Беседа: 125 лет со дня рождения Сергея Есенина
план-конспект занятия (5 класс)

Хохлова Ирина Владимировна

1заинтересовать обучающихся личностью поэта, обратить внимание на глубокую лиричность его поэзии, любовь к Родине, природе;

Задачи:

Образовательные

– познакомиться с духовным миром поэта, эпохой;

- раскрыть особенность его поэзии: музыкальность, песенность, лиричность

Развивающие

– развивать творческие способности школьников

Воспитательные

– прививать любовь к поэтическому слову

– формировать эмоционально-эстетическую культуру школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_125-_let_so_dnya_rozhdeniya_sergeya_esenina.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

 Беседа

«125- лет со дня рождения  Сергея Есенина.»

Подготовил: Хохлова И.В.  

2020

Беседа на тему: 125- лет со дня рождения  Сергея Есенина.

Начало: звучит песня в исполнении А. Малинина, на стихи С. Есенина «Мне осталась одна забава…» 

Одновременно показывается презентация «Сергей Есенин: фотографии разных лет».

Воспитатель: Сегодня мы продолжаем нашу школьную традицию рождественских гостиных. Эта встреча посвящается великому русскому поэту Сергею Есенину. Жизнь его была короткая всего лишь 30 лет, но наследие Сергея Есенина бесценно.

            . – Сергей Есенин! – это имя

             В лесах моей родной России,

             В березах нежных и осинах,

             В сережках желтовато-синих,

             В лугах из зелени весенней,

             В стихах твоих, Сергей Есенин.

 Мир знает обаятельнейшую улыбку Сергея Есенина, в которой щедро светилась русская душа. Есенин достиг звездной ясности и чистоты в воспевании российских просторов.

              Поэты живут после смерти,

              При жизни страдают они.

              Их ловят мещанские сети,

              Тираны их держат в тени,

              Коль им не поют «аллилуя»

              Народных глушин голоса.

              Рассвет. Приближаюсь к селу я,

              Где русский Поэт родился.

 «Я родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, в селе Константиново», - писал С.Есенин в автобиографии. «Отец мой – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села».

Вспоминая о своем детстве, Есенин пишет: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега и, как щенка, бросал в воду".

 «Сергей был общительным и ласковым, - вспоминает сестра поэта Александра Есенина. – Приезжая в деревню, он собирал соседей, подолгу беседовал с ними, шутил… В погожее время поэт целыми днями пропадал на сенокосных лугах или на Оке…»

  «Стихи я начал писать лет с 9, - вспоминал Сергей Есенин. - Лет в 18 был удивлен тем, что их не печатали и послал в Петербург…» В начале 1914 года Есенин впервые получил гонорар за стихи, напечатанные в журнале. Он принес эти деньги отцу, желая расположить его к своим литературным занятиям. Удалось не сразу: сначала отец был настроен против творчества сына.

               Родился я с песнями в травном одеяле.

               Зори меня вешние в радугу свивали.

               Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

               Сутемень колдованая счастье мне пророчит

Невзгоды крестьянской жизни, ее радости и надежды – все отразилось в есенинских задушевных строках. «Моя лирика, - не без гордости говорил поэт, - жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Об этом Есенин говорит в стихотворении 1914 г. «Гой ты, Русь моя родная».

 «Гой ты, Русь моя родная».

 Поэт Руси, он взял у  ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу России.

 «Край любимый».

Многие его стихи автобиографичны – это исповедь. В самые трудные минуты жизни Сергей Есенин обращался к верному своему другу, матери.

 «Какой чистый и какой русский поэт», - говорил о нем Горький. Алексей Максимович точно определил глубинную суть Есенина-поэта, сказав, что он «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия.»

 Во многих стихотворениях Есенина запечатлена природа, как вечная красота и вечная гармония мира. Поэт как бы говорит нам: остановитесь на мгновение, посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное  ночное небо… Теплом и светом наполнены есенинские картины русской природы. Природа у поэта неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог.

Звучит песня «Отговорила роща золотая».

Одновременно презентация «Осенняя композиция к стихотворению С.Есенина «Отговорила роща золотая».

