Чуйко А.Н. Публичная презентация: Результаты педагогической деятельности. Компетентностный потенциал литературы.
презентация к уроку

Чуйко Александра Николаевна

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности преподавателя Чуйко Александры Николаевны

Работа преподавателя – сложная и интересная, а преподавателя словесности – вдвойне. «Вначале  было  слово...», слово – величайший дар человеку. Задача учителя словесности – развивать этот дар, дать возможность ребенку не только увидеть и почувствовать красоту окружающего мира, но и суметь ее выразить словами и стать самому лучше. Пауло Коэльо утверждал: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФГКОУ Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»


    Публичная презентация

общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности

преподавателя

Чуйко Александры Николаевны

Автор:

Чуйко Александра Николаевна,

преподаватель отдельной

дисциплины (русский  язык и литература)

Москва

2020

Результаты педагогической деятельности

преподавателя отдельной дисциплины русский язык и литература

Чуйко Александры Николаевны

Слайд №2

Краткие сведения о себе

Образование: высшее, Ивано-Франковский государственный педагогический институт имени  В. Стефаника, 1991 г.

Квалификационная категория: высшая, присвоена 30.01.2020 г.

Педагогический стаж 23 года

В Пансионе воспитанниц МО РФ с 2012 г.

Лучший преподаватель – 2018. Победитель ежегодного конкурса Пансиона воспитанниц МО РФ в рамках фестиваля «Созвездие успеха».

Работа преподавателя – сложная и интересная, а преподавателя словесности – вдвойне. «Вначале  было  слово...», слово – величайший дар человеку. Задача учителя словесности – развивать этот дар, дать возможность ребенку не только увидеть и почувствовать красоту окружающего мира, но и суметь ее выразить словами и стать самому лучше. Пауло Коэльо утверждал: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение».

Слайд №3

Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года  

Русский язык занимает особое место в школьной программе, поэтому и учитель русского языка и литературы – человек особенный. Его задача не только преподавание дисциплины, но и развитие умения реализовывать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, учить использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Учитель должен прививать любовь к прекрасному, учить пользоваться словом, развивать логическое мышление ребенка. Русский язык и литература считаются довольно трудными, но интересными предметами школьного курса, формирующими в учениках не только стремление к грамотности и понимание её необходимости в современном обществе, но и воспитывающими патриотические и духовно-нравственные качества. И от того, насколько учитель сможет пробудить к своим урокам интерес учащихся, зависит, какими гражданами они вырастут, каким будет наше будущее. Поэтому урок обязательно должен быть результативным, интересным, захватывающим, понятным, увлекающим ребенка в познавательную и творческую деятельность. Только такой урок даёт возможность работы на хороший и отличный результат.

Учебная нагрузка Чуйко А.Н., преподавателя отдельной дисциплины (русский язык и литература) составила:

2016-2017 учебный год – 24 часа, 9-в, г, д, е классы;

2017-2018 учебный год – 21 час,10-а, б, в, г, д классы;

2018-2019 учебный год – 26 часов, 11-а, б, в, г, д классы,

2019-2020 учебный год – 27 часов, 5-а, б, в классы.

Анализ таблиц показывает, что качество знаний по русскому языку в классах, где преподает Александра Николаевна, стабильно высокое. Большинство воспитанниц средних и старших классов (10, 11, 5) имеют по русскому языку оценки «отлично» и «хорошо».

Уровень успеваемости по русскому языку во всех классах на протяжении трех лет и ранее составляет 100%. Уровень качества по русскому языку – 95%.

Воспитанницы 9-в, г, д, е классов (2016-2017 уч. г.) показали высокий уровень знаний по русскому языку на ОГЭ-2017. Средний балл составил 4,9. Из 71 воспитанниц 66 человек сдали ОГЭ на 5, а 7 (10%) из них имеют максимальный результат – 100%.

Слайд№4

Воспитанницы 11-а, б, в, г, д классов (2018-2019 уч. г.) показали высокий уровень знаний по русскому языку на ЕГЭ-2019. Средний балл составил 88 (по РФ 69,5). Из 101 выпускниц 43 человека (43%) сдали ЕГЭ от 91 до 100 баллов, а 9 (9%) из них имеют максимальный результат – 100 баллов.

Слайд№5      

Уровень успеваемости по литературе во всех классах на протяжении трех лет и ранее составляет 100%. Уровень качества по литературе – 100%.

Воспитанницы 11-а, б классов (2018-2019 уч. г.) показали высокий уровень знаний по литературе на ЕГЭ-2019. Максимальный результат ЕГЭ по литературе в Пансионе составил 97 баллов. Средний балл ЕГЭ в Пансионе – 80 (по РФ средний балл 63,4).

     Слайд№6

Стабильно высокие результаты обученности учащихся (2017-2018 уч. г.: 10-а, б, в, г, д классов, 2018-2019 уч. г.: 11-а, б, в, г, д классов, 2019-2020 уч. г.: 5-а, б, в классов) по русскому языку и литературе постоянно подтверждаются внешней диагностикой различного уровня: МЦКО (Московский центр качества образования); внешняя экспертиза качества знаний Управления военного образования (ГУК МО РФ); система СтатГрад.

