Статья по математике «Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения». Учитель математики Рогачева Татьяна Павловна, ГБОУ гим. №402
статья (5 класс)

Игра является одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации, а эмоциональные действия игры активизируют все процессы и функции психики ребенка. Следующим положительным моментом игры является то, что она способствует применению знаний в новых условиях, таким образом, осваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья об игровых технологиях23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рогачева Т.П., учитель математики

 ГБОУ гим №402, Колпинский район СП/б

Статья по математике

«Игровые образовательные технологии и

их значение в процессе обучения»

Игра является одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации, а эмоциональные действия игры активизируют все процессы и функции психики ребенка. Следующим положительным моментом игры является то, что она способствует применению знаний в новых условиях, таким образом, осваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в учебный процесс.

В игре ребенок - автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игра это одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.

Игра, как и другие виды деятельности, требуют от школьника проявления определенных нравственно – волевых качеств, установления контактов со сверстниками. Для того чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать умениями: действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, найти свое место среди играющих, проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру приняли, быть внимательным к сверстникам. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел - выражен как правило в названии игры, он заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, часто он выступает в виде вопроса или в виде загадки и придаёт игре характер познавательный, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Они разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся, они создают условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того ,правила игры, воспитывают умение управлять своим поведением, подчинятся требованиям коллектива.

Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и получить новые.
Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Результат игры придаёт игре законченность и выступает в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату.

Для меня, как для учителя математики, при использовании игровых технологий на уроках важно:

  • определить место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке (игры следует различать по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие),
  • целесообразность использования игры на разных этапах изучения материала, разработка методики проведения игры с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  • Цель игры.
  • Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры?
  • Какому моменту игры надо уделить особое внимание?
  • Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
    Количество, играющих.
  • Какие дидактические материалы и пособия понадобятся в процессе игры?
  • Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  • На какое время должна быть рассчитана игра?
  • Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?
  • Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  • Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить все ли включились в работу?
  • Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении (лучшие моменты, недочёты, результат усвоения знаний, оценки участникам)?

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется во многих случаях. Я предлагаю следующую классификацию использования игр в учебном процессе. Игра используется:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. Как элементы более обширной технологии (элементы соревнования в проектной деятельности). В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Применение игровых технологий на практике.

Игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх — путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания — такими как лекция, дискуссии и письменная работа — можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации.

Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу):

  •  Помогает ученику выразить скрытые чувства.
  •  Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивы.
  •  Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
  •  Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.
  •  Позволяет живо и непосредственно представить учебный материал.
  •  Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
  •  Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.
  •  Группа может контролировать содержание и темп.
  •  Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
  •  Изменяет установки.
  •  Учит контролировать чувства и эмоции.

Игра — соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры — соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра — соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

 Таким образом, Полезность использования игровых технологий в учебной деятельности неоспорима, они объединяют образовательные, развивающие, воспитывающие функции; способствуют активизации умственной и творческой деятельности учащихся; использование их помогает повышению качества успеваемости, развитию логического мышления, созданию атмосферы доброжелательности.

Сама математика как учебный предмет-это интеллектуальная игра, в которой математические знания являются её правилами, и успех в этой игре определяется совместными усилиями учителя и учащихся.
Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя математики "Применение образовательных технологий"

Я считаю, что сегодня быть педагогически  грамотным  учителем нельзя  без изучения всего обширного арсенала общеобразовательных технологий и поэтому выбрала темой самообразования ...

Юрикова Елена Васильевна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Руденко Ирина Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Цукерман Статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»

Обучение ради запоминания некоторого количества знаний – ничто. С началом реализации ФГОС перед нами стоит задача – воспитать компетентного человека. Такой выпускник школы всегда знает,  где найт...

Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий. Технологический подход к обучени...

Презентация к РМО учителей математики Шацкого района "Технология дистанционного обучения в математике"

Презентация к РМО учителей  математики  Шацкого района  "Технология дистанционного обучения в математике"...

Статья на тему "Игровые образовательные технологии и их применение на уроках английского языка"

Данная статья предназначена для использования учителями, преподающими английский язык в образовательных учреждениях и посвящена игровым образовательным технологиям и их применению на уроках английског...