Конспекты по развитию мелкой моторики
план-конспект

Рашенбуршева Наталья Александровна

Движение руки всегда тесно связаны с развитием  речи и мышлением ребёнка.Организованная образовательная деятельность с детьми помогает в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_motorike_pesok.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Рашенбуршева Наталья Александровна
Конспект НОД «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста

ЦельРазвитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.

Воспитатель собирает детей около себя:

-Дети, посмотрите. что это стоит на столе?

На столе стоит миска наполненная крупой, в ней спрятаны игрушки.

-Давайте проверим, что там внутри находится. Воспитатель показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с крупой и ищут игрушки

Индивидуальная работа: если ребёнок затрудняется- помочь ему при поиске игрушек.

Дети вытаскивают игрушки и рассматривают у кого какая.

Диалог: -Скажи пожалуйста, что лежит в миске? Ребёнок скажет «крупа», если затрудняется напомнить.

-Как ты искал игрушку?

-Какая у тебя игрушка?

-Понравилась ли тебе игрушка?

Дети вот мы и поиграли в игру и заодно сделали массаж рук разбудили наши пальчики.

Предполагаемый результат: Дети получат положительные эмоции и удовольствие от найденных в крупе игрушек.

II часть Основная часть

2. Пальчиковая игра «Моя семья».

ЦельРазвивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь

-Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Моя семья».Посмотрите что у меня есть. Воспитатель показывает лица кукол нарисованные и надетые на пальцы своих рук и читает стихи.

“Давайте познакомимся! ”

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

А этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

-А теперь дети покажите мне свои руки. Давайте все вместе прочитаем стихи.

(Дети загибают пальчики, начиная с большого пальчика и заканчивая мизинчиком /Это - я/. На последние слова разжимаются и зажимаются ладони в кулак /Вот и вся моя семья/) .

Ожидаемый результат: Дети будут стараться выполнить упражнение, эмоционально откликаясь на игру.

Индивидуальная работа: Если ребёнок не сможет сделать упражнение, подойти и помочь, показать упражнение придерживая своими руками.

3 .Игра «Волшебная ложечка».

Цель:

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук при пересыпании крупы ложечками.

На подносе две чашки :слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.

Предполагаемый результат: Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.

Индивидуальная работа: Если у ребёнка не получится показать как правильно держать ложку и пересыпать крупу

4. Физкультминутка игра «Прокати мяч под ворота».

Цель: Закрепить знания о круглой форме предмета, развивать игровые навыки, воспитывать интерес к игре.

Дети должны прокатить мяч под дугу при этом воспитатель обращает внимание на форму мяча.

5. Игра «Слепи колобок».

Цель: Закрепить приемы раскатывания теста между ладонями, вызвать интерес к лепке, воспитывать аккуратность.

-Дети, помните мы читали сказку «Колобок»? Дети будут отвечать.

-Кто слепил колобок?

-А кто попросил слепить?

-А какой формы был колобок?

-Дети ответят круглый.

-Из чего был состряпан колобок?

-Из теста.

-А знаете ли дети, из чего делается тесто?

-Тесто делается из воды и муки.

Предполагаемый результат: Если дети не поймут вопроса, повторить еще раз

что нужно для теста. Тогда у детей сформируются и обогатятся знания.

-Дети, я вам принесла тесто но -это тесто не простое, оно соленое и его нельзя есть. Мы из этого теста сейчас будем лепить колобок. Посмотрите какое тесто эластичное его можно мять в руках как пластилин. Сейчас я вам раздам тесто и мы все будем лепить колобок.

-Еще раз кто мне скажет какой формы колобок?

-Правильно дети колобок круглый.

Воспитатель раздает детям по кусочку соленого теста.

-Дети, помните что, тесто нельзя брать в рот. Оно соленое и опасно для здоровья.

-Дети, возьмите в руки тесто и попробуйте его размять.

Воспитатель показывает приемы раскатывания теста между ладонями.

Предполагаемый результат: дети будут раскатывать тесто между ладонями, делать шарики круговыми движениями.

Индивидуальная работа: Помочь раскатать шарик ребёнку и похвалить за результат работы.

