Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ПроеКТОриЯ" 8 класс.
рабочая программа (8 класс)

Бондарь Галина Павловна

Программа внеурочной деятельности по профориентации "ПроеКТОриЯ" поможет расширить представления  обучающихся о мире профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_kursu_proektoriya.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Политэк» г. Волгодонска

(МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска)

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска

Протокол от «24»  августа 2020г. №  1

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом  МБОУ «Лицей «Политэк»

г. Волгодонска

от   27.08.2020  № 112

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Занятия внеурочной деятельности

«ПроеКТОриЯ»

уровень основного общего образования

8г класс

Волгодонск

2020

ОДОБРЕНА:

методическим советом

Протокол от « 24 »   августа   2020    № 1

СОГЛАСОВАНА:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_________ /Л.В. Плотникова/

   

 « 27 »   августа      2020

Рабочая программа внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования.

Организация-разработчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Лицей «Политэк» г. Волгодонска  (МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска).

Разработчик: Бондарь Г.П., высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска

Рекомендована методическим советом  МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска протокол № 1 от 24.08.2020

Бондарь Г.П., 2020

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Политэк» г. Волгодонска

Пояснительная записка

 Программа  внеурочной деятельности  «ПроеКТОриЯ» по социальному направлению разработана для учащихся 8 класса соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.    

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у учащихся  психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов  становится в наши дни, как никогда актуальна.  Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития,  способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Программа «ПроеКТОриЯ» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Объем программы:

Программа рассчитана для учащихся 8 класса, на 1 год обучения.

На  реализацию программы «ПроеКТОриЯ»  отводится  70 ч  в год  (2  час в  неделю)

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ»

В  современном обществе всё более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников   общеобразовательных учебных заведений. Его важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребностей общества.

         Цель курса:  внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ» - формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего.

Задачи курса:

- ознакомить со спецификой профессий, новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

- развивать творческие способности обучающихся;

- приобщить учеников к работе со справочной и энциклопедической литературой.

- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

- развивать представление о народном хозяйстве и потребности к трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;  

- воспитывать уважение к рабочему человеку.

Принципы:

-доступность, познавательность и наглядность;

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- усиление прикладной направленности обучения;

- психологическая комфортность.

Формы занятий: рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий и др..

Планируемые результаты

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.         

 Личностные результаты: 

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

2. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Формирование  ценности здорового и безопасного образа жизни.

8. Овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

9. Формирование  основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные 

Обучающиеся научатся:

  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • приобретение опыта исследовательской деятельности;
  • Обучающиеся получат возможность научиться:
  • участвовать в  исследовательских работах;
  • знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
  • иметь представление о правилах проведения исследования;

получение первоначального опыта самореализации.

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:

  1.  Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
  2.  Мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
  3.  Деятельностно -практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии. трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе. исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ)

Формы контроля:

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного

выражения своего отношения к теме.

2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»

3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины

2. Содержание курса внеурочной деятельности  «ПроеКТОриЯ»

Содержание программы

Название раздела

Тематическое содержание

Кол-во

часов

1

Человек и профессия

1.Вводное занятие

Планы на ближайшее будущее. Знакомство с платформой «ПроеКТОриЯ».Теоретические сведения Цели и содержание курса. Специфика занятий. Профессии, специальности, должности.

2ч.

2. Самооценка и уровень притязаний.

Уровень притязаний. Человек среди людей. «ПроеКТОриЯ». Карта интересов профессиональной готовности.

 3.Темперамент и профессия. Определение темперамента

Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых качеств. Внутренний мир человека и возможности его познания. Теоретические сведения. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности.

2ч.

4. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности.

2ч.

5. Стресс и тревожность. 

Работоспособность. Психология принятия решения.  Диагностические процедуры: анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенека, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля».

2ч.

6. Определение типа мышления.

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение

1ч.

7.  Внимание и память.

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.

2ч.

8. Формула профессии. Здоровье и выбор профессии. 

Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы

2ч.

9. Классификация профессий. Признаки профессии. 

Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся.

2ч.

10 . Определение типа будущей профессии. 

Платформа «ПроеКТОриЯ».

