Публикация на тему "Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся".
статья

Неумывайченко Зоя Николаевна

Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского языка. Я считаю, что решение этого вопроса достигается, в частности, с помощью упражнений коммуникативной направленности – творческого диктанта, например, потому что он дает возможность сделать процесс формирования орфографических умений и навыков коммуникативно обусловленным, значимым...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся».

Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского языка. Я считаю, что решение этого вопроса достигается, в частности, с помощью упражнений коммуникативной направленности – творческого диктанта, например, потому что он дает возможность сделать процесс формирования орфографических умений и навыков коммуникативно обусловленным, значимым.

Обычно в теории и практике обучения русскому языку творческий диктант рассматривается как средство развития речи учащихся. Однако это упражнение позволяет использовать тексты с изучаемыми или изученными орфограммами. Готовность к активному усвоению орфографических знаний должна включать мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой компоненты, который и будут обеспечены упражнениями по развитию речи.

Термин «творческий диктант» в методической науке трактуется по-разному. Так, С.П.Редозубов и Н.С.Поздняков считали, что это такой вид упражнений, в которых учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами.

По А.В.Текучеву творческий диктант – собирательное название разнообразных упражнений творческого характера, при этом как разновидность творческого характера рассматривается и самодиктант, который «подготавливает к самостоятельному изложению, требует от ученика находчивости в применении им стилистических навыков».

К такому взгляду близка точка зрения М.Р.Львова, который относит к творческим диктантам разные упражнения, требующие в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбирать и разбирать слова, составлять с ними предложения и связные тексты на заданную тему (при этом слова употребляются как в исходной, так и в заданной форме). Обычно прочитанный текст разбирается, выделяются обязательные для использования слова, затем учащиеся дописывают текст свободно, творчески – но указанные слова должны быть употреблены. Таким образом, творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.

Т.А.Ладыженская и М.Т.Баранов относят к творческому диктанту такую запись текста, при которой учащиеся вводят в него определенные слова или словосочетания или заменяют одни формы слов другими, в результате чего диктуемый текст расширяется. Работа по орфографии при написании творческого диктанта направлена в первую очередь на усвоение вставляемых слов.

Таким образом, творческий диктант можно рассматривать как разновидность диктанта, при написании которого ученик записывает диктуемый текст, подвергая его изменениям. Этот вид работы включает черты поисковой исследовательской деятельности, где наряду с воспроизведением знаний, накопленных ранее, большую роль играют интуиция, сообразительность, самостоятельность, что заставляет ученика взглянуть на орфографический материал с новой точки зрения и использовать его в новых языковых ситуациях. Думаю, что учить применять орфографические правила в условиях творческого письма следует постепенно, не ставя учеников перед необходимостью в усложненных условиях иметь дело со многими орфографическими правилами.

Я использую в своей практике творческие диктанты разных видов.

• Творческий диктант со вставкой слов. Цель этого вида диктанта - научить пользоваться определенными группами слов или конструкций (вставить в текст слова или словосочетания, опираясь на смысл фразы, контекста); выбор происходит в процессе диктовки, следовательно, ученик действует самостоятельно; научить точно и ярко описывать предметы или действия с помощью вводимых слов и словосочетаний; ученик должен проникнуться замыслом текста, хотя при его восприятии у учащихся могут возникать различные ассоциации; поэтому тема должна быть сформулирована очень точно и конкретно.

• Творческий диктант по картине. Перед написанием работы желательно немного рассказать о художнике, показать на картине предметы, описываемые в тексте. Затем перед учащимися ставится задача: сделать описание более полным, ярким вставив в текст определенные слова. Вставляя слова в соответствии с заданием, учащиеся исходят из того, что они видят, а это позволяет после выполнения диктанта применять объяснения. Этот вид диктанта воспитывает внимание к слову и готовит учащихся к написанию сочинения по картине.

• Творческий диктант с заменами. При написании диктантов этого вида учащиеся должны произвести замену одной грамматической формы или категории другой. Эффективность такой работы определяется тем, что в процессе написания учащиеся решают сразу несколько задач: они учатся понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте, практически знакомятся с грамматическими синонимами, закрепляют орфографические навыки. В свою очередь этот вид диктанта подразделяется на этапы:

• Предупредительный творческий диктант;

• Творческий диктант с объяснением;

• Творческий диктант с комментированием;

• Творческий диктант с комбинированной подготовкой.

ПРИМЕРЫ:

1. Восстановить авторский текст, заменив придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, где это возможно и целесообразно.

На следующий день солнца не было. Ветер гнал перед собой серый туман, который был перемешан с дымом. Быстрыми шагами мы спустились по оврагу и полукилометром дальше, когда повернули на право, пересекли еще один гребень по меньше, затем еще один овраг и без затруднения подошли к подножию башни. Склон стал уже крутым; при каждом шаге вниз скатывались звонкие каменные ручейки, которые терялись в тумане. Мы обошли вокруг основания башни, потом остановились, чтобы подождать следующего взрыва. (По Г.Тазиеву)

2. Восстановить авторский текст, заменив предложения с союзами бессоюзными предложениями.

Шел я как-то домой. Вижу, что в конце улицы горит огромный костер, а вокруг него суетятся ребята. Вот, думаю, молодцы, что мусор сжигают. Но как же я удивился, когда увидел, что в костер ребята бросали хорошие доски, бревна. Радуются, что здорово полыхает! Хочется сказать и о другом. Вот, к примеру, наш дом. Не успели заселить его, а уже изрезаны двери и на стенах глупые надписи. Во многих школах есть Экобригады. Пусть не проходят они мимо подобных случаев. (По В.Гусеву)

3.        Заменить сложноподчиненные предложения сложными бессоюзными.

Нет искусственных морей, которые приносили бы только радости и выгоды. За последние годы мы отказались от строительства некоторых крупных гидростанций, потому что их моря затопили бы ценные земли. Земли у нас много, но это вовсе не значит, что ее не надо беречь. С другой стороны, все настойчивей говорят, что и вода тоже огромное богатство. Им нужно умело, по-хозяйски распоряжаться, чтобы извлекать как можно больше пользы, ни капли не расходуя воды зря. (По Г.Кублицкому)

7.        Вставить в текст вводные слова.

Что происходит в Каспийском море. Многим из вас (конечно) известно, что не только воды, но и берега Каспия лежат намного ниже уровня океана. Но (по-видимому) не все знают, что уровень воды в этом озере то поднимается, то опускается на Многие метры. Ученые установили, что резкое понижение воды в Каспии, начавшееся в 1930 году, происходит вследствие уменьшения атмосферных осадков и (значит) уменьшения стока Волги. (Разумеется) Изменение уровня этого моря может быть вызвано и другими причинами. В центре Бакинской бухты видны остатки караван-сарая, построенного (по-видимому) на берегу. (Значит) Уровень воды в Каспии в далекие времена был еще Ниже. (По П.Вовченко)

8.        Восстановить авторский текст, добавив в предложения однородные члены.

В одной из квартир города Ашхабада хозяева были разбужены неистовым лаем пинчера. Он с визгом (и рычанием) стаскивал одеяло с сынишки хозяина дома. Мальчик (проснулся и) со смехом отнимал одеяло у своего любимца. Собака бросилась к закрытой двери и изо всех сил заскреблась в нее, (жалобно визжа и) злобно хватая зубами порог. Хозяин зажег свет (и отворил дверь). Пинчер бросился прямо на постель мальчика, схватил его за край рубашки (потянул с кровати). Напрягая все силы, собака выволокла ребенка за порог. В этот момент и началось землетрясение. (По М.Звереву)

9.         Заменить предложения с двумя главными членами односоставными.

Наступило лето. Это – великолепная пора. Небо синее-синее, на нем ярко блестит солнце. Плывут легкие облачка, бросающие тень на землю. Речка манит своей прохладой. Ты раздевайся и бросайся в волны, набегающие на золотой песок. А до чего чудесно плыть на яхте, бороздящей речные воды!

10. Восстановить текст, вставив обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, и расставить знаки препинания.

Это был удивительный спектакль. Каждую роль в нем исполняли несколько человек (сменяя друг друга). В одной сцене был занят один артист, а в другой эту же роль играл второй (подменяя товарища). Это был юбилейный спектакль в народном театре автозавода имени Лихачева. В нем (играя свою прежнюю роль) выступали все, кто исполнял эту роль с тех пор, как существует этот театр. (По E. Суворовой)

11.        Записать текст в исправленном виде, распространив его наречиями.

Вагончик канатной дороги ползет (медленно). Из- за разницы в давлении (немного) позванивает в ушах. Вагончик болтается (высоко) над заснеженным полем. (Чуть-чуть) боязно: вдруг оборвется? За промежуточной станцией лес кончается, (внизу) скалы. Солнце (вдруг) исчезло. Маленькие фигурки лыжников ( далеко внизу) то и дело исчезают в густом тумане. Канат с подвешенными металлическими сиденьями втягивает лыжников (обратно) на гору. (По В.Глазычеву)

12.        Восстановить авторский текст, заменяя придаточные предложения деепричастными оборотами.

Когда собираешься в гости, подумай о подарке. Подарок должен быть неожиданным. Когда готовишь подарок, вспомни, что любит твой товарищ. Ему будет приятно, что ты думал о нем, узнал его вкус. Если подарок покупаешь в магазине, не старайся, чтобы он был очень дорогим. Но приятнее все же подарок, сделанный своими руками. Если ты подаришь его, то доставишь этим большое удовольствие другу. (По А.Дорохову)