Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Круглый стол «Адаптация выпускников на современном рынке труда»
методическая разработка

Земляная Екатерина Васильевна

Cформировать у обучающихся техникума готовность к профессиональному самоопределению, позволяющую им успешно адаптироваться в социальных условиях современного общества и наиболее полно реализовать себя в предстоящей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kruglogo_stola.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

Круглый стол «Адаптация выпускников на современном рынке труда»

Составила: Земляная Екатерина Васильевна,

                                                                       социальный педагог

                                                  г. Миллерово

                                                                2019 г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

профессиональных экономических дисциплин

Протокол №      от               2019 г.

Председатель: __________Лашутина О.Н.

Утверждаю:

Заместитель директора по учебной работе

_____________Л.А. Юрьева  

2019 г.

Автор:  Земляная Е.В., социальный педагог ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)»

Сценарий проведения круглого стола

Тема: «Адаптация выпускников на современном рынке труда»

Цель: сформировать у обучающихся техникума готовность к профессиональному самоопределению, позволяющую им успешно адаптироваться в социальных условиях современного общества и наиболее полно реализовать себя в предстоящей профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Образовательная: знать перечень документов при приеме на работу, уметь вести диалог на заданную тему, активизировать процесс формирования психологической готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Сформировать представление обучающихся о понятии «имидж», особенностях делового имиджа;

2. Развивающая: развивать абстрактное мышление, формировать умения к изучению специальной справочной литературы;

3. Воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, внимательность к говорящему, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.

Место проведения: ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)», кабинет 219

Участники:

  1. Приглашенные специалисты:

2.  Администрация и преподаватели техникума

3. Студенты:

3 курса группа 3Б9 по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

План мероприятия:

  1. Приветственное слово, представление участников.
  2. Результаты анкетирования
  3. Этапы трудоустройства
  4. Рефлексия
  5. Подведение итогов мероприятия. Делаем выводы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Приветственное слово, представление участников.

Преподаватель:

Добрый день, уважаемые гости, преподаватели и студенты!

Сегодня мы проводим круглый стол в рамках недели специальности. Тема нашего разговора - «Адаптация выпускников на современном рынке труда». Мы вас пригласили для того, чтобы рассмотреть основные этапы трудоустройства, сформировать у выпускников техникума готовность к профессиональному самоопределению, позволяющую им успешно адаптироваться в социальных условиях современного общества, и как избежать неприятных ситуаций, рассмотрев несколько примеров.

Ведущий 1:

Не секрет, что молодежь наиболее уязвима на рынке труда – молодых берут на работу неохотно, ссылаясь на отсутствие у них опыта. Действительно, вчерашний студент обычно «проигрывает» более опытным коллегам, но в то же время, и сегодняшние выпускники часто демонстрируют высокие амбиции – стремятся получить престижные должности с высокими зарплатами «сразу и сейчас». Сам же молодой специалист не всегда имеет достоверное представление о том, чем конкретно он будет заниматься на работе.

Ведущий 2:

Через некоторое время перед вами возникнет сложная проблема выбора дальнейшего жизненного пути. Да, вы будете обладателями диплома о среднем специальном образовании. Но что, же делать дальше? Поступать в университет или устраиваться на работу? А где найти работу по душе, кто возьмет вас на высокооплачиваемую работу, как общаться с администрацией при устройстве на работу? А что делать, если вам откажут в работе на нескольких предприятиях?

Эти и другие вопросы мы попытаемся обсудить в ходе нашей встречи.

Ведущий 1:

А сейчас позвольте нам представить участников круглого стола. В обсуждении этой важной проблемы примут участие: представление участников (2 минуты)

  1. Результаты анкетирования

Ведущий 2:

Накануне проведения данного мероприятия студентам группы 3Б9 было предложено принять участие в анкетировании. В опросе участвовали 21 человек.

Первый вопрос звучал так:

Чувствуете ли себя подготовленным для самостоятельной работы по Вашей специальности на уровне специалиста со средним профессиональным образованием

3 человека ответили - да

14 человек - да, но пугает связь теории и практики

2 человека – нет, не чувствуем себя подготовленным для самостоятельной работы по специальности

2 человека – затрудняются ответить

Ведущий 1:

На второй вопрос -  сформировалось (усилилось) ли позитивное отношение к миру, к своему будущему во время учебы в техникуме

13 человек ответили - да

3 человека - нет

затрудняюсь ответить – 3 человека

сформировалось, но не совсем – ответили 2 человека
             

Ведущий 2:

Третий вопрос был следующим: научились ли Вы во время производственной практики находить контакт с работодателем и принимать совместные решения

16 человек ответили - да

1 человек - нет

затрудняюсь ответить – 1 человек

не по всем вопросам – 3 человека

Ведущий 1:

На четвертый вопрос - как вы оцениваете возможности Вашего трудоустройства по полученной в техникуме профессии:

3 человека ответили, что вопрос трудоустройства решен на базе практики

4 человека - вопрос трудоустройства решен самостоятельно

9 человек - вопрос с трудоустройством не решен

 5 человек - ожидаю помощи по вопросу трудоустройства со стороны учебного заведения, родителей, друзей

Ведущий 2:

Пятый вопрос звучал так: после окончания техникума чем Вы будете заниматься?

