«Развитие нравственно – патриотических качеств личности дошкольника с ТНР»
материал

Лучкина Елена Валерьевна

«Развитие нравственно – патриотических качеств личности дошкольника с ТНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nr.-patr.vospitanie_detey_s_tnr.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Попова С.А.

Учитель-логопед Лучкина Е.В.

Текст к презентации

«Развитие нравственно – патриотических качеств личности дошкольника с ТНР»

(на базе детского сада №28 «Сказка», г.Ногинск, 29.01.2020)

С чего начинается Родина? С картинки в букваре, с хороших товарищей,…Для каждого ребенка Родина начинается с мамы, ее улыбки, ее голоса….Мама, семья, восприятие близкого окружающего пространства (дом, улица, межличностные отношения в семье и с окружающими) – это то, что закладывается у ребенка в раннем возрасте,  в семье. В норме это происходит автоматически. К сожалению, у детей с тяжелыми нарушениями речи эти понятия формируются с особенностями.

Как правило, у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются:

  • Снижение или избирательность интереса к окружающему,
  • Примитивность восприятия,
  • Трудности в установлении родственных связей, причинно-следственных связей,
  • Бедность эмоциональной сферы,
  • Снижение объёма внимания, памяти,
  • Эмоциональная, волевая, духовная незрелость.

Перед взрослыми ставятся задачи:

  • Воспитание у ребенка любви и чувства привязанности к своей семье, дому, городу,
  • Формирование бережного отношения ко всему живому,
  • Воспитание уважения к труду,
  • Развитие интереса к русским народным традициям,
  • Воспитание уважения к обычаям и культуре других народов.

                                           1

Способы реализации.

1 Игры                

 2 Проектная деятельность

3 Совместные праздники,

4 Чтение произведений русского народного творчества, художественной литературы, знакомство с картинами художников , с русскими народными промыслами.

         Составляющими нравственно-патриотического воспитания ребенка являются:

  • Усвоение семейных ценностей, традиций,
  • Усвоение нравственных ценностей, таких как уважение, дружба,
  • Усвоение основ православной культуры,
  • Знание традиций и обычаев своего народа,
  • Знание русского народного творчества и художественной литературы,
  • Знание культурного наследия своего города,
  • Знание культурного наследия своей страны.

        В работе  используются различные игры: речевые, дидактические, подвижные, театрализованные, …Одна из таких игр «Зачем нужна мама (Папа)» - видео.

       У детей часто возникает потребительское отношение к маме, папе, родным. Проявлять свои чувства с помощью слов, говорить хорошие слова  -  одна из наших задач.

                                                      2

         У наших детей много различных игрушек, им знаком интернет и компьютерные игры. Но наши дети  не умеют играть со старинными русскими народными игрушками. Если матрешки или свистульки иногда встречаются в игрушках детей, то такие игрушки, как Богородская деревянная игрушка детям не знакома. Когда детям даешь такую игрушку в первый раз,  они просто не знают,  что делать с ней.

      Русские народные игрушки и игрушки народных промыслов отличаются образностью, оригинальностью, доступностью, выполняются из натуральных материалов. Развивают мелкую моторику, координацию движений, дыхание.        

     В работе по формированию нравственно-патриотических качеств ребенка часто используем настольные игры на основе сказок, игры с изображениями достопримечательностей нашей страны.

        

       Сказка - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, познает окружающий мир. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям.Сказки прочно входит в мир ребенка с раннего детства — вначале их рассказывает мама или бабушка, затем сказки читает воспитатель в детском саду, а затем дети рассказывают их сами.

         Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, бытом. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями.

   В настоящее время у детей искажаются понятия добра и зла        . Образы русских народных сказок входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним  в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

  Закрепление знаний полученных на занятиях происходит на праздниках. Сказки и театрализованная деятельность используются широко на праздниках в виде инсценировок отрывков сказок. Праздники проводятся как обычные (Новый год, «Мамин праздник»,..), так и на основе православной культуры, на основе русских народных обычаев.

                                                          3

В саду проходят такие праздники, как: «Осенняя ярмарка», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Вербное Воскресенье», «Пасха».                      

Дети разучивают народные  игры, песни, потешки, разыгрывают сценки, поют частушки,

Также знакомим детей с обычаями, особенностями,     народным костюмом. Дети с удовольствием надевают рубахи и сарафаны.., катаются в санях..

На празднике «Пасха» учим детей катать яйца. Как правило, на празднике присутствуют родители, которые вместе с детьми знакомятся с этими играми

В детском саду широко используется проектная деятельность.

Цель проектной деятельности:

  • учить родителей и детей работать совместно, уважать желания и интересы друг друга,
  • формировать интерес к своему городу, семье, народному творчеству,..

         С детьми 3-5 лет и их родителями проекты: «Играем дома», «Мамы всякие важны»,  «Моя семья».

С детьми  более старшего возраста - «Моя любимая сказка», «Где я был в праздники?», «Мой Прадед – герой», «Моя страна», - дети рассказывают, опираясь на фотографии, где они были летом, а затем выбирают место, куда бы они хотели поехать.

Мы гордимся достижениями нашей страны в области космоса. На занятиях, досугах знакомим  детей в доступной форме с именами космонавтов, показываем фотографии…рассказываем о подготовке космонавтов.

                                          4

Мы помним, мы гордимся…

        С детьми старшего дошкольного возраста каждый год готовимся к празднику «День Победы». В подготовке праздника активно участвуют педагоги детского сада и родители с детьми.

В рамках праздника подготавливаются совместные проекты «Наш прадедушка (прабабушка)», «Памятные места Ногинска». Дети рассказывают о своих предках, которые защищали нашу страну, рассказывают о памятниках Ногинска.

Каждый год проводятся совместные с родителями праздники, заучиваются стихотворения и песни военных лет. Родители активно участвуют в празднике, поют песни военных лет.

В детском саду часто находятся дети других национальностей. Мы знакомим детей с обычаями и особенностями культуры других народов. Учим детей уважать их обычаи.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из важных составляющих общего развития ребенка с особенностями развития, так как такой ребенок требует большей помощи в усвоении таких понятий,  как любовь к своей стране, уважение к памяти своих предков, знание истории свой страны, уважение к обычаям других народов.

                                                5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково

Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности»      В МБОУ СОШ №5 г. Балаково...

Доклад на МО на тему: "Развитие патриотических качеств личности"

Развитие патриотических качеств личности...

Мастер – класс : «Формирование духовно – нравственных установок учащихся с целью развития социально значимых качеств личности.»

Главной целью моего проекта является воспитание молодого человека с активной жизненной позицией и широким кругозором, готовому к  дальнейшему обучению и адаптации во «взрослую» жизнь, гражд...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта «Защитники земли русской»

   Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказ...

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...