-Сейчас мы все положим свои колобки на поднос и посмотрим у кого как получилось.

Проследить чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой.

-Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.

III часть заключительная часть.

Итог: -Дети, чем мы сегодня занимались?

-В какие игры играли?

-Кому понравилось лепить из теста?

-Кому понравилось искать игрушку в крупе?

-А теперь за то что вы хорошо позанимались я принесла колобки.

Воспитатель вносит на подносе жареные колобки и раздает детям.

*************

План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Наши пальчики играют»

Цель: развитие мелкой моторики рук, подготовка руки детей к письму.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Формировать ответную двигательную реакцию на звуковой и зрительный раздражители; Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук, координировать речь с движением.
  • Совершенствовать связную речь, расширить словарный запас.
  • Развивать внимание, память, мышление. Развивать слуховое внимание, зрительное и тактильное восприятие.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Материал к занятию:

Массажные мячи, карандаши (ребристые),  счетные палочки, схемы, геометрические фигуры в мешочке, кусочки ткани, бельевые веревки, гречневая крупа, пластилин, салфетки, заготовка для поделки «Подсолнух».

Предварительная работа:

Разучивание пальчиковой гимнастики «Ветер дует», «Рыбки», «Улитка», р. н. и. «На постой»  

Ход занятия:

Организационный момент. (1)

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся. (
Садятся на свои места).

I.  Массаж пальцев рук. (5)

- А теперь мы с вами заставим наши пальчики трудиться и помассажируем их.

1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.

У тебя есть две руки,

Есть и 10 пальчиков.

Будут пальчики трудиться,

Не пристало им лениться.

2. «Уточка».

Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.

Уточка, уточка

По реке плывет.

Плавает, ныряет,

Лапками гребет.

3. «Веер».

Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

4. «Море».

Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

На месте волна замри.

5. «Встреча».

Поочередно прикасаться подушечками пальцев: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и так далее.

Пальчики проснулись,

Пальчики встречались.

Бегали, играли,

Дружно попрощались.

6. «Комарик».

Сжать кулачок. Указательный палец вытянуть вперед – это «носик». Мизинец и большой палец опустить вниз – это «лапки».

Ты, комарик, не кусай,

Поскорее улетай.

7. «Жук».

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз.

Я веселый майский жук,

Облетаю все вокруг.

8. «Вертолет».

Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.

- Вертолет, лети, лети,

Быстро лопасти крути.

9. «Барабан».

Подушечки правой и левой руки прижать к столу и постукивать по поверхности стола.

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит.

Та-ра-ра, та-ра-ра,

На прогулку нам пора.

10. Возьмите мячик и покатайте его по кругу (между ладошками, ладошкой по столу по часовой (против) стрелке )

- Я колючек не боюсь,

Если надо уколюсь.

11. У нас на столе лежат карандаши, возьмите их и покатайте:

а) по ладошкам;

б) по столу.

II. Пальчиковые игры. (5)

  1. «Ветер дует».

Поставьте локти рук на стол. Ладони вверх.

- Ветер дует, завывает, пальмы в стороны качает

(Руки на столе на локтях, пальцы ладошек вместе раскачиваются из стороны в сторону)

- А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит,

(Ладонями имитируют «клешню», раздвигая каждый пальчик отдельно, изолированно)

- Чайка над водой летает

(Руки скрепляются между собой большими пальцами, выполняется имитация взмахов крыльев)

- И за рыбками ныряет

(Руки лодочкой, имитация ныряния)

- Под водой на глубине крокодил лежит на дне,

(Пальцы рук раздвигают и округляют, ладони соединяют у запястья, имитируя «зубы», «пасть крокодила» открывается с усилием).

  1. «Рыбки»

- Пять маленьких рыбок плескались в воде,

(Руки вместе «лодочкой» имитируют плавающих рыбок)

- Лежало большое бревно на песке

(Ладони соединены, тыльной стороной лежат на столе)

- Вдруг рыбка сказала: - «Нырять здесь легко!»

(Руки лодочкой, «ныряем»)

- Другая сказала: - «Нет здесь глубоко!»