Результаты апробации ГИА-11 (ЕГЭ) по русскому языку воспитанниц 11-а, б, в, г, д классов (18.05.2019 г.).

Данная таблица отражает высокую степень подготовленности воспитанниц выпуска к ЕГЭ по русскому языку. Средний балл составил 86. Из 95 воспитанниц, принявших участие в апробации, 3 (3%) ученицы имели максимальный результат – 100 баллов, 81 воспитанница – выше 76 баллов. Работа над ошибками, углубленный разбор отдельных заданий дали возможность ещё лучше подготовиться к ЕГЭ и успешно сдать его, в результате чего минимальный балл поднялся до 67, средний балл до 88, а также увеличилось количество высокобалльников и стобалльников.

Результаты диагностики по овладению УУД МГЧ обучающихся 10-а, б, в, г, д классов, проведенной МЦКО 27.02.2018 г.

В таблице можно увидеть распределение обучающихся 10-а, б, в, г, д классов по уровням овладения читательскими умениями. По всем позициям уровень умений воспитанниц Пансиона превосходит имеющиеся данные (г. Москва). Низкий уровень в Пансионе не показал никто, средний всего 8% (34% по городу), повышенный 79% (55% по городу) и 13% высокий уровень (6% по городу). С рядом заданий воспитанницы справились на 100%. Высокий уровень овладения читательскими умениями показали воспитанницы 10-в класса (верхняя точка), далее следует 10-а класс, далее 10-д, 10-б, 10-г. Результаты всех 10-х классов Пансиона выше среднего значения по городу.

Высокие учебные показатели Александры Николаевны учитываются при определении рейтинговых показателей учреждения.

     Слайд №7

Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе: образовательная и как ее продолжение творческая деятельность воспитанниц – обусловлена, в основном, индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Таким образом, внеурочная деятельность направлена на расширение узких рамок урока. В целях повышения мотивации к изучению русского языка и литературы и для обеспечения высокого уровня образования учащихся в Пансионе ежегодно проводятся предметные олимпиады, позволяющие воспитанницам познать себя, утвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Воспитанницы Чуйко А.Н. ежегодно показывают лучшие результаты в Пансионе, становятся призерами и победителями Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, победителями всероссийских и международных конкурсов.

Чуйко А.Н. подготовила многих победителей и призеров разных уровней олимпиад.  Например, школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе:

2017-2018 уч. год – 16 победителей и призеров

2018-2019 уч. год – 19 победителей и призеров

2019-2020 уч. год – 11 победителей и призеров (5 класс, школьный этап для них единственный)

Чуйко А.Н. подготовила призеров муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе:

2017-2018 уч. год – 11 призеров

2018-2019 уч. год – 8 призеров

Подготовила победителей и призеров регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе:

2017-2018 уч. год – 2, призер и победитель

2018-2019 уч. год – 1 призер

Подготовила призера заключительного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку:

2017-2018 уч. год – 1 призер: Гудкова Маргарита, 10-б класс. Диплом призёра Всероссийской олимпиады школьников 000024006288, регистрационный № 046, выдан 14.04.2018 года, г. Великий Новгород.

Подготовила призеров вузовских олимпиад (Многопрофильная инженерная олимпиада школьников «Звезда», олимпиада школьников «Высшая проба», Плехановская олимпиада школьников) по русскому языку:

2017-2018 уч. год – 3 призера

Слайд№8

Сведения о прохождении курсов повышения квалификации 

«...УЧИТЕЛЬ живёт  до тех пор, пока учится; как только УЧИТЕЛЬ перестаёт учиться, в нём умирает УЧИТЕЛЬ». (К.Д. Ушинский)            

Преподаватель прошла 7 курсов, особое внимание тем, которые направлены на развитие талантов, творческих способностей детей:

  • Как сделать уроки литературы захватывающими: новые методики и практики;
  • Методика проверки работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе;
  • Содержание и методика работы по развитию таланта обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в предметной области «Русский язык»;
  • Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе;
  • Подготовка к ВПР по русскому языку в 5-7 классах;
  • Методика развития таланта обучающихся в предметной области «Литература». Формы работы с одаренными детьми.

Слайд№9

Работа по распространению собственного педагогического опыта

Чуйко А.Н. осуществляет систематическую работу по распространению собственного педагогического опыта в рамках мастер-классов, научно-практических семинаров, открытых уроков, открытых внеклассных мероприятий, в том числе распространение опыта через Интернет. Диссеминация собственного педагогического опыта на электронных страницах педагогических методических изданий.

Выступление на Международной научной конференции «Кусковские чтения – 2017 (21.09. 2017). Будет освещено ниже.

Презентация работы Чуйко А.Н. над методической темой, отражающей трудности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ разных категорий воспитанниц, мотивированных и немотивированных, «Формирование читательской грамотности как основа успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку», представленная на заседании методического объединения 09.01.2019 г.  

Работа по расширению данной темы и наработке практического материала по формированию читательской грамотности и информационной обработке текста на уроках русского языка и литературы и во внеурочной работе проводится Александрой Николаевной и сейчас.

