История возникновения метода проектов, классификация по Е.С.Полат
презентация к уроку (10 класс)

Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
  Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История возникновения метода проектов МАОУ Наро-Фоминская СОШ № 1 Педагог-психолог : Халимон Марина Николаевна.

Слайд 2

Д. Снедзен в 1908 г. впервые употребил термин «проект». В 1911 г. Бюро воспитания США узаконило этот термин История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Джон Дьюи, Уильям Херд Килпатрик, Э.Коллингс). ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Слайд 3

Этот метод называют методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником У.Х,Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни , знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.

Слайд 4

Уильям Херд Килпатрик — американский педагог, ученик Дью, основоположник метода проектов. Килпатрик отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Отрицал необходимость школьных программ, классно-урочной системы , подчёркивал значение положительного подкрепляющего воздействия воспитателя на ребёнка. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов . Он придавал ведущее место в обучении проектной деятельности.

Слайд 5

Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Слайд 6

Проектное обучение в России связано с именами:

Слайд 7

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством Станислова Теофиловича Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. 1911 — С. Т. Шацкий создал с педагогами-энтузиастами детскую летнюю трудовую школу-колонию «Бодрая жизнь» на территории будущего Обнинска. 1919 — После Великой Октябрьской Социалистической революции школа-колония была преобразована в Первую опытную станцию Наркомата просвещения (Наркомпроса) 1961 — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР школе № 1 г. Обнинска было присвоено имя С. Т. Шацкого

Слайд 8

Антон Семенович Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры. Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, малолетних правонарушителей, а так же детей из семей), подготовки к дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.( Коммуна им. Горького, «Педагогическая поэма»)

Слайд 9

Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины: - отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; - слабая разработанность методики проектной деятельности; - гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения; - сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931году метод проектов был осужден .

Слайд 10

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников.

Слайд 11

Евгения Семёновна По́лат (1937-2007) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения . Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию интернет-технологий и ресурсов в системе образования. Основная сфера научных интересов – дистанционное обучение, информационные технологии в образовании, телекоммуникационные проекты. Внесла большой теоретический и практический вклад в решение проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, работала над теоретическими и практическими проблемами дистанционного обучения. Ее научные результаты актуальны, имеют научную новизну, практическую и научную ценность для школ и институтов, внедрены в практику обучения курсов дистанционного обучения, разработанных под ее руководством. Она разработала и апробировала дидактическую систему личностно-ориентированного подхода, реализованного, в частности, с помощью использования проектной деятельности учащихся.

Слайд 12

Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь. Китайская пословица Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед), 1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении .

Слайд 13

Евгения Семёновна По́лат (1937-2007) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения . Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи , требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; влияние молодёжных субкультур). Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов , предусматривающих определенную последовательность действий.

Слайд 14

Последовательность действий Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий : определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»); выдвижение гипотезы; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов и их презентация; выводы и выдвижение новых проблем исследования.

Слайд 15

Классификация типов проектов По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках). По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета – монопредметные и межпредметные , учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес. По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним ребёнком, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые, выполняемые определённой группой детей. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах. По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Слайд 16

Типология проектов (классификация по доминирующей деятельности) Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования принята определенная типология проектов, классифицируемых по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, где результат деятельности - документ по истории, биологии, проект закона, словарь школьной лексики, проект школьного зимнего сада и т. д.; исследовательский, в данных проектах должны быть продуманы структура, цель, актуальность, задачи, гипотеза; информационный проект представляет собой сбор информации, статью, реферат, репортаж, доклад ; творческий проект может быть представлен в виде сценария праздника, спектакля, стенгазеты, плана сочинения; ролевой проект организуется посредством ролевой игры .

Слайд 17

Классификация типов проектов Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку . Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью сети Интернет Формой продукта проектной деятельности могут быть: выставка; действующая фирма; оформление кабинета, холла и пр.• Мультимедийный продукт; учебное пособие; • Web-сайт; атлас, карта; видеофильм и др.

Слайд 18

Классификация типов проектов Исследовательские проекты (напоминает научное исследование) ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Формой продукта проектной деятельности могут быть: сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования; анализ данных социологического опроса; публикация в СМИ; Web-сайт; атлас, карта; справочник молодежного английского сленга и др.

Слайд 19

Классификация типов проектов В игровых (ролевых) проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Участвуя в ней, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений чрез игровые ситуации.

Слайд 20

Классификация типов проектов Творческие проекты , как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата, логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть: проведение праздника, театрализация, создание научного журнала, альманаха, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм, выставка рисунков, оформление туристических буклетов, демонстрация любимых игрушек, создание сайта и т.д. Формой продукта проектной деятельности могут быть: костюм; модель; музыкальное сочинение; сборник сочинений, стихов, рисунок

Слайд 21

Классификация типов проектов Познавательные проекты (информационные) направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру . При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. и представляются широкой публикею Формой продукта проектной деятельности могут быть: видеофильм; газета, журнал; экскурсия; коллекция; мультимедийный продукт; прогноз; справочник; Web-сайт и др.

Слайд 22

Классификация типов проектов По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т. д.; средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.

Слайд 23

При использовании проектной технологии каждый обучающийся: учится самостоятельному овладению знаниями и использованию их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика: учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует процесс обучения; поддерживает и поощряет обучающихся; осуществляет непрерывную обратную связь.

Слайд 24

Этапы работы над проектом Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности. Процедуру работы над проектом можно разбить на этапы. Поисковый: определение тематического поля и темы проекта; поиск и анализ проблемы; постановка цели проекта. Аналитический: анализ имеющейся информации; поиск информационных лакун; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов.

Слайд 25

Этапы работы над проектом Практический: выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; при необходимости внесение изменений в конструкцию и технологию. Презентационный: подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация). Контрольный: анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.

Слайд 26

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся.

Слайд 27

Проект может создать: продукт, представляющий собой компонент другого изделия, улучшение изделия или конечное изделие; услугу или способность предоставлять услугу (например, бизнес-функция, поддерживающая производство или дистрибуцию); улучшение существующей линейки продуктов или услуг (например, проект по методике «шести сигм» (Six Sigma), предпринятый для уменьшения дефектов); результат, такой как конечный результат или документ (например, исследовательский проект приносит новые знания, которые можно использовать для определения наличия тенденции или пользы какого-либо нового процесса для общества). разработка нового продукта, услуги или результата; осуществление изменений в структуре, процессах, персонале или стиле организации; разработка или приобретение новой или усовершенствованной информационной системы (оборудование или программное обеспечение); проведение исследования, результат которого будет надлежащим образом зафиксирован; строительство здания, промышленного предприятия или сооружения; внедрение, улучшение или усовершенствование существующих бизнес-процессов и процедур.

Слайд 28

« Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить » – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями . Проектное обучение – альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения методов преподавания ИЗО в школе на разных этапах развития образования

Выступление содержит основные этапы в исории возникновения методов ИЗО и самого предмета...

Презентация к докладу по теме "Метод учебного проекта : проблематизация, история возникновения и развития"

Данная презентация подготовлена к докладу по теме "Метод учебного проекта: проблематизация, история возникновения и развития". Презентация помогает наглядно представить  основные этапы возникнове...

Доклад по теме: "Метод учебного проекта: проблематизация, история возникновения и развития"

В данном докладе освещаются основные этапы истории возникновения и развития метода учебного проекта....

Статья "История возникновения проектного метода обучения"

Статья "История возникновения проектного метода обучения"...

Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»

Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В этой статье рассмотрены периоды становления, развития и распространения метода проектов. Выполнен анализ этапов становления проектной деятельности. Рассмотрены идеи гуманистического подхода к образо...

Доклад по теме «Метод учебного проекта: проблематизация, история возникновения и развития»

В докладе раскрываются особенности метода учебного проекта, а также освещается история возникновения и развития метода....