Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.01 Основы философии
тест

Туз Наталья Владимировна

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и

оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу

учебной дисциплины.

КОС включает контрольные материалы для поведения итоговой

аттестации в форме дифференцированного зачёта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное

 образовательное учреждение Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                          Зам. директора по УМР  

                                                                                                         ___________ Н.П. Туровинина

                                                                                                        «_____»___________20___г.

Контрольно-оценочные средства

 

по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

 по специальностям среднего профессионального образования

2017 г.

Контрольно-измерительные материалы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования и рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии.

                                                   

Разработчик:

Н. В. Туз, преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт контрольно-измерительных материалов.
  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке.

3    Оценка освоения учебной дисциплины.

  1. Формы и методы оценивания.
  2. Типовые задания для текущей аттестации по учебной дисциплине.
  1. Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по

учебной дисциплине.

5    Пакет преподавателя.


1 Паспорт контрольно-измерительных материалов

Область применения

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Основы философии» по специальностям среднего профессионального образования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальностям среднего профессионального образования следующими умениями, знаниями, которые формируют общие компетенции:

У1.Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

З1.Основные категории и понятия философии.

З2.Роль философии в жизни человека и общества.

З3.Основы философского учения о бытии.

З4.Сущность процесса познания.

З5.Основы научной, философской и религиозной картин мира.

З6.Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

З7.О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий.

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Формой итоговой аттестации по УД является дифференцированный зачёт.

2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке:

В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений, а также динамика формирования компетенций:

Таблица 1

Результаты учебной дисциплины, подлежащие оценке

Результаты обучения: знания, умения, компетенции

(код)

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

По завершению обучения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующими УМЕНИЯМИ:

У1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Формулирует общее представление о месте и роли философии в жизни человека;

применяет методы научного познания в учебной деятельности; даёт определение главных философских направлений; выделяет сущность философских проблем и споров по основному вопросу философии; ориентируется в исторических периодах философской мысли и основных проблемах соответствующего периода; применяет законы диалектики для решения актуальных проблем общественного и личного бытия.

Контроль выполнения самостоятельной работы №1-№10.

По завершению обучения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующими ЗНАНИЯМИ:

З1. Основные категории и понятия философии

Формулирует понятия диалектики, детерминизма и индетерминизма; знает отличие бытия от остальных категорий философии; формулирует основные законы философии.

Текущий контроль в форме тестирования.

З2. Понимать роль философии в жизни человека и общества в различные исторические эпохи.

Формулирует принципы духовного совершенствования;

показывает понимание личной ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; определяет роль дисциплины в формировании общей культуры человека;

Текущий контроль в форме тестирования.

З3. Основы философского учения о бытии.

Даёт определение бытия;

различает бытие материальное и духовное; знает структурные уровни материи; формулирует сущность движения как способ существования материи; формулирует сущность пространства и времени как форм существования материи;

доказывает неуничтожимость материи и постоянство движения; излагает историю взглядов на сущность пространства и времени.

Текущий контроль в форме тестирования.

З4. Сущность процесса познания.

описывает смысл и формы процесса познания;

различает эмпирический и теоретический уровни познания;

знает методы научного познания;

формулирует критерии истины, различает истину абсолютную и относительную.

Текущий контроль в форме тестирования.

З5. Основы научной, философской и религиозной картин мира.

Формулирует отличия религиозного сознания от научного и философского; излагает основы научной, религиозной и философской картин мира.

Текущий контроль в форме тестирования.

З6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

Формулирует философско-этическое понимание свободы;

понимает роль свободы и определяет смысл жизни как основ формирования культуры;

формулирует условия формирования личности.

Текущий контроль в форме тестирования.

З7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий.

Формулирует этические принципы науки; понимает ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; определяет роль науки в общественном прогрессе; характеризует причины, сущность и возможные последствия глобальных проблем.

Текущий контроль в форме тестирования.

В процессе освоения учебной дисциплины обучающийся получит возможность повысить уровень сформированности ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

-проявление творческого подхода к выполнению задания;

-положительная динамика результатов учебной деятельности;

-своевременное и качественное выполнение задания;

-определение ближайших и конечных жизненных целей в профессиональной деятельности;

 - участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, конференциях;

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

-способность планировать

собственную деятельность

- способность выбирать методы и

способы выполнения своей

деятельности

- умение оценивать эффективность

и качество выполнения своей

профессиональной деятельности

- понимание сути профессиональных задач;

- умение формулировать цель и задачи предстоящей профессиональной деятельности;

-умение проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат).

