Роль инфокоммуникационных технологий в развитии личности учащихся сельской поликультурной школы
статья

Жуков Владимир Туймурзович

Усилия  образовательного сообщества должны быть направлены на раскрытие природных дарований каждого школьника, создания оптимальных условий для самореализации их личностного потенциала и развития индивидуальности. В сложившихся условиях для сельской поликультурной школы  интернет и инфокоммуникационные технологии приобретают особую актуальность как эффективное средство развития личности учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жуков Владимир Туймурзович, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Нырья», учитель русского языка и литературы, иностранных языков

Роль инфокоммуникационных технологий в развитии личности учащихся сельской поликультурной школы

 

В результате динамичных изменений, произошедших во всех сферах современного общества, с наибольшей остротой встал вопрос качества подготовки выпускников школы. Является актуальной проблема формирования высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, готового к успешной самореализации в условиях развивающегося общества. Усилия  образовательного сообщества должны быть направлены на раскрытие природных дарований каждого школьника, создания оптимальных условий для самореализации их личностного потенциала и развития индивидуальности. В сложившихся условиях для сельской поликультурной школы  интернет и инфокоммуникационные технологии приобретают особую актуальность как эффективное средство развития личности учащихся.

Все усложняющееся содержание общего образования ставит перед сельскими школьниками, для которых русский является не родным, те же  унифицированные требования, что и к учащимся городских или русских школ. Такое явление иногда приводит к конфликту между возросшими требованиями к школьнику и его неготовностью или нежеланием учиться, а также возможностями реализации новых требований в условиях сельской школы. Среди которых можно выделить слабую материально-техническую оснащённость образовательного процесса, имеющийся определённый языковой и культурный барьер у учащихся нерусской национальности, а также недостаточная потребность в высокообразованных работниках в близлежащей от школы округе. Эти  особенности сельских поликультурных школ создают определённые сложности при реализации унифицированных требований стандартов образования.

В то же время следует отметить, что выпускникам сельской школы придётся конкурировать наряду с городскими сверстниками при сдаче единого государственного экзамена, при поступлении и обучении в высших и средних учебных заведениях, в конечном итоге – на рынке труда. Такие условия предъявляет повышенные требования к сельской поликультурной школе, образовательная деятельность в которой должна быть коренным образом изменена и направлена на формирование потребности к активному поиску информации и его критическому осмыслению, на развитие способности и потребности учиться, на стремление к активному и успешному использованию полученных знаний на практике.

В современных условиях важно развивать и прослеживать задатки каждого ученика, начиная с младших классов. Большинство педагогов ведут мониторинг достижений и успехов своих учащихся  портфолио, в школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Отслеживать развитие учащегося помогает и Интернет, доступ к которому сегодня имеют все школы, включая сельские. С целью обобщения, распространения и развития своей педагогической деятельности мной был создан личный образовательный сайт www.shukowwt.ucoz.ru. На страницах которого публикуются творческие работы и достижения учащихся. В результате такого подхода учащиеся стали относиться более осознанно к своей учебной деятельности и достигнутым успехам.

Только широкий диапазон включенности ребенка в учебно-воспитательную деятельность обеспечивает его благополучное развитие и в дальнейшем успешную адаптацию в современном обществе. В сельской школе, ввиду малочисленности учащихся в классах, профильное обучение в своей реализации имеет ряд сложностей, но в то же время малая наполняемость позволяет максимально индивидуализировать учебно-воспитательный процесс. Для этого на уроках и занятиях в сельской школе максимально учитываются индивидуальные способности и интересы учащихся, практикуется изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которым подразумевается углублённое изучение отдельных тем учащимися, проявляющими особый интерес к данной проблеме или предмету. Результатами такого подхода являются научно-исследовательские статьи учащихся, учебные проекты, творческие разработки, многие из которых также размещаются на сайте.

При индивидуализации обучения, следует учитывать и общие возрастные особенности учащихся, т.к. при прохождении «от стадии к стадии, характер новообразований каждого этапа имеют культурную обусловленность» [2, с.7]. Например, младшие учащиеся очень эмоциональны, активны, подвижны, проявляют повышенный интерес ко всему яркому, новому. В то же самое время их интерес очень быстро угасает, переключается на другой объект, поэтому даже при выполнении одного учебного задания от учителя требуется включения целого набора методических приёмов. В младших учащихся от природы заложена большая потребность в самовыражении и самореализации. Они активно приобретают социальные знания: о жизни в семье, в школе, в обществе, усваивают понятия о добре и зле, учатся понимать социальную реальность и повседневную жизнь. На сегодняшний день младшими учащимися выполнены и размещены на моём сайте целый ряд творческих работ на русском и иностранном языках: тесты по сказкам, на знание окружающего мира, различные кроссворды и головоломки на знание лексики немецкого языка, проектная работа учащихся 4 класса “Mein Haus” и другие.

На среднем уровне учащиеся начинают проявлять большую социальную активность по формированию позитивных отношений к таким базовым ценностям общества, как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура. У них формируется ценностное отношение к социальной реальности в целом, активно развивается память, запоминание приобретает устойчивый целенаправленный характер. В этом возрасте важно создать условия для равноправного взаимодействия подростка со сверстниками на разных уровнях в защищенной, дружественной среде, в которой происходит практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, которые приобретают у него позитивную или отрицательную оценку.

Значительную и эффективную роль в развитии подростков играет проектная деятельность, которая позволяет формировать универсальные качества ученика: коммуникативные, проектировочные, информационные, интеллектуальные. Н.А. Краля отмечает: «Навыки проектировочной деятельности формируют у учащихся(педагогов) опыт продуктивных действий в ситуациях, характерных для переходных периодов в развитии общества, когда нарастает неопределенность, нестабильность и люди больше, чем раньше, нуждаются в координации совместных действий, продуманных решениях, обретении смысла жизни, в новых ценностях» [4, с.4-5]. Внедрение проектной работы позволяет нам реализовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, формирует у учащихся ключевые компетенции, необходимые для дальнейшей самореализации.

Практический результат в плане развития поликультурного образования имеет проект с учащимися по переводу интерфейса тестового редактора ЕasyQuizzy на удмуртский язык. В ходе перевода программы нам пришлось параллельно работать над пятью языками: удмуртским, русским, татарским, английским и немецким. Следует отметить, что переводческая работа очень увлекла учащихся, т.к. тестовый редактор был очень востребован ими. Это объясняется и тем, что при сдаче итоговой аттестации выпускниками наших школ применяется тестовая технология. В Государственной итоговой аттестации и Едином государственном экзамене применяются задания на выбор ответа в части А и задания с кратким ответом в часть В. Программа ЕasyQuizzy позволяет учитывать эти особенности при составлении своих тестовых заданий.  Лучшему усвоению особенностей контрольно-измерительных материалов зачастую помогают собственноручно составленные задания. Многочисленные публикации тестов учителей и учащихся на моём сайте и на школьном сайте http://nirja.ucoz.ru с использованием ЕasyQuizzy ещё раз убеждает, что данная программа очень проста и удобна для составления авторских тестов.

Школьный сайт также является площадкой по развитию родных языков и культур. Предоставляет широкую возможность учащимся для размещения и получения информации не только на русском языке, но и на иностранных, татарском и удмуртском языках. На сайте представлено множество работ в плане развития этнокультурной и культуроведческой компетентности  у учащихся, потому что чётко показывает взаимосвязь изучаемого языка, национальной культуры, истории народа. Раздел «Новости школы» ведётся сразу на трёх языках: русском, татарском, удмуртском, т.к. сайт должен всесторонне отражать  происходящие в учреждении и вокруг него события.

Старшеклассникам свойственно стремление к всестороннему развитию своей личности, углубленному усвоению знаний, которое уже имеет определённую направленность, формируется научное мировоззрение. Происходит активное получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Старшеклассник стремится к взаимодействию с окружающими не только в школе, но и за  её пределами, в открытой общественной среде. В такой открытой деятельности по взаимодействию с обществом  молодой человек формирует качества гражданина, свободного человека.

 Творческая деятельность старшеклассников преимущественно имеет научно-исследовательский характер. Со своими исследовательскими работами учащиеся принимают участие в ученических конкурсах и конференциях, их работы отмечаются свидетельствами и грамотами. Научно-исследовательские работы готовят учащихся к обучению в высших учебных заведениях, формируют личность, готовую к успешной самореализации в современном обществе.

Действенную помощь учащимся в их творческой самореализации оказывает Интернет-сайт. К настоящему времени учащимися нашей школы созданы 6 ученических сайтов: www.lesya-a.ucoz.ru Андреевой Алеси, www.sabanaewa.ucoz.ru Сабанаевой Натальи, www.aquariume.ucoz.ru Жукова Евгения и www.ustochi.ucoz.ru – сайт группы старшеклассников в помощь изучающим удмуртский язык и другие. Данные сайты напоминают сайты-портфолио, т.к. учащиеся размещают свои творческие работы, ведут учёт своим достижениям.

Новые условия конкурентного общества требуют от сельского учителя высокого уровня профессионализма, т.к. наши выпускники должны быть готовы к успешной самореализации в поликультурном обществе. Успеха в развитии личности учащихся можно достичь внедрением в образовательную практику современных методов и технологий обучения, широкой поддержкой и развитием индивидуальных способностей  и возможностей ребенка, учётом его возрастных и психологических особенностей. При этом в ходе реализации учебно-воспитательной деятельности в условиях современной сельской поликультурной школы следует широко использовать возможности интернета и инфокоммуникационных технологий. Они обладают большим потенциалом в развитии личности учащихся: открывают доступ к информации, позволяют публиковать свои авторские разработки, участвовать в различных ученических конкурсах и конференциях, общаться со своими сверстниками, включая зарубежных, быть конкурентоспособными в современном обществе. Эти возможности интернета и инфокоммуникационных технологий приобретают особую актуальность в условиях сельской поликультурной школы.

Литература

  1. Арзуманова Р. К вопросу формирования ценностных ориентаций у старшеклассников на занятиях русского языка / Р.Арзуманова // Русский язык в национальной школе. – 2012. - №3
  2. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития / М.Р.Битянова – М.: МГППУ, 2006
  3. Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов – М.: Просвещение, 2010.
  4. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / Н.А.Краля – Омск: ОмГУ, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

педагогический проект "Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы"

Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных пр...

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка.

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка....

Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.

Содержание процесса социализации определяется  заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Индивидуальный образовательный маршрут «Развитие личности учащегося в процессе исследовательской деятельности в условиях языкового поликультурного образования»

Индивидуальный образовательный маршрут «Развитие личности учащегося в процессе исследовательской деятельности в условиях языкового поликультурного образования»Срок реализации проблемы &nda...