"Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования "
статья

Пугина Оксана Анатольевна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей

Своё эссе я хотела бы начать фразами И. Канта: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы» и В. М. Бехтерева «Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты».

С моей точки зрения у педагога дополнительного образования есть возможность не просто научить ребёнка выбрать жизненную дорогу, но и в процессе сотворчества показать, как правильно идти по выбранному пути. В дальнейшем соглашусь с высказыванием Э. Хаббарта, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

С принятием Закона РФ «Об образовании», Концепция развития дополнительного образования детей существенно изменилась. По закону, дополнительное образование направлено на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в плане интеллектуального, умственного, морального, физического и (или) профессионального развития и не сопровождается повышением уровня образования.

Я считаю, что специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. Поэтому на первый план я ставлю развитие личности в творчестве, и считаю, что обучение обеспечивает, поддерживает его развитие. Также дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. На сегодняшний день это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители (законные представители), а также общество и государство. Этот вид образования развивает склонности, способности и интересы, гражданские и нравственные качества, которые помогают жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения, что, по моему твердому убеждению, важно в наше время, когда стремительно меняются все сферы жизни.

Важнейшей функцией дополнительного образования является воспитательная.

В современной учебной литературе, прочитанной мной, воспитание трактуется как социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное на сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование социально значимых ценностей и социально приемлемого поведения воспитанников.

Я трактую термин «воспитание» как воспитательную деятельность, направленную на организацию образовательной среды, управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Педагогическая и воспитательная деятельность представляют собой единое: «Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием» говорил В. А. Сухомлинский.

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательный компонент в частности нельзя рассматривать как процесс, который закрывает пробелы в семейном воспитании и учебных заведениях разных уровней и типов. Дополнительное образование детей - это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей.

Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. На занятиях дополнительного образования создается атмосфера взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.

На моих занятиях происходит персональное взаимодействие с каждым учащимся и это является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым, проявить свои творческие способности.

При организации индивидуального процесса на занятиях дополнительного образования решается целый ряд педагогических задач: помощь ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место; выявляется и развивается потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося; формируется в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию. Занятия и общение с педагогом способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создается каждому «ситуацию успеха», развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.); формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы; создает условия для развития творческих способностей учащегося. Поэтому, я считаю, что повышение профессионализма и компетентности педагога дополнительного образования является одним из основных направлений содержания воспитания. «Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям» говорил М. И. Калинин. Поэтому в своей работе педагога дополнительного образования я выделяю умение общаться с воспитанниками, стимулировать их духовную энергию, максимизировать самовыражение, осуществлять патриотическое и духовно-нравственное воспитание, активизировать интеллектуальное, творческое и физическое развитие, развивать творческий потенциал. Практически всегда мои занятия строятся по одному важному принципу: я даю основу, а воспитанники, раскрывая свои способности, дополняют, предлагают сои пути решения. Иначе нельзя, основное - взаимодействия двух субъектов творческого процесса: воспитанника, который должен овладеть тем или иным навыком, и педагога, который должен создать условия для достижения поставленных задач. Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники, уловив основную идею, самостоятельно ее развивали, фантазировали, дополняли своими мыслями и действами. Только в этом случае может получиться творческий продукт. 

Будучи педагогом дополнительного образования, я ориентирую ребят на то, что навыки, технологии, которые мы с ними проходим, им в будущем пригодятся.

Ещё немаловажный аспект при проведении занятий – помощь в профессиональном самоопределении ребят. Ведь именно в дополнительное образование обучающиеся приходят за дополнительными знаниями, за умениями и навыками, которые не дают школьные предметы. В ходе индивидуальной работы с каждым учащимся, я реализую и анализирую результаты процесса профессионального и социального воспитания.

Я вижу результат своей работы! Вижу, как горят глаза детей, глядя на только что проделанную работу, вижу восторг после презентации творческих работ и осознаю, что часть моего умения, индивидуального подхода, доброжелательности навсегда останется в этих детских сердцах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления ...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования в Российской Федерации....

"Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей"

Это небольшая статья в формате эссе о дополнительном образовании в образовательном учреждении, а не в учреждении дополнительного образвания. Размышление о том, как выстраивать взаимоотношения участник...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей....

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

статья посвящена системе дополнительного образования детей...