Слайд№10

Выступление на заседании методического объединения 24.10.2018 г. по теме «Работа с одаренными и способными детьми на уроках русского языка и литературы», представление обобщения опыта адресной работы с одарёнными воспитанницами.

Слайд 11

Выступление на открытом заседании методического объединения 20.02.2019 г. Обобщение и представление опыта адресной работы с мотивированными воспитанницами «Формирование позитивной Я-концепции подростков средствами художественной литературы».

Слайд№12

Работа по распространению собственного педагогического опыта

Открытые уроки и внеклассные мероприятия демонстрируют примеры применения современных образовательных технологий.

За годы работы в школе Чуйко А.Н. выстроила стратегию и тактику обучения и воспитания, основанные на системно-деятельностном подходе, на максимальной активизации мыслительной деятельности воспитанниц, на позициях сотрудничества учителя и подростка, на обязательном учете индивидуальных особенностей ребенка. Александра Николаевна реализует эту стратегию через активное включение воспитанниц в учебно-познавательную деятельность. Этому способствуют применяемые технологии продуктивного обучения:

  • предметно-ориентированные технологии;
  • личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская);
  • развивающего обучения (П.Я. Гальперин, Л.В Занков, В.В. Давыдов);
  • деятельностного подхода (Д. Дьюи, О.С. Анисимов и др.);
  • технологии РКМЧП  (Дженни Л. Стил, Чарльз Темпл и др.);
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • технологии «Дебаты» (Институт «Открытое общество»);
  • технология эвристического обучения;
  • диалоговые технологии;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии и др.

Слайд№13

На своих уроках и во внеурочной деятельности Чуйко А.Н. использует важнейшие элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (авторы педагоги Чарльз Темпл, Дженни Стил). Учитель таким образом реализуют определяющие задачи образования на современном этапе: научить детей работать с информацией, критически и творчески мыслить. Приёмы (групповая работа):

  • найди соответствие (герой – портрет)
  • собери букет ромашек для Маруси (слова-ассоциации пишут на лепестках ромашек)

Игровые технологии. До чтения эпизода угасания Маруси учитель достала из коробки большую красивую фарфоровую куклу. Дети немного держали в руках, а затем передавали куклу друг другу. Пытались понять чувства больного умирающего ребенка, впервые в жизни держащего в руках такое сокровище (приём «Перевоплощение»). Учитель читал текст на фоне прекрасной музыки Вивальди «Адажио». Приём помог детям постичь, насколько глубоки бывают произведения, как они могут затронуть душу.

Использует приемы педагогики ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которую часто называют технологией творчества, наукой сильного мышления, – это нестандартный вход в урок, необъявленная тема. Работая в 5 классе над темой «Роль дружбы Васи с Валеком и Марусей», тему учитель не объявляет, на доске эпиграф: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу...» (Слова Тыбурция Васе). А далее по вопросам, анализу прочитанного и эпиграфа дети приходят к задачам урока и теме.

Слайд  №14

В своей работе Александра Николаевна широко применяет театральные технологии. Так в 6 классе был проведён яркий и необычный урок-концерт «Святки на Руси: обычаи и традиции празднования». Нестандартность заключалась в форме урока и в том, что все воспитанницы были в костюмах (русских народных; украинских, Вакулы и Оксаны – для постановки по Н.В. Гоголю; черта и ведьмы; пастухов и ангелов – для сценки о Рождестве). На уроке Чуйко А.Н. применила приёмы формирования позитивной Я-концепции подростков. Успех урока был заключен главным образом вживанием в свои роли, в командном духе во время репетиции, во взаимной поддержке детей, каждый наставлял другого, как выйти, с какой интонацией сказать или ответить, продекламировать. Такие уроки очень сложны и трудоемки в организации, но коммуникативная роль их бесспорна и значима.

Слайд№15

Пример театральных технологий во внеклассной работе. Очень интересная работа – вечер-фестиваль «Женская поэзия ХХ века». Сценарий включает 5 частей, подготовленных воспитанницами всех 10-х классов, все части связаны между собой. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Римма Казакова, Белла Ахмадулина, Юнна Мориц – очень разные, по-своему непростые судьбы. Воспитанницы провели огромную подготовительную исследовательскую работу, отбор материала, критический анализ (элементы технологии развития критического мышления), а также создание настоящего творческого продукта (метод проектов). Предстояла задача показать духовный мир поэта, рассказать о жизни и творчестве, продекламировать несколько ключевых произведений, спеть песню и инсценировать её. Представление 5 классов надо было уложить в жесткие временные рамки – не более 60 минут (10 – 12 минут на один класс). Все справились великолепно! Вечер стал праздником женской нежной, таинственной, трагической, чувственной поэзии и тем итогом, ради которого и стоит изучать литературу.

Слайд №16

Продолжая разговор о технологиях, хочется рассказать и об адресной работе с мотивированными детьми в пансионе. Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, осознать, что есть другие дети с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Фоменко Екатерина, Васильева Александра – победители федерального уровня 14-го Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», 2016 год (80 тысяч работ).

