Воспитание законопослушного поведения школьников
консультация

Доровских Оксана Дмитриевна

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

1.      Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

2.      Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, выявление несовершеннолетних, пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

3.      Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

4.      Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effekt_metody_po_profilaktike.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

В Федеральном Законе №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

1.        Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

2.        Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, выявление несовершеннолетних, пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

3.        Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

4.        Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Основные аспекты работы, направленной на формирование законопослушного поведения в нашей гимназии.

 1. Ежедневный контроль посещаемости и успеваемости обучающихся со стороны классного руководителя и родителей через систему АИС-сетевой город- важный компонент в системе ранней профилактики асоциального поведения. Это позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с учащимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками, обеспечивает успешную профилактику правонарушений.

2. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение детей в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.  98% обучающихся  нашей гимназии заняты в кружках, секциях как школы, так и в системе дополнительного образования города 47% учеников школы- занятость в объединениях дополнительного образования гимназии .

Классными руководителями, социальным педагогом принимаются меры по привлечению в спортивные секции, курсы учащихся гимназии, в т.ч.учащихся в СОП.

3. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.

В своём выступлении я хотела бы рассмотреть вопрос организации и взаимодействии в нашей гимназии всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающих формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, направляющих свою деятельность на микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношений, воздействуя на представления обучающихся об окружающих и взаимоотношениях с ними, способствуя изменению позиции ребенка по отношению к социуму.

Система взаимодействия «обучающийся-педагоги-родители», в нашей гимназии это действующая не первый год комплексная воспитательная работа, обеспечивающая формирование законопослушного поведения школьников, в которой приоритетным является усвоение учащимися общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов.  Функционально-ролевое взаимодействие с членами педколлектива на методических объединениях, совещаниях в ходе которых классные руководители получают методические консультации по вопросам правового воспитания обучающихся, формирования у детей способности и готовности к ответственному действию в сфере отношений, а также активизации у родителей необходимости воспитания гражданской ответственности у детей.

Образовательный блок в системе, формирующей законопослушное поведение, реализуется в нашей гимназии через урочную деятельность на таких предметах как «Право», «Обществознание», курсах «Финансовая грамотность», «Правовая ответственность» и т.д..

Просвещение и профилактическая работа- составляющие воспитательного блока по формированию законопослушного поведения.

В рамках реализации программы «Школа ответственного родительства» ведется психолого-педагогическое просвещение взрослых через цикл классных тематических собраний, лекций-бесед с приглашенными специалистами: инспектором ПДН, специалистами кризисных центров, специалистами КДН и ЗП, индивидуальных встреч с педагогом-психологом, социальным педагогом по вопросам воспитания детей. Регулярно обновляется информация на сайте гимназии по правовому просвещению родительской общественности.

Отдельное внимание заслуживает работа в нашей школе с общешкольным родительским собранием, инициативность участников которого, их стремление популизировать ценность и важность роли семьи в воспитании гражданской ответственности   заслуживает уважения в наше непростое время. По инициативе Родительского собрания проводятся спортивные мероприятия («Мы вместе», «Товарищеский турнир по волейболу среди родителей и учащихся»), творческие конкурсы («Наш выбор», «Имею право»), направленные на организацию совместной занятости детей и взрослых.

Задачу по формированию правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитию правового самопознания; профилактикой безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности жизнедеятельности человека в гимназии решает комплекс мероприятий, реализуемых через программу воспитательной деятельности гимназии и планов воспитательной работы классных руководителей, социального педагога. Тематика классных часов, мероприятий социально-гражданского блока развивают у обучающихся уважение достоинства другого человека, ответственность.

Еще одним примером эффективной деятельности по данному направлению является профилактическая работа, которая ведется инспектором отдела ПДН. Для ребят нашей гимназии ежемесячные встречи с инспектором всегда носят не только просветительский, но и познавательный характер. Встречи проходят в доверительном формате общения, учащиеся всегда инициативны, активно задают вопросы правового характера, интересуются нормами гражданской ответственности.

Уже не первый год в рамках работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних социальным педагогом  проводится  цикл тематических консультаций с учащимися «Все, что тебя касается». Вариативность  курса профилактических бесед  предполагает опору на особенности поведения  детей, их мотивацию, что в свою очередь приводит к актуальности взаимодействия.

В нашей гимназии более четырех лет ведется курс по программе внеурочной деятельности «Школа общения», воспитывающая у обучающихся гражданскую ответственность, уважение к правам и свободам другого человека. 

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в современных условиях жизнедеятельность детей предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Современные школьники испытывают значительные трудности в уважительном отношении к иному мнению, умению выражать свои мысли и конструктивно разрешать конфликты, ответственности за свои поступки.

Отличительной особенностью программы «Школа общения» является то, что она разработана по социальному запросу подростков и родителей, и то, что в ходе реализации программы через педагогические технологии происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе защиты  итогового проекта, участниками которого выступают как дети, так и взрослые (педагоги, родители).

В результате освоения программы обучающиеся узнают правила поведения, принятые в современном обществе; документы в области защиты прав человека; органы (службы), которые занимаются защитой прав ребёнка;

Учатся выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

        Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с подростками:

1.        Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по правовым аспектам законодательства.

2.        Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций.

3.        Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению.

Формы работы: беседа, дискуссия, ролевая игра, педагогические упражнения, медиалектории. 

Именно практические формы взаимодействия позволяют формировать у обучающихся правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям.

На эффективность применяемых форм и методов профилактической работы указывает положительная социальная ситуация в гимназии.

         

Всё в твоих руках!

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый

учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос,

на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её

между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было

щекотно.

Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое

мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа-призыв о правилах поведения школьников.

Беседа-призыв о правилах поведения школьников. Лекторская группа отряда ЮИД. Средний состав 10 лет. Юные Друзья и уважаемые взрослые! Мы  ЮИД  хотим  обратить ваше внимание на...

Способы преодоления типичных отклонений в поведении школьников

Статья адресована классным руководителям 5-х-7-х классов. Материал взят из практического пособия "Проблемные ситуации в школе и способы их решения" (авторы Королёва Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н.)...

Дивиантное поведение школьника: коррекция гиперактивности в процессе обучения

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети прик...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников

В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...

Воспитание культуры поведения школьников

Способы воспитания культуры поведения школьников, трудности, с которыми могут столкнуться родители...

Отклоняющееся поведение школьников: причины, профилактика и способы коррекции.

Статья посвящена понятию "Трудные дети". Здесь рассматривается природа отклоняющегося поведения, различие между  делинквентным и девиантным поведением. Анализируются основные причины нарушения по...

Нравственно-ориентированное поведение школьников.

Выступление на родительском собрании...