(Ладошками «киваем» в разные стороны)

- А третья сказала: «Мне хочется спать»,

(Ладони лодочкой, «ложатся» на стол)

- Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Ладони лодочкой, дрожат)

- А пятая крикнула: - «Здесь крокодил!»

(«Пасть» крокодила)

- Спасайтесь скорее, чтоб не проглотил!

(Ладони вместе, «уплывают», «ныряют»).

3. «Улитка»

- Поставьте руки на локотки. Левой рукой сделайте «чашечку» цветочка. Правой рукой делаем «улитку» (указательный и средний пальцы – «рожки», большой безымянный и мизинец соединяем вместе).

- Вот улитка ползет потихонечку вперед

(«Улитка» движется по столу, заползая по руке к «чашечке»)

- На цветочек заползет и листочек погрызет.

(«Рожками» обхватывает каждый пальчик левой руки).

Повторяем с другой рукой.

- Рожки в голову втянула,

(«Рожки» загибаются)

- И тихонечко уснула

(«Цветочком» закрываем «улитку»).

  1. Русская игра «На постой».

Кулачком постучать по столу. Руки на локотках на столе. Ладони соединены пальчик пальчику.

Мизинчики: - Кто там?

Указательные: - Это мы солдаты. Пустите на постой.

Мизинчики: - Сейчас спросим маму. Мама, мама солдаты пришли, просятся на постой.

Безымянные: - Спросите у папы.

Мизинчики: - Папа, папа!

Средние: - Что?

Мизинчики: - Солдаты пришли и просятся на постой.

Средние: - Пустите.

Указательные: - Ах, какая благодать, пустили переночевать. Войдем.

III. Физминутка (1)

IV. Игры со счетными палочками (5)

1. - Сейчас мы с вами поиграем со счетными палочками. Посмотрите, что выложу я. (Приложение 1, буква «Ш»).

- А теперь вы возьмите палочки и сложите такую же фигуру.

- На что она похожа?

2. Посмотрите на картинку (Приложение 2, «Рыбка») и сделайте точно так же как на этой схеме.

3. Еще одно интересное задание (Приложение 3, «Лесенка»)

- Посмотрите внимательно, потому, что схему я уберу, и вы будете выкладывать фигуру самостоятельно.

4. «Человечек».  (Приложение 4)

- Смотрите, кто это? (Схема 1)

- Вот вам голова.  (Круг вырезанный из бумаги).

- У меня тоже есть такая же голова. Вы будете делать своего человечка, а я своего.  (Делает воспитатель. Дети смотрят. Схема убрана).

V. Игры с веревочкой. (2)

- Смотрите какой длинный у нас шнурок.

- На что похож этот шнурок?

- Если положить вот так (горизонтально), какая это будет линия? (прямая, кривая, волнистая)

- Давайте с вами сделаем волнистую линию (показ). (Дети повторяют)

- Распрямим и опять сделаем прямую линию.

- Загнем края  и сделаем овал.

- А теперь из овала сделаем круг.

- Квадрат.

VI. Игры на развитие тактильного восприятия. (5)

1. «Волшебный мешочек».

- У меня «Волшебный мешочек» - вытащите из мешочка по одной фигуре. (Достают и называют их).

- Вы заметили, что все фигуры парные? (Перечисляют: 2 квадрата, 2 шара и т.д.)

- Теперь сложите их обратно в мешочек.

- Сейчас я перемешаю их, что бы вы не догадались где, какая. А теперь не смотрим в мешочек и достаем ручкой вот такую фигуру.(воспитатель достает первую фигуру и т.д.)

Т.о. достаются все фигуры.

2. «Пирамиды».

- Смотрите, какая у меня пирамидка. Для маленьких детей маленькие пирамидки. А для больших большие.

- Разберите ее и соберите.

3. «Матрешки».

А теперь, я хочу предложить вам вот поиграть с матрешками. (Разбирают и собирают матрешек).

4. «Угадай что это?»

- Посмотрите, на такое пособие (Приложение 5). Раскладываются картинки с наклеенными фигурами из плотной ткани (квадрат, треугольник, круг, овал).

- Что это за фигура? (Поочередный показ).

-Вы смогли определить их глазками, а сможете ли вы  определить их руками? (С закрытыми глазами на ощупь определяют фигуру).