Слайд№17

Чуйко А.Н. активно принимает участие в организации внеурочных мероприятий в Пансионе. Это проект «Летняя школа» (экскурсии, встречи с интересными людьми, др.). Это ежегодные традиционные Декады словесности, в рамках декады Интерактивные игры «Найди слово», праздники «В гостях у Словарей» Слайд№18

Литературно-художественный конкурс выразительного чтения «Рисуем мир красками слова» (2017 – 3, победитель и призеры; 2018 – 1 победитель; 2019 – 2, победитель и призер; 2020 – 2, победитель и призер), творческие конкурсы эссе «Что для меня Пансион» (2018, 4 победителя и призера), «Ода Пансиону» (2018, 2, победитель и призер), литературный конкурс «Я – автор».

Слайд№19

Это конкурс индивидуальных творческих проектов «Моя первая книжка-малышка», посвященный 75-летию Великой Победы (2020, 58 участников, 9 победителей и призеров).

Под руководством Чуйко А.Н. воспитанницы старших классов организуют и представляют литературно-музыкальные композиции, вечера (2017 год, 9-е классы: литературная гостиная «Ему было за что умирать у Черной речки…», посвящённая дню памяти А.С. Пушкина (180 лет со дня смерти (1799-1837)); 2018 год, 10-е классы: литературный вечер «Женщины-поэты ХХ века»).

Слайд№20

Чуйко А.Н. подготовила призеров НПК «Взгляд в будущее»:

2017 – Васильева Александра, 9-г, призер, Пансион МО РФ

2019 – Богдан Кристина, 11-б, призер, Пансион МО РФ

В 2019 году 15 воспитанниц 11 классов Чуйко А.Н. стали авторами работ, включённых в «Летопись Пансиона воспитанниц» (ISBN 978-5-4489-0455-4).

Чуйко А.Н. подготовила победителей и призеров Пушкинского молодежного фестиваля искусств «С веком наравне» (РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина):

2017-2018 уч. год – 5 победителей и призеров

2018-2019 уч. год – 5 победителей

Чуйко А.Н. подготовила призера Литературного конкурса «История Крыма – История России – История Победы»» (V Межрегиональный комплексный образовательный проект «Воссоединение Крыма с Россией»):

2019-2020 уч. год – 1, лауреат II степени

Чуйко А.Н. подготовила победителей и призеров VI Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений – 2019» и VII Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений – 2020»:

2018-2019 уч. год – 2, победитель и призер

2019-2020 уч. год – 10 победителей и призеров

Слайд №21

В течение нескольких лет Александра Николаевна работала над темой «Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)». 

Основные положения методической разработки «Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)» и рецензия кандидата филологических наук, доцента, заведующей кафедрой методики преподавания русского языка и литературы факультета русской филологии ИФИ МГОУ Шмелёвой А.В. представлены ниже (а также на сайте https://nsportal.ru/chuyko-aleksandra-nikolaevna).

Чуйко А.Н. представила основные тезисы разработки и опыт работы по данной теме на Международной научной конференции «Кусковские чтения – 2017. Культурно-семиотическое пространство русской словесности: история развития и перспективы изучения» в ФББОУ ВО МГППУ.

Слайд №22

Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь.

Пословица

Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел.

Д. Уэбстер

В процессе анализа опыта педагогической деятельности выявлены следующие противоречия:

  • между недостаточно сформированными коммуникативными компетенциями, низким уровнем самореализации в учебной деятельности и ожиданиями высоких результатов в учении;
  • между желанием освоить большое количество сведений, фактов, терминов и неспособностью решать учебные задачи по причине малого коммуникативного опыта;
  • между перегруженностью памяти воспитанниц информацией и причинами неспособности представлять картину мира изучаемого предмета в целом.

Слайд №23

Для разрешения этих противоречий можно выделить основную цель методической работы: показать, какие компетентности можно формировать на уроках литературы. В системе школьного образования литература – это и объект изучения, и средство обучения, дающие инструментарий, базу для освоения других школьных дисциплин. Поэтому основное внимание Чуйко А.Н. уделяет возможностям, которые предоставляет литература в плане обучения коммуникативной компетентности.

Задачи:        

  • способствовать повышению качества обучения воспитанниц по разным предметам с помощью формирования коммуникативных компетенций на уроке литературы;
  • разработать модель урока литературы, формирующего коммуникативные компетенции, активизирующего деятельность учащихся, повышение учебной мотивации; проанализировать способы построения, содержание, приемы такого урока литературы;
  • актуализировать содержание уроков, используя деятельностный подход, современные педагогические технологии, формы учебной коммуникации с целью развития коммуникативных компетенций учащихся, полученных знаний, самореализации.

Слайд №24

Исключительный интерес, прикладная роль работы Чуйко А.Н в том, что исследования велись в условиях Пансиона воспитанниц МО РФ, путём опроса, анкетирования изучался девичий коллектив. О гендерном подходе в образовании и воспитании много написано и сказано выдающимися педагогами и психологами. Существуют разные, иногда полярные взгляды на вопрос раздельного обучения, но Чуйко А.Н. поднимает другие вопросы, вытекающие из запросов подростков.

