Работа психолога с учащимися с ОВЗ
статья

Любое образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется в первую очередь Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012.

Особенность школы заключается в том, что здесь обучаются дети с ОВЗ. Согласно статье 2 данного закона, «обучающимся с ОВЗ называется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующее получению образования без создания специальных условий.

Деятельность образовательного учреждения данного типа заключается в том, чтобы адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога с учащимися с ОВЗ

Любое образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется в первую очередь Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012.

Особенность школы заключается в том, что здесь обучаются дети с ОВЗ. Согласно статье 2 данного закона, «обучающимся с ОВЗ называется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующее получению образования без создания специальных условий.

Деятельность образовательного учреждения данного типа заключается в том, чтобы адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся. Необходимо обеспечить единство учебной и воспитательной работы, создать условия для коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки. А также способствовать развитию у них психических функций, учебных навыков и социального поведения в условиях реализации ФГОС О УО(ИН).

Психологическое сопровождение осуществляется с учетом индивидуальности обучающихся и создает психологические условия для успешного обучения и воспитания, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Что же такое «УО»? Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).  Согласно классификации  МКБ 10 существует 4 степени  УО. Чем раньше произошло поражение ЦНС, тем тяжелее степень интеллектуальной неполноценности.

Остановимся на психолого-педагогических особенностях детей с лёгкой УО. В результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольных процессов памяти, словесно-логического мышления, речи и др.). Характерно для умственно отсталых наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей наблюдаются аномалии в физическом развитии: аномалии роста, нарушения обмена веществ, нарушения моторики, трудности формирования двигательных рабочих навыков и др.

Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. В последнее время отмечается усложнение клинических диагнозов обучающихся.

Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются. 

Получение детьми с лёгкой умственной отсталостью образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Пять  основных направлений деятельности психолога:

-Диагностика;

Результаты обследования позволяют выстроить маршрут индивидуальной психолого-педагогической работы, проследить за динамикой психического развития, определить прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка. Психологом разрабатывается план индивидуальной коррекции для каждого ребёнка отдельно.

- Коррекционно-развивающая работа;

Включает в себя:

  • Психомоторную коррекцию (развитие общей, ручной и мелкой (пальчиковой, мимической) моторики, моторной ловкости, динамического (ритмического) праксиса, зрительно-моторной координации и графомоторных навыков, формирование пространственных представлений и конструктивного праксиса);
  • Развитие основных психических процессов (познавательной сферы: самотогнозиса и стереогноза, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), формирование и коррекция межполушарного взаимодействия;
  • Развитие и коррекция эмоционально-волевой и мотивационной потребностной сферы (развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений, снижение эмоциональной нестабильности);
  • Коррекция поведенческих отклонений и развитие навыков социального поведения (игры и упражнения на преодоление застенчивости и тревожности, техники, направленные на обучение управлению эмоциями);
  • Развитие самосознания (игры и упражнения на формирование адекватной самооценки и позитивного отношения к себе);
  • Коррекция межличностных отношений и формирование коммуникативной компетентности (упражнения и игры на сплочение группы и на развитие навыков общения, закрепление и перенос нового позитивного опыта в жизненную практику;
  • Воспитание активной и осознанной мотивации к учению;
  • Релаксационные игры и упражнения (медитативная гимнастика, глазодвигательные упражнения, дыхательные упражнения).
  • Работа с подростками отклоняющего от нормы поведения реализуется согласно плану мероприятий социально-психолого -социальной службы. 

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.

При организации коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые психолого-педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.

1.коррекционно - развивающие технологии;

2.игровые технологии;

3.информационно-коммуникационные технологии;

4.здоровьесберегающие технологии;

5. технологии компенсирующего обучения.

Интерес детей к коррекционным воздействиям обеспечивается благодаря разнообразию используемых мной разнообразных здоровьесберегающих технологий.

Важным при построении каждого занятия является четкая структура: ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, последовательность упражнений, их логичность, рефлексия занятия. Для повышения интереса к занятиям использую компьютерные технологии.

Коррекция эмоционально-волевой сферы повышает общий эмоциональный фон, настроение, а, следовательно, общее физическое самочувствие и поведение, развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа психолога с родителями учащихся на родительских собраниях

Презентация сопровождает доклад на конференции по данной теме...

План работы педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания

План работ  педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания ( дети-инвалиды, под опекой,  склонные к девиантному поведени., находящиеся на домашнем обучении)...

«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...

План работы педагога-психолога с учащимися, состоящими на разных видах учёта и контроле

Документ содержит план работы педагога-психолога с учащимися, состоящими на разных видах учёта и контроле в МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная"...

Планирование работы педагога- психолога с учащимися категории « группа риска» .

  «Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./ Планирование работы педагога- психолога с учащимися категории « группа риска»  в МБОУ...