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины и выполнения самостоятельной работы №1-№10.

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-понимание методов принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях, меры своей ответственности;

-умение определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях;

- умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат;

-способность планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы, контролировать ситуацию;

-применение навыков принятия решений в соответствии с ситуацией.

Текущий контроль в форме устного опроса.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- способность извлекать и анализировать информацию из различных источников

- понимание способов поиска и анализа информации

- применение найденной информации для выполнения профессиональных ситуаций и задач.

Текущий контроль в форме выполнения самостоятельной работы №1-№10.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-работа с информационными справочно-правовыми системами

- работа с электронной почтой и ресурсами локальных и глобальных информационных сетей.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе работы с применением ИКТ.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-взаимодействие со студентами, преподавателями в ходе обучения

- понимание общих целей

-способность координировать свои действия с другими участниками общения

-способность контролировать свое поведение, свои эмоции, настроение

-участие в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу;

-соблюдение норм публичной речи и регламента;

Текущий контроль в форме устного опроса.

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

-способность добровольно брать на себя ответственность за общекомандный результат

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

-умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий результат деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе деловых игр, групповой работы.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-демонстрация стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию;

- умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной деятельностью;

-умение реализовывать поставленные цели в деятельности;

-перечисление трудностей, с которыми столкнулся при решении задачи и предложение путей их преодоления;

Текущий контроль в форме выполнения самостоятельной работы №1-№10.

ОК9.Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;

- понимание роли модернизации технологий;

-умение представить конечный результат деятельности в полном объёме;

- умение ориентироваться в информационном поле профессиональных технологий.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе решения ситуационных задач.

3 Оценка освоения учебной дисциплины

3.1 Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии, направленные на формирование общих компетенций. Для оценивания умений и знаний используется пятибалльная система оценки:

 обучающийся не ориентируется в общих философских проблемах – «неудовлетворительно»,

обучающийся ориентируется в общих философских проблемах – «удовлетворительно»,

недостаточное полное владение материалом – «хорошо»,

полное владение материалом – «отлично».

Оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: текущий и рубежный контроль - устный опрос (индивидуальный, фронтальный), тестирование, работа с фрагментами документов и научно- популярной литературой, аудиторная самостоятельная проверочная работа, подготовка сообщения, презентации.

Таблица 2

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины

Элементы учебной дисциплины

(разделы/темы)

Форма и метод контроля

Проверяемые З, У, ОК (код)

Введение. Философия и её роль в обществе

Текущий контроль в форме устного опроса

З1, З2, У1, ОК1, ОК2, ОК4, ОК8

Раздел 1. Исторические типы философии

Текущий контроль в форме тестирования и экспертной оценки самостоятельной работы № 1, 2.

З1-З7, У1, ОК4, ОК5, ОК6

Раздел 2. Основы философского учения о бытии

Текущий контроль в форме тестирования и экспертной оценки самостоятельной работы № 3.

З1-З7, У1, ОК4, ОК5

Раздел 3. Сущность процесса познания (гносеология)

Текущий контроль в форме тестирования и экспертной оценки самостоятельной работы № 4, 5.

З1-З7, У1, ОК2, ОК4, ОК8.

Раздел 4. Философская антропология (учение о человеке)

Текущий контроль в форме экспертной оценки самостоятельной работы № 6.

З1-З7, У1, ОК2, ОК3, ОК6

Раздел 5. Социальная философия

Текущий контроль в форме экспертной оценки самостоятельной работы № 7.

З1-З7, У1, ОК1, ОК8

Раздел 6. Культура и цивилизация

Текущий контроль в форме экспертной оценки самостоятельной работы № 8, 9.

З1-З7, У1,  ОК1,  ОК4, ОК6, ОК8

Раздел 7. Глобальные проблемы   современности

Текущий контроль в форме экспертной оценки самостоятельной работы № 10.

