Здоровый образ жизни – основа здоровья школьников.
статья

Здоровье человека выходит на главенствующие позиции в мире в век развивающихся технологий. Ребенок-это маленький организм, способный реагировать на малейшие изменения со стороны среды, в которой он находится.

Тема является актуальной, особенно для специального образовательного учреждения с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberezhenie.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Чемисова Т. Л.

Учитель

 биологии, географии,

воспитатель

ГБОУ №131

г. С – Петербург

 Здоровый образ жизни – основа здоровья школьников.

Здоровье человека выходит на главенствующие позиции в мире в век развивающихся технологий. Ребенок-это маленький организм, способный реагировать на малейшие изменения со стороны среды, в которой он находится.

Тема является актуальной, особенно для специального образовательного учреждения с ОВЗ. Где проводится обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются снижение памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, трудности формирования навыков и умений учебной деятельности. В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формирование навыков учебной деятельности. 

На сегодняшний день в связи с ухудшением экологической и информационной ситуацией, необходимо создание благоприятного психологического климата на уроках, а также охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни, в том числе на занятиях в ГПД.

В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны  сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий обязательно делать перерыв.

Систематическое использование в ГПД  здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в ГПД  являются:

здоровье и здоровый образ жизни;

соблюдение режима дня;

соблюдение правил личной гигиены;

санитарно-просветительные мероприятия (беседы медработника, родителей, антиалкогольное и антитабачное просвещение);

полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;

различные формы физического воспитания:

- спортивные праздники,

- спортивные часы,

- весёлые старты,

- экскурсии,

- подвижные игры.

- подвижные перемены,

- физминутки.

изучение основ безопасности  жизнедеятельности при ЧС и ПДД;

обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью.

Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей..

В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим.

Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы ГПД. Занятия в ГПД начинаю с обеда. Затем - часовая прогулка. Стараюсь, чтобы прогулка принесла пользу не только телу, но и душе. Провожу динамичные игры, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.

После прогулки в течение полутора часов дети готовят уроки. Во время самоподготовки провожу физкультминутки, разрешаю детям передвигаться по классу, если им требуется моя помощь. Между подготовкой разных предметов делаем перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению. После самоподготовки дети занимаются в секциях и студиях. Все мероприятия и занятия студий чередуются по дням недели:

Вывод:

Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

активного участия в этом процессе самих учащихся;

создание здоровьесберегающей среды;

высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

планомерной работы с родителями;

Для совершенствования работы я вышла на модифицированную программу «Азбука здоровья».

Программа расчитана на 2 года обучения.

Возраст детей:10-13 лет.

Цель: обучить детей бережному отношению к своему здоровью, приемам сохранения здоровья.

Задачи:

  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечение физического и психического саморазвития.

Формы: беседы, игры, КВН, праздники, театрализованные постановки.

В своей работе ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении.

Здесь учитывается, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Ожидаемый результат:

 Дети должны уметь:

  • организовать свою учебную и досуговую деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни;
  • противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье;
  • правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Я начала работу по программе «Азбука здоровья» в 2007 году, когда приняла 5 класс. На занятиях в 5 классе дети знакомились с докторами Природы. Эти доктора давали детям советы по уходу за глазами, ушами, зубами, учили как правильно питаться, как нужно вести себя в школе и после школы. Помогал детям и мальчишка – Стобед.  

На открытом занятии по теме: «Как сохранить улыбку красивой»  дети знакомились с обычаями, связанными с выпадением зубов; узнали, как предупредить возникновение и развитие кариеса, на практической работе оживляли маски. В заключение занятия на доске нарисовано 2 солнышка. Задание - нарисовать лучик к любому из солнышек. Результаты.

В течение всего учебного года дети знакомились с правилами сохранения своего здоровья, учились жить, применяя их на практике. Главные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Доктора Природы помогли детям попасть в страну Здоровячков.  

В 6 классе главные слова – «Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам».

Темы занятий: «Почему мы болеем», «Кто нас лечит», «Прививки от болезней», «Что нужно знать о лекарствах», «Как избежать отравлений», и др.

 На занятиях использую оздоровительные минутки,

игры: «Полезно-вредно», 

«Светофор здоровья».

Оборудование: набор цветных кружков.

СХЕМА РАСШИФРОВКИ цветов:

красный – поведение и поступки, опасные для здоровья;

желтый  –  поведение, требующее осторожности и осмотрительности;

зеленый – поведение и поступки, полезные для здоровья.

Затем проводится анализ ситуации:

- Что произошло?

- Какие причины вызвали ситуацию?

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

например, Вспомните одного из своих любимых сказочных героев Вини-Пуха, когда он был с Пятачком в гостях у Кролика. Что с ними приключилось? Расскажите. /Он много съел и не смог выйти на улицу через дверь наружу/.

Привожу пример одного из мероприятий.

Клубный час. «Как сохранить улыбку красивой?» 5 класс.

 Цель: привить детям необходимые гигиенические правила по уходу за зубами.

Задачи: знакомство с обычаями, связанными с выпадением зубов;

предупреждение возникновения и развития кариеса.

Ход. 1 Организационный момент «Сотвори в себе солнце».

В природе есть солнце.

Оно светит, и всех любит и греет.

Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.

Мысленно направляем к ней лучик, который несет мир.

Звездочка увеличилась.

Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше.

 Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.

Теперь звездочка становится большой, как солнце.

Оно несет тепло всем-всем.

(Руки в стороны перед собой).

2. Беседа по теме

 Чему мы учимся на занятиях «Азбука Здоровья»?

Да, на этих занятиях мы учимся любить свой организм, заботиться о нем.

 А какая у нас сегодня тема? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте внимательно и постарайтесь найти ответ:

 «Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?» (Улыбкой.)

 Сегодня мы проводим занятие по теме «Как сохранить улыбку красивой?». Давайте мы улыбнемся  друг  другу, и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы.)

 Правильно, зубы.

Что же вы знаете о зубах?

У человека зубы вырастают два раза. Первые – временные, или молочные, их 20. Вторые постоянные, их от 28 до 32.

А что происходит, когда временный зуб выпадает?

 На его месте вырастает постоянный. Этот постоянный зуб будет служить всю жизнь.

 Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

 В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.

1. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый.

2. Когда японский ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они».

 Они - это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.

3. У корейцев ребенок бросает зуб на крышу и говорит: «Черная птица, черная птица, я даю тебе  старый зуб, пожалуйста, дай мне новый».

 Черная птица символизирует удачу.

 А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

3.Практическое занятие.

Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы.

Найдите молочный и постоянный.

Чем отличаются молочные зубы от  постоянных?

- Постоянные больше по размеру.

- Временные бело-голубоватого цвета.

- Это отличия. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое.

Давайте рассмотрим схему внутреннего строения зуба и назовем его части. Зуб состоит из трех основных частей:

- коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;

- корень - часть зуба, часть зуба, которая располагается в челюсти;

- шейка - часть зуба, часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем; она прикрыта десной.

– Итак, мы знаем, как устроены наши зубы.

Как вы думаете: для чего нужны нам эти знания?

О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?

4. Оздоровительная минутка.

Люди с самого рожденья

жить не могут без движения.

5. Повторение пройденного.

Назовите главных помощников сохранения зубов здоровыми.

Как надо ухаживать за зубами, нам расскажет сегодня доктор Кролик.

Кролик: «Я прошу вас взять в руки зубную щетку и повторять все движения за мной».

  1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен.

Движения щетки – сверху вниз.

  1. Очистить внутреннюю поверхность зуба.

Движение щетки – снизу вверх.

  1. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки – вперед назад.
  2. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  3. Не забудьте почистить язык!

Молодцы!

6.Это полезно помнить!

  1. Ешьте фрукты и овощи. Поменьше сладкого!
  2. Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.
  3. Меняйте зубную щетку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
  4. Дважды в год посещайте зубного врача – стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка!

7. Сочинение стихотворения.

Мы вспомнили с вами как правильно чистить зубы.

 А теперь давайте попробуем разъяснить важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом запишем в виде небольшого стихотворения.

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них.

 – Сколько раз мы чистим зубы в день?

– Мы чистим зубы дважды в день.

– И делать это нам …../ не лень/

–С помощью каких предметов мы чистим зубы?

Три минуты щеткой с пастой.

– Какие зубы надо чистить?

Чистим зубы все подряд.

– Как начинается чистка зубов?

Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.

– А зачем внутри?

Вычищаем всех бактерий.

– А в заключение?

И язык почистим.

– Что еще осталось  нам сделать?

Рот осталось сполоснуть.

8.Итог.

– Давайте подытожим: Верно ли мы поступаем, правильный ли путь выбрали?

У вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то в них не хватает? (Улыбки.)

– Давайте оживим эти лица. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку. (звучит песня «Улыбка»). Дети оживляют маски.

Итак, ваши маски ожили. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе.

Если только рассмеяться,

То настанут чудеса –

От улыбок проясняться

И глаза, и небеса.

Ну-ка, взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей.

Улыбка, улыбка, улыбка до ушей,

Такая улыбка, хоть завязочки пришей.

9.Рефлексия.

На доске 2 солнышка:  Задание : нарисовать лучик к любому из солнышек.

Считаю, что  работу по здоровьесбережению детей, осбенно с ОВЗ следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся.

Список использованной литературы:

Жуков Р.Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. // Сб. науч. тр. «Технология акмеологических методов обучения» / отв. ред. Р.Ф. Жуков. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001.

Гордин А.Л. «Короткие будни продлённого дня» Москва «Просвещение», 1991, 159 с.

Карасёва Т.В. «Современные аспекты здоровьесберегающих  технологий» Ж. Начальная школа №11,2005.

Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» 1-4 классы, Москва «ВАКО»,2004.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Нестерова Л.В. «Реализация  здоровьесберегающих технологий в сельской школе»  Ж. Начальная школа №11,2005.

Титов С. В., Шабаева Г.И. «Тематические игры по ОБЖ», Москва «Творческий Центр Сфера» 2005,173 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"

формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...