4. «Парные лоскутки».

- Посмотрите, какие у меня лоскутки. Потрогайте их.

- А теперь попробуйте, с закрытыми глазами найти вот такой лоскуток.

VII. Физминутка. «Девочки и мальчики» (1)

- Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (Руки спрятаны за спиной)

- Пошли пальчики гулять в гости к тете Розыгра. (Указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по своим ногам до колен).

- На скамеечке сидели (Ладонь левой руки раскрыта, правая в кулаке прислонена к левой)

- Да в окошечко смотрели (Указательными и большими делаем «окошко»).

- Напилися чаю, чаю разыграю (Левая ладонь открыта – это «блюдце», правая «чашка» - указательный и большой соединить вместе).

- Солнышку ладошки погладили немножко (Ладонью одной руки, гладим вторую)

-Ручки подняли, лучиками стали. (Поднимаем руки пальчики раздвигаем).

VIII. Поделка «Подсолнух». (5)

- Это подсолнух, сделать его не так-то сложно, а интересно.

- Я вам покажу, вот я уже немного начала ее делать, поэтому вам осталось закончить.

- Возьмем пластилин, отщипнем небольшой кусочек, постарайтесь его уплотнить и растянуть. Вы будете делать у себя, а я у себя.

- Что у нас в середине подсолнуха? (Семена)

- Нам понадобится гречневая крупа. Я насыплю крупу на пластилин и прижму ее к пластилину, чтобы крупа не рассыпалась. (Руки меняем).

- Посмотрите на свои поделки, нравиться?

IX. Итог.

*****

Возрастная группа: 2 младшая группа

Область: Познание

Тема: «Колобок»

Интеграция  образовательных  областей:  здоровье,  художественное  творчество,

коммуникация, безопасность.

Вид деятельности: познавательно-поисковый.

Литература: И.  А.  Ермакова  «Развиваем  мелкую  моторику  у  малышей»,  Е.  А.  Янушко

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Е. Н. Шарикова «Пальчиковые

игры», Г. И, Петрова «Игры и занятия по развитию речи».

Структура НОД:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Материал: мелкие игрушки, пластилин, салфетки, фасоль, пластмассовая миска.

Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук детей  

Задачи:

1. формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос,

понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе:

2.  развивать  мелкую  моторику,  согласовывать  движения  пальцев  рук,  тренировать  силу

мышечных усилий.

3.воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать

интерес  к  процессу  изготовления  поделок  и  получения  эмоционального  отношения  к

самой деятельности и ее результатам.

3.формировать  интерес  к  лепке,  закрепить  представление  о  свойствах  пластилина  и

способах лепки, развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями

Предварительная  работа:  пальчиковые  игры  с  дидактическими  подушками,  чтение

сказки «Колобок».

Словарная работа: тесто, ложечка, пальчик, крупа.

Содержание:

Воспитатель: -Дети, посмотрите, кто сидит на стульчике (пальчиковые куклы: дедушка и

бабушка). Давайте спросим у них, почему они плачут?  Здравствуйте, дедушка и бабушка,

что у вас случилось?  

Бабушка: Испекли мы колобок, а он покатился и убежал

Воспитатель: Не  переживай, дедушка, не  переживай, бабушка. Мы  поможем вам  найти

колобка.  Дети,  пойдем  по  дорожке,  смотрите,  зайка  сидит,  давайте  у  него  спросим,  не

видел ли он колобка

Заяц: здравствуйте, ребятки, я зайка- попрыгайка, поиграйте со мной в мою фасоль.

Воспитатель:-Дети, посмотрите, что - это стоит на столе?

(На столе стоит миска наполненная фасолью, в ней спрятаны игрушки)

-Давайте проверим, что там внутри находится. (Воспитатель показывает, как это сделать.

Дети  опускают  руки в  миску  с  фасолью и  ищут  игрушки. Дети  вытаскивают  игрушки и

рассматривают у кого какая.)

Воспитатель:  Скажи, пожалуйста, что лежит  в  миске?  Как  ты искал игрушку? Какая  у

тебя  игрушка? Понравилась  ли  тебе  игрушка? Дети  вот  мы  и  поиграли  в  игру  и  заодно

сделали массаж рук разбудили наши пальчики.

