Роль УМК в подготовке учащихся к итоговому сочинению
учебно-методический материал

Глотова Светлана Александровна

помощь учителю в выборе УМК

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар учителей русского языка и литературы Роль УМК в подготовке к итоговому сочинению

Слайд 2

УМК УМК с завершенными предметными линиями. Это программы под редакцией Н.М.Шанского , В.В.Бабайцевой , М.М.Разумовской , Р.Н. и Е.В.Бунеевых , С.И.Львовой , М.В.Панова . Утверждены ещё 7 новых УМК по русскому языку (4 для основной школы, в том числе одна завершенная линия; 3 для средней (полной) школы). Это программы и написанные на их основе учебники под редакцией Е.А.Быстровой , Г.Г.Граник , Л.М Рыбченковой , А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой , Т.М.Войтелевой .

Слайд 3

Содержание УМК Г.Н.Бунеева , М.М.Разумовской , В.В.Бабайцевой , С.И.Львовой отражает новые требования в свете стандартов второго поколения: нацеленность на новые результаты обучения, коммуникативно – деятельностный и компетентностный подходы к преподаванию

Слайд 4

Содержание Линия учебников под редакцией А. Д. Шмелёва отличается особенностью построения учебного материала по модульному принципу . Линия включает аудиоприложения , словари, электронные ученики, рабочие тетради и методические пособия.

Слайд 5

Содержание Линия учебно-методических комплексов М.М. Разумовской имеет речевую направленность , эффективную диагностику и контролирующие материалы.Особое внимание уделяется развитию речи учащихся, овладению всеми видами речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо), работе с текстом Включает электронные учебники ,аудио и видеоматериалы.

Слайд 8

5-6 класс Какие из человеческих качеств (доброта, мужество, честность, трудолюбие) вы больше всего цените в людях. Разделитесь на три команды, выберите какое-то одно качество, обоснуйте своё мнение. Выиграет команда, которая наиболее точно передаст содержание того, что услышала от другой команды, и убедительно выскажет свою точку зрения на поставленный вопрос.

Слайд 9

5-6класс Составление кеннингов (образное определение понятия. Перифраз в форме сочетания сущ. в И.п. и Р.п.) УТРО ВЕТЕР МОРЕ начало начал посланец туч начало жизни зарождение лучшего слово воздуха вода наслаждения конец ночи странник мира родина Посейдона будильник людей баловень небес город рифов момент счастья пастух облаков дух небес пробуждение Авроры

Слайд 10

5-6класс Пример словесной ассоциации на слово « УТРО» ( задача: не разрушить целостность понятия слова) У тро взошло на небеса. Т рава и цветы на лужайке ожили; Р едколесье осветилось весёлым светом; О браз радости и веселья воцарился над землёю .

Слайд 11

упражнения для осознания ключевых понятий словесного рисования 1.Найдите в тексте художественного произведения эпитеты(сравнения, метафоры,художественные детали). 2. Подберите (детали) эпитеты к заданному слову( н-р , «заря», «мелодия», «паренёк»), подчеркнув своеобразие предмета. 3. Вставьте пропущенные в тексте лирического или прозаического произведения эпитеты, сравните их с авторскими . Например, в стихотворении К.Д.Бальмонта « Фейные сказки»(«Наряды феи»)

Слайд 12

К.Д.Бальмонта « Фейные сказки»(«Наряды феи») У феи-глазки ( изумрудные ) Всё на траву она глядит. У ней наряды ( дивно-чудные ) , Опал, топаз и хризалит . Есть жемчуга из света ( лунного ) Каких не видел взор ничей. Есть поясок покроя ( струнного) Из ( ярких солнечных )лучей Ещё ей платье( подвенечное) Дал колокольчик (полевой) Сулил ей счастье ( бесконечное) Звонил в цветок свой ( голубой) Росинка, с грёзой (серебристою), Зажглась (алмазным ) огоньком. А ландыш свечкою ( душистою ) Горел на свадьбе светлячком.

Слайд 13

упражнения для осознания ключевых понятий словесного рисования Упражнения для создания микросочинения . 1 . В 1-2 предложениях нарисуйте образ, отразив характер предмета , н-р : «старое крыльцо», «печка», «смола», «снежинка», «сугроб», «лужа» 2 .Составьте 2-3 предложения на заданную тему: «На дворе непогода». «Снег и осенние цветы». «Солнце и капель за окном». 3 . Выполните задание И.Бунина. Опишите в одном предложении НОЧЬ так, чтобы это была именно эта, а не какая-то другая ночь. Найдите яркую художественную деталь-подробность.

