Использование дидактических игр на уроках истории в коррекционных классах.
методическая разработка

Целевые ориентации:

1) Дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

2) Развивающая. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

3) Воспитательная. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.

Коррекционные цели:

1. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

2.Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.

3.Включение в систему общественных отно​шений, усвоение норм человеческого общежития.

Задачи:

  1. Развивать творческие и познавательные способности детей;
  2. Способствовать созданию атмосферы сотрудничества между учащимися в процессе совместной деятельности;
  3. Воспитывать любовь к Отчизне.

Оборудование: Перфокарты, интерактивная доска, шифрограмма, веер, таблички с названием команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр на уроках истории в коррекционных классах. 

(Учебно-методический материал)

Целевые ориентации:

1) Дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

2) Развивающая. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

3) Воспитательная. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.

Коррекционные цели:

1. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

2.Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.

3.Включение в систему общественных отно​шений, усвоение норм человеческого общежития.

Задачи:

  1. Развивать творческие и познавательные способности детей;
  2. Способствовать созданию атмосферы сотрудничества между учащимися в процессе совместной деятельности;
  3. Воспитывать любовь к Отчизне.

Оборудование: Перфокарты, интерактивная доска, шифрограмма, веер, таблички с названием команд.

1. Роль игровой деятельности в жизни учащихся.

Каждый учитель стремится сделать свои уроки интересными, захватывающими и запоминающимися. Особенно в сегодняшней  коррекционной школе для детей с ОВЗ, в которой постоянно должна расширяется предметно-информационная среда.  Одной из форм обучения, развивающей  получение информации, является дидактическая игра. Игра для школьника важна, понятна, это часть его жизненного опыта. Обучение в игре происходит незаметно для учащегося, потому что все его внимание сосредоточено на игре, а не на усвоении знаний, как это бывает во время обучения на уроках в школе. Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интересы учащихся, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организовывает учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребенка, а не своего (взрослого) понимания. Игра способна также решить еще одну проблему - она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игры развивают смекалку, находчивость, внимание, интерес, развивают волю.  

2. Педагогические игры и учебные занятия.

 В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Важно заметить, что термин “занимательность”,  точно отображает суть игры (не «забавность», «развлекательность» или «состязательность»).  В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие «занимательность» отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/310490/img1.jpg

В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.  Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.                                                                          Сейчас существует много различных методов проведения уроков с элементами игр, в том числе с использованием компьютера. Даже самого отсталого ученика можно чему-нибудь обучить. Учитель может использовать дидактические игры на различных этапах урока:

1. В начале урока - чтобы вызвать интерес к новому материалу.

2. В середине урока - для повторения материала.

3. В конце урока - для закрепления материала.

4. На повторительно-обобщающих уроках.

На уроках истории игры развивают логическое мышление, формируют содержательные общеучебные и специальные умения и навыки. Дидактические игры позволяют сделать более динамичным, интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которым связано то или иное историческое событие. Игра на уроках истории для школьников важна, понятна, интересна.  Игры могут побуждать учеников к высказыванию своего мнения и к принятию нестандартных решений. Кроссворды, ребусы, головоломки, тесты, криптограммы, загадки - совершенствуют познавательные способности, развивают умения применять знания  в новых условиях. Использование загадок помогает ученикам открыть "глаза на мир", активизируют их мыслительную деятельность.  Разгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к рассуждению, доказательству, а это очень трудно сделать ребёнку с ОВЗ. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия. Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы с детьми с ОВЗ. Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Не следует много говорить до начала игры, лучше максимально уделить время самой игре.  Структура организации игры:

  1. Выбор игры
  2. Подготовка игры

а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда это нужно делать)

б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  1. Введение в игру

а) предложение игры детям

б) объяснение правил игры

в) выбор участников игры

  1. Ход игры

Чем интересней  и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а) начало игры (уточнение нюансов).

б) развитие (кульминация).

в) заключение (важно вовремя поставить точку).

  1. Подведение итогов.

Оценка и поощрение школьников.

  1. Анализ игры (обсуждение, оценка эмоционального состояния.)

Так же я хочу отметить, что игра  помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянуться в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем. Предлагаемые мною игры приближены к тем, в которые дети играют на улице, в летних лагерях отдыха. Многие игры не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в исполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, т.е. часть урока, а не весь урок. Таким образом, можно использовать игру вместе с другими видами учебной работы. Мало подходящих, описанных игр, если они кажутся вам не интересными, то  составьте игру сами, но так, чтобы она завлекла детей и соответствовала поставленным вами задачам и целям. Некоторые игры намного облегчают работу учителя. Вывод можно сделать такой – нужно вводить пусть если не всю игру, то её элемент это разнообразит урок и дает детям проснуться, встрепенуться, оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: Почему так? А если? И многие другие ответы можно услышать от ребят.  

Я предлагаю несколько вариантов дидактических игр.

(Обобщение материала по главе).

1.Соотнеси имена исторических деятелей с событиями.  (Соединить стрелками)

  1. Батый                                                           Ледовое побоище(2)
  2. Александр Невский                                   Вторжение в Северо-Восточную Русь

                                                                     монголо-татар(1)

  1. Дмитрий Донской                                      Куликовская битва (3)
  2. Витовт                                                       Завоевание Средней Азии и Кавказа (6)
  3.  Ахмед                                                        Грюнвальдская битва(4)
  4. Чингисхан                                                  Стояние на Угре (5)
  5.  Тохтомыш                                                  Восстание в Твери (8)
  6. Иван Калита                                                Поход на Москву и ее                                                                               разорение (7)
  1. Игра «Дата». (Повторение материала)

 Класс делится на команды (по рядам) учащимся, сидящим за последними партами в каждом ряду, дается тетрадный лист, на котором стоит номер команды.  Ученик пишет на листе любую дату, связанную с пройденным материалом, и передает листок  сидящему впереди.  Тот пишет дату и передает дальше. Если ученик не знает никакой  даты, он ставит прочерк. Игра рассчитана на 10 минут.  Для детей с ОВЗ даётся конкретная тема и указываются страницы учебника.

3.«Неотосланные депеши» (При опросе).

Задание: Кто, когда, в связи с чем, мог послать каждое из этих донесений? Возможно, что они, может быть и не были отправлены в свое время:

1. « Вышел к Неве  с дружиной. Ополчению поспешать следом» (Александр Невский, поход против шведов, 1240 г.)

2. «Взял Рязань, Коломну, Москву» (хан Батый, вторжение в Северо –Восточную Русь, 1237 г.)

3. «Ливонцы повержены на Чудском озере» (Александр Невский, 1242 г., Ледовое побоище)

4.  «Ордынцы не выдержали, обратились в бегство, Мамай разбит» (Дмитрий Донской, Куликовская битва)

4.   «История оружия» (Итоговое повторение).

1. Как назывались первые русские воины?

(Дружинники)

2. Назовите виды холодного оружия.

(Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)

3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?

(Авангард)

4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?

(Снайпер)

5. Как называется здание, в котором живут солдаты?

(Казарма)

 6.О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах)

5.«Немогузнайка» (При опросе и закреплении).

Д М Т И Р Й И    Д Н О С О К Й

Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.

Даю подсказку. Князь, одержавший победу над ордынцами на Куликовом поле.  (Дмитрий Донской)

Можно составлять любые слова из букв, которые встречаются в тексте учебника.

6.“О ком? О чем?” (При повторении изученного материала)

Задание оценивается в 4 балла.

1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги?

(Копьё для нападения, а щит – защита от него.)

2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение: “Со щитом или на щите”?

(Вернись победителем или погибни со славой).

3. Вид старинного оружия, которым делали секирбашка?

(Секира)

4. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?

(Петр 1. Белый цвет – вера, косой крест символ верности.).

5. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу?

(Юнга).

6. Какой город татары назвали «злым городом»?       (Козельск)

7.Слова горожан: «Мы не хотим тебя, ступай куда хочешь».  (Так из Новгорода изгоняли князя, который им не нравился)

7. “Куда пойти учиться?”  (При закреплении).

Задание оценивается в 3 балла.

Учащиеся  должны отметить учебные заведения для представителей пяти социальных групп с учетом их возможности и направленности.

  1. Духовная академия Дворянин
  2. Морской корпус Купец
  3. Солдатская школа Солдат
  4. Штурманская школа Разночинец
  5. Артиллерийский корпус Представитель духовенства
  6. Смольный институт
  7. Народное училище
  8. Коммерческая школа
  9. Пажеский корпус
  10. Медицинская школа.
  11. Ремесленная школа
  12. Академия художеств
  13. Семинария.

(Дворянин – 2,5,6,9; Купец – 8; Разночинец – 4,10,11,12; Духовентво – 1,13; Солдат – 3,7)

8.“Головоломка” (Изучение нового материала).

Найдя буквы с одинаковыми значками и составив слова, вы прочитаете, что сказал греческий историк Геродот о Персах. (Их главное достоинство – мужество)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/310490/img4.jpg

  1. Игра «Переводчик» (Работа со словарём)

Эта игра хороша при работе с новыми терминами, их находим в учебнике в разделе «СЛОВАРЬ». По ходу игры школьникам предлагается перевести историческую фразу с научного языка на доступный. Например, «Жертвоприношения» - подношения древних людей своим богам. Жертвами являлись животные, птицы, а у некоторых народов даже люди, но это не считалось убийством, а дарением божеству.  Учитель предлагает всем желающим высказать разные варианты. Самые интересные, доступные и лаконичные фразы можно записать на доске и в тетрадь.

10.Игра «Аукцион имен»  (Обобщение изученного материала)

Эту игру можно проводить на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «5». Каждый из учащихся может купить ее, подняв руку и назвав любую историческую особу, жившую в эпоху правления Ивана IV. Учащиеся называют известные им имена современников Ивана Грозного и записывают их на доске (для этого назначается один из учащихся). При этом малоизвестные имена комментируются. В момент спада активности участников аукциона учитель объявляет окончание аукциона. Выигрывает тот, кто последним, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5» .

11. «Историческая азбука»  (Закрепление)

Задается буква, например «К». Учащимся по одному, группой или парами предлагается за определенный промежуток времени написать список, состоящий из слов, начинающихся на эту букву или тесно связанных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

12. «Умеешь ли определить век?»  (закрепление)

Задание: по датам определите век

  • 862 г.
  • 1485 г.
  • 1380 г.
  • 1725 г.
  • 1834 г.
  • 1861 г.
  • 1961 г.

Проверили. Все справились?

На доске показать слайд с ответом.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/551266/1.gif

13.Шифрограмма. Разгадай  (Новый материал)

1
    АБВ    

2
ГДЕ

3
ЖЗИ

4
ЙКЛ

5
МНО

6
ПРС

7
ТУФ

8
ХЦЧ

9
ШЩЪЫ

 

0
 ЬЭЮЯ 

 

Древний русский город5 5 1 2 5 6 5 2

Правильный ответ 

5

5

1

2

5

6

5

2

Н

О

В

Г

О

Р

О

Д

 

14. «Хорошая память» (Повторение).

  1. Братья, которые изобрели славянскую азбуку. (Кирилл и Мефодий)
  2. Описание событий по годам. (Летопись)
  3. В каком городе Древней Руси проходили народные собрания, которые назывались «вече»? (Новгород)
  4. Кто является основателем Москвы? (Юрий Долгорукий)
  5. Как называлась первая печатная книга в России? (Апостол)

15.«Три предложения».  (Изучение нового материала)

Это несложная игра с определёнными правилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры - есть обычное учебное задание. Один из вариантов этой игры-работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание.

Литература:

 1. М. В. Короткова “Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории”, М. 2003 г.

2. Мыскин В.А. Пиктограммы и игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1990. № 6. Мыскин В.А. Пиктограммы и игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1990. № 6.

3.Кучерук Т.А. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989. № 4.

4.Чубукова Т.А. Игра «Что? Где? Когда?» // Преподавание истории в школе.1990. № 4.

5.Л. П. Борзунова “Игры на уроках истории”, М. 2004 г.

6.М. А. Субботина “Игры и занимательные задачи по истории”, Можайск 2003 г.

7. http://window.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Освоение космоса" - дидактическая игра-путешествие к уроку истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Урок по теме «Освоение космоса» является пятым в разделе «Советский Союз в 1945-1991 годах» в соответствии с учебником для 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида, авторы Б.П.Пузанов и др. ...

Юрченко Е.Ф. " Использования дидактических игр на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения дидактических игр на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

использование дидактических игр на уроках истории с детьми с ОВЗ

в разработке вы найдете содержание дидактических игр, которые можно использовать на разных этапах урока...

«Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»

В данном материале можно найти разработку мастер- класса по теме  «Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»...

Использование инновационных технологий на уроках истории» (модель «Перевернутый класс»)

В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поэтому, основная цель учителя- создание на уроке условий для проявле...

Электронные интерактивные дидактические материалы к урокам истории в 8 классе по теме: «Буржуазные революции в Европе XVI-XVIII веков»

Электронный образовательный ресурс, позволяющий сделать урок интерактивным и увлекательным. Данные материалы к урокам истории в 8 классе по теме: "Буржуазные революции в Европе в XVI-XVIII веков...