"Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства"
статья

Толстобова Ольга Ивановна
Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. У педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адапта¬ции, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту.

У педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). 

Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями.

Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала.

Стагнация наступает тогда, «когда учитель останавливается в своем развитии,  живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.

Каждая личность индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека.

В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте.

  1. Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности; воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Только тот человек, который способен видеть в других уникальность, может это развивать в себе;
  2. Эмоциональная - через эмоции человек познает мир и делает его ярче.
  3. Поведенческая составляющая - яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру

Таким образом, личностный рост педагога зависит от степени сформированности каждой структуры.

Развитая личность, с четко сформированными ценностями, позволяет педагогу:  четко стаять на своих позициях,  иметь собственный взгляд на все происходящее в мире, находить в плохих ситуациях позитив,  жить полной, яркой, самостоятельной жизнью, ценить каждую минуту жизни,  наслаждаться тем, что имеешь, радоваться победам других, отвечать за свои поступки;

- уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения, уметь прощать.

Сложившиеся ценности педагога составляют его внутренний потенциал.

Потенциал личности - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение.

К ним относятся: внутренняя свобода, осмысленность жизни,  жизнестойкость в сложных обстоятельствах,  готовность к внутренним изменениям, способность воспринимать новую неопределенную информацию, постоянная готовность к планированию и действию.

Разные ученые по разному определяли главную составляющую  собственного потенциала педагога.

А. Маслоу назвал эту цель самоактуализацией. Основной закон личностного роста опирается на известную формулу К. Роджерса «если – то». Если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития. Главный смысл личностного роста – обретение себя и своего жизненного пути. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если личность уважает свой собственный внутренний мир, а также другие признают и уважают его внутренний мир.

Существуют  критерии личностного роста педагога:

Принятие себя это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору»,  адекватная и гибкая «Я - концепция».  Рост личности есть способ ее существования.

Зрелая личность способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности и доверия им. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента»  и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности».

 Наряду с критериями существуют и механизмы личностного роста педагога:

Человек должен учиться всегда и везде, он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Таким образом, личностный рост важен для педагога, не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию.

Жизненная стратегия - это жизненная программа, «сценарий» о счастье, который есть у каждого человека; это система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее успешной (в понимании самого человека) и помогает направить учащихся на путь личностного роста. В качестве основных показателей, эффективности стратегии педагогической деятельности  выступают не конкретные достижения, а удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Эти стратегия связанна не столько с адаптацией, сколько с самореализацией педагога в мире. Главный вопрос для него - для чего жить. Такой педагог стремится привести жизнь в соответствие со своим смыслом.

И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить  детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.

Как на практике рассчитать жизненный потенциал педагога.  Дату дня рождения (день,  месяц, год перемножить. Например, дата рождения -  11.04.1986. Умножим 11*04*1986=87384 (получили жизненные уровни по годам и дням недели). Все полученные цифры сложим- 8+7+3+8+4=30. Ваш потенциал - 30, уровень средний. ________________________________________________________________________________________________________________

18-22 низкий                              23-30 средний                                      31-54 высокий

8

7

6

5

4

3

2

1

          12      24   36   48   60   72  84       96 годы жизни

          ПН     ВТ  СР  ЧТ  ПТ  СБ    ВС дни недели

Тесты для педагога

1.Отметьте правильный ответ.

В дородовой общине передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям:

а) проходила в специально организованном образовательном процессе;

б) производилась от случая к случаю;

в) была «вплетена» в трудовую деятельность;

г) дети самостоятельно по мере необходимости осваивали имеющийся опыт.     Ответ: в

2.Отметьте правильный ответ.

Этимология слова «воспитатель» показывает его следующую основу:

а) питание;       б) вождь;     в) восхождение;       г) воспрепятствие.   Ответ: а

3.Отметьте правильный ответ.

«Отцом» русских учителей называют:

а) Л.Н. Толстого;         б) К.Д. Ушинского:     в) А.С. Макаренко;    г) В.А. Сухомлинского.

Ответ: б

4. Отметьте правильный ответ.

Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является:

а) Конфуций;    б) Н.А. Добролюбов;    в) И.Г. Песталоцци;    г) Я.А. Коменский.   Ответ: г

5. Отметьте правильный ответ.

Педагогическая профессия по классификации Е.А. Климова относится к группе профессий:

а) человек-знаковая система;          б) человек-художественный образ;

в) человек-человек;                          г) человек-техника.           Ответ: в

6.Отметьте правильный ответ.

Разработал теорию и методику воспитания в коллективе:

а) В.А. Сухомлинский;        б) А.С. Макаренко;    в) П.П. Блонский;   г) Л.Н. Толстой.

Ответ: б

7. Отметьте правильный ответ.

Сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, архитектором…, скульптором…, полководцем…;

а) А. Дистервег;      б) Я. Корчак;      в) Н.И. Пирогов;     г) Я.А. Коменский.         Ответ: г

7.Дополните предложение.

Опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся провел…..

Ответ: А.С. Макаренко.

8. Дополните предложение.

Педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды называется работа…

Ответ: воспитательная работа.

9.Дополните предложение.

Вид педагогической деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью школьников, называется…

Ответ: преподавание.

10.Дополните предложение.

Деятельность, направленная на установление отношений педагога с воспитанниками и их родителями, другими педагогами школы, называется…

Ответ: коммуникативной.

11.Соотнесите понятия с их трактовкой.

А) Педагогическая специализация                1. уровень и вид профессионально-педагогической                

                                                                           подготовленности, характеризующей возможности  

                                                                          специалиста.

Б) Педагогическая квалификация              2. определенный вид деятельности в рамках

                                                                          педагогической специальности.

Ответ: А-2; Б-1.

12.Установите соответствие выдвинутых положений с именами ученых.

1.Дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций

2.Выдвинул важнейшие требования к личности учителя

3.Предложил классно-урочную систему

а) Л.С.Выготский     б). Л.Б. Ительсон     в) Я.А. Коменский     г). В.А. Сластенин.

Ответ: 1б; 2 г; 3 В.

13.Соотнесите показатели общей культуры педагога и их характеристики

А. уровень познавательных процессов     1. энергичность; 2. общительность;

Б. сформированность черт характера     3. мышление;     4. внимание.

Ответ: А- 3,4; Б – 1,2

14.Соотнесите этические качества педагога с личностными характеристиками

А. этические качества                    1. целеустремленность;  2. тактичность;

Б. личностные характеристики     3. доброта;  4. уравновешенность;

                                                        5. справедливость.

Ответ: А -2,3,5; Б – 1,4.

15.Установите правильную последовательность профессионально-личностного становления

1. самопознание;

2. осознание цели, профессионального идеала;

3. осмысление требований к профессии;

4. разработка программы самосовершенствования;

5. соотнесение своих возможностей с целью и идеалом профессионала;

6. овладения способами саморазвития.

Ответ: 2,1, 3, 5, 4, 6.

16.Выбрать правильный ответ.

Владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие - … компетентность.

- социальная;        - личностная;     - специальная;     - индивидуальная.

Ответ: специальная

17.К числу коммуникативных умений относятся:

1. управлять своим психическим состоянием;

2. действовать публично;

3. выбрать правильный стиль и тон;

4. управлять вниманием учащихся;

5. образно передавать информацию.              ответ: 2, 3,4,5.

18.Дополнить предложение.

Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности характеризующее профессионализм педагога это …

Ответ: профессиональная компетентность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каж...

«Модель непрерывного профессионального образования в учреждении – залог профессионального, карьерного и личностного роста педагога».

В президентской инициативе «Наша новая школа» отмечено, что ключевая фигура образовательного процесса - педагог, ведь именно от уровня его профессионализма зависит решение поставленных задач, а в коне...

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о...

"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"

Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога....

Презентация "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста"

В презентации "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста" содержатся сведения о структуре профессионального стандарта, ссылки на актуальные документы, приводится ...

Проект "Модель наставничества как фактор профессионально-личностного роста педагога"

Данный проект является попыткой поиска  новых принципов организации деятельности  наставнической работы сельской школы  и форм более интенсивного использования педагогических ресурсов и...