учиться на заочном отделении и работать ответили 16 человек

учиться на очном отделении – 2 человека

работать – 3 человека

Ведущий 1:

Следующий вопрос: какую должность Вы хотели бы занимать?

14 человек ответили - бухгалтер

4 человека - менеджер по продажам

кассир в пятерочке – 1 человек

секретарем – 1 человек

руководитель (собственное дело) – 1 человек

Ведущий 2:

При ответе на вопрос на какую заработную плату Вы претендуете?

Ответ от 10 до 15 тыс. рублей – никто не выбрал

10 человек – выбрали заработную плату от 16 до 20 тыс. рублей

8 человек - от 21 до 30 тыс. рублей  

И  свыше 30 тыс. рублей – выбрали 3 человека

 

По этому вопросу мы провели сравнительный анализ результатов. В прошлом 2018-2019 учебном году  выпускникам был задан подобный вопрос о заработной плате.  Ответы были следующими:

от 3 до 4 тыс. рублей претендует 1 человек

от 4 до 5 тыс. рублей претендуют 11 человек

от 7 до 8 тыс. рублей претендуют 6 человек

от 6 до 10 тыс. рублей претендует 1 человек

от 10 до 15 тыс. рублей претендует 5 человек

и зарплату чем больше тем лучше хотят иметь 2 человека

Можно сделать вывод, что требования к зарплате у выпускников растут.

Ведущий 1:

И на последний вопрос - на каком предприятии Вы хотели бы работать?

5 человек ответили - на государственном

5 человек - на частном

10 человек - на любом (лишь бы платили, только официально, где хорошо платят)

1 человек - собственное дело

  1. Этапы трудоустройства

Ведущий 1:

Осознанный выбор любой профессии оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека, определяет успешность, карьерный и профессиональный рост. Правильный выбор места работы, поведение во время собеседования при приеме на работу – все это очень важно.

Ведущий 2:

 Но как набраться опыта, если большинство работодателей принимают на работу именно человека со стажем и опытом. Вот и получается порочный круг.

Работодатели же высказывались о том, что выпускники пассивны – сдали работодателю резюме и на этом дело закончилось. Но работодатели, довольно занятые люди, поэтому к ним необходимо самостоятельно обращаться, самим звонить, чтобы узнать, рассмотрели ли они Вашу кандидатуру.

Ведущий 1:

 А сейчас представим, что вы закончили учебное заведение, стали дипломированными специалистами. И вы стоите перед выбором – куда обратиться по поводу трудоустройства.  Помимо твёрдого решения найти работу, вам необходимо точно определить, где и как её искать. Не бойтесь самых разнообразных способов и вариантов. Мы предлагаем попробовать построить свой собственный план действий, просто поставим перед собой задачу «Как устроиться на работу?» и составим перечень путей её решения. Итак, каким образом можно найти работу?

 (Ответы  студентов).

Спасибо за ответы. На слайде изображены предложенные вами варианты. Действительно, устроиться на работу можно различными способами.

Как вы думаете, что вы должны взять с собой для трудоустройства? ответ студентов (Документы)

Ведущий 2:

Важно помнить, какие документы требуются при устройстве на работу. Вашему вниманию предлагаем перечень документов, выберите среди них те, которые, по вашему мнению, необходимы при трудоустройстве.  

Может кто-то из вас хочет добавить, какие еще можно взять документы?

(ответы студентов)

Ведущий 1:

А теперь давайте узнаем у инспектора центра занятости Бабаковой Ирины Николаевны правильно мы собрали пакет документов для трудоустройства? Каковы действия выпускников после обращения в центр занятости?

Докладчик:

  1. Бабакова Ирина Николаевна – инспектор государственного казенного учреждения Ростовской области «Центр занятости населения города Миллерово».

              Спасибо, Ирина Николаевна.

Есть ли у вас какие-либо вопросы к специалисту?

