Методические рекомендации по введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность
методическая разработка

Бычкова Наталья Васильевна

Методические рекомендациипо введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_rekomend_vvedeniya_profstandarta.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

«Центр детского технического творчества»

Изобильненского городского округа Ставропольского края

Методические рекомендации

по введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность

                                           

                                                                                  Составитель:

                                                                                  Бычкова Наталья Васильевна,

                                                                 методист высшей категории

г.Изобильный                                                                                                                           2019 г.

Методические рекомендации по введению

Профстадарта в образовательную деятельность

         Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Профессиональный стандарт расширяет границы свободы педагога и в то же время повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Профессиональный стандарт разработан согласно простой логике: анализ

профессиональной деятельности и описание диагностируемых требований к ней. Таким образом, в стандартах описывается деятельность, а не личность педагогического работника. Профессиональный стандарт содержит информацию об обобщенных трудовых функциях, возможных наименованиях должностей, требования к образованию, обучению, опыту практической деятельности особые условия допуска к работе, описание трудовых действий, необходимых умений и знаний. Утверждение отраслевого стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 No 613н) (далее -профстандарт педагога ДО) следует считать закономерным результатом государственной политики в сфере дополнительного образования. Проектируя систему работы с коллективом по введению профстандарта педагога ДО, необходимо понимать, что вводится он контекстно, в соответствии с действующим законодательством. Такие требования для педагогических работников предусмотрены Федеральным законом No 273-ФЗ, где предусмотрено применение профессиональных стандартов к педагогическим работникам. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона No 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Объединяющим условием всех разработанных до настоящего времени профессиональных стандартов в области «Образование» является условие о применении этих стандартов к правоотношениям начиная предположительно с 1 января 2018 г.Все профессиональные стандарты содержат следующие разделы:•раздел I. Общие сведения;•раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);•раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций;•раздел IV. Сведения об организациях -разработчиках профессионального стандарта. Основные цели вида профессиональной деятельностив соответствии с профессиональным стандартом педагога ДО это:•организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;•создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; •обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

15Для деятельности, закрепляемой Профессиональным стандартом педагога ДО, установлен 6-й уровень квалификации (для сравнения: в профессиональном стандарте педагога-психолога установлен 7-й уровень квалификации, в профессиональном стандарте педагога (учитель, воспитатель) установлены 5-6-й уровни квалификации).Всего для профессиональных стандартов предусмотрено 9 уровней квалификации. Для 1-го уровня предусмотрено применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний. Для 9-го уровня -создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Можно говорить о сложности соответствующих уровней квалификации, где 1-й уровень является самым простым, а 9-й -самым сложным. Установленный 6-й уровень Профессионального стандарта педагога ДО предусматривает следующие значения:•полномочия и ответственность (показатель уровня квалификации) -самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели;•обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений;•ответственность за результат выполнения работы на уровне подразделения или организации;•характер умений (показатель уровня квалификации) -разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений;•характер знаний (показатель уровня квалификации) -применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Профессиональный стандарт педагога ДО содержит три обобщенныетрудовые функции(далее -ОТФ): Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам; организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ; организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам(педагог дополнительного образования): организация деятельности учащихся, направленная на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности учащихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ(методист), в том числе, организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами дополнительного образования программно-методического обеспечения; управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность.           Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ: организация и проведение массовых досуговых мероприятий; развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых; организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направленностям деятельности: технической, естественнонаучной, художественной, физкультурно-спортивной, туристско - краеведческой.

Профессиональная компетентность ПДО. Реализация требований профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых предполагает выявление набора специальных компетенций и создания условий для их формирования в процессе подготовки и профессионального развития педагогических кадров. Современный рынок труда все больше предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников. На рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции. Под профессиональной компетентностью педагога сферы дополнительного образования детей можно понимать интегральную характеристику, определяющую способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях дополнительного образования детей с использованием его знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность имеет деятельностный характер и проявляется в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации. В структуре профессиональной деятельности педагогического работника сферы дополнительного образования можно выделить ключевые и специальные профессиональные компетенции. Ключевые компетенции составляют инвариантную часть структуры компетенций педагога данной сферы и определяются требованиями стандартов высшего или среднего про-фессионального образования (ФГОС ВПО или СПО). Специальные профессиональные компетенции составляют вариативную часть в структуре компетенций и определяются требованиями профессионального стандарта, регламентирующего деятельность по обобщенным и трудовым функциям, а

