доклад "Традиции духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ"
статья

Доклад о традициях работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проказова И.В

Традиции духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

  

Обращение к духовной культуре народа помогает педагогам в воспитании нравственно устойчивой личности в сложных условиях социального бытия. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в условиях возрастающего напряжения, связанного с резким изменением социальной ситуации, необходимостью быстрого принятия важных решений, изменением разнообразных сфер социальной жизни.  

 Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием детей.

Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.

Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом этнических традиций и идеалов.

Основой духовно-нравственного образования является приобщение к общечеловеческим ценностям, которые в педагогическом процессе приобретают особое воспитательное значение. Анализ теории воспитательных ценностей позволил установить, что общечеловеческое не исключает национального, а этническая специфика в данном случае касается только конкретных деталей программы человеческого совершенствования. Этнические ценности, являясь совокупностью культурных традиций этноса, находят свое отражение в этнокультурных традициях .

  Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания, это сложный и многогранный процесс, представляющий собой совокупность целенаправленных последовательных взаимодействий.

 Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций в настоящий момент просто утрачены. Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по мерам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой.  

 Идет девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.

  Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях – сиротах, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости.

Школа-интернат  для детей – сирот с ограниченными возможностями здоровья остается главным и единственным центром нравственного развития и воспитания.

 Известно, что большинство детей в школах-интернатах  достаточно хорошо помнят родителей, некоторые поддерживают с ними связь. Многие дети попали в данные учебные заведения  в связи с асоциальным поведением родителей и последующим лишением их родительских прав на воспитание. Предательство со стороны близких ребенку наносит ему непоправимую психическую травму: происходит надлом детской души, потеря веры в любовь, в справедливость. Такое детство нуждается в восстановлении утраченных возможностей жить здоровой и интересной жизнью. Поэтому проблема духовно – нравственного воспитания в образовательных учреждениях данного типа  на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. А сегодняшние наши воспитанники  – это завтрашние граждане Российской Федерации, от которых общество потребует исполнения законов, соблюдения норм социально одобряемого поведения.

 Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие – для нас это духовная культура  школы. Тот дух, который царит в  школе, дух которым живут педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Воспитанники не понимают  больше половины нравственных категорий. Дети чаще  подвержены чужому влиянию, что говорит о низком уровне сформированности нравственных качеств.

Система «моральных» знаний воспитанников   достаточно ограничена, отмечается  пассивность в обсуждении «моральных» проблем и неумение выразить собственное мнение.

 Перед  педагогами   школы стоит сложная  цель:

-гармоническое развитие личности, нравственное становление.

 Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-формирование нравственных качеств личности на основе народных, культурных традиций;

-формирование внутренней культуры личности;

 -сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре.

 Кружки по интересам    позволяют  развивать индивидуальные творческие способности воспитанников, накопить опыт  в искусстве бисероплетения  ( дети занимаются бисероплетением,)

Кроме того,  воспитанники  школы выполняют  различные виды деятельности:  участвуют в художественной самодеятельности, организован ансамбль «ложкарей»,  театрализованные постановки. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Дети могли попробовать себя в различных видах деятельности, в различных ролях.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение, является игра. При этом, имеется ввиду, не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.)

Методика проведения мероприятий предусматривает теоретическую и практическую подачу материала. При теоретической подаче материала  демонстрируется старинные вещи, репродукции.

Практическая работа необходима для закрепления теоретического материала.

 Совместная подготовка педагога и детей к проведению календарных праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества.

 Учитываются возможности и способности детей.

Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории.

Знакомство ребенка с пословицами способствовало освоению речи во всем ее многообразии. Пословицы — это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В пословицах была сформирована мысль в форме наставлений, поучений, предупреждений, морали. Большое педагогическое значение имеет приобщение детей к человеческой мудрости.

 К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоции-ональную оценку. Поговорки в отличие от пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т. е. те или иные качества человека, особенности его характера.

Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, воспевающие мужество, силу, терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и деятельности лиц.

 Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.

 Задача педагога  – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме.

 Краеведческий музей вносит свою лепту в дело воспитания учащихся на народных традициях. Учащиеся знакомятся в музее с историей своего и других народов, проникаются глубоким уважением ко всему тому, что сохранили и передали им предки.

   Еще одной неотъемлемой частью  работы педагогов  школы является  организация экскурсий с целью изучения родного края.

 Она позволяет знакомить воспитанников с историей своего края, формирует представление о различных сторонах жизни народа,   культуры, традиций своего народа.

 Воспитанники имеют возможность познакомиться с новыми интересными людьми . Это развивает их познавательную  деятельность.

 Дети получают  глубокие и прочные знания о народной культуре, родном крае, общечеловеческих основах быта людей.

Они знают и называют православные праздники.

Организация духовно – нравственного воспитания и развития воспитанников школы осуществляется по направлениям:  

 «Я – человек» (воспитание стремления к самопознанию и саморазвитию);

 «Я – гражданин» (гражданско – патриотическое воспитание);

«Я и семья» (повышение значимости роли семьи в жизни человека;

 «Азбука мудрости» (воспитание нравственного чувства, готовности совершать позитивные поступки);

«Наш путь к здоровью» (воспитание здорового образа жизни);

 «В мире прекрасного» (эстетическое воспитание);

 «Природа наш дом» (экологическое воспитание);

 «Труд для себя и других» (воспитание трудолюбия, способности к познанию».

  Занятия по духовно - нравственному воспитанию не должны быть навязчивыми, воспитанники должны ждать подобных занятий, скучать по ним.

 2. Педагог должен являться воплощением доброты, любви и мудрой, доброжелательной строгости и требовательности. Никаких замечаний, оценок, принуждений, давлений и т.д., то есть исключить все давящее, сковывающее дух ребенка. Если кто – то нарушает обстановку, то подойти к нему и тихонько попросить его выйти. Хотя при правильной организации занятия, никаких таких эксцессов не будет, потому что души детей, в отличие от взрослых, более чуткие и открытые.

3. Педагогу необходимо хорошее знание содержания занятия, необходимо прочувствовать, “пропустить” его через себя.

4. Обязательное присутствие на занятии произведений искусства – музыки, поэзии, живописи. Потому что это язык, голос души. Это средство утончения, возвышения, одухотворения.

 5. Заканчивать занятия всегда словами благодарности к детям за интересное, плодотворное занятие. И в детях постоянно воспитывать умение быть благодарными за малейшую услугу.

В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Усвоение  и присвоение  народной культурой  - это даже не сотрудничество учителя и ученика. Это жизнь вместе. Это переживание вместе. Это делание вместе добрых дел для окружающих. Проживание народных традиций понимается как испытываемое субъектом эмоционально-окрашенное состояние после доброго дела.  

 Литература:

1. Лисовенко Г.В. Формирование духовного мира школьников средствами этнокультурных традиций. // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Матер. Всерос. науч.-метод. конф. - Воронеж, 2003.-С. 23.

2.Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности  – М.: Академия, 2005. – 453с.

3. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. –

4.Т. 2: Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова,

5.Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...