Методическое сопровождение разработки и внедрения программной документации
статья

в статье раскрыты основные направления методического сопровождения  разработки и внедрения рабочей  педагогической документации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение разработки и внедрения программной документации

Топало Светлана Александровна

Методист, ГПОАУ Амурский аграрный колледж, отделение № 2

Учебно-программная документация является составной частью основной профессиональной образовательной программы; системой нормативных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной специальности. Содержание учебно-программной документации строго регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального профессионального образования.  Основные образовательные программы образовательного учреждения должны обеспечить достижение обучающимися результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (п. 5.2. статьи 14 Закона РФ «Об образовании»).

В процессе перехода на новые образовательные стандарты, разработка  и внедрение рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, программ учебной и производственной практики, безусловно, является одной из самых сложных задач, стоящих перед педагогами, так как возникает такая проблема как их профессиональная готовность к реализации ФГОС. Неподготовленность педагогов вызывает необходимость разработки программы мероприятий по их подготовки. Одним из таких мероприятий является методическое сопровождение, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений.

Основные направления методического сопровождения  разработки и внедрения рабочей  педагогической документации  - это анализ готовности педагогов к предстоящим инновациям, обеспечение педагогов нормативной и учебно-методической документацией, организация и  оказание методической поддержки педагогов. Методическое сопровождение  предполагает совместную деятельность участников инновационного процесса, направленную на создание методических условий для реализации требований образовательных стандартов профессионального образования предъявляемых к программной документации и достижения необходимого качества подготовки учащихся.

С целью повышения педагогической компетенции и преодоления определённых трудностей при разработке и внедрении программной документации необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Знакомство с нормативными документами, примерными образовательными программами, текстом ФГОС и основными терминами, встречающимися при разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
  2. Важно грамотно применить установленный алгоритм разработки программ, зафиксированный в макетах примерных программ. Поэтому необходимо тщательно изучить  структуру, содержание макета примерной программы профессионального модуля и содержания разъяснений, сделанных к макету. Строго следовать разъяснениям по формированию примерных программ, утверждённым Департаментом государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
  3. Информационная поддержка педагогов, которая включает в себя следующее:

- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической);

-ознакомление работников системы образования с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях, а так же с опытом инновационной деятельности;

-информирование о новых направлениях в развитии профессионального  образования учащихся, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

- развитие медиатеки современных методических материалов. 

  1. Знание и использование педагогами возможных информационных источников, специальных периодических изданий,  интернет ресурсов, изучение ИКТ.

Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной деятельностью педагога, его самообразованием, постоянным стремлением к самосовершенствованию. Необходимо вести целенаправленную работу по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

  1. Создание методической службы ОУ.

Роль методической службы можно определить как поддерживающую. Для этого методическая служба выполняет такие функции, как оказание практической и интеллектуальной помощи, подкрепление инициатив и инновационных процессов, стимулирование инновационной деятельности, выявление и устранение недостатков, налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей образовательной деятельности.

  1.  Организация рабочих групп из числа перспективных, творчески работающих педагогов.

Специфика компетентностного подхода обусловливает необходимость командной работы – создания творческих групп по профессиям НПО включающим в себя ответственного руководителя ОУ (или методиста), преподавателей, мастеров производственного обучения

  1. Организация работы методических объединений направленной на совместную деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения по разработке и внедрению программной документации.

Необходимость  согласованной, совместной  деятельности педагогов участвующих в образовательном процессе по конкретной специальности обусловлена модульным построением содержания учебного материала. Преподаватели и мастера производственного обучения согласовывают последовательность изучения тем; особенности организации  учебной и производственной практики (параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса, либо после них); рациональность распределения учебного времени и т.д.

  1. Определение способов и создание условий для повышения компетентности педагогического коллектива; курсовая подготовка педагогических кадров; установление связей с теми образовательными учреждениями, у которых имеется опыт работы по новым образовательным стандартам; организация посещений педагогами уроков своих коллег, работающих над внедрением ФГОС.
  2. Организация семинаров, круглых столов,  инструкционно - методических совещаний, заседаний МО и т.д. для педагогов, реализующих инновационные программы по проблемам, возникающим по ходу деятельности.
  3. Обучение педагогов конструированию уроков теоретического и производственного обучения с использованием современных образовательных технологий.

В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология, предполагающая воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим, акцент следует делать на образовательных технологиях деятельностного типа. Также необходимо  внедрять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

Обновлённая учебно-программная документация анализируется и утверждается на заседаниях методических комиссий, которые ведут работу по анализу применения действующих учебных планов и программ. К работе в методических комиссиях привлекаются наиболее опытные преподаватели и мастера производственного обучения. Анализ отражает следующие вопросы по программной документации:

- рациональность распределения учебного времени, отведённого на циклы теоретического, производственного обучения, производственную практику;

- режим учебной работы по полугодиям, курсам, в целом на подготовку;

- соответствие содержания учебного материала квалификационной характеристике и научно-техническим требованиям;

- последовательность расположения тем, профессиональных модулей, их логическая увязка, рациональность распределения времени на изучение;

- межпредметная увязка учебного материала предметов различных циклов по содержанию и времени обучения.

В процессе апробации рабочих программ фиксируются все положительные и отрицательные моменты с целью внесения необходимой корректировки для устранения имеющихся недостатков. Корректировка ОПОП является обязательной процедурой. ОУ обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учётом запросов работодателей, результатов собственной деятельности. Корректировка требует постоянного мониторинга этих двух факторов.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. Как готовить учителей к внедрению ФГОС.

   Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. -2011.- №5. с.3-16

3.В.М. Дурмашева. Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС на муниципальном уровне.

4. В.Б. Лебединцев. Введение ФГОС: деятельность команды школы. // Управление образованием. -2011.-№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", выступления на методич...

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...