«ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
статья

Ольга Викторовна Демянчук

В статье раскрывается, что такое общение. Связь общения и деятельности. Структура общения и форма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Автор : О. В. Демянчук  

высшая квалификационная категория

Санкт – Петербург

2019 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..   3

  1. Общение в системе межличностных отношений…………………………………. 5
  1. Определение общения……………………………………………………………… 5
  2. Связь общения и деятельности……………………………………………………. 6
  1. Структура общения  и форма………………………………………………………. 13
  1. Коммуникативная сторона общения……………………………………………….13
  2. Интерактивная сторона общения…………………………………………………..17
  3. Перцептивная сторона общения……………………………………………………18
  4. Форма общения……………………………………………………………………...21

Заключение …………………………………………………………………………….. 23

Глоссарий……………………………………………………………………………….. 25

Список использованных источников…………………………………………………..26

Приложения……………………………………………………………………………...27

ВВЕДЕНИЕ

Существует немало понятий, значение которых не вполне совпадает; а бывает и так, что в самой науке термин употребляется в разных значениях. Это относится и к понятию «общение».

        В обыденном, повседневном употреблении оно имеет широкий смысл, обозначая все формы непосредственных контактов между людьми; по определению толкового словаря: « Общение – взаимные сношения, деловая, дружеская связь». С тех пор как в русский язык проникло иноземное слово «коммуникация» (от латинского communicatio – связь), термин стал употребляться как синоним «общения» (по свидетельству того же словаря, коммуникация – это общение, связь) и предпочтительно используется в научном лексиконе. Однако в последние годы в результате все более пристального исследования человеческих отношений обнаруживались существенные различия между типами связи человека с человеком. Эту разновидность надо зафиксировать терминологически, и ученые чаще предлагали развести смысл терминов «коммуникация» и «общение», хотя до сих пор не договорились о том, в каком направлении предпочтительно их различать.[1] С другой стороны, углубленное изучение общественной жизни, отношений между нациями и классами, функционирования и развития культуры приводило к выводу, что между межличностными отношениями и отношениями различных социальных групп, малых и больших, а также отношениями разных типов культуры, исторических и этнических, существует определенное сходство, структурное и функциональное подобие. Можно заключить, что понятие «общение» имеет междисциплинарное значение, что оно обозначает некие устойчивые отношения между системами, сближающимися в своих существенных качествах.

        Проблема общения многогранна. В последние годы она стала предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться, творить. В широком смысле этого слова общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. Оно необходимое условие формирования каждой личности. Поскольку процесс обучения и воспитания – это взаимодействие преподавателя и учащегося, то умение правильно построить общение с учеником – важнейшая задача в достижении педагогического мастерства.

        Знание психологических закономерностей общения поможет обрести взаимопонимание.  

        Человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая  их, каждый из нас или иначе участвует в общении. Это отмечал более двухсот лет назад наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов в «Российской грамматике»:

        «…Когда к сооружению какой-либо махины (т.е. машины) приготовленные части лежат особливо и ни которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были диких зверей…» здесь М.В.Ломоносов высказал догадку о том, что в будущем люди проявят большой интерес к общению.

Овладеть навыками общения может каждый, для этого необходима целенаправленная, систематическая работа над собой.

        Цель данной работы: рассмотреть общение как социальную связь.

        В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

        - дать понятие об общении.

        - рассмотреть связь общения и деятельностью.

        - раскрыть основные структуры общения и формы.

1. ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

             1.1 Определение общения

Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

        В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной деятельности, особенно связанной с людьми и передачей информации, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

Понятие «общение», как любое другое понятие в психологии разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. В отечественной психологии сложилось устойчивая традиция связывать понятие «общение» и «деятельность». На наш взгляд, объемно это понятие представила Л.П. Буева. Она определяет общение «… как процесс взаимосвязи с взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности»[2].

Это определение носит общий характер, нацелено на изучение любых взаимосвязей между людьми, социальными группами и т.д.

Однако понятие «общение» может анализироваться и как самостоятельное: «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящие в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность. [3]

В психологическом словаре общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.[4] 

Данное определение выделяет основную структуру общения, рассмотренное Г.М. Андреевой (приложение 1, схема 1), а именно: передачу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракций), познание людьми друг друга (перцепция).

Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако важно рассмотреть каждый из них в отдельности.

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных его функций (приложение 2, схема 2).

1.2 Связь общения и деятельности

Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или общение и деятельность – это два самостоятельных, равноправных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информационный аспект, как коммуникация (общение первого ряда).

Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует для достижения цели деятельности,  и даже в себе как в «другом»).

Произведенный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка, посаженное дерево, мастерски выточенная деталь) – это,  с одной стороны, предмет деятельности, а с другой – средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других людей. Этим предметом опосредуется отношение между людьми, создается общение как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

В.А.Сухомлинский писал: «Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни… Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы… сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь».[5]

Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как коммуникация)выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения.

В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э.Дюркгейм, когда, полемизируя с Г.Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт общения с деятельностью констатируется, так или иначе, всеми исследователями.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни[6].В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой – общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр.

Для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается и определяется тип общения. В младенчестве общение – ведущий вид деятельности. Взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, посредством речи помогает сориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослыми и ребенком происходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладение предметами, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками.  Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. Для подростка большую роль играет интимно-личностное общение, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способствующим достижению уровней общения. К ним относятся:

  • Умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
  • Умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
  • Умение встать на точку зрения ученика;
  • Умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
  • Владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами);
  • Преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими;
  • Преобладание демократического стиля руководства;

Умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации;

        Изучения общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления.

        Принятие тезиса об органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с принципом исследования коммуникативного процесса, типичным для  традиционной социальной психологии. Как, правило, коммуникация изучается преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента – именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура, как единого коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей.

        Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть проведена аналогия с исследованием самой деятельности. Сущность принципа деятельности в том и состоит, что она тоже рассматривается не просто со стороны формы (т.е. не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания,  т.е. выявляется именно предмет, на который эта активность направлена. Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда констатируется не просто сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

        Ни та, ни другая постановка проблемы не даются легко для системы психического знания: всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма – пусть не деятельности, но активности; пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержательных моментов того и другого явлений слабо обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки этого вопроса.

        Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное». Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжены с деятельностью.

        Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

        Это согласование деятельностей отдельных участников, возможно, осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность».

        Важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

        Таким образом, деятельность – часть, сторона общения, общение – часть, сторона деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

2. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ И ФОРМА

             2.1 Коммуникативная сторона общения

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными.

        В коммуникативных актах реализуется информативные, фактические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

        Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось его воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

        Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

        Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

        В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. Такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различия глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

        С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся ( например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность» ), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

        При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». В теории коммуникации этот термин позволяет выделить:

а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемником информации, т.е. отдельным людям;

б) ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.

        Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

  1. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
  2. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. При глубоком делении различают вербальную и невербальную коммуникации, используют различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую,  два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Невербальная коммуникация включает основные знаковые системы:

  1. Оптика – кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).
  2. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков представляет собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.
  3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.
  4. «Контакт глаз» следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, имеющий место в визуальном общении. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения.

Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенных код.

             2.2 Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать её. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в неё, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действий. К этой идее обращались и социологи: (М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.   [7]

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

  1. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности : а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают[8].
  2. Конкуренция – здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми.  Это конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.

Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как- то и другое проявляется в принятии совместного решения.

  1. 2.3 Перцептивная сторона общения

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Исследованиями подтверждено, что дети и взрослые отличаются по социальной перцепции. Дети в большей степени ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа и т.п.), они лучше распознают эмоциональное состояние человека по выражению лица, чем по жестам. Кроме того, сильное влияние на процесс оказывает профессия наблюдателя. Так, при оценке одного и того же человека продавец будет оценивать внешний вид, филолог – особенности речи, медик – физическое здоровье. Однако, в целом перед человеком стоит задача не просто «воспринять», а, скорее, познать другого человека. В ходе познания осуществляется эмоциональная оценка человека и попытка понять логику его поступков и уже на этой основе строить свое собственное поведение.

Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по жизненному опыту, социальному статусу, интеллектуальному развитию и т.п. Большое влияние на первое впечатление оказывает: 1) внешний вид человека; 2) манера поведения человека.

Внешний вид и манера поведения являются факторами превосходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

При восприятии человека большое значение имеет фактор привлекательности. Сложность определения этого фактора вызвана тем, что мы привыкли считать привлекательность индивидуальным впечатлениям.

Еще одним важным фактором восприятия является отношение к нам со стороны окружающих. При этом люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо. Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке.

  • Эффект ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению.
  • Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – свои недостатки.
  • Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке.

В общении человек стремится не просто воспринимать собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы.

  • Идентификация – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место.
  • Эмпатия – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события.
  • Аттракция – представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви.
  • Рефлексия – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению

Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседника действовать так, а не иначе, т.е. каковы причины его поступков. Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией. Она бывает; личностной, обстоятельственной, стимульной.

Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. При изучении каузальной атрибуции психологи установили интересные закономерности. Так, причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи – обстоятельствам.

Примечательно, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее эффективной для налаживания взаимодействия.

Стереотипизация ( твердый и отпечаток). Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия.

Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценивать уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению.

2.4 Формы общения

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.).

Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе».

Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имея перед глазами всю картину, можно правильно понять действительный масштаб и подлинное значение «мира общения», не сводя его, к межличностным духовным контактам. Вместе с тем данная таблица (приложение 3) делает наглядным закономерности строения мира общения, который является отнюдь не простым множеством эмпирически устанавливаемых его форм, но системой, закономерности, строения которой исторически сложились, отражая потребность общества в максимально широком использовании заложенных в общении возможностей формирования человека, развития культуры, совершенствования социальных отношений. Нужно ли повторять, как важно в наше переломное в истории время ясно понимать истинную суть и социальную роль общения, чтобы полноценно использовать все таящиеся в нем возможности для воспитания человека и совершенствования человеческих отношений.

Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Выбрать «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить как конкретно раскрываются  процессы общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического  перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Без преувеличения можно сказать, что общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.

Все сказанное выше освещает одну мысль: поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения, но в зависимо-

сти от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе.

        Таким образом, в данной работе была рассмотрена проблема общения в социальной психологии. Как было показано, – общение связано и с общественными, и с личными отношениями человека. Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Значит общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его   отношением к людям, к обществу, то есть, включены в общение.

        П.А.Флоренский писал: « Мы верим и признаем, что не от разговора мы понимаем друг друга, а силою внутреннего общения, и что слова способствуют обострению сознания, сознанию уже происшедшего духовного обмена, но не сами по себе производят этот обмен. Мы признаем взаимное понимание и тончайших, часто вполне неожиданных отрогов смысла: но это понимание устанавливается на общем фоне уже происходящего духовного соприкосновения».

 

Приложение 1

        Схема 1. Составные элементы структуры общения.

                                                                                               


Приложение 2

Схема 2. Функции общения                                                                                            

Приложение 3

Схема 3. Мир общения  

                                                                                                                           

 


     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,Аспект Пресс, 1998г.
  2. Буева Л.П. Человек:  деятельность и общение. – М.,Просвещение, 1978г.
  3. Давыдова В.В. Психологический словарь. – М., Просвещение, 1996г.
  4. Ефимова Н.С. Психология общения. – М.,Форум, 2006г.
  5. Каган М.С. Мир общения. – М., Политиздат, 1988г.
  6. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – Спб.,Питер, 2003г.
  7. Петровский А.В. Общая психология. – М., Просвещение, 1986г.
  8. Петровский А.В. Психологический словарь. – М., Просвещение, 1990г.
  9. Предвечный Г.П. Социальная психология. – М., Политиздат, 1975г.
  10. Рогов Е.И. Психология общения. – М., Владос 2001г.
  11. Руденский Е.В. Социальная психология. – М., Инфра-М, 1998г.
  12. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., Академик 2004г.
  13. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. – СПб., Дидактика Плюс 2002г.


[1] Прилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. Киев,1985, с.33-38.

[2] Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978 г.

[3] Давыдова В.В. и Зинченко В.П. Психологический словарь. Минск, 1996 г., с.524.

[4] Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. Психологический словарь. М., 1990 г., с 134.  

[5] Сухомлинский В.А. Мы продолжаем себя в детях.- М., Педагогика, 1981 г. С 517-518.

[6] Ломов Б.Ф. Психология управления. М., Наука, 1978 г. С.130.

[7] Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., МГУ, 1989. 216 с.

[8] ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1972. 270-271 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг общения на межличностные отношения

Психологический практикум по формированию модели поведения в общении...

Психогигиена общения и межличностных отношений

В данной работе изучаются психогигиенические методики здорового общения, нормальных межличностных отношений....

Педагог в системе межличностных отношений

Выступление на педагогическом совете...

Статус человека в системе межличностных отношений и его «Я-концепция».

Формирующаяся устойчивая иерархия мотивов, рост произвольности в регуляции собственного поведения образуют такую базовую характеристику личности, как ее направленность. С возникновением у ребенка млад...

Тест по теме "Общение. Межличностные отношения"

Варианты тестовой работы по обществознанию для 6 класса....

Презентация "Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение"

Презентация "Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение" станет отличным помощником для подготовки учеников к ОГЭ по обществознанию....