Зайка:-Спасибо, ребята, поиграли вы со мной, а колобок мимо побежал - в лес.

Воспитатель: Спасибо, зайка, до свидания. (Дети прощаются с зайкой)

-Ребята, кто это там под кусточком? (волк)  

Волк: Здравствуйте, ребята.(дети здороваются)

Воспитатель: Волк, а ты не видел колобка?

Волк: Поиграйте  сначала  со  мной.  Давайте  поиграем  в  пальчиковую  игру  «Моя  семья».

Посмотрите, что у меня есть.  

Воспитатель  показывает  лица  кукол  нарисованные  и  надетые  на  пальцы  своих  рук  и

читает стихи, а дети повторяют.

“Давайте познакомимся! ”

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

А этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Волк: -Спасибо, ребята, поиграли со мной, а колобок мимо меня покатился

Воспитатель: Спасибо, Мишка, до свидания. (дети благодарят медведя и прощаются)

-смотрите, ребята, а колобок под кустиком сидит. Здравствуй, колобок.

Колобок: Здравствуйте, ребята

Воспитатель:  Дети, давайте предупредим колобка: кто его в лесу поджидает? (Лиса)Не,

убегай от нас в лес, колобок, там хитрая лиса тебя хочет съесть, лучше поиграй с нами.

Колобок: Дети,  поиграйте  со  мной,  покатайте  меня    под  дугу  (Дети  по  очереди  катают

мяч-колобок под дугу)

Воспитатель: Давайте слепим колобку друзей - маленьких колобков.  

-Дети, помните мы читали сказку «Колобок»?  

-Кто слепил колобок?

-А кто попросил слепить?

-А какой формы был колобок?

-Дети ответят круглый.

Воспитатель раздает детям по кусочку пластилина.

Воспитатель: Дети, возьмите в руки пластилин и попробуйте его размять.

(Воспитатель показывает приемы раскатывания пластилина между ладонями.)

Воспитатель: Сейчас мы все положим свои колобки на поднос и  посмотрим, у кого как

получилось. И бабушке с дедушкой их подарим, чтобы им не скучно было.

Дедушка: спасибо, дети, порадовали нас с бабушкой

Воспитатель: Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.  

III часть заключительная часть.

Воспитатель:: -Дети, чем мы сегодня занимались?

-В какие игры играли?

-Кому понравилось лепить из пластилина?

-Кому понравилось искать игрушку в фасоли?

-А теперь бабушка и дедушка хотят вас отблагодарить- они принесли вам  колобки.

Конспект ООД по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму «Весёлые зверята» в старшей группе.


Цель:
- формирование мелкой моторики, развития речи.
Задачи.
Образовательные:

- учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно;
- формировать умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки;
- совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения.
Развивающие:
- развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь;
- развивать зрительно – моторные координации.
Воспитательные:
воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
- воспитывать усидчивость, желание работать.
Материалы и оборудования: мягкие игрушки, лесная поляна,
Ход занятия. Организационный момент.
Загадка.

Хожу в красивой шубке,
Живу всегда в лесу.
В дупле на старом дубе,
В домике сижу и орешки грызу.
Дети.
Белка.

Воспитатель.
(Читает стихотворения, дети делают массаж.)
Я – белка в шубке меховой,
Пушистый хвост – помощник мой,
Он помогает мне скакать,
Везде успешно побывать.
(Дети проводят кусочками меха по наружной поверхности кисти от кончиков пальцев до запястья в такт словам.)

Ребята, а сейчас мы узнаем, какие животные живут ещё в лесу.

Игра «Кто живёт в лесу?»
С завязанными глазами дети определяют на ощупь игрушки (дикие животные) разной величины, но одной фактуры называют их и выставляют на лесную поляну.

Воспитатель. Вот мы и узнали, кто в лесу живёт.
- Ребята, посмотрите: что за зверёк такой красивый, встречает нас в лесу?

Дети. Ёжик.

Воспитатель.
Правильно! Познакомьтесь - это ёжик, он знаток лесных дорожек.
Вот колючий серый ёжик.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек
Отыскать никто не смог.