З1-З7, У1, ОК1, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8

3.2 Типовые задания для оценки освоения дисциплины:

Задания для оценки З1, З2, У1, ОК1, ОК3, ОК6, ОК8

Перечень вопросов для устного опроса по теме «Философия и её роль в обществе»:

  1. Дайте определение термину «философия».
  2. Что такое мировоззрение? Назовите исторические формы мировоззрения.
  3. Перечислите функции философии. Раскройте специфику ценностной функции.
  4. Какова роль философии в обществе?
  5. Сформулируйте основные вопросы философии.
  6. Назовите структуру философского знания.
  7. Что такое аксиология? Гносеология? Антропология?
  8. Как трактуется понятие «бытие» в философии?
  9. Какова роль мифологии в возникновении философии?

Задания для оценки У1, З1-З3, ОК1, ОК2, ОК4, ОК6:

Задания в тестовой форме к разделу № 1 «Исторические типы философии»

1 Вариант

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Открытие атома связано с именем:

а) Платона  

б) Сократа  

в) Демокрита

г) Зенона

2. Номинализм-это:

а) учение, отрицающее объективное существование общего

б) учение об именах предметов

в) учение о существовании общего до и вне единичного

г) учение о существовании общего

3. «Божественное предопределение» - это:

                   а) Бог определил людей заниматься наукой, чтобы познавать мир  

б) Бог определил одних людей быть богатыми, а других - бедными

                   в) Бог определил одних людей к добру, а других - к злу и погибели

г) Бог всё знает заранее, но не всё предопределяет

4. К эпохе Средневековья относится философ:          

   а) Платон    

   б) З. Фрейд                    

   в) Ф. Бэкон

   г) Ф. Аквинский        

              5. В эпоху Нового времени развивалось направление:            

                    а) статистика

    б) электродинамика

    в) механика

    г) оптика

6. Эпоха Просвещения получила свое название, потому что:

а) началась массовая ликвидация неграмотности

б) прогресс общества философы видели в приобщении народа к знаниям

в) подавляющая часть общества была образованна

г) идейное движение

              7. Славянофилы отстаивали идеи:      

                   а) самобытности России

б) превосходство, славянских народов над остальными

в) превосходство русского народа над остальными

г) течение русской общественно-политической мысли

8. Консервативное направление в русской философии появилось:

а) как попытка удержать власть крепостников

б) как ответ на распространение социалистических идей в обществе

в) как прогрессивное явление русской общественной мысли

г) как социально-политическое явление

9. Философское направление, занимающееся вопросами человеческого бытия:

а) неопозитивизм

б) феноменология

в)        экзистенциализм

       г) структурализм

          10. К новейшим достижениям физики относятся открытия, связанные с вопросами:        

                  а) бытия

  б) познания

  в) духовных ценностей

  г) гуманизма

2 Вариант

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Открытие атома, связано с именем:

а) Платона  

б) Сократа  

в) Демократа

г) Парменида

2. Реализм-это:

а) учение о единстве общего

б) учение, утверждающее объективное существование общего

в) учение, отрицающее объективное существование общего

г) учение, отрицающее субъективное существование общего

3. Схоластика-это:

а) направление средневековой философии, решающее вопросы бытия Бога, его

     троичности, отношения к человеку

б) способ доказательства бытия Бога

в) высшее ученое общество Средневековья

г) учение отцов церкви        

4.  К эпохе Нового времени относится:

а) А. Блаженный

б) Иоанн Скот Эриугена

в) Ф.Бэкон              

г) Ф. Аквинский                    

5.  В философской мысли в эпоху Возрождения появились:

а) антропоцентризм

б) проблемы бытия и сознания

в) номинализм

г) эмпиризм

6. Великим философом-просветителем является:

а) Ж. - Ж. Руссо

б) Леонардо да Винчи

в) Вольтер

г) Ф. Петрарка

7. Западники утверждали, что:

а) Россия - это передовая европейская страна

б) Россия - отсталая страна, которой нужно копировать опыт Запада

в) Западные страны превосходят в развитии восточные

г) что характерная черта русского народного сознания – «всечеловечность»

8. Разрабатывал идеи всеединства философ:

а) К.Леонтьев

б) В. Розанов

в) К.Победоносцев

г) В Соловьёв

9. Философское направление, отрицающее научность философии:

            а) неопозитивизм

            б) феноменология  

            в) экзистенциализм

            г) герменевтика

         10. К новейшим достижении физики относятся открытия, связанные с вопросами:
                   а) бытия              

         б) познания                

          в) духовных ценностях

          г) развития материи

Вариант 3

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:

     1.​ Первых греческих философов называют натурфилософами, потому что они:

 а) разрабатывали экспериментальное знание

 б) осмысливали природу, космос, мир в целом

 в) придумали метод изучения физических процессов

 г) разрабатывали математическое знание

     2.​ Основателями атомизма считают:

 а) ​ Зенона                          

 б) ​ Сократа и сократиков

 в) ​ Платоников                                    

 г) ​ Левкиппа и Демокрита

     3.​ Субъективность противоположна:

 а) ​ восприятию  

 б)  понятию      

 в) ​ объективности      

 г) ​ обоснованию

    4.​ Фома Аквинский построил религиозно-философскую систему на базе:

 а)​ платонизма                                    

 б)​ эпикуреизма        

 в)​ аристотелизма                              

 г) пифагореизма

   5.​ Ф.Бэкон считал главной философской задачей:

а)​ создание нового научного метода

б)​ разработку принципов общечеловеческих ценностей

в)​ критику эмпиризма

г)​ создание истории философии

   6.​ Вильгельм Гегель - представитель:

а)​ немецкого гуманизма                          

б)​ платонизма    

в)​ марксизма                                        

г) немецкого идеализма

    7.​ Философия науки исследует:

а)​ исторические интерпретации государствоведения

б)​ структуру научного знания

в)​ историческое познание

г)​ метафизические доктрины

     8.​ Наблюдение и эксперимент можно назвать:

а)​ научными подходами к действительности

б)​ единственными научными методами Античности

в)​ открытиями эпохи Возрождения

г)​ логическим анализом фактов

     9.​ В акте рефлексии достигается сознание о:

а)​ самом сознании                      

б)​ сознании другого  

в)​ бытие Бога                              

г)​ научных истинах

  10.​ Создателем учения об идеальном государстве был:

а) Пифагор        

б) Сократ        

в) Аристотель              

г) Платон

Вариант 4

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Основные черты русской философии:

а) рационализм                                                      

б) эмпиризм

в) нравственно – религиозный характер            

г) мессианизм

2.Принцип «всеединства» в философии В. Соловьева означает:

а) единство природы и общества

б) единство человека, природы и общества

в) учение о сущности Единого

г) единство Бога со всем миром

3. В основу мира согласно Н. Бердяеву заложено:

в) Бог                      

б) стремление к свободе

в) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога

г) создание систематизированного учения о человеке

4. Причина русского коммунизма согласно Н. Бердяеву:

а) в продолжении западнической политики Петра Первого

б) в мессианстве русского характера

в) в подражании мессианству христианства

г) в исследовании русского характера

5. Научная философия у неопозитивистов должна заниматься:

а) исследованием законов природы    

б) исследованием законов общества

в) исследованием терминов науки (ее языка)

г) исследованием законов мироздания

6. Понятие, описывающее сущность человека, по Сартру:

а) любовь  

б) страх      

в) свобода в форме выбора      

г) отчаяние

7. Сущность открытия З. Фрейда:

а) впервые исследовал структуру сознания

б) впервые исследовал структуру бессознательного

в) выработал новое видение психической реальности

г) разработал неофрейдизм

8. Отличительной чертой прагматизма является:

а) акцент на анализ познавательной практики субъекта

б) акцент на анализ изучаемой внешней реальность

в) акцент на анализ изучения сознания

г) акцент на анализ изучения мышления

9. Основная идея философской антропологии:

а) создание систематизированного учения о человеке

б) создание систематизированного учения об обществе

в) создание систематизированного учения о природе

г) создание систематизированного учения о ценностях

10. По мнению З. Фрейда связь между структурой личности и общественными культурными явлениями:

а) очень тесная

б) этой связи нет          

в) связь лишь частичная

г) связь не прослеживается

Вариант 5

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:

1. «Пограничная ситуация» по К. Ясперсу – это:

а) предельные обстоятельства жизни, заставляющие осознавать человека его конечность

б) ситуация, когда рушатся традиционные ценности жизни

в) ситуация, когда меняются духовные ценности жизни

г) трагическая ситуация

2. Главная тема философии А. Камю:

а) любовь      

б) свобода              

в) самоубийство        

г) вина      

3. Компоненты человеческой психики у З. Фрейда:

а) бессознательное (оно)                    

б) индивидуально личностное «Я» (эго)

в) супер «Я»                  

г) интуитивное «Я»              

4. Истина у прагматиста Ч. Пирса –это:

а) общезначимое верование            

б) практика            

в) теория                                          

г) опыт

5. Время возникновения русской религиозной философии:

а) 11 – 16 вв.                

