Проект как одна из форм воспитания толерантности в школьной среде
статья

Зверева Татьяна Федоровна

Обмен опытом с педагогами по формированию толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_odna_iz_form.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект как одна из форм воспитания толерантности  в школьной среде

Зверева Т.Ф., учитель ГБОУ СОШ № 186

Калининского района Санкт-Петербурга

Современный социум – явление сложное; не каждый человек способен принять принципы и правила взаимодействия с быстро изменяющимся миром и включить их в своё сознание. В этом контексте определенная роль принадлежит субъекту  взаимодействия, который осознает себя  самодостаточной личностью, стоящей либо над системой, либо вне системы.  Нельзя забывать, что в субъекте сочетаются проявления как толерантности, так и интолерантности, и в определенной мере интолерантность несет в себе положительный потенциал: она заставляет личность искать позитивное в отрицательном или негативном, и для успешной аккультурации личности нужно прилагать определенные усилия.  Государство понимает эти сложности и предлагает свои решения задачи.

   В Постановлении правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848 (программа «Толерантность») сказано: «…Важнейшим институтом социализации наряду с семьёй является образование. Именно система образования, в первую очередь, дошкольного и школьного, должна заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности».

Как уже упоминалось, вопросы взаимоуважения и веротерпимости всегда были актуальны для нашего города. Сегодня они стоят как никогда остро, наглядное подтверждение этому мы видим на примере повседневной школьной жизни. Петербургская школа изначально была многонациональной, но в ней никогда не возникали проблемы, связанные с процессом миграции населения. На сегодняшний день этот вопрос волнует нас, школьных учителей, в первую очередь. Мы вынуждены говорить о проблемах миграции не только внешней, но и внутренней. Ибо это порождает множество новых для школы проблем, причём их больше в школах «спальных» и промышленных частей города, где насчитывается более 12% мигрантов новой волны, не считая натурализовавшихся; некоторые классы, в которых мы работаем, состоят из 50% детей внешних и внутренних мигрантов.

       В связи с этим, можно выделить следующие проблемы школы:

  • Мигранты первой волны очень негативно относятся к новым мигрантам, при этом, обе волны связи со страной происхождения не прерывают и  не спешат  принимать систему культурных ценностей Санкт-Петербурга, сохраняя  и агрессивно отстаивая свою. Возможно, это связано с  тем, что  часть из них воспринимает Санкт-Петербург  как город временного пребывания.
  • Межнациональный конфликт между азербайджанцами и армянами, причем доминируют первые, что особенно стало заметно в последние 3 года.
  • Проблема противостояния мусульман и христиан, первые агрессивнее и более закрыты.  Христиане активнее идут на контакт и стараются избегать конфликтных ситуаций, а если те возникают, стараются разрешить их, не прибегая к насилию.

Проблема адаптации мигрантов к условиям обучения в школе многогранна. Во-первых, языковая проблема: обучение в школе ведется на русском языке, а дома – иная языковая среда. Как учить  первоклассников, из которых треть не говорит по-русски? В ряде случаев это несоответствие приводило к тому, что ребенка родители забирали из русскоязычной школы.   Детям-инофонам, для которых семантика русского языка существенно отличается от их родного, приходится испытывать дополнительные  трудности,  и они хуже усваивают программу.  Во-вторых, наблюдаются случаи, когда религиозные правила  мешают обучению детей в общеобразовательной школе – в дни религиозных праздников дети не посещают занятия, девочки-мусульманки отказываются отвечать перед классом. И в-третьих, у детей, выросших вне городской среды, появляется синдром ограниченного пространства, они боятся потеряться, испытывают дискомфорт и состояние тревожности, что не позволяет им сосредоточиться на уроках.

  • Будущее детей внешних мигрантов. Они хотят получить высшее образование и работу здесь, но для поступления на бюджет им не хватает  уровня подготовленности (по сравнению с русскими выпускниками), кроме того, мешает отсутствие гражданства. Это вызывает у них чувство обиды и  несправедливости, а вследствие этого, агрессивное поведение.

   У внутренних мигрантов проблем не меньше. Географическая мобильность не обязательно носит горизонтальный характер, зачастую, эта мобильность, по сути, превращается в нисходящую. У внутренних мигрантов нет языковых трудностей, но много проблем бытового характера, вследствие которых школьники старшего возраста вынуждены работать, что сказывается отрицательным образом на их успеваемости.

   С 2012г. курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) становится обязательным, несмотря на довольно противоречивые отзывы учителей и родителей.  Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Конечно, курс способствует формированию позитивного восприятия этнического и конфессионального разнообразия, однако, мы как учителя, ведущие историю и обществознание, предпочли бы более  старший возраст учеников. Также можно отметить, что родители, вопреки ожиданиям авторов программы, выбирая из шести возможных блоков изучения религиозных культур, отдают предпочтение своей конфессии,  демонстрируя тем самым собственную интолерантность.

   Все вышеперечисленные трудности усиливают интолерантность в школьной среде, и от учителей требуется особое внимание и терпение к учащимся.

