"КОУЧИНГ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА"
материал

Методическая разработка в рамах участия в сетевом проекте "Школа наставничества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_yarullina_e.v.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОУЧИНГ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Яруллина Е.В.,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей №14»» ЗМР РТ

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. [1]  Преоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить эту  модернизацию, результатами которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании: во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования, во–вторых – внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов [2].

Одним из наиболее эффективных, апробированных на практике, инновационных управленческих механизмов является коучинг. Когда мы говорим о коучинге в школьном образовании, мы имеем в виду “коучинговый подход” и урок в “формате коучинга”.

Что это такое простыми словами? Как это часто бывает, такое красивое иностранное слово как «коучинг» имеет вполне прозаическое значение. Это — производное от слова «коуч» (coach). Это сленговое слово появилось в студенческих кругах Великобритании и означало «частного репетитора». Точнее сказать, слово «coach» существовало и раньше, и обозначало оно, как ни странно, «тележку» или «карету».

С тех пор слово прижилось, и его использовали в основном для обозначения спортивных тренеров и тех, кого мы назвали бы школьными учителями физкультуры. Постепенно коучами стали называть и тех, кто помогает людям достигать успеха не только в спорте, но и в других областях жизни, оказывая   квалифицированную помощь личности в поисках наилучших путей разрешения проблем в профессиональной и личной сфере.

Высокие требования к профессиональной компетентности педагога обусловили важность начального этапа вхождения молодого специалиста в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие учителя в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что те, кто только начинает свою кареру в школе,  с трудом применяют полученные теоретические знания на практике; имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми; неадекватно оценивают свои возможности; имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.  Задача  наставника - помочь учителю понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние  и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития. Успешному наставнику нужно не только обладать обширным набором воспитательных качеств, но также знать, как применять их надлежащим образом при взаимодействии с подопечными, следовательно, его нужно учить техникам и инструментам наставничества, таким, например, как коучинг. Ведь ему необходимо выявить, что именно нужно его молодым учителям, вести их к профессиональному росту, мотивировать на принятие самостоятельных обоснованных решений. Наставник должен занимать должность хотя бы на один-два уровнявыше своего подопечного: такой «разрыв» обеспечивает результативное взаимодействие и эффективную передачу данных. Этому правилу не всегда удается следовать, но к этому надо стремиться.

Не каждый  может быть наставником. Для этого необходимы специфические качества:

1. Корпоративность. Обладать высоким уровнем лояльности к

организации, является носителем ключевых ценностей корпоративной

культуры.

2. Иметь системное представление о работе организации в целом.

3. Обладать значительным опытом в сфере своей профессиональной

деятельности.

4. Иметь желание быть наставником, иначе наставничество будет

восприниматься как дополнительная нагрузка, а это рано или поздно

скажется на качестве. Что важно – от наставника требуется искреннее

стремление помогать подопечному, а не просто от случая к случаю оценивать

результаты его работы.

5. Способность обучать. Уметь структурировать опыт работы, с передачей его для молодого специалиста, с четким и последовательным изложением необходимой информации и замечаний по данным работы обучаемого. Быть способным к конструктивной критике, то есть критическая оценка в первую очередь должна содержать конкретные предложения по улучшению работы.

6. Ответственность. Наставник должен быть заинтересован в успехах своего подопечного, неся личную ответственность за решение возникших проблем при обучении.

7.Уметь мотивировать других.

Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные, которые развивают активность, инициативность, способствуют повышению компетентности  учителей в области воспитания и образования  детей. 

Одной из  таких технологий  как раз и является коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию молодого учителя.    Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности  методического объединения  данная идея может использоваться в виде взаимопосещений педагогами занятий молодых специалистов, консультаций заместителя директора по УВР  и т.д.

В работе с молодыми  я, как наставник, использую   различные психологические приемы. Среди них: активное слушание (умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт);  метод постановки  т.н. сильных вопросов, которые представляют собой особенно полезный инструмент, поскольку заключают в себе утверждение о существовании проблемы и побуждают к ее решению. В коучинге люди порой «увязают» в проблеме. Сильный вопрос способен перевести энергию от описания или оправдания возникшей проблемы к конструктивным мыслям. Кроме того, фокусируясь на решении, мы способствуем облегчению общей атмосферы ситуации – переходя от напряженности и подавленности к оптимизму: «Какие позитивные моменты есть в этой негативной ситуации?»;  метод мозгового штурма, «открытые»  вопросы. Почему важно задавать сильные вопросы?

Это важно, потому что они позволяют больше узнать информации о подопечном: чего он хочет, каким образом он хочет этого добиться, когда и зачем? Что делает вопрос открытым, "сильным"? Открытые вопросы делает «сильным» то, что они провоцируют совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям подопечного). В процессе консультирования коуч задает ему такие «правильные» вопросы, благодаря которым человек начинает осознавать суть и глубину создавшейся ситуации. После этого «озарения» он уже становится способным найти самые оптимальные пути к четко сформулированной цели. Именно в этом и заключается суть процесса      метод консультирования, который помогает самому четко обрисовать  намерение и наметить пути к его достижению.  

Инструментами коуча также могут быть анкетирование и проективные методики. Среди них: наводящее перефразирование; слушание; уточнение, помогающее молодому учителю увидеть новые средства достижения его цели. Поэтому необходима специальная работа с педагогом, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей. Вместе с молодым специалистом я осуществляю постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии  подопечный должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д. «Что именно мне необходимо достигнуть?» Как пример, составление «Дорожной карты».

В коучинге есть инструменты, которые позволяют осознать свою ценность и значимость в профессии. Поэтому в нашей методической работе  главное – научить педагога пользоваться собственными ресурсами, искать точку приложения полученных ранее знаний.  В результате молодой  учитель должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед. Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

  1. Постановка цели и осознание её реальности.
  2. Анализ необходимых составляющих успеха.
  3. Анализ имеющихся возможностей.
  4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
  5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

 Для каждого из этих этапов есть соответствующий набор инструментов и техник. Коуч будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ведь молодому специалисту также необходима поддержка и признание его успехов со стороны учеников, коллектива учителей и родителей).

Таким образом, коучинг построен на мотивированном  взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.     Правильно организованный коучинг поднимает человека над собой и буквально рождает новую личность.

Приведу пример из своей практики. Не так давно в  наш лицей пришел новый учитель.  Было первое ощущение беспомощности, разочарование, слезы. Самой большой проблемой стало большое количество требований со стороны руководящего состава школы и неумение выполнять эти требования в срок, планировать свою работу рационально.

С моей стороны было проведено  очень много индивидуальных доверительных бесед, причем мою подопечную вначале очень удивляло и даже настораживало то, что я никогда не обащалась к ней свысока.  И такие беседы после уроков ей даже стали нравиться, и она сама стала искать возможность просто поговорить, а потом,  постепенно, стала всё больше и больше раскрываться, «раскрывать душу». В ходе этих бесед я выяснила причины ее неуверенности. В конце концов,  моя подопечная сделала для себя выбор:  кем ей  дальше быть и что делать. А цели мы определили сразу: что нужно сделать в первую очередь, что потом, разработав индивидуальную Дорожную карту.

п.п.

Вид и направление деятельности

Сроки

Планируемый результат

Отметка

о выполнении

1.

Обучение на курсах повышения квалификации, переподготовки

По плану лицея

Презентация изученного на заседании  МО

2.

Посещение уроков, мастер-классов учителей высшей категории

В течение каждого года

Повышение собственного методического уровняобразовательных инициатив

3.

Пройти курс интенсивного  обучения с погружением в иноязычную среду  используя современные способы общения

В течение каждого полугодия

Повышения языкового уровня через дистанционное обучение на языковых курсах

4.

Участие в Staff-Development Seminars в рамках ШМО учителей иностранного языка.

По плану ШМО

Презентация собственного опыта работы над темами, вызывающими затруднения в усвоении

Ф5.

Ознакомление с международно-признанными тестами (PET, FCE и т.п).

В течение каждого учебного года

Повышение собственной языковой компетенции

6.

Участие в профессиональных конкурсах.

Ежегодно

Распространение успешных педагогических практик

Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик.

В течение каждого учебного  года

Повышение результативности участия

Изучение конкретных педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы.

Еженедельно

Повышение собственного методического уровня

Участие в сетевых сообществах педагогов.

В течение каждого учебного года

Обмен опытом учения-обучения поддержка новых образовательных инициатив.

Обзор информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям.

По плану ШМО, лицея

Возможность  выстроить собственную траекторию профессионального роста.

Выполнение упражнений, тестов, других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.

Ежедневно

Повышение языкового уровня

Проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег.

Ежемесячно

Обмен опытом учения-обучения

 

 Благодаря стараниям молодой учитель многому научился, стал пользоваться авторитетом коллег, учеников и их родителей.  Для меня это было  победой, ведь мы – наставники – работаем не за деньги, а ради тех , кто любит нас, и,  став Людьми с большой буквы, профессионалами в своем деле, говорят долгожданное: «Спасибо Вам за все, что вы для меня сделали!». 

В заключение хотелось бы сказать что коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности позволяет развить их способности  в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами; оказывает эффективную помощь в достижении поставленных целей в их профессиональной деятельности; позволяет        подвести   педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности; помогает им  принять ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.                                                                         Используя  коучинг, наставники достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе  развития своего подопечного. 

Список литературы

1.        Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р). Электронный ресурс: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf 

2.        Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов (на примере Республики Карелия), 2010

В статье приводится обзор литературы по теме, рассмариваются факторы успешности сетевых педагогических сообществ. Приводятся примеры различных сообществ педагогов Республики Карелия, созданных и функц...

Доклад "Сетевое педагогическое сообщество "Сеть творческих учителей" как форма профессионального развития"

Описание участия в сетевом проекте "Ох, уж - эта информатика. Совместный проект учителей России, Дагестана, Узбекистана....

Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога

Формирование педагогических компетенций путем работы на   сайте  "Открытый класс"...

Анисимова В. В. Выступление на ГМО, статья "Сетевые сообщества как форма профессионального развития учителя"

В статье говорится о роли сетевых сообществ в профессиональном становлении учителя. В настоящее время в образовательном пространстве все шире используются современные информационные технологии и средс...

Программа профессионально-личностного саморазвития «Совершенствование профессиональных навыков работы с молодыми педагогами"

Презентация для методистов и заместителей директоров учреждения дополнительного образования...

Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

В презентации рассматриваются вопросы коучингового подхода в образовании и использовании коучинга для профессионального развития педагогов...

Проект «Развитие профессионального роста и творчества молодых педагогов посредством мотивации. «Стартуем»

Исходя из наблюдений и анализа работы ассоциации молодых педагогов, мною был сделан вывод о низкой заинтересованности педагогов в саморазвитии, прослеживается нежелание принимать участие в профессиона...