б) 17 в.                

в) 18 в.                

г) 19 в.

6. Смысл жизни по мнению Л. Н. Толстого:

а) в занятии наукой            

б) любви к Богу            

в) в любви к людям  

г) в вере в силу жизни, в любви к людям, в непротивлению злу насилием

7. Смысл идеи Всеединства В. С. Соловьева:

а) в синтезе восточной и западной церкви

б) синтезе религиозного, научного, философского, художественного знания

в) синтез обыденного и теоретического знания

г) синтез обыденного и научного знания

8. Главным врагом человечества по мысли Н. Ф. Федорова является:

а) научно – технический прогресс человечества

б) вражда как следствие зависимости человека от природы, ее слепых сил

в) тревоги, страхи, сомнения

г) обращение к религии

9. По мнению Ф. М. Достоевского путь к спасению человека в:

а) в обращении человека к добру и Богу

б) в дальнейшем техническом прогрессе

в) в совершенствовании человека, освобождение от соблазнов через страдание

г) в духовном развитии

10. Причины широты и противоречивости русской души по Н. А. Бердяеву:

а) такое становление русской души произошло случайно

б) явилось следствием необъятности русской земли

в) явилось следствием синтеза души и тела

г) такое становление русской души произошло неслучайно.

Задания для оценки У1, З1-З3, ОК1, ОК2, ОК4, ОК6:

(Раздел 1, Тема 1.4)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 по теме: Русская философия второй половины XIX века.

Рекомендации для подготовки самостоятельной работы по составлению опорного конспекта смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 6-7

Вопросы для обсуждения:

  1. Религиозно-этические искания Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
  2. «Всеединство» В. С. Соловьёва.
  3. Тема свободы в творчестве Н. А. Бердяева.

Задания для оценки У1, З6, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8:

(Раздел 2, Тема 2.1)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 по теме: Бытие объективное и субъективное.

Рекомендации для подготовки самостоятельной работы по составлению опорного конспекта смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 7.

  Задания для оценки У1, З6, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8:

(Раздел 2, Тема 2.4)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 по теме: Диалектика.

Рекомендации для подготовки самостоятельной работы по составлению доклада смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 8-9.

Вопросы для обсуждения:

  1. Диалектика как методология, теория и метод познания.
  2. Основные принципы учения Шеллинга и Фихте о диалектике.
  3. Использование современных достижений науки и техники в познании бытия.

 

Задания для оценки У1, З6, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8:

(Раздел 3, Тема 3.1)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 по теме: Сознание

Рекомендации для подготовки самостоятельной работы по составлению опорного конспекта смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 10.

Задания для оценки У1, З3-З5, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8:

(Раздел 3, Тема 3.2)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 по теме: Познание.

Рекомендации для подготовки самостоятельной работы по составлению опорного конспекта смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 10.

Перечень рассматриваемых тем:

  1. Научное познание.
  2. Агностицизм.
  3. Память и воображение.
  4. Творческий личностный характер познавательной деятельности человека.

Задания для оценки З1-З7, ОК2, ОК3, ОК4, ОК8

Тестовая работа к разделу 4 «Философская антропология - учение о человеке»

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:

1.  Правильные характеристики необходимости и случайности:

      а) случайность - форма появления необходимости

      б) случайность и необходимость независимы

      в) случайность и необходимость чередуются

      г) случайность и необходимость не зависят друг от друга

2. Законы – это:

      а) продукт творческого мышления

      б) соглашения, принятые научным обществам

      в) устойчивые и существенные связи явлений

      г) не меняющиеся со временем нормы

3. Количество, качество и мера между собой связаны:

      а) выход количественных изменений за границу меры приводит к изменению качества          

      б) мера - главная философская категория

      в) мера устанавливает абсолютный предел развития

      г) мера не является главной философской категорией

 4. Понятие, имеющее наибольший объём:
             
а) вещество                            

      б) бытие

      в) объективная реальность    

      г) материя

5.  Движение – это:
             
а) изменение вообще

        б) перемещение в пространстве

       в) качественные изменения систем

       г) переход из одной стадии в другую

6.  К философским относятся следующие категории:
              а) тело, сила, работа                                

      б) клетка, организм, биоценоз              

      в) норма, здоровье, болезнь                    

      г) качество, количество, мера, движение

7.  Процесс воспроизведения свойств одного объекта в другом именуется как:
             а) взаимодействие  