также возможным должностям педагога сферы дополнительного образования детей. К ключевым компетенциям педагога сферы дополнительного образования детей можно отнести:-общенаучные компетенции-готовность применять теоретические и прикладные знания как средство саморазвития, решения жизненных проблем и профессиональных задач, видеть противоречия и проблемы собственной профессиональной деятельности, решать исследовательские и проектные задачи, используя знакомые общенаучные и специальные методы и методики и овладевая новыми.-инструментальные компетенции-готовность строить деятельность с соблюдением правил безопасности и нормативно-правовых актов, ее регулирующих; готовность к планированию, самоорганизации и организации деятельности других людей; к деятельности по сплочению группы, организации бесконфликтного общения; к письменной и устной коммуникации; к поиску информации в различных источниках, способность анализировать и оценивать ее, представлять в доступном для других виде, выбирать подходящую для решения проблемы; видение разных способов решения проблем, осознанный выбор более эффективного; готовность анализировать свою деятельность и поведение, деятельность и поведение других людей, осуществлять коррекцию собственной деятельности по процессу и результатам; готовность самостоятельно определять пути профессионального и личностного саморазвития и самосовершенствования, формулировать запрос на повышение квалификации; готовность самостоятельно работать на компьютере на уровне пользователя, применять готовые разработки, созданные на базе современных информационно-коммуникационных технологий в жизни и профессиональной деятельности.-социально-личностные и общекультурные компетенции-готовность строить деятельность и общение на основе нравственных ценностей и целей, этических и правовых норм; самостоятельно определять задачи своей профессиональной деятельности на основе принятия нормативных целей; способность брать на себя ответственность за процесс и результаты собственной деятельности, обеспечение безопасности детей; готовность активно участвовать в общении, в том числе деловом и межкультурном, находить пути выхода из конфликта, слушать и понимать собеседника и аргументировано представлять свое мнение на основе уважительного отношения к окружавшим; отстаивать собственную гражданскую позицию и создавать условия для формирования гражданского самосознания у обучающихся и воспитанников; готовность к рефлексии, критике и самокритике, переосмыслению своего профессионального и социального опыта. Специальные профессиональные компетенции -связаны с особенностями направленности дополнительного образования  или особенностями педагогической должности (педагог дополнительного образования, методист). В аспекте требований профессионального стандарта авторами предложены варианты набора специальных профессиональных компетенций по должностям «педагог дополнительного образования», «методист», педагог-организатор».К специальным профессиональным компетенциямпедагога дополнительного образованиядетей в аспекте профессионального стандарта можно отнести:-способен самостоятельно или в составе комиссии проводить набор и отбор на обучение по дополнительной общеобразовательной программе;-способен разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы;-способен разрабатывать программно-методическое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы;-владеет формами и методами организации деятельности обучающихся, в томчисле с особыми образовательными потребностями (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья), направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; -способен организовывать досуговую деятельность обучающихся, в том числе в каникулярный период; -способен организовывать работу детских образовательных объединений по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.; -владеет технологиями организации и проведения массовых досуговых мероприятий; -готов включаться во взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; -способен осуществлять систематический педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы; -готов к развитию социального партнерства и продвижению услуг дополнительного образования детей. К специальным компетенциям методиста сферы дополнительного образования в аспекте профессионального стандарта можно отнести: -готов к изучению и анализу рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; -способен к руководству и разработке программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; -готов к методическому сопровождению педагогов дополнительного образования детей и взрослых; -способен к контролю и оценке качества разработанных методических материалов, программно-плановой документации;-готов к организации методической работы в форме методических объединений, кафедр и других аналогичных структур;-готов к организации и проведению мероприятий по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников сферы дополнительного образования;-способен анализировать занятия и досуговые мероприятия в дополнительном образовании детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Презентация "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых"

В данной презентации представлены основные понятия, цели, задачи, составные части "Профессионального стандарта детей и взрослых"...

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

В целях проводимой модернизации образования в Российской Федерации Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный станда...

«Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: содержание и внедрение»

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Презентация позволяет ознакомится с ключевыми характеристиками профессионального стандрарта педагога дополнительного образования детей и взрослых (утвержденного в 2018 г.)....

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в условиях современного развития техносферы. Материал предназначен для слушателей курсов повышения квалификации- пе...