Природа в стихах Есенина – всегда живой организм, она дышит, чувствует, живет. Есенинская Русь - голубая, синяя, "блестящая", "просветленная".

В чистые и нежные тона окрашивается любовная лирика поэта. Чувство любви раскрывается им, как пробуждение всего самого светлого и прекрасного в душе человека. В первом периоде творчества Сергея Есенина (до 1920-х гг.) стихи о любви - большая редкость. В этом плане показательно стихотворение 1916 г. "Не бродить, не мять в кустах багряных...". Здесь любимая - часть природы, сравнима с "песней и мечтой".

Любовь - основная тема великолепных "Персидских мотивов" и так называемого "зимнего цикла" (конец 1925 г.). Отличительные черты есенинской любовной лирики - высокий эмоциональный накал, душевная сверхобнаженность, какая-то безоглядная удаль. В передаче стихии любовного чувства Есенин по особенному (точнее сказать, "по-русски") глубоко индивидуален и музыкален.

Идут годы, сменяются поколения, но остается вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его кризисами голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.

         

               Все ждет тебя, все ждет, не веря,                

                   Что за тобой уж столько лет,

                 Как наглухо закрыты двери

                 На этот самый белый свет.

                 Ты нам оставил столько сини!

                 А сам ушел, как под грозой,

                 Оставшись на лице России

                 Невысыхающей слезой…

Сергей Есенин - великий поэт будет всегда почитаем и любим народом, так как стихи его зовут к добру и свету.

Викторина к литературной гостиной.

Учащихся делят на 4 группы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Соревнуются, выполняя задания. Жюри оценивает творческие группы.

Задание 1. Литературная викторина – «самый внимательный участник гостиной».

  1. Где и когда родился С.Есенин? (в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, в селе Константиново).
  2. Сколько лет прожил великий поэт? (Жизнь его была короткая всего лишь 30 лет).
  3. Как звали отца и мать С. Есенина? (Отец  – Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна).
  4. Где провел детство русский поэт? (Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села).
  5.  С какого возраста Есенин начал писать стихи? (Стихи  начал писать лет с 9).
  6. Назовите основные темы лирики С.Есенина? (тема Родины, природы, любви, крестьянская тема).
  7. Назовите стихотворения Есенина, положенные на музыку. («Мне осталась одна  забава…», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу…», «В этом мире я только прохожий» и др.)
  8. Что такое медитативная лирика? (Медитация - углубленное размышление, погружение в себя).
  9. Какова тема стихотворения «Собаке Качалова»? (любовь ко всему живому в мире).
  10. Назовите эпитеты из стихотворений Есенина к слову Родина? («Русь моя родная», «Край любимый», «удел желанный»).

Задание 2. «Лучшее коллективное прочтение стихотворения С.Есенина». Обязательное условие – стихотворение читает каждый участник группы (каждому по строчке).

Берутся стихотворения, которые звучали в гостиной.

Задание 3. Конкурс пантомимы – без слов изобразить:

- тему любви к матери;

- тему любви к животным;

- тему любви к родине;

- тему любви к природе или крестьянская тема.

 

Задание 4. Завершается конкурсная программа лучшим исполнением вальса и менуэта, но пары должны быть в новом составе.

Жюри подводит итоги, награждает команды сладкими призами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина (к 115 – летию со дня рождения). «Я сердцем никогда не лгу …»

Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина(к 115 – летию со дня рождения).«Я сердцем никогда не лгу …»...

Занятие-беседа "Эстетическое воспитание учащихся на примере творчества Сергея Есенина"

В материале раскрывается роль творчества Сергея Есенина в эстетическом воспитании обучающихся творческого объединения....

Внеклассное занятие к столетию со дня рождения Сергея Михалкова: « По стихам Сергея Михалкова.»

13  марта  2013  года  –  юбилейная  дата  в  истории  детской  литературы: 100-летие со дня рождения  С.В. Михалкова, известного сове...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Митинг, посвящённый 115-ой годовщине со дня рождения Сергея Есенина

Сценарий митинга, посвященного 115-ой годовщине со дня рождения Сергея Есенина...

Методическая разработка музыкально-поэтического урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)

Методическая разработка  урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..."  (к 125летию рождения Сергея Есенина)...