  • Чему и как учить на уроках литературы будущих женщин?
  • Как, используя искусство слова, воспитывать успешную женщину для будущей карьеры и семьи?
  • Способы построения и содержание интересного и глубокого урока литературы, формирующего коммуникативные компетенции воспитанниц.

Слайд №25

Психолого-педагогическое обоснование

Исследование мотивов и потребностей 5-6-классниц (анкетирование с развернутыми ответами на вопросы «Что я хочу узнать, изучая литературу?» и «Чему я хочу научиться, изучая литературу?») дало возможность сделать вывод об ожиданиях девочек. По-детски, но интуитивно верно воспитанницы сформулировали основные цели и задачи курса литературы и образования в целом. Дети желали получить знания и навыки, необходимые им в будущей профессиональной деятельности и личностной сфере, чтобы быть успешными.

Слайд №26

Опрос предопределил необходимость продолжить работу по формированию основных ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским:

  • общекультурной;
  • ценностно-смысловой;
  • учебно-познавательной;

Слайд №27

  • информационной;
  • коммуникативной;
  • социально-трудовой;
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Проанализировав и систематизировав ответы девочек, Чуйко А.Н. представляет следующую таблицу. 

Слайд №28

Формирование коммуникативных компетенций

Проблема организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности отражена в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, М.М. Бахтина, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, А.М. Мудрика, Д.Б. Эльконина и др. Они изучали вопросы организации речевой деятельности, межличностных взаимоотношений, доказывали необходимость планомерной работы по развитию данных умений.

 «Коммуникативные компетенции, – отмечает А.В. Хуторской, – включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.»

Слайд №29

Александра Николаевна обращает внимание на объективные и субъективные причины недостаточно сформированных коммуникативных компетенций пятиклассниц: дети разного психологического уровня попадают в новый коллектив, которому предстоит сформироваться. У воспитанниц разный уровень литературной подготовки, выявляемый проверкой техники чтения, пониманием текста, его темы и основной мысли, умением задать вопросы по тексту, пересказать его, составить план.

Слайд №30

Новизна опыта заключается в разработке системы уроков литературы, формирующих коммуникативные компетенции, активизирующих деятельность учащихся, повышение учебной мотивации, представление о целостной картине мира учебного предмета и закономерностей его развития, способствующих развитию универсальных, продуктивных учебных действий и положительной учебной мотивации.

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА

Формула урока литературы, формирующего коммуникативные компетенции

Формируя на уроках литературы коммуникативные компетенции, мы помогаем девочкам утвердиться в современном мире и в будущем стать успешными и уверенными женщинами. Основы педагогики успеха в российской педагогике заложены К.Д. Ушинским, считавшим, что успехи и неудачи ребенка в учении определяют его духовную жизнь, внутренний мир, что «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».

Слайд №31

Интерес же возникает и процветает там, где есть успех. В работе учителя создание ситуации успеха считаю основополагающим. Формула урока литературы, формирующего коммуникативные компетенции, следующая: ВОСПИТАННИЦЫ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ, УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ, КОМФОРТНЫЕ  УСЛОВИЯ, ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ, УСПЕХ, УЧИТЕЛЬ-ПОМОЩНИК.

Слайд №32

Методы и педагогические технологии,  формы учебной коммуникации

Основным условием для формирования коммуникативных компетенций я считаю планомерную постоянную работу на уроках и во внеурочной деятельности, использование эффективных методов и педагогических технологий:  

  • личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская),
  • развивающего обучения (П.Я. Гальперин, Л.В Занков, В.В. Давыдов),
  • деятельностного подхода (Д. Дьюи, О.С. Анисимов и др.),
  • технологии РКМЧП  (Дженни Л. Стил, Чарльз Темпл и др.),
  • технологии проектной и исследовательской деятельности,
  • технологии «Дебаты» (Институт «Открытое общество»). 

Для формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы мы работаем по таким направлениям деятельности:

  • работа с художественными произведениями, публицистическими и научными текстами, она обогащает словарный запас, повышает культурный уровень, развивает творческие способности, совершенствует нравственность;
  • с музыкальными произведениями;
  • с художественно-изобразительными произведениями искусства;
  • с аудио- и киноматериалами, имеющими отношение к изучаемым или обсуждаемым текстам.

Слайд №33

Изучением основных форм учебной коммуникации занимались Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и многие другие педагоги. По их мнению, развивая монологические формы речевой коммуникации, дети учатся:

  • выступать с заготовленной речью;
  • сообщать;
  • пересказывать;
  • рассказывать;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • критиковать;
  • доказывать и опровергать.

А диалогические формы речевой коммуникации дети развивают, одновременно постигая правила поведения в той или иной учебной ситуации, в ходе:

  • учебной беседы учителя и ученика;
  • учебной беседы в парах и в группах;
  • ролевой игры;
  • блиц-турнира;
  • дискуссии;
  • защиты проектов.