Скажите, а чего у него не хватает?
Ответ детей.

Воспитатель.
Правильно. Поможем ёжику и вернём ему иголки.

Упражнение «Ёжик потерял иголки».
(Детям предлагается силуэт ежика и прищепки.)

Воспитатель. Молодцы!
Посмотрите, ребята, нас встречает белочка, ей мы тоже поможем – соберём грибочки на веточку.

Упражнение «Белочка и грибочки»
(Дети нанизывают пуговицы на ниточку.)

Пальчиковая гимнастика.
«Белка»
Скачет белка-шалунишка,
(«бегают» пальчиками по столу.)
Рвет с сосновых веток шишки.
(Сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках.)
Лапками сжимает ловко
(Сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несет в свою кладовку.
(«бегают» пальчиками по столу.)

Воспитатель. Наши пальчики поиграли, и мы продолжаем наше занятие.
(Дети надевают маски.)
Динамическая пауза.
Зайка в травке скок – скок.
Зайка прыг за кусток!
Храбрый зайка не боится,
Не поймать его лисице.

Воспитатель.
- Ребята, а каких животных боится зайчик?
Дети. Волка, лису.
Воспитатель. Правильно.

– Ребята, посмотрите у нас «волчок» (показывает игрушку) - это игрушка, она вовсе не страшная, покажем её зайчику и научим его, как с ней играть.
(Дети раскручивают волчок большим и указательным пальцами.)

Игра «Заведи волчок»

А сейчас мы с вами проведём самомассаж.

Самомассаж «Рукавицы для лисицы»

Вяжет бабушка лисица всем лисята рукавицы -
Для лисёнка Саши, Для лисички Маши,
Для лисёнка Коли, для лисички Оли,
А меленькие рукавички – для Наташеньки – сестрички,
В рукавичках, да – да – да, не замёрзнем никогда!
(Дети разминают каждый палец, начиная с большого, от основания к ногтю.

Воспитатель. Наши пальчики готовы к следующему заданию.
Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята, посмотрите: кто нарисован у вас на листочках?

Дети. Зайчик с одним ушком.
- Давайте нарисуем зелёной краской траву, в которой наш зайчик будет прятаться от лисы, охотников и волка.

Упражнение « Зайчик – побегайчик»
Дети «рисуют» в воздухе, затем на бумаге длинные вертикальные линии и рисуют ухо , и закрашивают зайчика.

Воспитатель.
Посмотрите, какие красивые у вас получились зайчики.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Что узнали вы нового?

Конспект НОД по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы

Тема: «Мышиное царство»

Программное содержание: развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость движений рук; развивать речь;

закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, формировать дружеские взаимоотношения. 

Словарная работа: обогащение –   код, незваных, Ярославская губерния, озорство, князь, казначей, домоуправительница, гостеприимство, крепёжные верёвочки.

активизация –  маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная; достопримечательность, музей, с уважением относятся, ухитрился проникнуть, легенда, бублики – сушки, слизала, бежим, медком, шторм, матрос.

 

Материал: демонстрационный –выставка книг «Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке»; игрушка «Мышка»; иллюстрации из музея с мышками, изготовленными из разных материалов; макет корабля, на нём 5 мышат – матросов;

раздаточный -

раздаточный для стола № 1:

мелкий конструктор, лестницы, флажок, верёвочки для завязывания морских узлов, кольца для сборки якорной цепи, якорь, заготовки из полной бумаги для бинокля, спасательные круги и крепёжные верёвочки;

раздаточный для стола № 2:

ёмкость с перемешанными горохом и фасолью; ёмкость с перемешанными семечками и фасолью; бублики – сушки и верёвочка; пластилиновые кружочки – «колбаски»; мышка и сыр;

раздаточный для стола № 3:

разрезные картинки «Кот» и «Мышка»; лист бумаги с контурным изображением мышки и карандаши; мягкая маленькая игрушка «Кот» и клубок толстых ниток; дидактическое пособие «Научим пришивать пуговицы»; рубашки с пуговицами;

раздаточный для стола № 4:

разноцветные воздушные шары и нитки разного цвета; крупные бусины и плотная нитка для бус; пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»;

для дополнительного задания:

лист бумаги с контурным точечным изображением мышки и карандаши;

Дидактическое пособие «Подбери ремешок к часам».

 

Предварительная работа:

чтение художественной литературы;

чтение сказки С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;

пальчиковая гимнастика;

нанизывание предметов на тонкую проволоку, на верёвочку;

собирание различных видов мозаик;

игры с пирамидками;

застёгивание пуговиц разной величины, кнопок, крючков;

завязывание верёвочек, тесёмок, ленточек разной длины;

выкладывание из палочек (спичек) разных предметов;

сортировка различного материала;

штриховка;

игры с мелким и крупным конструктором;

игры с конструктором «Лего».

 

Ход НОД:

(Дети стоят полукругом перед воспитателем).

  • Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей. Им хочется посмотреть, как вы подросли и чему научились. Но это ещё не все гости, к нам приедут ещё и необычные гости, попозднее.
  • А пока отгадайте загадку:

Маленькие ножки,

Боится кошки.

Живёт в норке,

Грызёт корки.

          (Мышка)

  • Вспомните и скажите, в каких сказках живёт образ мышки?

(«Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке»).

  • Оказывается такой маленький зверёк, а такой нужный.

Вспомните, какую роль сыграла мышка в сказке «Репка»?

(мышка помогла вытащить репку).

  • Скажите, а какая мышка бывает, подберите слова – признаки. Кому передадут мышку, тот и назовёт слово – признак.

(дети передают по кругу игрушку – мышку. Называют при этом: маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная и т.д.).

  • Я вам хочу рассказать легенду о мышке. Как иначе можно сказать про легенду?

(Сказание, история).

  • Итак, внимание. Плывут по Волге пароходы  - причаливают. Едут туристические автобусы – останавливаются. Идут туристы – задерживаются. Где, где? Да в городе Мышкине Ярославской губернии. В этом городе много достопримечательностей, а так же есть музей мыши. Жители этого города с уважением относятся к мыши. Легенда рассказывает о том, что в давние времена охотился в этих лесах князь, притомился и задремал на высоком солнечно – сосновом волжском берегу. Проснулся потому, что мышь позволила пробежать по его лицу. Рассердиться не успел – рядом змея оказалась. Мышь, спасаясь от змеи, то ли от отчаяния, то ли намеренно по князю пробежала – жизнь ему спасла!

А музей – чудо как хорош! Там есть мышь домоуправительница строгая в очках, вяжет, настоящая английская леди. Есть и Фёдор – казначей российский.

А вокруг огромное  мышиной царство: и сидят, и стоят по одному, парами, семьями.

Мыши изготовлены из разных материалов: из лоскутков, стекла, фарфора, папье-маше, мыши – аппликации на фартуках, расписные деревянные доски с изображением мыши. Есть мыши – иностранцы – подарены другими странами: из Польши, Германии, из стран Прибалтики. Есть в продаже глиняные, расписные свистульки, купишь такую мышку, посвистишь и почувствуешь весёлое озорство! (Показ иллюстраций).

  • Вот такая легенда.
  • Теперь пришло время узнать, что же за необычные гости к нам приехали?

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

  • Догадались, кто это? (Показ иллюстрации «Кораблик с мышками – матросами»).
  • Эти гости может из того самого города Мышкина? А может, из какого другого? Но гости есть гости и мы должны им оказать гостеприимство.
  • Вначале давайте им покажем, что умеют наши пальчики. Они такие же быстрые, как Мышки.

Эта ручка – мышка,

Эта ручка – кошка.

Пять маленьких мышек

Забрались в кладовку,

В бочонках и банках

Орудуют ловко.

На сыр забирается первая мышка,

В сметану ныряет вторая мышка,

А третья - с тарелки всё масло слизала,

Четвёртая - в миску с крупою попала.

А пятая мышка

Медком угощается.

Все сыты, довольны (изображают мимикой мышку).

Вдруг кот просыпается, (испуг, выпускают когти).

«Бежим», - пропищала подружкам малышка

И спрятались в норку проказницы мышки!

(все пальчики прячутся в норку левой руки).

(Рассаживаю мышек по одной на каждый стол и

предлагаю детям занять свои места).

  • Дети, я предлагаю полакомиться мышкам сыром. Но ответьте, сыр, какой формы? По размеру и по толщине одинаковый?

(Ответы детей).

  • Пока мышки будут у нас гостить, мы позаботимся, чтобы обратное путешествие для них было безопасно: а для этого надо проверить оснащение корабля, запас продуктов, ведь в море всё может случиться: непогода, шторм. Поэтому мы сейчас займёмся выполнением работ.
  • У вас на столах лежат задания, которые надо выполнить.

 

  • Те, кто сидит за первым столом, должны выполнить оснащение корабля:
  • Стол № 1:
  • выложить корабль (лодочку) из мелкого конструктора, установить лестницу, закрепить флажок;
  • здесь верёвочки для завязывания морских узлов;
  • из этих колец надо собрать якорную цепь, прикрепить к нему якорь;
  • из этих заготовок плотной бумаги сделать корабль;
  • спасательные круги привязать крепёжными верёвочками.

 

  • Стол № 2. Вам необходимо заготовить продукты для наших мышек – матросов:
  • рассортировать в эти мисочки горох и фасоль;
  • а в эти мисочки разделить семечки и фасоль;
  • чтобы бублики – сушки не рассыпались в пути, их надо нанизать на  верёвочку;
  • из пластилиновых кружочков – надо сделать для мышек «колбаски»;
  • уточнить: какая мышка доберётся до сыра.

 

  • Стола № 3: защитить мышек от кошки и кота:
  • собрать из разрезных картинок «Кота» и «Мышку»;
  • закрасить изображение мышки, чтобы спрятать её от кошки (лист бумаги с контурным изображением мышки и карандаши);
  • маленький котик хотел охотиться за мышками и запутался в нитках клубочка
  • (игрушка «Кот» и клубок толстых ниток);
  • пришить матросам – мышкам пуговицы (дидактическое пособие «Научим пришивать пуговицы»);
  • застегнуть на рубашке пуговицы для мышек.

 

  • Те, кто из вас сидит за столом № 4:
  • привязать к каждому шарику подходящую по цвету нитку для украшения корабля (разноцветные воздушные шары и нитки разного цвета);
  • приготовить подарки для девочек – мышек: крупные бусины нанизать на  плотную нитку, сделать бусы;
  • зашнуровать сапожки и отремонтировать дорожку (пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»).

 

(Для дополнительного задания:

лист бумаги с контурным точечным изображением мышки и карандаши;

Дидактическое пособие «Подбери ремешок к часам»).

(Дети выполняют свою работу, воспитатель оказывает индивидуальную работу, напоминает о качестве, о мышатах – матросах, получают дополнительное задание).

 

  • Работу заканчиваем, наводите порядок на своём рабочем месте.
  • Молодцы, все справились с заданием. А теперь настало время для гостей рассказать стихи.

(Показ пальчикового театра).

Пушистой серой мышке

Звонил усатый кот:

- Ну, как у вас делишки?

Как жизнь у вас идёт?

А мышка отвечает:

- Простите, милый кот,

Вчера у нас в подъезде

Установили код.

Попробуйте, Василий,

Его вы угадать,

А после приходите…

- Я очень буду рад!

А что установили в подъезде? Я не понял.

- Код – замок с цифрами от всяких гостей незваных.

Но Василий как – то всё – таки ухитрился проникнуть в дом.

 

(Магнитный театр)

Эй, мышка, не зевай!

Поскорее убегай!

Убегай из этих мест,

А то кошка тебя съест!

развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость движений рук; развивать речь;

 закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

 воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, формировать дружеские взаимоотношения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики  (образовательная область «Познание») для детей группы «О...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Конспект НОД по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Насекомые» (вторая младшая группа)

В младшем дошкольном возрасте очень важна работа по развитию мелкой моторики. В данном занятии представлены игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ по лексиче...

КОНСПЕКТ занятия "Развитие мелкой моторики рук и других психических функций".

Тема занятия: Развитие мелкой моторики рук и других психических функций. Цель: Коррекция и развитие психических процессов и психомоторики учащихся. Задачи: Коррекционно-развивающие: Коррекция зр...