      б)  отражение    

      в)  изменение

        г)  обусловленность

8. Философские категории, наиболее точно отражающие суть работы врача в постановке

   диагноза:

     а) необходимость и случайность

     б) причина и следствие

     в) сущность и явление

     г) форма и содержание

9. Категории, являющиеся философскими:

       а) фигура, вектор, число

     б) форма, содержание, пространство

        в) планета, галактика, вселенная

     г) понятия, суждения, выводы

10. Переход от менее организованного к более организованному:

           а) изменение    

          б) движение        

          в) развитие      

          г) регресс

Задания для оценки У1, З6, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8:

(Раздел 4, Тема 4.2)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 по теме: Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.

Рекомендации для подготовки самостоятельной работы по составлению доклада смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 11.

Перечень рассматриваемых тем:

  1. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.
  2. Смерть и бессмертие.
  3. Проблема жизни и смерти как предмет размышления.

Задания для оценки З2, З4, З5, З6, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Тестовая работа к разделу № 5 «Социальная философия – философия общества»

Выберите из предложенных вариантов один правильный ответ:

1. Полное, точное знание о действительности именуется как:

а) истина                                  

б) теория                                  

г) абсолютная истина   

д) относительная истина       

2. Познание –это:

а) материальная деятельность                

б) духовная деятельность

в) деятельность по отражению действительности

г) деятельность по получению знаний о природе

3. Учение о том, что сущность вещей непознаваема, называется:

а) анимизм                                    

б) фетишизм

в) скептицизм

г) агностицизм

4. Методы, относящиеся к эмпирическому уровню познания:

а) наблюдение и эксперимент

б) индукция и дедукция

в) наблюдение и абстрагирование

г) моделирование и эксперимент

5. Формы, относящиеся к рациональному познанию:

а) ощущение, умозаключение, восприятие

б) восприятие, суждение, представление

в) представление, ощущение, умозаключение

г) понятие, суждение, умозаключение

6. Относительно верное знание о чём – либо именуется как:

а) истина                                          

б) теория                                          

в) гипотеза

г) относительная истина

7. Познание – это:

а) духовная деятельность

б) деятельность по отражению действительности

в) деятельность по получению знаний о природе

г) деятельность по получению знаний об общественной жизни

8. Учение, высказывающее сомнение в познаваемости мира:

а) скептицизм                        

б) фетишизм                        

в) анимизм

г) агностицизм

9. Методы, относящиеся к теоретическому уровню познания:

а) наблюдение и эксперимент                      

б) описание и измерение                            

в) моделирование и эксперимент

г) индукция и дедукция

10. Формы чувственного познания:

а) ощущение, умозаключение, восприятие

б) восприятие, суждение, представление

в) представление, ощущение, умозаключение

г) ощущение, восприятие, представление

Задания для оценки У1, З6, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8:

(Раздел 5, Тема 5.2)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 по теме: Общественное бытие и общественное сознание.

Рекомендации для подготовки самостоятельной работы по составлению опорного конспекта смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 11.

Задания для оценки У1, З6, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8:

(Раздел 6, Тема 6.1)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8. Тема: Виды и формы культуры.

Рекомендации для  подготовки  самостоятельной работы по составлению доклада смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 11.

Задания для оценки У1, З6, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8:

(Раздел 6, Тема 6.2)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 по теме: Теории локальных цивилизаций.

Рекомендации для  подготовки  самостоятельной работы по составлению доклада смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 12.

Задания для оценки У1, З6, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8:

(Раздел 7, Тема 7.2)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 по теме: Глобальные проблемы современности.

Рекомендации  для  подготовки  самостоятельной работы по составлению доклада смотреть в методических указаниях к выполнению самостоятельных работ, стр. 11.

Перечень рассматриваемых тем:

  1. Распространение оружия массового поражения.
  2. Этический подход в решении глобальных проблем.
  3. Социальные глобальные проблемы.
  4. Процесс глобализации.

Задания для оценки З1-З7, ОК2, ОК3, ОК4, ОК8:

Итоговая тестовая работа по дисциплине «Основы философии»

Вариант 1

В заданиях 1 -7 выберите 3 варианта ответа

1. Философские категории:
            а) материя

б) сознание

в) власть  
           г) интеграция                                      

д) бытие                    

е) революция
           ё) демография                                    

ж) страта

2. Функции философии:
            а) мировоззренческая                              

            б) технологическая                                

            в) критическая                                          

            г) позитивистская                                          

            д) иллюзорно-компенсаторная                

            е) методологическая                                      

            ё) дифференциальная                            

            ж) классовая
3. Мудрецы милетской школы:
            а) Фалеc

б) Сократ                      

в) Гераклит
           г) Анаксимен                  

д) Пифагор                    

е) Платон

ё) Анаксимандр              

ж) Сенека

4.Черты эпохи Возрождения:
            а) антропоцентризм            

б) теоцентризм            

в) гуманизм
           г) креационизм                  

д) рационализм            

е) формализм              

ё) догматизм                      

ж) пантеизм

5. Натурфилософы эпохи Возрождения:      
            а) Дж. Бруно        

            б) Н. Макиавелли        

в) Г. Галилей      

г) Т. Мор

д) Пикоделла Мирандола        

е) Ф. Петрарка            

ё) Т. Кампанелла                      

ж) Н. Коперник

6. Философские труды И. Канта:
            а) Критика чистого разума

            б) Критика суждений    

в) Критика гуманизма                        

г) Критика практического разума                                              

д) Критика способностей суждения          

е) Критика формализма      

ё) Критика критики                              

ж) Критика пантеизма

7. Понятие в философии И. Канта:
            а) вещь в себе          

            б) антиномия        

            в) категорический императив
           г) мировой разум            

            д) абсолютная идея            

            е) мировая воля                

            ё) тезис              

            ж) синтез

В заданиях 7-14 выберите один вариант ответа

8. Направление, признающее существование двух независимых начал:
            а) монизм

            б) дуализм                                        

            в) плюрализм

            г) идеализм        

9. Основным предметом философии является отношение:
            а) человек - мир                                          

            б) мир - бог                                      

            в) небо-земля

            г) разум-воля            
10. Гносеология – раздел философского знания, рассматривающий проблемы:
            а) познания            

б) бытия        

в) морали        

г) человека
11. Опыт лежит в основе:
            а) рационализма            

б) сенсуализма            

в) эмпиризма

г) пантеизма

12. Центральное понятие философии Рене Декарта:       

а) субстанция            

б) монада            

в) атом

г) материя

13. Декартовской теории врождённых идей Джон Локк противопоставил теорию, где сознание рассматривается как:       

            а) чистая доска          

            б) печать на воске      

            в) припоминание души

            г) мировой разум

14. Центральное понятия философии И. Канта:           

            а) вещь в себе                  

            б) абсолютная идея        

            в) воля к власти

            г) индукция

Задания для оценки З1, З2, З3, З4, ОК2, ОК3, ОК5, ОК7

Итоговая тестовая работа по дисциплине «Основы философии»

Вариант 2

1. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

   а) онтология                               1) красота 
  б) гносеология                           2) нравственность
  в) этика                                       3) истина
  г) эстетика                                  4) бытие

2. Установите соответствие философской категории и ее автора:
     а) моральный императив             1) Демокрит
    б) атом                                           2) Аристотель
    в) этика                                          3) Кант
    г) бытие                                         4) Парменид

3.Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
     1) вода                                            а) Демокрит
     2) апейрон                                      б) Анаксимандр
     3) огонь                                          в) Пифагор
     4) число                                          г) Фалес
     5) атомы                                         д) Гераклит

4. Установите соответствие философа той или иной школе:
     1) Парменид                                  а) атомисты
     2) Демокрит                                  б) Элейская школа
     3) Анаксимандр                            в) Милетская школа
     4) Плотин                                      г) неоплатонизм
     5) Пиррон                                      д) скептики

5. Установите соответствие учителя ученику:
     1) Платон                                       а) Анаксимандр
     2) Сократ                                       б) Аристотель
     3) Аристотель                               в) Александр Македонский
     4) Фалес                                         г) Платон

6.Установите соответствие философского направления исторической эпохи:

     а) немецкая классическая философия                       1) Античность

     б) герменевтика                                                           2) Средневековье

     в) патристика                                                               3) Современность

     г) софистика                                                                 4) Новое время

7. Соотнесите понятия и философов, которые их используют:

     а) бытие                                                                       1) Аристотель

     б) форма                                                                      2) Демокрит

     в) идея                                                                         3) Парменид

     г) атом                                                                         4) Платон

Вопросы к итоговому контролю знаний

по дисциплине «Основы философии»:

1.Понятие философии и её функции.