Слайд №34

Способы построения, содержание, приемы урока литературы, формирующего коммуникативные компетенции

  1. Вход в урок как мобилизующий этап

От начала урока зависит его успех. Очень важно активизировать, заинтересовать девочек с первых секунд, не затягивать начало, а сразу включить их внимание, память,  разбудить мышление и воображение, вызвать на диалог. Посильное участие в работе каждой из воспитанниц – еще одно важное условие удавшегося урока. Приём «Неожиданное начало», технологии проблемного обучения

Слайд №35

Работа по подбору и объяснению, выбору афоризма (элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо). Начало урока выстраивается как возможность высказаться каждой девочке, учитель выступает в роли наблюдателя. А дети развивают монологическую и диалогическую речь, учатся обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственное высказывание на ее основе. Дети работают в паре, вместе выбирают афоризм и по очереди строят высказывание-рассуждение, слушая друг друга и помогая при необходимости построить предложение. Учитель проходит по классу и прислушивается, пары, испытывающие затруднения поднимают руки и получают оперативную помощь.

Слайд №36

2. Формулирование темы и цели урока воспитанницами самостоятельно или совместно с преподавателем

Варианты фрагментов урока «Роль дружбы Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)». В одном из 5-х классов, начиная работу, тему не объявляем, на доске эпиграф (технологии проблемного обучения).

Часто, формулируя тему и цели урока, используем приемы «Контраст», «Ассоциации». Например, начиная разговор о теме «Война и дети в стихотворениях А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»» Воспитанницы записывают, затем зачитывают, дополняя свои ряды ассоциаций, обогащая и уточняя свой словарный запас, что бесспорно развивает коммуникативные навыки учащихся. Приёмы «Контраст» и «Ассоциации» активизируют мыслительные операции, дети подбирают ряды синонимов, антонимов, в том числе и контекстных. А это является пропедевтическим заданием для подготовки текстовых заданий на ОГЭ и ЕГЭ в старших классах.

Очень действенным для формулировки темы и целей урока является прием «Мозговой штурм». Например, при изучении в 6-м классе темы «Лирическое произведение, его особенности. Трехсложные размеры стиха». На доске «рассыпаны» термины: «Двусложный, образ, тема, лирический герой, трёхсложный, размер, стих, мужская, женская, дактилическая, рифма, лирическое, прозаическое, стопа, амфибрахий, ямб, хорей, дактиль, анапест, ударение, слог и др.».  

Слайд №37

3. Слово о писателе        

Очень важная часть урока в 5-6 классе, когда мы начинаем изучать литературное произведение, – знакомство с автором произведения. Вступительные статьи учебников литературы под редакцией В.Я. Коровиной, В.Г. Маранцмана  небольшие по объему и знакомят детей с некоторыми фактами биографии писателей, чертами характера, их взглядами на жизнь, мировоззрением. Работа со статьей учебника содержит множество возможностей для развития читательской и коммуникативной компетенций. Это чтение и слушание, пересказ, ответы на вопросы и возможность детям самим задать вопросы, составление планов (простого, сложного, цитатного), составление хронологической таблицы во время прослушивания и умение построить пересказ с опорой на эту таблицу или план.

Воспитанницы готовят и собственные небольшие сообщения для данного фрагмента урока. При подготовке таких сообщений несомненно важна роль преподавателя: зная, какие проблемы будут подняты и какие задачи надо решить, изучая произведение, Чуйко А.Н. направляет воспитанниц. Девочки любят проявлять инициативу и просят разрешения подготовить материал самостоятельно, но это может таить и некоторые неприятные сюрпризы при таком обилии информации...

4. Работа над произведением, анализ текста

Такая работа основная на уроке литературы, ее цель – научить детей понимать текст, его содержание и смысл, явный и скрытый, основную мысль, помочь девочкам научиться «чтению между строк», развивая коммуникативную и читательскую компетенции.

Для развития коммуникативных компетенций воспитанниц часто применяем различные приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Чуйко А.Н. прививает детям привычку читать с карандашом, аккуратно делать пометы на полях (прием «Чтение с пометками»), такое чтение учит девочек быть внимательными, видеть детали, замечать тона и полутона, делать правильные выводы.

Развивая коммуникативную и читательскую компетенции, Чуйко А.Н. воспитывает в детях внимание к слову, поэтому очень важной является словарная работа.

На уроке для тщательного изучения текста и развития таких речевых умений и навыков, как чтение, аудирование, диалог, умение воспринимать чужую устную речь, обрабатывать воспринятую информацию  Чуйко А.Н. применяет прием «Чтение с остановками», это дает возможность детям охватывать все произведение и видеть его целостно. Каждое произведение особенное, но вопросы могут касаться:

  • названия («Как вы думаете, о чем произведение А. Платонова «Разноцветная бабочка» (5 кл.)?»);
  • прогнозов сюжета («Как поступит Бирюк с мужиком-вором?» (И.С. Тургенев, «Бирюк», 6 кл.));
  • его поворотов («Почему Бирюк отпустил мужика, ожидали вы этого поступка?»);
  • поступков литературных героев («Любит ли Герасим Муму, почему топит?» (И.С. Тургенев, «Муму», 5 кл.));
  • имен героев (Бирюк – «Бирюк»; Тимоша, а не Тихон – А. Платонов «Разноцветная бабочка»);
  • композиционных моментов «О чем нам рассказывает портрет Татьяны?» (И.С. Тургенев, «Муму»); «Для чего автор включает в рассказ пейзаж страшной грозы?» (И.С. Тургенев, «Бирюк) и др.