Слайд 14

Опыты работ учащихся 6 класса Чёрная бездонная ночь погрузила город во тьму. Мрак темноты поглотил в своём чреве дома, улицы, проспекты… *** Ночь, сияя софитами звёзд , мягко обволакивала землю. Божественный Морфей сошёл с небес в объятия Земли. *** Перед моим окном лужица. Первая лужица. Она такая маленькая и круглая, что воробьи заходят на середину и подолгу сидят нахохлившись. *** На мою ладонь медленно опускается снежинка. Она такая хрупкая и беззащитная, что ладоням хочется согреть её. Её жизнь-один миг. ***

Слайд 15

Ключевые слова мальчик, дерево, карандаш, предмет . Заяц, верёвка, облако, пень Задания можно давать в группах по 5 человек, где каждый предлагает сюжетные и речевые варианты. Задания можно усложнить, предложив каждой группе слова на карточках. Команды составляют текст и читают его группе соперников, не называя ключевых слов. Соперники должны сами узнать, какие ключевые слова были загаданы.

Слайд 16

Художественная деталь Задание в упражнении : прочитать сочинение ученика на тему «Хорошо осенью в лесу» и подумав, доказать свою точку зрения в вопросе: смог ли ученик раскрыть тему?.

Слайд 17

Деталь в художественном произведении Задание: Найдите в сказе Н.С.Лескова («Левша»)эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Какая деталь определяет отношение М.Е.Салтыкова –Щедрина к герою (мужику) («Сказка о том,как мужик двух генералов прокормил»)

Слайд 18

7-8 класс Упражнения на умение * делить текст на абзацы, выделяя микротемы , *определять тему (придумать название тексту) *выделять основную мысль, *определять стиль текса

Слайд 19

7-8 класс Виды заданий к упражнению: прочитайте текст , какова его тема , определите его основную мысль . Спишите, деля текст на абзацы. Опишите устно картину так, чтобы слушатели почувствовали, какое впечатление на вас произвела картина художника. Какую основную мысль вы будете раскрывать? Используйте в речи синонимы.

Слайд 20

7-8 класс Прочитайте предложения, которые объединяются одной темой. Какой именно? Можно ли из данных предложений составить текст? Что для этого нужно сделать ?Перепишите предложения так, чтобы получился текст.

Слайд 21

Работа с текстом 1) О чём текст? 2)О чём авторы текста хотят заставить нас задуматься? 3) К какому выводу приходят авторы?

Слайд 22

текст об искажении ударений в речи Задание Перескажите содержание текста, опираясь на предложенную модель и используя материалы своих ответов на вопросы В данном тексте рассказывается об___________________________ Которое сравнивается с_____________________________________ Поскольку мы обращаем на него внимание только тогда______________________________________________________ . Автора затрагивают проблему___________________________ . Неправильная постановка ударения_______________________ __________________________________________________________ Таким образом_________________________________________ _______________________________________________________

Слайд 23

10-11класс 1.Почему романы Тургенева можно расценить как нравственно-философские? 2.Как понимает Тургенев проблему преемственности поколений? 3.Три испытания героя-нигилиста: родительским домом , любовью , смертью . Каким предстаёт в свете этих испытаний Базаров? 4.Как Тургенев ставит и решает проблему «человек и природа» в романе «Отцы и дети»?

Слайд 24

Работа с текстом Авторская позиция О чём текст? ( тема) Как он построен?( абзацы, архитектоника текста) Какие примеры, аргументы можно выделить? ( в зависимости от типа речи) Определить роль авторских «приёмов»: описаний, реплик, диалогов, рассуждений и т.д. определить отношение к герою текста Собственная позиция Отношение к позиции автора с обязательной аргументацией. Ассоциации-примеры. Выводы.

Слайд 25

Линия УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной Издательство «Просвещение» Состав УМК: рабочая программа учебник дидактические материалы рабочие тетради фонохрестоматии на СД с методическими рекомендациями методические советы поурочные разработки проверочные работы хрестоматия художественных произведений (для 9 класса)

Слайд 26

Линия УМК «Литература» под редакцией В.И. Коровина. 10-11 классы. Издательство «Просвещение». ФК ГОС Линия УМК предназначена для изучения литературы в 10-22 классах на базовом и профильном уровнях. В линии УМК под редакцией В.И. Коровина четко прослеживается последовательное системное обращение к изучению русской литературы XIX века, произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты УМК способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта изучения литературы, намеченного ФГОС. Состав УМК: - программы; - учебник; - проверочные работы; - поурочные разработки.

Слайд 27

. В помощь учителю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-концепт как форма подготовки учащихся к итоговому сочинению

Актуальность выбранной темы несомненна, поскольку в рамках модернизации содержания школьного курса русского языка и литературы одним из самых перспективных представляется лингвокультурологическое напр...

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...

Статья "Роль школьного учебника в подготовке учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему"

Как сделать так, чтобы, подойдя к концу 9 класса, мои ученики не боялись писать сочинение на лингвистическую тему и могли продемонстрировать овладение ими системой лингвистических знаний и умений?...

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....