Работа психолога с учащимися с ОВЗ
статья
Любое образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется в первую очередь Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012.
Особенность школы заключается в том, что здесь обучаются дети с ОВЗ. Согласно статье 2 данного закона, «обучающимся с ОВЗ называется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующее получению образования без создания специальных условий.
Деятельность образовательного учреждения данного типа заключается в том, чтобы адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация работы психолога с учащимися с ОВЗ | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа педагога-психолога с учащимися с ОВЗ
Любое образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется в первую очередь Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012.
Особенность школы заключается в том, что здесь обучаются дети с ОВЗ. Согласно статье 2 данного закона, «обучающимся с ОВЗ называется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующее получению образования без создания специальных условий.
Деятельность образовательного учреждения данного типа заключается в том, чтобы адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся. Необходимо обеспечить единство учебной и воспитательной работы, создать условия для коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки. А также способствовать развитию у них психических функций, учебных навыков и социального поведения в условиях реализации ФГОС О УО(ИН).
Психологическое сопровождение осуществляется с учетом индивидуальности обучающихся и создает психологические условия для успешного обучения и воспитания, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Что же такое «УО»? Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Согласно классификации МКБ 10 существует 4 степени УО. Чем раньше произошло поражение ЦНС, тем тяжелее степень интеллектуальной неполноценности.
Остановимся на психолого-педагогических особенностях детей с лёгкой УО. В результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольных процессов памяти, словесно-логического мышления, речи и др.). Характерно для умственно отсталых наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей наблюдаются аномалии в физическом развитии: аномалии роста, нарушения обмена веществ, нарушения моторики, трудности формирования двигательных рабочих навыков и др.
Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. В последнее время отмечается усложнение клинических диагнозов обучающихся.
Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Получение детьми с лёгкой умственной отсталостью образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Пять основных направлений деятельности психолога:
-Диагностика;
Результаты обследования позволяют выстроить маршрут индивидуальной психолого-педагогической работы, проследить за динамикой психического развития, определить прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка. Психологом разрабатывается план индивидуальной коррекции для каждого ребёнка отдельно.
- Коррекционно-развивающая работа;
Включает в себя:
- Психомоторную коррекцию (развитие общей, ручной и мелкой (пальчиковой, мимической) моторики, моторной ловкости, динамического (ритмического) праксиса, зрительно-моторной координации и графомоторных навыков, формирование пространственных представлений и конструктивного праксиса);
- Развитие основных психических процессов (познавательной сферы: самотогнозиса и стереогноза, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), формирование и коррекция межполушарного взаимодействия;
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой и мотивационной потребностной сферы (развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений, снижение эмоциональной нестабильности);
- Коррекция поведенческих отклонений и развитие навыков социального поведения (игры и упражнения на преодоление застенчивости и тревожности, техники, направленные на обучение управлению эмоциями);
- Развитие самосознания (игры и упражнения на формирование адекватной самооценки и позитивного отношения к себе);
- Коррекция межличностных отношений и формирование коммуникативной компетентности (упражнения и игры на сплочение группы и на развитие навыков общения, закрепление и перенос нового позитивного опыта в жизненную практику;
- Воспитание активной и осознанной мотивации к учению;
- Релаксационные игры и упражнения (медитативная гимнастика, глазодвигательные упражнения, дыхательные упражнения).
- Работа с подростками отклоняющего от нормы поведения реализуется согласно плану мероприятий социально-психолого -социальной службы.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.
При организации коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые психолого-педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
1.коррекционно - развивающие технологии;
2.игровые технологии;
3.информационно-коммуникационные технологии;
4.здоровьесберегающие технологии;
5. технологии компенсирующего обучения.
Интерес детей к коррекционным воздействиям обеспечивается благодаря разнообразию используемых мной разнообразных здоровьесберегающих технологий.
Важным при построении каждого занятия является четкая структура: ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, последовательность упражнений, их логичность, рефлексия занятия. Для повышения интереса к занятиям использую компьютерные технологии.
Коррекция эмоционально-волевой сферы повышает общий эмоциональный фон, настроение, а, следовательно, общее физическое самочувствие и поведение, развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа психолога с родителями учащихся на родительских собраниях
Презентация сопровождает доклад на конференции по данной теме...
План работы педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания
План работ педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания ( дети-инвалиды, под опекой, склонные к девиантному поведени., находящиеся на домашнем обучении)...
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...
План работы педагога-психолога с учащимися, состоящими на разных видах учёта и контроле
Документ содержит план работы педагога-психолога с учащимися, состоящими на разных видах учёта и контроле в МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная"...
Планирование работы педагога- психолога с учащимися категории « группа риска» .
«Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./ Планирование работы педагога- психолога с учащимися категории « группа риска» в МБОУ...
Планирование работы педагога- психолога с учащимися категории « группа риска» в МБОУ ЕСОШ № 1 на 2023- 2024 учебный год
Работа с обучающимися " группы риска"...