Урок-игра "Азбука профориентации" для 6-7 классов
план-конспект урока (7 класс)

Соломачева Галина Геннадьевна

Проблема выбора профессии в небольших городах носит специфический характер. Доход у населения  зачастую не велик, и родители боясь больших материальных затрат не решаются детей отправлять в города или ориентировать их на некоторые престижные специальности, ограничиваясь обучением в районных центрах  в училищах или техникумах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_azbuka_proforientatsii.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Методическая разработка занятия

для школьников 6-7 классов

Урок-игра «Азбука профориентации»

 для 6-7 классов

 

Соломачева Галина Геннадьевна

социальный педагог

2019г.

План:

1. В прологе занятия - чтение стихотворения В. В. Маяковского.

2. Игровая разминка.

3. Просмотр презентации.
4. Конкурс: «Типы профессий по предмету труда».

5. Игра: «Конкурс пантомим».

6. Игра «Закончи пословицу».

7. Подведение итогов.

Возраст обучающихся: 12-13 лет.
Проблема выбора профессии в небольших городах носит специфический характер. Доход у населения  зачастую не велик, и родители боясь больших материальных затрат не решаются детей отправлять в города или ориентировать их на некоторые престижные специальности, ограничиваясь обучением в районных центрах  в училищах или техникумах.

Поэтому я считаю необходимо проводить профориентационные мероприятия соответствующей тематики. Ведь выбирая профессию, мы  выбираем судьбу. Учащиеся, как можно раньше должны понять в каком виде деятельности им интересно работать, где они смогут раскрыть свои способности  максимально, добиться успеха и реализоваться. Составить в соответствии со своими предпочтениями  профессиональный план, первым пунктов в котором должно быть развитие качеств, необходимых для данной профессии. Углубленное изучение предметов,  по которым необходимо сдавать вступительные испытания.

Если ребенок определится в своих предпочтениях и выберет профессию, соответствующую его способностям и интересам, и будет понимать, что освоить ее возможно с меньшими материальными затратами, возможно и родители серьезнее отнесутся к выбору своих чад, и в нашем обществе появится куда больше профессионалов своего дела, реализовавшихся в жизни, счастливых, успешных людей.

Урок-игра «Азбука профориентации» для 6-7 классов

Цель урока: привлечение внимания учащихся к осознанному выбору будущего профессионального пути;

Задачи урока:

1. Расширить и обогатить знания о возможностях профессионального выбора и самоопределения.
2. Пополнить понятийный аппарат представлениями о новых профессиях.
3. Научить соотносить свои желания и потребности с возможностями и требованиями работодателя в будущем при трудоустройстве.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
1. Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
2. Информационно - коммуникативные и обучающие технологии;
3. Игровые технологии;
4. Здоровьесберегающие педагогические технологии. 
Методы обучения: пассивный, активный, интерактивный.
Пассивный: рассказ, объяснение нового материала, опрос.
Активный: диалог, беседа.
Интерактивный: взаимодействие всех участников между собой и с педагогом.
Время реализации: внеурочное занятие продолжительностью 45 минут.
Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, памятка: «Как выбрать профессию», презентация «Правила выбора профессий»

Педагог: Здравствуйте, мы очень рады, что сегодня будем говорить о мире профессий, а также поучаствуем в интересных конкурсах.

ПедагогНашу встречу мне хочется начать с известных строк

В. В. Маяковского:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, прежде всего надо хорошо знать, какие профессии есть на свете.

Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.

Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на 2 команды.

Для начала проведем игровую разминку.

Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.

Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.

Время выполнения – 3 минуты.

К

П

Контролер

Проводник

Киноартист

Плотник

Крановщик

Пилот

Кочегар

Пожарный

Киномеханик

Полицейский

Космонавт

Полярник

Кабельщик

Пограничник

Кровельщик

Печник

Каменщик

Пиротехник

Кутюрье

Повар

Кондитер

Пекарь

Кондуктор

Портной

Парашютист

Педагог: Ваше время вышло! Капитаны команд приглашаются для озвучивания своих ответов.

Педагог: Ребята, а теперь давайте посмотрим презентацию “Правила выбора профессии” и побеседуем.  

1. Конкурс: «Типы профессий по предмету труда».

Педагог: Задание конкурса состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.

В тексте профессии распределены по группам. Ведущий называет профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны определить, к какому типу относится названная профессия.

За каждую названную профессию команда получает 1 балл. 

Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1. “Человек – художественный образ”: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2. “Человек – природа”: инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.

3.“Человек – техника”: электромонтер, машинист экскаватора, железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист

– рулевой, бортинженер, пилот.

4. “Человек – человек”: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

5. “Человек – знаковая система”: оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

Педагог: молодцы, ребята! А теперь давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы правильно выбрать профессию? (Ребята предлагают свои варианты.)

Для того чтобы найти идеальную работу, нужно ясно представлять, какой она должна быть. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

  • В какой сфере я хочу работать?
  • Мне больше нравится руководить или подчиняться?
  • Мне хочется работать в большом коллективе, маленькой фирме или самостоятельно?
  • Какой график работы мне по душе: полная занятость, частичная, свободный график?
  • Чего я хочу от работы – стабильности, карьерного роста или творческой реализации?

2. Игра: «Конкурс пантомим».

Педагог: Ребята давайте поиграем в конкурс пантомим!

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Профессии: повар, музыкант, балерина, художник, водитель, охранник,  журналист, строитель, плотник, шахтер, учитель, врач.

Педагог: Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того,  чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.

3. Игра «Закончи пословицу» .

Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:

Пашню пашут, руками не машут.

Кто не ходит, тот и не падает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Не все те повара, у кого ножи длинные.

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:

  1. Уменье и труд все (перетрут).
  2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
  3. Дело мастера (боится).
  4. За всякое дело берись (умело).
  5. Умение везде найдет (примененье)
  6. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
  7. Маленькое дело лучше большого (безделья).
  8. Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
  9. На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).
  10. Больше дела – меньше (слов).
  11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
  12. Кончил дело — гуляй (смело).

Педагог: А сейчас подведем итог нашей игры.

Подведение итогов, награждение победителей, раздача памяток “Как выбрать профессию”.

Приложение 1

Анкета

 Мотив при выборе профессии

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Приложение 2

«КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?»

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

 С этой целью: Изучи лучше самого себя:

  • разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;
  • подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям, найди больше информации об этих профессиях. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

Приложение 3

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Есть ли у учебного заведения лицензия на ведение образовательной деятельности и документ, свидетельствующий о государственной аккредитации?
  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, перечень необходимых документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?  Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?  Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?

Список литературы:

1. Павловой Т.Л. «Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости» , Москва « ТЦ Сфера», 2006.

2. Лобанов  Н. «Собрание русских пословиц и поговорок о труде», Нестор-История, 2011г.

Интернет ресурсы:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616356/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...