Характеристика профессий типа «человек – человек».

Характеристика профессий типа «человек – техника».

Характеристика профессий типа «человек – природа».

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ».

Подтипы профессий типа «Человек – Знаковая система».

6ч.

11.Профессии, специальности, должности. 

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Основные признаки профессиональной деятельности: предмет труда, цели труда, средства труда. Ответственность в труде. Условия труда.

12 .Интересы и склонности в выборе профессии.

Дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?». Платформа «ПроеКТОриЯ».

1ч.

13. Профессиональные качества человека. 

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Тестирование.                   

2ч.

14. Человек среди людей.

Человек среди людей. Навыки эффективного способа общения, умение слушать и понимать собеседника.

1ч.

15. Профессия и здоровье. 

Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Причины ошибок и затруднений в выборе профессии.

2ч.

16. Типы профессий. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»).

 Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах.

Типичные ошибки при выборе профессионального пути.  Общее представление об основных ошибках, совершаемых при осуществлении выбора.

2ч.

17.Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. 

Общие и специальные способности. Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Интересы (содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.  Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к офисным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа.

6ч.

18.Уровень профессиональной пригодности. Соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству.

2ч.

19.Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях.

1ч.

20.Работодатель и работник. Современный рынок труда. Платформа «ПроеКТОриЯ».

2ч.

2

Профессии будущего

1.Многообразие мира профессий. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

2ч.

2.Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности: предмет труда, цели труда, средства труда. Ответственность в труде. Условия труда. Способы классификация профессий. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

2ч.

3.Знакомство с новыми профессиями и специальностями, которые будут востребованы на рынке труда в 2020 году:

Отрасль экономики «Медиа, PR и маркетинг» .https://proektoria.online/catalog/industries/media-pr-i-marketing

2ч.

Отрасль экономики «Природа и экология» https://proektoria.online/catalog/industries/priroda-i-ekologiya

1ч.

Отрасль экономики «Право и юрипруденция» https://proektoria.online/catalog/industries/pravo-i-yurisprudencziya

1ч.

Отрасль экономики «Менеджмент» https://proektoria.online/catalog/industries/menedzhment

1ч.

Отрасль экономики «Дизайн» https://proektoria.online/catalog/industries/dizajn

1ч.

Отрасль экономики «Спорт» https://proektoria.online/catalog/industries/sport

1ч.

Подтипы профессий типа «Человек – Знаковая система»  https://zaochnik.ru/blog/professii-tipa-chelovek-znakovaja-sistema-znak-spisok-professij-harakteristika/ 

1ч.

Отрасль экономики «Государственное управление» https://proektoria.online/catalog/industries/gosudarstvennoe-upravlenie

1ч.

Отрасль экономики «Наука и образование» https://proektoria.online/catalog/industries/nauka-i-obrazovanie

1ч.

Отрасль экономики «Еда и сельское хозяйство» https://proektoria.online/catalog/industries/eda-i-selskoe-hozyajstvo

1ч.

Отрасль экономики «Машиностроение» https://proektoria.online/catalog/industries/mashinostroenie

1ч.

Отрасль экономики «Развлечения и туризм» https://proektoria.online/catalog/industries/razvlecheniya-i-turizm

1ч.

Отрасль экономики «Культура и искусство» https://proektoria.online/catalog/industries/kultura-i-iskusstvo

1ч.

Отрасль экономики Химическая промышленность и технологии новых материалов https://proektoria.online/catalog/industries/himicheskaya-promyshlennost-i-tehnologii-novyh-materialov

1ч.

Отрасль экономики «Инфо-каммуникационные технологии»

https://proektoria.online/catalog/industries/infokommunikaczionnye-tehnologii

1ч.

Отрасль экономики «Медицина и здоровье» https://proektoria.online/catalog/industries/mediczina-i-zdorove

1ч.

Отрасль экономики «Транспорт и логистика» https://proektoria.online/catalog/industries/transport-i-logistika 

1ч.

4.Межотраслевые виды профессиональной деятельности ТЕД-лекции от главных корпораций и ведущих отраслевых экспертов (портал «ПроеКТОриЯ».

1ч.

3

Проектная деятельность

1.Навыки саморпрезентации. Основы самопрезентации. Резюме.