(вопросы от студентов)

Ведущий 2:

Чтобы устроиться на работу, одного диплома недостаточно. Необходимо понравиться работодателю. Поэтому так важно знать нормы этикета и уметь грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу.

При устройстве на работу каждый грамотный человек должен составлять резюме.

Резюме - это своеобразная визитная карточка кандидата, призванная в первую очередь привлечь к себе внимание работодателя. Резюме - краткое изложение информации о знаниях, умения, навыках соискателя. Для работодателя резюме - первое знакомство с претендентом, возможность провести первичную оценку его пригодности, а также информация для подготовки к собеседованию с претендентом. Для соискателя - способ с лучшей стороны презентовать свои профессиональные и личные качества, чтобы получить приглашение на собеседование.

Ваше резюме должно быть оформлено таким образом, чтобы его было легко и приятно читать, тогда оно уже само по себе создаст вам дополнительное конкурентное преимущество.

Составить резюме мы попросили студентку группы 3Б9    Воликову Марину.

Выступление Воликовой М.

Обсуждение резюме

Ведущий 1:

Спасибо, Марина. Итак, вы разослали своё резюме по нескольким адресам и с нетерпением ждёте ответа. Как правило, первый контакт с потенциальным работодателем происходит по телефону. Это может быть короткий звонок представителя компании с целью договориться о времени предстоящего собеседования либо полномасштабное интервью по телефону. Независимо от того, какой характер примет разговор, нужно всегда быть готовым к неожиданным телефонным звонкам. Вашему вниманию мы представляем один из вариантов короткого телефонного разговора представителя работодателя и соискателя работы, с целью договориться о собеседовании.

 Сценка

(раздается телефонный звонок)

Представитель: Здравствуйте!

Соискатель: (сонным голосом) Здрасьте! Кто это?

Представитель: Елена Петровна, это вас беспокоят из компании «Север Дона». Вы оставляли резюме. Мы готовы предложить вам несколько вакансий. Приглашаем вас принять участие в собеседовании. Вам необходимо подойти завтра в наш офис к 9.00.

Соискатель: Завтра?! В 9.00?! Ой, да нет, в 9.00 это рано, я еще сплю. И вообще, завтра у друга день рождения, я не смогу. А давайте послезавтра, после обеда, часика в 3?

           Представитель: Елена Петровна, извините, но у директора по персоналу очень плотный график работы. Поэтому, если вас все еще интересует работа, мы ждем вас завтра в 9.00.

          Соискатель: А, так, да? Да конечно, мне нужна работа и деньги нужны. Хорошо, хорошо, я завтра к вам подойду. До свидания.

         Представитель: Всего доброго!

Ведущий 2:

Спасибо участникам. А сейчас давайте обсудим, правильно ли вел телефонный разговор соискатель? Кто желает высказать свое мнение?

Обсуждение(1-2 минуты)

Ведущий 1:

Разговор по телефону – это Ваше первое личное общение с потенциальным работодателем, и важно уже на первом этапе произвести на него хорошее впечатление. Даже если приглашать на собеседование будет секретарь, он обязательно передаст тому, кто будет проводить собеседование, о том, как прошел ваш телефонный разговор.

Ведущий 2:

Документы вы собрали, резюме составили. Договорились о встрече. О чем ещё надо помнить, когда вы идете устраиваться на работу?  (Имидж, одежда)

Да, это, конечно же ваш имидж, одежда. Многие люди, которые устраиваются на работу, часто задумываются, что надеть на собеседование при устройстве на работу? Как произвести впечатление на потенциально будущего начальника?

По наблюдениям психологов, первая минута общения с новым человеком является решающей.

Если новый человек окажет приятное впечатление на работодателя с первых минут - успех у Вас в руках.

Так что же надеть на собеседование при устройстве на работу?

Для этого мы попросили студентов одеться по-разному. Просим их войти, а вас - оценить, правильно ли каждый из них подобрал гардероб для трудоустройства? (Входят студенты в спортивной одежде, в джинсах, в костюме…)  

(Обсуждение)

Ведущий 1:

Итак, самое важное, что Вы должны запомнить - это будьте аккуратны и опрятны. У Вас должна быть чистая одежда, волосы. Не нужно надевать Вашу лучшую парадную одежду. Что надеть на собеседование при устройстве на работу? - самую простую одежду, которая будет к месту, и она должна быть чистая и выглаженная. Уберите всё лишнее.

Резкий галстук, откровенный наряд, громадный ремень - все это лишнее. Запомните - будьте аккуратны и ухожены. Даже если есть какие-то предметы роскоши - не стремитесь их показывать работодателям. Они могут неправильно это оценить.