Выразительное чтение – это важнейший навык, которым дети овладевают на уроке литературы. Всякий анализ текста должен быть подчинён именно коммуникативному умению правильно расставить акценты, логические ударения, уметь выбрать тон, тембр, темп речи. Этому учат многие упражнения, приёмы которые применяет Александра Николаевна на уроках литературы. Выразительное чтение баллады «Вересковый мёд» Роберта Льюиса Стивенсона проводим после анализа, после прослушивания баллады в актёрском исполнении. Учитель предлагает учащимся приём «Интонационный рисунок», т.е. создать интонационный рисунок баллады:

  • С какой интонацией вы будете читать начало баллады?
  • Как передать, что была «война не на жизнь, а насмерть», а прекрасное вересковое поле стало страшным?
  • Какие интонации вы выберете для короля, старика в диалоге?
  • Как мы будем читать о мальчике?
  • Какие интонации  для финальных слов старика?

Слайд №38

5. Использование материалов, помогающих раскрыть идейно-художественное своеобразие литературного произведения:

  • работа с музыкальными произведениями;
  • работа с художественно-изобразительными произведениями искусства;
  • работа с аудио- и киноматериалами.

Приемы технологии проблемного обучения. В начале урока литературы «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» в 5 классе дети смотрят фрагменты мультфильма «Теплый хлеб» (1973г., м/ф дети уже посмотрели, д/з). Затем Александра Николаевна предлагает детям таблицу «Линии сравнения», в ней план сказки. Учитель побуждает учащихся определить отсутствующие или изменённые в мультфильме эпизоды, важные для раскрытия идеи сказки. Создает проблемную ситуацию: «Важны ли эти эпизоды?» Так учитель приводит учащихся к формулировке задач урока, а после и темы.

Ещё один пример – создание проблемной ситуации после просмотра видеофрагмента из к/ф «Офицеры» и чтения стихотворения Е. Аграновича «Нет в России семьи такой...» на уроке русского языка в 7 классе «Описание внешности человека». Александра Николаевна предлагает объяснить, можно ли обойтись в описании внешности всего одной деталью («глаза молодых солдат», «взгляд, словно высший суд»). Этот проблемный вопрос становится отправной точкой урока.

Слайд №39

6. Теория литературы

Предмет литературы предполагает серьезную и постоянную работу по усвоению теории литературы, важной составляющей анализа художественного произведения. В 5-6 классах ученики усваивают довольно много новых терминов, поэтому, чтобы дети чувствовали себя увереннее и успешнее, мы постоянно повторяем эти термины, используя различные приемы и упражнения.  

На этом этапе урока часто применяю прием «Знаю – хочу узнать – узнала – научилась», развивающий умения  восприятия чужой речи, обработки воспринятой информации, способность к самоанализу и рефлексии. На этапе «Знаю» девочки, сообщая свои познания по теме друг другу, учатся разным способам взаимодействия с окружающими людьми и совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения. Этап «Хочу узнать» предполагает, что дети занимаются целеполаганием, развивая умение аргументированно формулировать мысль, создавать собственное высказывание. Входя в этап «Узнала», соотносят известную им и новую информацию. А на последнем этапе «Научилась» видят и осознают результаты своей умственной и речевой деятельности.

Слайд №40

7. Творческая работа

Для успешного овладения коммуникативными компетенциями на уроках Чуйко А.Н. применяет приёмы, развивающие творчество воспитанниц, способность к лаконичному изложению мыслей, активизируют мыслительную деятельность девочек. Это создание собственного высказывания на основе прочитанного произведения (разные виды пересказа: от первого или третьего лица, от имени литературного героя, неодушевленного предмета, сжатый, выборочный, подробный и др.), интерпретация на тему прочитанного (создание словесного портрета; пейзажной словесной зарисовки; оценочной характеристики героя; вымышленного диалога героев, «опущенного» автором и др.)

Любят воспитанницы работу над сочинениями-рассуждениями, сочинениями-описаниями, создание отзывов и небольшие неожиданные задания. Такая работа может проводиться на любом этапе урока. Например, в начале урока просим в 3-4 предложениях высказать свои читательские впечатления о прочитанном самостоятельно произведении, а в конце написать, изменились ли они.

На заключительном этапе урока, этапе рефлексии, воспитанницы часто создают синквейны, любят этот вид работы. Творческая работа может быть индивидуальной и групповой, в устной или письменной форме.

Слайд №41

Примеры синквейнов, созданных на уроке-концерте «Святки на Руси: обычаи и традиции празднования».

Для развития коммуникативных компетенций очень важны творческие задания. Первую часть задания, теоретическую, можно обсудить в паре или в группе. Вторую учащиеся выполняют самостоятельно. Обязательно в классе читаем то, что получилось, анализируем.

  • Вспомните, что такое загадка, метафора и рифма. Создайте загадку о школьном портфеле, использовав метафору и рифму.
  • Вспомните, что такое басня, каковы ее особенности. Напишите небольшую басню «В столовой Пансиона».
  • Вспомните, что такое небылица. Создайте небылицу о школьной жизни.
  • Вспомните, что такое ода, каковы ее особенности. Создайте оду Дню знаний.
  • Вспомните, что такое былина, каковы ее особенности. Создайте былину о вашей жизни в Пансионе.

Часто использую прием «реклама» или «антиреклама»: «Представьте, что вы издатель. Ваша задача так представить прочитанное произведение русской классической литературы XIX века, чтобы завтра у издательства выстроилась очередь желающих его приобрести».

Планомерная работа по развитию таланта обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в предметной области «Литература» очень важна, она приводит к тому, что воспитанницы становятся победителями и призерами олимпиад, научно-практических конференций, творческих и литературных конкурсов. Любовь к слову, к творчеству прививает талант будущих мастеров слова, блестяще владеющих коммуникативными компетенциями.

Слайд №42

Слова Ушинского о значимости роли учителя, о важности его профессионального роста.

Слова Мэри Кэй Эш предназначены для детей, которые еще недостаточно смелы, чтобы покорять вершины.

Заключение

Преподаватели понимают, что каждый урок не может обязательно включать все вышеперечисленные этапы. Наполнение занятия теми или иными элементами, выбор методик, приемов, формы урока зависят от решаемых задач и целей, степени глубины и трудности произведения, а также от уровня воспитанниц, их работоспособности, психологических факторов, которые грамотный учитель обязательно учитывает.

Система работы по овладению коммуникативными компетентностями даёт положительные результаты, воспитанницы становятся всё более успешными на занятиях не только литературы и русского языка, но и других школьных предметов. Речевые умения и навыки, развиваемые на уроках литературы и русского языка, дают детям необходимые знания и базу для участия в различных конкурсах и олимпиадах, а еще (и это главное) – в повседневной жизни.

Система работы подтверждается независимыми диагностиками по развитию читательской компетенции. Открытые уроки литературы, русского языка, мастер-классы, внеклассные мероприятия Чуйко А.Н. всегда получают положительные отзывы коллег. Коллеги отмечают высокий профессионализм Александры Николаевны, отмечают, как хорошо развиты коммуникативные навыки: речь девочек, умение грамотно устно и письменно высказывать мнение, умение работать в группе. Чуйко А.Н. понимает всю ответственность, возложенную на учителя словесности: развить читательские и коммуникативные компетенции не только для того, чтобы дать багаж знаний, необходимых для успешной будущей аттестации, сдачи ОГЭ и ЕГЭ, но и для успешной взрослой жизни будущей женщины.

Слайд №43

Рецензия кандидата филологических наук, доцента, заведующей кафедрой методики преподавания русского языка и литературы факультета русской филологии ИФИ МГОУ Шмелёвой А.В. представлены ниже (а также на сайте https://nsportal.ru/chuyko-aleksandra-nikolaevna).

Слайд №44

Список использованной литературы:

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования. // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
  2. Кривин Ф.Д. Полусказки. – Ужгород: Закарпатское областное книжно-газетное издательство, 1964.
  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Воронеж: Учитель, 2001.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Воронеж: Учитель, 2001.
  6. Маранцман В.Г. Литература. 5 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Маранцман В.Г. Литература. 6 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
  8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/ Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2002.
  9. Тареева Л.И., Захарова Т.Н. Литература. Активные методы обучения. – Волгоград, 2008.
  10. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. // Избранные педагогические сочинения. Ушинский К.Д. – М.: Педагогика, 1974.
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  12. Халимова В.З., Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 1986.
  13. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
  14. Частникова В.А. Притчи Востока. Ветка мудрости. – М.: Центрполиграф, 2012.

Слайд №45 - Слайд №48

Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности

Чуйко А.Н. в течение 5 лет является в Пансионе воспитанниц членом приемной комиссии. В составе приемной комиссии по набору воспитанниц в 5 класс Александра Николаевна осуществляет процедуру проведения вступительных испытаний на базе Пансиона.

Значим личный вклад Чуйко А.Н. в общественно-полезную деятельность. В течение нескольких лет Александра Николаевна была организатором в аудитории ППЭ ГИА-11 по образовательным программам среднего общего образования, в том числе и с участниками с ОВЗ.

Успехи, трудолюбие и талант, проявленные Чуйко А.Н. в педагогической деятельности, по достоинству оценены. Чуйко А.Н. награждена Почетной грамотой Министерства обороны РФ, грамотами Начальника Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ, благодарностью Российской академии образования и благодарностью Президента Российской Федерации.

Преподаватель отдельного цикла

(русский язык и литература)                                                               Чуйко А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация результатов педагогической деятельности

Публичный отчет о результатах педагогической деятельности учителя начальных классов. Выполнен в рамках подготовки к муниципальному конкурсу "Лучший учитель города Бийска"....

Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы

Презентация на Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности в 2013 году. Видео отчет: http://youtu.be/hH...

Публичная презентация результатов педагогической деятельности

учитель английского языка МКОУ Грибановской СОШ № 1...

Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы

Презентация на конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности в 2013 году. Публичное выступление:  http://www.y...