   Существует много форм работы над задачей формирования толерантности, в частности, мы отработали с учащимися новозеландскую модель толерантного класса и классного договора, одобренную ЮНЕСКО. Шестиклассники, в принципе, были согласны с предложенными позициями, увлечённо обсуждали условия «классного договора», дополняли его содержание своими предложениями, но одиннадцатиклассники отметили Я-центричность модели, т.к. свой класс они уже ассоциируют с понятием «МЫ». Этому способствовал ряд проектов, по которым ребята работали в течение нескольких лет. Назовём некоторые из них. Во-первых, проект «Содружество» (три уровня взаимодействия разных возрастных групп), который включает проведение викторин, игр по станциям, проведение «Праздника Букваря», смотр общественных знаний и др. Старшеклассники совместно с учителями составляли программы мероприятий, активно включая учеников начальной школы в состав жюри, проводя совместное награждение победителей, играя в составе смешанной команды на неделе истории. Такая работа сплотила, в первую очередь, самих старшеклассников, вызвала к ним доверие и уважение у детей младших классов. Подобный проект способствует формированию у детей разных возрастных групп духовно-нравственной атмосферы полиэтничной школы, воспитанию взаимоуважения к культуре разных народов, веротерпимости.

   Новые реалии современной школы заставляют учителя находиться в постоянном поиске тех форм и методов, которые будут восприниматься школьниками, будут понятны им и интересны. Учитель обязан отыскать в интолерантном поведении ученика положительный потенциал  и убедить ребёнка использовать его. Так рождаются новые проекты, например, «Годовой цикл народных праздников», в котором увлечённо участвуют не только дети разных национальностей, но и их родители.

   Проект «Юный репортёр» объединил детей разного возраста и национальностей. Изначально ориентированный на учащихся 9-х классов, он привлёк внимание и старшеклассников. В этом возрасте у детей доминирующими становятся социальные потребности. Возросшая социальная активность требует своего проявления в общественно-значимой деятельности. Данный проект предоставляет им такую возможность. Помимо теоретической части, школьники осваивают и редакционную работу, которая помогает им понять механизм воздействия СМИ на сознание людей, даёт первоначальные знания об основах творческой деятельности журналистов. Проект объединяет детей, расширяя их кругозор, давая возможность творчества, способствуя их социализации. После бурного обсуждения, они назвали свою газету «Большая перемена», отметив многозначность этого названия. Все номера тематические, что, отнюдь, не ограничивает творческую фантазию детей. Ребята объединяются в творческие группы, независимо от национальной принадлежности и вероисповедания. В такой  работе  это не имеет для них никакого значения, т.к. поисковая, исследовательская деятельность воспитывает психологию сотрудничества. Работа со словом способствует развитию грамотности, лучшему пониманию русского языка, повышает речевую культуру. Для школьников такой подход, безусловно, важен.  

   В ходе реализации данного проекта учащиеся пришли к пониманию необходимости лучше узнать город, в котором они живут. Так родился новый проект «Сам себе экскурсовод». Ребята намечают маршрут экскурсии, готовят сообщения, иллюстрируют фотографиями. Это находит отражение в определённом номере  «Большой перемены».  Особый интерес у детей вызвала экскурсия «Основание Санкт-Петербурга», в ходе подготовки которой они лучше узнали историю нашего края, а фотографии, сделанные ими, отлично проиллюстрировали очередной номер газеты.

Проект «Историко-литературный марафон» заинтересовал не только детей, но и учителей, и родителей. Ученики 11 класса совместно с учителями начальной школы составили план мероприятий, которые  сами и проводили.  Например,

виртуальное путешествие по улицам и площадям Санкт-Петербурга включало пять тем, а игра для первоклассников  «По страницам Букваря» превратилась в весёлые поиски букв, потерявшихся  на различных остановках.

В конце игры команды сложили из найденных букв слово «Дружба».

   Таким образом, происходит интеграция детей в социокультурное пространство Санкт-Петербурга, формируется интерес к духовно-нравственным ценностям нашего великого города, а, следовательно, и терпимости к представителям других культур.

   Формы работы по воспитанию толерантности разнообразные, как групповые, так и индивидуальные, дают положительный результат. Но проблемы остаются, и не всегда школа, учитель могут сами эти проблемы решить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

«Социально – значимые проекты как одна из форм взаимодействия семьи и школы

Происходящие в обществе изменения диктуют необходимость переоценки форм взаимодействия школы и семьи. Социализация ребенка происходит в семье. Школа как общественный институт, не может заменить семью,...

Метод проектов как одна из форм развития универсальных учебных действий.

Метод проектов - одна из прогрессивных образовательных технологий,  которая позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и за...

Открытый урок "Ансамблевое исполнение как одна из форм воспитания учителя музыки"

Выпускник, получающий квалификацию учителя музыки, должен быть готов способствовать социализации, формирования общей культуры личности обучающихся(возраст учащихся 15-19 лет), использовать разнообразн...

Единый школьный проект как одна из форм развития творческой одаренности

Выступление на Окружном семинаре учителей информатики...

Логопедический проект как одна из форм работы с обучающимися и их родителями в условиях школьного логопункта.

Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить приобретённые знания и умения. Необходимо  взаимодействие  логопеда, учителя и родителей. Проектная деятельность позволяет привлечь вз...

Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности...