Статья "Воспитание на заказ"
статья

Нарывская Екатерина Игоревна

В статье рассматривается понятие "воспитание" и трабования к нему при разных политических режимах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_na_zakaz.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание на заказ

Многовековая история России обширна, сложна, тяжела и жестока. Каждая эпоха, век предъявляет свои требования к людям, живущим на  территории страны. Цари, вожди, президенты – как только не назывались правители России. Монархия, коммунизм, социализм, демократия - как только не назывался политический строй. И каждый строй требовал определенного склада личности, соответствующего требованиям власти. Народ всегда оставался несвободным и не имеющим право на выбор в рамках того, что дает и разрешает правительство. Всегда существовал и существует заказ, так называемый «стандарт», по которому надо воспитывать наших детей, подгонять под образец, заданный управленцами страны. И в таких условиях нужно изловчиться воспитать детей «свободными, мыслящими, передовыми, активными, умеющих самостоятельно в зависимости от конкретных условий вырабатывать свою линию поведения в интересах общества, коллектива». Понятно, что мыслящую личность невозможно уместить в рамки, это отнимает свободу, в которой «передовой и активный» человек нуждается. Вот с таким несоответствием сталкиваемся мы и по сей день.

Но давайте обратимся к тому, что понимают словари под термином «воспитание».

По словарю В. И. Даля «воспитывать» - заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем знач. вскармливать, возращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем знач. научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Воспитать кого-то - вспоить и вскормить. Воспитанный человек - выросший в обычных правилах светского приличия, противоп. невежа; образованный, обогащенный сведениями, противоп. невежда.

С. И. Ожегов определяет «воспитание» уже более четко и лаконично:  

«Воспитание» - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Как видно, толкование универсально. Беря его за основу, каждый политический строй вносил свои дополнения в понятие «воспитание».

Рассмотрим особенности в понимании «воспитания» в зависимости от политического строя страны.

В первобытном обществе воспитание не носило характера специфической деятельности, оно ограничивалось простым усвоением жизненно-практического опыта старших поколений младшими, осуществлялось в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр. Оно было направлено, прежде всего, на физическое развитие подрастающих поколений, на вооружение их трудовыми умениями и навыками. Опыт воспитания обобщался в виде житейских правил, которые устно передавались из поколения в поколение. Поскольку в первобытном обществе не существовало классов, все дети получали одинаковое воспитание. Разделение труда между мужчинами и женщинами обусловило различия в воспитании мальчиков и девочек.

С возникновением классов воспитание становится классовым; класс эксплуататоров использует его для укрепления своего господства. Знатные и богатые «свободные» люди Древней Греции и Рима получали разностороннее по тому времени воспитание и образование в различных учебно-воспитательных учреждениях. Воспитание рабов и их детей ограничивалось подготовкой к тяжёлому физическому труду. Таким образом, воспитание усиливало и закрепляло исторически возникшее в классовом обществе разделение физического и умственного труда.

При феодализме воспитание носило ярко выраженный сословный характер. Воспитание детей каждого сословия имело свои задачи, содержание и формы. Так, дети светских феодалов получали преимущественно рыцарское воспитание. Дети крестьян воспитывались в семьях в условиях повседневной трудовой жизни. Дети ремесленников в ранний период средневековья также получали подготовку к жизни в своих семьях: позднее, в связи с развитием ремесла и торговли, появились цеховые школы для детей ремесленников и Гильдейские школы для детей торговцев. Во всех школах большое место занимало религиозное воспитание.

В буржуазном обществе на смену сословной школе приходит школа классовая. Буржуазное воспитание, проникнутое частнособственнической, стяжательской психологией и моралью, усугубляло классовые противоречия. Дети имущих классов, которых готовили к тому, чтобы занимать командные посты в области экономики, политики, науки и культуры, получали соответствующее воспитание в привилегированных учебных заведениях. В школах для народа, по выражению В. И. Ленина, детей рабочих и крестьян «... не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья».

В современных условиях в капиталистических странах углубляется дифференциация воспитания различных социальных групп населения. Господствующая система как в государственных, так и в частнопредпринимательских учебных заведениях носит классовый характер и приводит, как правило, к раздельному обучению и воспитанию детей имущих и неимущих слоёв населения в разных типах школ. На основе отбора («измерения интеллекта» путём так называемых тестовых испытаний) дети состоятельных кругов общества, имеющие возможность получить в семье лучшую подготовку, попадают в привилегированные средние школы, открывающие доступ к высшему образованию, детям из менее обеспеченных семей доступ к высшему образованию затруднён.

В противовес этой системе основными принципами воспитания детей и юношества в социалистическом обществе являются: связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства, воспитание в труде и в коллективе, развитие инициативы и самодеятельности в сочетании с тактичным педагогическим руководством, последовательность, преемственность и систематичность процесса. Формирование нового человека — строителя коммунистического общества — главная цель коммунистического воспитания, которое предполагает выработку научно-материалистического мировоззрения, превращение норм коммунистической морали в личные убеждения и правила повседневного поведения, интернациональное воспитание в духе дружбы народов, всестороннее развитие духовных и физических способностей людей, воспитание у них высоких эстетических вкусов.

На смену коммунистическому строю снова приходит капиталистический. И снова классовость, но завуалированная под словом «демократия». Выбор без выбора. Выбор, который делается только в рамках предоставленного государством предложения. Выше мы уже рассматривали особенности воспитания в классовом обществе и можем сделать вывод, о том, что понятие «демократия» (а это – равенство) не соответствует тому, что мы видим. Четкая классовость, где дети сословием выше получают образование и воспитание в платных, привилегированных учебных заведениях, а дети сословием ниже – в школах по месту жительства, где едва ли есть необходимое для реализации требований ФГОС оборудование, где не всегда работают достойные учителя, поскольку низкая зарплата и непомерные требования, вечные реформы и вал документации, которым нужно соответствовать, которых душат и не позволяют талантливому педагогу расти.

Но обратимся к статье Понявиной Марии Борисовны – кандидату экономических наук, доценту Финансового университета при Правительстве РФ.

Демократию она определяет высшей формой политического режима в мире. Вопросы демократизации самым тесным образом связаны с построением и поддержанием свободной рыночной экономики, которая в первую очередь базируется на населении, его опыте и знаниях.

Что такое рыночная экономика?

Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Основные черты:

  • конкуренция;
  • многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
  • полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
  • свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
  • ориентированный на покупателя рынок.

Обладает следующими свойствами:

  • рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства;
  • любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

Обратите внимание, ни слова об идеологии, нет идейности. Где идет речь о развитии духовности, воспитании и образовании личности?

Но вернемся к статье.

«Обучение при демократических режимах предполагает участие обучающихся и преподавателей в совместном планировании образовательного процесса при принятии решений, которые исходят из их взаимных интересов, пожеланий и стремлений. Учащиеся при такой системе образования пользуются широчайшими возможностями образовательного разнообразия, ощущая себя участниками сообщества обучения. Такие сообщества включают людей разного возраста, культуры, пола, этнической принадлежности, социально-экономического класса и способностей, что очень обогащает сообщества.

Образовательный процесс в странах с демократическими режимами зиждется на традиционном для демократии подходе – это власть народа. Данный постулат имеет большую ценность для демократического общества, позволяя людям отказаться от своих личных интересов и работать на благо общества».

Очень похоже на девиз коммунизма «власть – народу», но на новый лад.

«Учебные заведения демократических режимов – это вызов традиционным подходам к обучению, предполагающим, что молодые люди должны следовать примеру своих учителей, не ставя под сомнение их способности или знания. Демократический подход в образовании говорит о том, что студенты и преподаватели должны совместно участвовать не только в педагогической практике, но и в составлении учебного плана. Демократическое образование также бросает вызов традиционным способам составления учебных планов и сосредоточивает внимание на расширении горизонтов».

То же самое провозглашал социализм. В общем-то ничего нового.

Это и есть новый Федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС.

Воспитание по справочнику ФГОС - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Анализируя поведение подрастающего поколения, понимаешь, что с социокультурными и духовнонравственными ценностями у нас не очень. Все это если и есть, то базируется на псевдопатриотизме, который насаждается сверху. Дети, становясь подростками, в большинстве своем выходят из-под контроля родителей, школы. Находясь итак во внутреннем конфликте с собой, перенося на родителей свое подростковое неприятие действительности в виде конфликтов, асоциального поведения на улице, они не способны разобраться в хаосе информации, поступающей к ним с экранов телевизора, компьютера, планшета. Они дезинформированы и дезориентированы. Многие родители с двумя высшими образованиями работают за мизерную зарплату. Видя это, дети не понимают ценности образования, а значит, они не станут умными, начитанными людьми, мудрыми, умеющими видеть суть вещей. Они не станут сознательными личностями. То есть, они не будут соответствовать требованиям ФГОС. Для того, чтобы успешная молодежь хотела остаться и работать на благо своей страны, нужен не псевдопатриотизм, выражающийся в демонстрациях, мероприятиях, куда ее сгоняют во главе с классными руководителями, а развитая страна с сильной экономикой, хорошо и правильно организованной социальной сферой. Им нужна цензура, без перегибов, но фильтрующая то, что дети видят на экранах. Песни, которые слушает современная молодежь, пугают не просто своей бессмысленностью, но и искажением и надругательством над человеческими ценностями, чувствами. Дети привыкают видеть все в ложном свете и как следствие усваивают извращенное представление о духовном мире человека.

А.С. Макаренко первым из педагогов четко высказывал мысль о том, что сущность воспитания ребенка не в воздействии на него взрослых, а в бесчисленном множестве отношений формирующейся личности со всем окружающим миром – людьми, вещами, явлениями.

Но, к сожалению, не каждая семья способна дать ребенку хорошее воспитание. На сегодняшний день полных и благополучных семей, где родители - ответственные граждане, активно участвующие в жизни страны, работающие, успешные, сознательные, реализовавшие себя личности немного. А только такие родители и могут воспитать подобную себе личность. И воспитание в таких семьях не сводится к «дружбе» с детьми, чем хвастаются духовно незрелые родители, не к чтению моралей и тирад, чем грешат черствые и неспособные понять и вникнуть во внутренний мир своего ребенка. Только собственным примером и постоянным саморазвитием, разумными требованиями в сочетании с любовью, пониманием и строгостью, мудрые родители могут воспитать и приучить ребенка к тому же. Родитель - не друг и не тиран. Он – скульптор души ребенка. Он создает и творит, отталкиваясь от личности ребенка, его интересов, склонностей, особенностей. То, что окружает наших детей и есть средства воспитания. И хорошее, и плохое. Наши дети – наше будущее. То, какими они вырастут, каким наше будущее будет, зависит от усилий семьи и школы.

Как видно из анализа требований к воспитанию при разных политических режимах, воспитание - процесс сложный, многогранный, неосязаемый. Кощунственно подгонять его под рамки, оно должно идти изнутри, из души, из самого лучшего наследия. Оно должно воспитывать мыслящую, благородную, трудолюбивую личность, не потребителя, не доносителя, не раба и не управленца. Вот идеал, к которому необходимо стремиться. Когда в политике и экономике порядок, труд на благо, тогда и воспитание будущего поколения идет естественным путем, без насаждений, рамок и требований. Если душу ребенка окружает гармония, благородство, чистота, добрые мысли, искренние чувства,  чистота помыслов, правильная речь, счастливые родители, добрые фильмы, умные песни, ребенок будет воспитан правильно. И тогда не нужно будет «заказывать продукт» только ради того, чтобы на нем базировалась политика и экономика. Если конечно политики и экономика страны будет соответствовать нравственности таких детей.


Список использованной литературы:

1) В. М. Коротов Самоуправление школьников. Стр. 15

2) Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 303

3) Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957;

4) Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1968;

5) Ленин и проблемы народного образования, М., 1961;

6) Программа КПСС, М., 1961, ч. 2, разд. 5, пункт 1, 2; Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957;

7) Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958;

8) Шацкий С. Т., Избр. педагогические сочинения, М., 1958; Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1962.

9) А. С. Макаренко. О воспитании детей в семье. Л.Ю. Гордин, С. С. Невская, И. В. Филин. Москва 1987 г. с.13)

10) https://gufo.me/dict/bse/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

11) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0)

12) https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gosudarstvennoy-obrazovatelnoy-politiki-demokraticheskih-stran/viewer

13) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0

14) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

15) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностное самоопределение обучающихся как отражение социального заказа

Данный проект был аппробирован в качестве региональной опытно-экспериментальной площадки.Получил положительные отклики....

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

Адреса для бесплатного заказа материалов по немецкому

Надеюсь, что учителям немецкого языка пригодятся эти адреса для заказа бесплатного материала....

Адреса для бесплатного заказа материалов по немецкому

Надеюсь, что учителям немецкого языка пригодятся эти адреса для заказа бесплатного материала....

Элективный курс "Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире".

Элективный курс расчитан на обучающихся 9 классов....

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".

Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа  содержит п...