Ведущий 2:

Конечно, внешний вид играет большую роль при первом знакомстве. Но самое главное, что старается определить работодатель при встрече с вами - это ваши личные качества, как деловые, так и моральные, ваши положительные и отрицательные черты характера.

И сейчас мы предлагаем посмотреть небольшой видеоролик, как правильно вести себя при собеседовании.

Ведущий 1:

Будем надеяться, что, когда придет время устраиваться на работу вы учтете данные рекомендации, не допустите ошибок и успешно получите ту должность, на которую рассчитываете.

Итак, основные этапы трудоустройства мы с вами обсудили, на примере посмотрели, как нужно вести себя на собеседовании. И сейчас предоставим слово работодателям, чтобы они высказали свои рекомендации молодым специалистам в стремлении к формированию профессиональных умений, рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются при найме выпускников и студентов, какие уже есть решения, и какие новые пути они видят.

Докладчики представители  работодателей:

Ведущий 2:

Спасибо. Сегодня за круглым столом у нас присутствует выпускники нашего техникума. Вы несомненно искали работу. Расскажите, пожалуйста, сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при устройстве на работу? И что бы посоветовали выпускникам при прохождении собеседования?

Докладчики:

  1. Рефлексия.

Преподаватель:

И в подведении итогов ранее сказанного и увиденного, я предлагаю вам принять участие в игровой ситуации, связанной с трудоустройством.

Продолжите фразы:

Я ищу работу и начну с ...

Когда я пойду устраиваться на работу, я надену...

Когда я пойду устраиваться на работу, я возьму с собой такие документы...

Если мне предложат коротко рассказать о себе, я расскажу следующее: ...

Ведущий 1:

За круглым столом у нас присутствует педагог-психолог ДСХТ Волощенко Светлана Павловна. Светлана Павловна, чтобы вы порекомендовали нашим выпускникам для успешной адаптации на первом рабочем месте.

Выступление Волощенко.

  1. Подведение итогов.

Ведущий 2:

Наша встреча подходит к завершению. Сегодня мы поговорили о том, как устроится на работу, имея специальность или просто имея желание работать. Будем надеяться, что, когда придет время устраиваться на работу вы не допустите ошибок и успешно получите ту должность, на которую рассчитываете.

Ведущий 1:

 Не забывайте о том, что достичь успеха в поиске работы вы сможете, если будете придерживаться конструктивного стиля поведения, особенностями которого являются:

  • Вера в возможность выхода из сложившейся ситуации;
  • Активность в поиске работы;
  • Четкое представление о своих желаниях и возможностях;
  • Неудача как повод к новым действиям!

Преподаватель:

Мы благодарим всех участников круглого стола за активное участие и присутствие на данном мероприятии, и будем искренне рады, если проделанная работа принесла пользу, как для работодателей, так и для наших будущих выпускников.

Результаты круглого стола

Одним из основных вопросов круглого стола стало обсуждение готовности студентов к профессиональному самоопределению, позволяющую им успешно адаптироваться в социальных условиях современного общества и наиболее полно реализовать себя в предстоящей профессиональной деятельности.

Участники встречи рассмотрели основные этапы трудоустройства молодых специалистов, обсудили на примерах, как нужно вести себя на собеседовании. Представители работодателей, а также бывшие выпускники техникума высказали свои рекомендации будущим специалистам в стремлении к формированию профессиональных умений, рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются при найме выпускников и студентов, какие уже есть решения, и какие новые пути они видят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Современный рынок труда"

Классный час "Современный рынок труда" основан на материале программы Г.В. Резапкиной "Психология и выбор профессии"....

Современный рынок труда. Профессии ХХI века

Беседа по профориентации учащихся...

Анализ современного рынка труда. Потребность в специалистах среднего профобразования.

Данная презентация разработана для демонстрации на родительских собраниях и классных часах 9-11 классов с целью информирования родителей и учащихся о дефиците рабочих специальностей, о положении на ры...

Урок в 9 классе "Современный рынок труда" (предпрофильный курс)

Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом,...

Современный рынок труда

Китайские мудрецы говорили: «Нет ничего страшней, чем жить во времена перемен». Сегодня эта фраза звучит очень актуально. Мода на профессии меняется также быстро, как на компьютерные игры. Молодые люд...

Проект « Современный рынок труда».

Цель проекта является анализ рынка труда для дальнейшего выбора профессии....

Родительская гостиная "Современный рынок труда. Правильно выбираем профессию" (8-е классы).

Как помочь ребёнку выбрать профессию? В чём заключается роль родителей? Как сделать жизнь детей счастливой и успешной?...