Этическое мероприятие "Быть среди людей"
материал

Четвергова Любовь Николаевна

Цель:

1 Сформировать в детях навыки культурного общения.

2. Научить их критически относиться к своему поведению и поведению своих друзей.

3. Помочь детям понять, что именно слово, с которым обращаешься к людям, способно творить чудеса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_sredi_lyudey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

1 Сформировать в детях навыки культурного общения.

2. Научить их критически относиться к своему поведению и поведению своих друзей.

3. Помочь детям понять, что именно слово, с которым обращаешься к людям, способно творить чудеса.


Дорогие ребята, добрый вечер!

Добрый вечер, гости и приглашенные!

Ребята сегодня мы собрались на очередное этическое занятие. Давайте нашим гостям расскажем, чем мы занимаемся на таких занятиях.

  1. На занятиях  узнаем  мы

Что такое этикет

Можно ли прожить

Невежливым или нет

  1. Здесь мы будем все учиться

Как уместнее проститься,

Как представиться, назваться,

Как нам правильно общаться.

  1. Что? Зачем же нам всё это,

Проживем без этикета.

  1. Ох, не правы вы, друзья,

Нам без этого нельзя!

Очень нужно много знать,

Чтобы вежливыми стать!

  1. Как поздравить с юбилеем,

Как одеться на банкет,

Что дарить знакомым можно,

А какой подарок нет.

  1. Можно ли на День Рождения,

Приходить без приглашения?

На вопросы эти ты ответа

Не найдешь без этикета.

- Итак, тема сегодняшнего нашего занятия «Быть среди людей». А говорить мы с вами будем как раз о том, что же нам помогает общаться, ладить с людьми, быть среди людей...

А начну я с загадки, которую я взяла из книги Л. Алешиной.

- «Если вы здоровы- вы обладаете  несметными богатствами! Чтобы сберечь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, которые я проверяла на себе. Прекрасно помогают!

Эти лекарства не продаются в аптеках. Не растут среди трав и цветов. Их нельзя купить и нельзя сделать. Они неосязаемы, невесомы и невидимы. Но обладают чудодейственной силой- создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм. Делают человека привлекательным, приятным и симпатичным.

В личных отношениях они делают чудеса: снимают обиды, недомолвки, устраняют неурядицы, делают отношения легкими, простыми» (О каком же лекарстве идет речь?)

-Лекарства эти- слова. Да, да. Слова-лекарства. В каждом случае жизни возникают именно те слова, которые идут от сердца. Пусть в сердце рождаются добрые, хорошие и светлые слова.

И сегодня мы с вами будем говорить о словах. Какие бывают слова? (Дети отвечают)

(Читается стих поэта Шефнера о словах)

-Вот кто-то сказал, что бывают волшебные слова, а какие волшебные слова вы знаете? (после ответа)

-Совершенно верно. А сейчас повернитесь друг к другу : «Здравствуйте!»

1чтец:  Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!—
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 

-Вот видите, вы поздоровались и на капельку радостней стала жизнь. Поэтому не забывайте здороваться. Отклониться от приветствия, не ответить на него считается верхом неприличия. Слово «здравствуйте» обозначает: Я Я тебя вижу, человек,ты мне приятен. Я тебе уважаю и хочу, чтобы ты ко мне так же относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, веселья, счастья.»

Но приветствовать нужно тоже по правилам.

Один мальчик жаловался: «Я с этим «здравствуйте»  скоро нервным стану. Только и верчу головой, только и кричу «здрасте!»

А мне еще и выговор делают: «До чего же ты, Кеша» некультурный!»

-Почему Кешу назвали некультурным? (Выслушиваются ответы и мнения детей)

_А сейчас попробуйте разъяснить другие ситуации.

1) Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли здороваться тебе?

2) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что  у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться и как?

3) вы прогуливаясь, постоянно встречаетесь с человеком, который вам не знаком. Нужно ли с ним здороваться?

4) Можно ли вместо «Здравствуйте!» говорить «Привет!»?

5) В школьном коридоре разговаривают учителя, среди них и ваш классный руководитель.

Вы, проходя мимо, остановились и громко сказали: «Здравствуйте, Олег Петрович!»

Правильно ли вы поступили?

- О том, чем для человека являются волшебные слова вы узнаете прослушав песню .

(Песня «Ключик для души»)

-Ребята, очень важно уметь правильно не только приветствовать, но и обращаться к человеку. Нужно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть, иначе может получиться как с девочкой Полиной.

(Инсценировка «Что они все? Заболели?»)

-Почему люди не понимали  девочку?

(После ответов детей)

-Ребята, Вы видите, что мнения у вас были разные. Одним кажется, что лучше поступить так, другим иначе. А между тем, спорить тут особенно нечего. Дело в том, что существуют для подобных случаев определенные правила поведения, которые и называются красивым словом ЭТИКЕТ.

А когда-то, давным-давно на Руси не было еще книг о хороших манерах, да и понятия такого не было. А правила общежития людей существовали и закреплялись в поговорках и пословицах- таких точных, что мы можем  до сих пор по ним учиться житейской мудрости.

-Не бойся ножа, а бойся злого языка.

- Злое слово жжет как уголь.

-Ласковое слово радость дарит.

А какие пословицы знаете Вы?

(Дети вспоминают и называют пословицы)

- А теперь, ребята, поиграем в игру. К словам, записанным на доске подберите слова с противоположным значением.

Грубость (нежность, ласка, вежливость)

Сплетня (Правдивость, похвала)

Жадность (щедрость)

Зависть (доброжелательность)

Жестокость (жалость, сочувствие, доброта)

-Ребята, я надеюсь, что сегодня мы с вами избавились от грубых слов.

Необходимо помнить всегда о том, что не стоит не только употреблять грубых слов, но и обращаться к людям доброжелательно.

Прав был Шекспир, говоря: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».

- А ещё в общении кроме слов нам помогают жест и мимика. Какие жест и виды мимики вы знаете?

(Улыбка, рукопожатие, кивок головы…)

-Ребята, сейчас я предлагаю вам обменяться «рукопожатием». Перед вами на столах листы белой бумаги, карандаши, ручки, ножницы. Обведите свою руку, вырежьте, напишите на ней слова приветствия, которые вы адресуете тому, кому хотите «пожать руку» Только помните правила приветствия.

(Дети обводят свои руки, вырезают их, пишут слова-приветствия и дарят гостям,  друг- другу, взрослым)