводить игры, конкурсы, викторины.

2. Организовывать и проводить вечера туристской песни.

Литература:

1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.

2. Костерев Н. А. Туристские должности. Рекомендации для руководителей групп по подготовке к туристской походам. Материалы открытой энциклопедии активного туриста - PROTOURS. http://protours.ru)

3. Остапец А. А. Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» г.Москвы. 2-е издание. – М.: Прометей, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка туристического мероприятия «Открытие зимнего туристического сезона» (в закрытых помещениях)

1. Методическая разработка туристического мероприятия «Открытие зимнего туристического сезона» (в закрытых помещениях).Туристическое мероприятие, посвященное открытию зимнего туристского сезона провод...

Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей 5-7 класса «НОВОСЕЛЬЕ в туристической группе»

Сценарий воспитательного мероприятия, направленного на воспитание любви к народному творчеству посредством приобщения детей к участию в праздничном гулянии....

Отчёт о пешем туристическом походе по национальному парку «Таганай» совершенному группой туристов (обучающихся) ГАОУ НПО ПУ-108 в период с 18 по 21 сентября 2013г.

   Подготовка к походу шла долго и кропотливо. Руководителем похода разрабатывался маршрут группы . Обучающиеся обучались как правильно и быстро установить палатку, действовать в тех ...

презентация группы на соискание занимаемой должности

Презентация группы "Теремок", выполненная мной ( на соискание занимаемой должности)...

Методическая разработка туристического мероприятия «Открытие зимнего туристического сезона»

Туристическое мероприятие, посвященное открытию зимнего туристского сезона проводится с целью пропаганды и популяризации различных видов туризма, спортивного ориентирования и краеведения, как важного ...

Визитная карточка на туристическом слёте , старшая группа "Динамит"

Представление команды,название команды.девиз, песня....