2.Основные типы философского знания.

3.Философы древности о природе, мире и человеке.

4.Особенности Средневековой философии.

5.Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.

6.Проблема научного метода в философии Нового времени.

7.Особенности русской философии 19 века.

8.Проблема нерационального в философии 19-20вв.

9.Материя, способы и формы её существования.

10.Основные категории и законы диалектики.

11.Сущность и смысл познания. Субъект, объект и предмет познания.

12.Проблема познаваемости мира: гностицизм, агностицизм, скептицизм.

13.Формы чувственного и рационального познания, их роль в процессе познания.

14.Научные методы эмпирического и теоретического познания.

15.Истина абсолютная и относительная.

16.Сознание и самосознание. Виды общественного сознания.

17.Философские проблемы антропосоциогенеза.

Эталоны ответов  

к итоговому контролю знаний:

1.Роль философии в жизни и общей культуре человека; функции философии: теоретическая, мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, интегрирующая.

2.Сущность философских споров по основному вопросу философии; дуализм и монизм; субъективный и объективный идеализм, материализм; яркие представители философских направлений.

3.Космологический характер древнегреческой философии; поиски первоэлемента; атомизм Демокрита – Левкиппа.

4.Теоцентризм средневековой философии; основные этапы философии Средневековья: патристика и схоластика; теория «божественного предопределения» и её трактовки; философия А. Блаженного и Ф. Аквинского.

5.Общая характеристика эпохи и термина «Возрождение»; сущность антропоцентризма и гуманизма; философские и космологические учения Н. Кузанского и Д. Бруно.

6.Научный подход к философии в эпоху Нового времени; эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта; познавательный процесс и учение о субстанции Б. Спинозы.

7.Славянофилы и западники об истории и перспективах развития России; причины возникновения и проблемы философии русского консерватизма; философия всеединства В. Соловьёва; русский космизм.

8.Пессимизм философии А. Шопенгауэра; идея «сверхчеловека» Ф. Ницше; проблема бессознательного и психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг); сущность философии экзистенциализма и неопозитивизма.

9.История взглядов и формирование понятия «материя»; структурность и неуничтожимость материи; всеобщность движения; связь пространства и времени с движущейся материей.

10.Понятие диалектики: основные принципы и категории диалектики; законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единство и борьба противоположностей.

11.Характеристика субъекта и объекта, предмета познания; познание как отражение действительности; смысл познания для развития общества.

12. Смысл проблемы познаваемости мира; философский гностицизм, агностицизм, скептицизм.

13.Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление; формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение; понятие и роль интуиции в процессе познания.

14.Эмпирический и теоретический уровни познания; методы эмпирического познания: наблюдение и эксперимент; методы теоретического познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, абстрагирование.

15.Истина, правда, заблуждение и ложь: сравнительная характеристика; абсолютная и относительная истина: сравнительная характеристика.

16.Понятие сознания и самосознания; возникновение человеческого сознания; индивидуальное и общественное сознание; структура и виды общественного сознания: обыденное сознание, правосознание, научное сознание, эстетическое сознание.

17.Религиозные и научные представления о человеке; теории происхождения человека и общества; уровни человеческого существования, связь с космосом (концепции Чижевского, Вернадского).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

 «отлично» – студент полностью раскрыл вопрос, показал знание основных понятий, владение терминологией, ориентируется в проблемах бытия;

«хорошо» – студент допустил несущественные ошибки при ответе, но смог сориентироваться и раскрыл содержание темы;

«удовлетворительно» – студент не раскрыл полностью содержание вопросов или дал краткие ответы на вопросы;

«неудовлетворительно» – студент не раскрыл содержание вопросов, либо показал отрывочные, бессистемные знания по дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплины ВЧ. ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу по подготовке специалистов среднего звена учебной дисциплины ВЧ. ОГ...

Комплект Контрольно- оценочных средств по дисциплине "Основы философии"

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов дисциплины Основы философии по специальностям  среднего профессионального образования...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии форма проведения: Дифференцированный зачет специальность 34.02.02 Медицинский массаж

Составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02.02 Медицинский массаж  (для обучения лиц с ограниченными возможностями по зрению) ...

Контрольно- оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Контрольно оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05  Основы этики и эстетики,  специальность Сестринское дело...

Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело...