«Модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Методика организации краткосрочных и долгосрочных проектов в условиях образовательных учреждений»
методическая разработка

«Модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Методика организации краткосрочных и долгосрочных проектов в условиях образовательных учреждений»

 

 Предложенная методика предусматривает применение разных форм, приемов и методов исследовательской работы. Разработана методика организации краткосрочных (практические работы, экскурсии, поездки и путешествия), коллекционирование, использование литературных источников, исследовательские задания, использование краеведческого материала) и долговременных исследовательских работ (индивидуальных и групповых): рефераты, теоретические работы, теоретические работы с элементами прогноза, проекты (исследовательские, творческие, информационные, прикладные). Методика предусматривает определенную последовательность выполнения краткосрочных и долговременных работ. Разработаны методические рекомендации для учителя и обучающихся, способствующих более успешному овладению рациональными приемами работы и необходимыми знаниями для формирования ключевых компетенций. Актуальность исследования. В связи с обновлением содержания образования обучение должно быть направлено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Психологические исследования (Л. В. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения материала учителем, а в ходе работы ученика с этими знаниями. Ученик должен учиться сам, а учитель — осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Учитель, при этом, должен создать для учащихся возможность занимать активную позицию в учебном процессе: не просто «усваивать» предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает новые требования к результатам образования: формирование не только предметных, но и метапредметных умений. Чтобы выполнить эти требования необходимо изменить подход к организации обучения. Особую значимость при этом приобретает исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам учиться приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретать коммуникативные навыки и умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы. Однако, как показывает опыт, уровень сформированностиучебно - исследовательских умений у учащихся недостаточный. Кроме того, в условиях образовательного учреждения недостаточно эффективных методик обучения и критериев оценивания исследовательской деятельности. Это не позволяет в полной мере сформировать ключевые компетенции, прежде всего, учебно–познавательные, информационные, коммуникативные и компетенции личного самосовершенствования (готовность и способность обучаться самостоятельно, самоконтроль, готовность решать сложные и спорные вопросы, принимать решения, нести персональную ответственность и др.). Все это требует организации исследовательской работы с учащимися и предполагает особый подход к определению целей, отбору содержанияи организации образовательного процесса: разработке и внедрению в учебный процесс форм, приемов и методов исследовательской работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Методика организации краткосрочных и долгосрочных проектов в условиях образовательных учреждений»

 Предложенная методика предусматривает применение разных форм, приемов и методов исследовательской работы. Разработана методика организации краткосрочных (практические работы, экскурсии, поездки и путешествия), коллекционирование, использование литературных источников, исследовательские задания, использование краеведческого материала) и долговременных исследовательских работ (индивидуальных и групповых): рефераты, теоретические работы, теоретические работы с элементами прогноза, проекты (исследовательские, творческие, информационные, прикладные). Методика предусматривает определенную последовательность выполнения краткосрочных и долговременных работ. Разработаны методические рекомендации для учителя и обучающихся, способствующих более успешному овладению рациональными приемами работы и необходимыми знаниями для формирования ключевых компетенций. Актуальность исследования. В связи с обновлением содержания образования обучение должно быть направлено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Психологические исследования (Л. В. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения материала учителем, а в ходе работы ученика с этими знаниями. Ученик должен учиться сам, а учитель — осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Учитель, при этом, должен создать для учащихся возможность занимать активную позицию в учебном процессе: не просто «усваивать» предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает новые требования к результатам образования: формирование не только предметных, но и метапредметных умений. Чтобы выполнить эти требования необходимо изменить подход к организации обучения. Особую значимость при этом приобретает исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам учиться приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретать коммуникативные навыки и умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы. Однако, как показывает опыт, уровень сформированностиучебно - исследовательских умений у учащихся недостаточный. Кроме того, в условиях образовательного учреждения недостаточно эффективных методик обучения и критериев оценивания исследовательской деятельности. Это не позволяет в полной мере сформировать ключевые компетенции, прежде всего, учебно–познавательные, информационные, коммуникативные и компетенции личного самосовершенствования (готовность и способность обучаться самостоятельно, самоконтроль, готовность решать сложные и спорные вопросы, принимать решения, нести персональную ответственность и др.). Все это требует организации исследовательской работы с учащимися и предполагает особый подход к определению целей, отбору содержанияи организации образовательного процесса: разработке и внедрению в учебный процесс форм, приемов и методов исследовательской работы.

Актуальность исследования обусловлена:  

  • ориентацией образования на развитие личности,познавательных и созидательных способностей, универсальных знаний, умений;
  • необходимостью активного включения учащегося в учебный процесс.

             Проблема исследования определила тему работы: «Модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Методика организации краткосрочных и долгосрочных проектов».

Объект: процесс развития исследовательской деятельности обучающихся в средней общеобразовательной школе.

Предмет: организация исследовательской деятельности обучающихся.

Цель: формирование учебно - исследовательских умений. Выделенный предмет и цель исследования позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: если в процессе обучения окружающему миру использовать разработанную методику организации исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения, то процесс формирования исследовательских умений учащихся будет происходить эффективней.

Исходя из цели и сформулированной гипотезы, определены задачи исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу поорганизации исследовательской деятельности учащихся;  
  • изучить структуру и теоретические основы деятельности и теоретические основы организации исследовательской деятельности как одой из форм организации учебного процесса;  
  • построить структурную модель исследовательской деятельности в рамках общеобразовательного учреждения; выявить и конкретизировать мотивы, цель и условия исследовательской деятельности в формировании исследовательских умений;  
  • разработать и внедрить в учебный процесс методику исследовательской работы учащихся, дать ей методическое обоснование;  
  • разработать и внедрить в учебный процесс структурно- содержательную модель (алгоритм) краткосрочной и долговременной исследовательской работы, дать ей методическое обоснование;  
  • разработать методические рекомендации для учащихся и учителя по организации исследовательской деятельности.

Научная новизна:  построении структурной модели и разработке экспериментальной методики организации исследовательской деятельности учащихся в условиях образовательного учреждения.

Теоретическая значимость заключается:  

  • в разработке требований к организации исследовательской деятельности учащихся, обеспечивающих ее наибольшую эффективность;  
  • в построении структурной модели исследовательской деятельности учащихся в рамах образовательного учреждения и теоретическом обосновании взаимосвязи ее структурных компонентов;  
  • в построении структуры краткосрочной и долговременной исследовательской работы учащихся.

Практическая значимость заключается:  

  • в выявлении целесообразности ее использования при формировании исследовательских умений;  
  • эффективном формировании исследовательских умений;  
  • успешном овладении рациональными приемами работы и необходимыми знаниями для формирования исследовательских умений.

Методология и методика исследования.

Методы исследования:

методы теоретического исследования (анализ исследуемой проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно- методической литературы, а также образовательных стандартов, программ и учебников;

методы эмпирического исследования (наблюдения за деятельностью учащихся и преподавателей, собеседования, анкетирование, опрос; обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент);

статистические методы исследования (математическая и статистическая обработка данных эксперимента).

Общее количество обучающихся, участвовавших в педагогическом эксперименте, составило около 90 человек. На первом этапе был проведен анализ проблемы в психолого- педагогической и научно-методической литературе, изучена нормативно- правовая документация. На втором этапе были выявлены условия, влияющие на образовательный процесс; разработана теоретическая модель организации исследовательской деятельности; были разработаны некоторые исследовательские задания, внесены определенные изменения в содержание уроков, разрабатывались различные варианты их построения, исходя из задач исследовательской деятельности. На третьем этапе был проведен обучающий эксперимент, проверка эффективности модели организации исследовательской деятельности на практике, систематизация и обобщение результатов, исследования, формулирование основных теоретических выводов и практических рекомендаций;

Организация и содержание краткосрочных исследовательских работ. Одним из самых сложных этапов исследовательской работы с детьми является момент первичного включения в собственную исследовательскую работу, поэтому необходимо применение таких форм, которые позволили бы включению в эту деятельность обучающихся с разным уровнем мотивации. Это практические работы, краткосрочные задания или мини-проекты, которые используются для текущей проработки проблем, изучаемых тем. На практических работах обучающиеся получают первые навыки: умение анализировать и обобщать, устанавливать взаимосвязи, сравнивать, выбирать методы, подбирать источники информации (строят графики, диаграммы и схемы связей, проводят наблюдения, прогнозируют, анализируют и обобщают, сравнивают, выбирают методы и делают выводы, подбирают источники информации).  Исследовательские задания побуждают личные познавательные потребности, вызывают активную поисковую деятельность, требуют использования методов с помощью которых дети открывают новые, неизвестные для себя знания.

Организация и содержание долговременных исследовательских работ.

Организация исследовательской деятельности, согласно разработанной методике, имеет определенный алгоритм действий и осуществляется поэтапно. В начале учебного года (сентябрь – октябрь) выявляются заинтересованные учащиеся, определяем темы работ, ставим цели и задачи, составляем календарные планы выполнения работ, дети начинают сбор материалов, а так же планируем, где и когда будет представлена работа.

В ноябре – декабре идет основная работа: анализ и обобщение собранных материалов, письменное изложение результатов исследований, формулировка выводов, проверка текста руководителем, внесение исправлений и литературная обработка текста. В январе – оформление работы, составление библиографии, приложений, составление схем, диаграмм, таблиц, создание мультимедийной презентации. В марте проводится школьная научно – практическая конференция, на которой учащиеся представляют свои работы. В зависимости от типов исследовательских работ вырабатывается соответствующая технология работы.

Проектная работа как самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до воплощения. Это может быть письменный отчет, статья, доклад, презентация, выставка. Проект – сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности – работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, презентация проекта. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности.

Для осуществления отдельных этапов работы исследовательской деятельности подготовлено учебно-методическое обеспечение, включающее в себя дидактические материалы для учителя и учащихся: «Лист планирования работы группы», «Советы к оформлению слайдов мультимедийной презентации», методические рекомендации «14 заповедей начинающему исследователю», «Как нужно «держать» себя во время выступления». К каждой предложенной форме работ, приему и методу подобраны задания и разработаны методические рекомендации.

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС

Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....

Проект на тему: «Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми».

Цель проекта: изучение особенностей развития личности одаренного ребенка, разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала обучающихся со скрытой формой одаренн...

"Организация работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения"

Выявление одаренных детей и организация работы с ними в условиях общеобразовательного учереждения....

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...