1ч.

2.Правила поведения на собеседовании. Деловая игра «PRОфессиогамма»                                     

Личностный профиль. Взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.  Возможность и необходимость планирования своего будущего.  

2ч.

Метод профконсультирования обучающихся – организация коммуникации относительно позиционирования обучающегося в профессионально-трудовой области. Для осуществления профконсультирования привлекаются квалифицированные специалисты – работники соответствующих служб.

Метод исследования обучающимся профессионально-трудовой области и себя как потенциального участника этих отношений (активное познание).

Метод предъявления обучающемуся сведений о профессиях, специфике труда и т.д. (реактивное познание). «Ярмарка профессий» как форма организации профессиональной ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. В «Ярмарке профессий» могут принимать участие не только обучающиеся, но и их родители, специально приглашенные квалифицированные признанные специалисты. Дни открытых дверей в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе организаций профессионального образования и организаций высшего образования и призваны представить спектр реализуемых образовательных программ. В ходе такого рода мероприятий пропагандируются различные варианты профессионального образования, которое осуществляется в этой образовательной организации.

Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом-экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования.

Метод публичной демонстрации самим обучающимся своих профессиональных планов, предпочтений либо способностей в той или иной сфере.

Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает в себя набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели. Содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории» и т.д.). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.

Метод профессиональных проб – кратковременное исполнение обучающимся обязанностей работника на его рабочем месте (учителя).

Метод моделирования условий труда и имитации обучающимся решения производственных задач – деловая игра, в ходе которой имитируется исполнение обучающимся обязанностей работника.

3.Календарно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Дата

Человек и профессия

1.

Вводное занятие. Формула профессии. «ПроеКТОриЯ».

1

04.09.20

2.

Профессии, специальности, должности.

1

04.09.20

Самооценка и уровень притязаний.

3.

Уровень притязаний. Человек среди людей.

1

11.09.20

4.

Карта интересов профессиональной готовности. «ПроеКТОриЯ».

1

11.09.20

Темперамент и профессия. Определение темперамента

5.

Уровень развития волевых качеств. Внутренний мир человека.

1

18.09.20

6.

Темперамент. Темперамент в учебной и профессиональной деятельности.

1

18.09.20

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

7.

Отношение личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру.

1

25.09.20

8.

Эмоциональные состояния личности.

1

25.09.20

Стресс и тревожность.

9.

Работоспособность. Психология принятия решения

1

02.10.20

10.

Волевые качества человека.

1

02.10.20

Определение типа мышления.

11.

Мышление. Типы мышления

1

09.10.20

12.

Отрасль экономики «Инфо-каммуникационные технологии».

1

09.10.20

Внимание и память.

13.

Память. Виды памяти. Приемы запоминания

1

16.10.20

14.

Внимание. Качества внимания. Виды внимания.

1

16.10.20

Формула профессии. Здоровье и выбор профессии.

15.

Состояние здоровья при выборе профессии. Здоровье и профессия.

1

23.10.20

16.

Работоспособность. Роль активного отдыха и режим работы.

1

23.10.20

Профессия и здоровье.

17.

Здоровье и профессия. Степени профессиональной пригодности

1

06.11.20

Классификация профессий. Признаки профессии. 

18.

Типы и выбор профессий. Профессиональные предпочтения.

1

06.11.20

Профессии, специальности, должности.

19.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий.

1

13.11.20

20.

Профессиональная деятельность. Ответственность в труде. Условия труда.

1

13.11.20

Интересы и склонности в выборе профессии.

21.

Дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?» Платформа «ПроеКТОриЯ».

1

20.11.20

Профессиональные качества человека. 

22.

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

1

20.11.20

23.

Профессионально важные качества. Роль личности при выборе профессии

1

27.11.20

Многообразие мира профессий.

24.

Труд в жизни человека и общества

1

27.11.20

25.

Профессиональная деятельность. Самореализация и самоутверждение личности.

1

04.12.20

Человек среди людей.

26.

Человек среди людей. Навыки эффективного способа общения.

1

04.12.20

Профессия и здоровье. 

27.

Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность.

1

11.12.20

28.

Причины ошибок и затруднений в выборе профессии.

1

11.12.20

29.

Отрасль экономики «Медицина и здоровье»

1

18.12.20

Типы профессий. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»).

30.

Склонности, желания и интересы в выборе профессии.

1

18.12.20

31.

Типичные ошибки при выборе профессионального пути.  

1

25.12.20

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

32.

Общие и специальные способности. Формирование способностей.

1

25.12.20

33.

Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.

1

15.01.21

34.

Способности к практическим видам деятельности.

1

15.01.21

35.

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1

22.01.21

36.

Способности к профессиям социального типа.

1

22.01.21

37.

Отрасль экономики «Право и юрипруденция»

1

29.01.21

Современный рынок труда.

38.

Прогноз и потребности в профессиях в современных условиях.

1

29.01.21

Работодатель и работник.

39.

Современный рынок труда. Отрасль экономики «Природа и экология»

1

05.02.21

Анализ профессий.

40.

Основные признаки профессиональной деятельности.

1

05.02.21

41.

Способы, характеристика классификация профессий.

1

12.02.21

42.

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ

1

12.02.21

43.

Отрасль экономики «Дизайн»

1

19.02.21

Определение типа будущей профессии. Профессии будущего.

44.

Характеристика профессий типа «человек – человек»

1

19.02.21

45.

Отрасль экономики «Менеджмент»

1

26.02.21

46.

Отрасль экономики «Развлечения и туризм»

1

26.02.21

47.

Характеристика профессий типа «человек – техника».

1

05.03.21

48.

Отрасль экономики «Машиностроение»

1

05.03.21

Уровень профессиональной пригодности.

49.

Соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии.

1

12.03.21

50.

Отрасль экономики  «Культура и искусство»

1

12.03.21

51.

Уровень требований профессии.

1

19.30.21

52.

Отрасль экономики «Транспорт и логистика»

1

19.02.21

Современный рынок труда

53.

Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях.

1

02.04.21

54.

Отрасль экономики «Еда и сельское хозяйство»

1

02.04.21

Работодатель и работник

55.

Современный рынок труда. Платформа «ПроеКТОриЯ».

1

09.04.21

56.

Характеристика профессий типа «человек – природа».

1

09.04.21

57.

Отрасль экономики «Природа и экология»

1

16.04.21

Анализ профессий.

58.

Основные признаки профессиональной деятельности

1

16.04.21

59.

Отрасль экономики «Химическая промышленность и технологии новых материалов».

1

23.04.21

60.

Способы классификация профессий. Характеристика профессий.

1

23.04.21

61.

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».

1

30.04.21

62.

Подтипы профессий типа «Человек – Знаковая система».

1

30.04.21

63.

Отрасль экономики «Наука и образование»

1

07.05.21

64.

Отрасль экономики «Государственное управление»

1

07.05.21

65.

Подтипы профессий типа «человек – художественный образ».

1

14.05.21

66.

Отрасль экономики «Культура и искусство»

1

14.05.21

Межотраслевые виды профессиональной деятельности

67.

ТЕД-лекции от главных корпораций и ведущих отраслевых экспертов Портал «ПроеКТОриЯ».

1

21.05.21

Проектная деятельность

68.

Навыки саморпрезентации. Основы самопрезентации. Резюме.

1

21.05.21

69.

Деловая игра «PRОфессиогамма»

1

28.05.21

70.

Итоговое занятие. Искусство самопрезентации.  Личностный профиль. 

1

28.05.21

Всего

70 часов

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по элективному курсу

  1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 2015. - №1. С.6-13.
  2. Атласа  востребованных  профессий  и  профессиональных  проб  «Пропуск  в  профессию». Методическое пособие / Составитель А. К. Белоусова  Абакан: издательство ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2017. – 134 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 2014.
  4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2009.
  5. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 2012.
  6. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014
  7. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  8. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
  9. Портал «ПроеКТОриЯ» (http//proektoria.online/)
  10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2011.
  11. Сайт Атлас профессий    http://atlas100.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 3 класс"

Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для  учащихся третьего класса (второй год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поко...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествуем по городам Канады» на 2014-2015 учебный год . 9 класс

Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разны...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Полезные привычки направление: социальное для 1-4 классов 2014-2015 учебный год

Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по ...