Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")
материал (10 класс)

Халилева Эльвира Халиуллаевна

 

«Как хорошо , когда у человека есть

возможность выбрать себе профессию

не по необходимости, а сообразуясь с

 душевными склонностями»

 

 

Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Известно, что выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Такие дети замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко их теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Поэтому для себя я решила, что проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе - интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

В связи с выше сказанным становится очевидной необходимость создание целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников моего класса, которая будет включать в себя как получение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности, что даст школьникам представление об основах выбора профессии, о возможностях получения образования по избранному профилю.

Цель моей работы заключается в осуществлении помощи воспитанникам моего класса  в определении осознанного выбора профессии.

Для достижения цели мною были поставлены следующие

 задачи:

- расширение кругозора учащихся в мире профессий;

- повышения уровня профессиональной зрелости;

- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;

- исследования учащимися своих способностей и возможностей;

- построение жизненной перспективы.

Когда я начала планировать свою воспитательную работу, то сразу же решила, что буду заниматься развитием профессионального самоопределения и самопознания у детей.

Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать.

Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей очень трудно осуществлять работу по данной теме. Следовательно, первым этапом моей работы послужили – диагностические исследования - это неотъемлемая часть воспитательной работы.

Я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях в  школе  и в группах, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.

Мною был составлен план работы по профориентации.

План:

1.  Индивидуальные консультации родителей и обучающихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся.

2. Диагностика воспитанников с целью определения их склонностей и интересов, применительно к выбранной профессии (тестирование и анкетирование).

3.    Профессиональный тренинг по выбору Моё профессиональное будущее».

4.    Круглый стол «Куда пойти учиться?». Производственная практика на связь отделение.

5.  Встреча с представителем центра занятости Симферопольского района.

6. Экскурсия в Симферопольский транспортный техникум. Производственная практика.

7.  Беседа с учащимися, нуждающимися в особом контроле со стороны взрослых» Моё будущее – моими глазами.

8.   Посещение в Кооперативный техникум.

9.  Ярмарка вакансий в поселок Молодёжное симферопольского района.

10.  Беседа «Профессия- сферы быта. Кто нас обслуживает»;

11.  Встреча со студентами ВГУ, ветеринарной академии. Производственная практика в пекарню.

12. Ток- шоу «Выбор будущей профессии».

13.  Классный час на тему: «Условия приема в ПТУ, техникумы».

14.  Экскурсии в: 26- ПТУ, 25- ПТУ.

15.  Видеолекторий  «Профессии. востребованные на рынке труда».

16.   Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «В мире профессий».

19. Родительское собрание «Роль семьи в определении будущей профессии обучающихся».

Во время каждого занятия провожу словарную работу с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами. Обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.

С целью воспитания, социально – педагогической поддержки становления и развития высоконравственного. Трудолюбивого, ответственного, творческого, коммуникабельного, инициативного и компетентного гражданина, формирования интереса к будущей профессии, я провела для учащихся своего класса круглый стол «Мир профессий» в ходе которого, по замыслу педагога. Приглашенные гости – инспектор ГИБДД Симферопольского района, врач – педиатр, инженер – программист, водитель. Учитель, воспитатель, специалист центра занятости – должны были как можно подробнее ознакомить  обучающихся с особенностями своей профессии.

В соответствии с темой круглого стола, я помогла учащимся актуализировать главную формулу правильного выбора будущей профессии     «Хочу – могу- надо». Совместно с педагогом – психологом школы – интерната Ожеговой А.А. была проведена значительная подготовительная работа (тестирование, анкетирование), позволившая определить склонность учащихся к определенной профессии.

В ходе последующего диалога школьники делились с присутствующими своими соображениями об интересующих профессиях, а приглашенные специалисты давали практические советы и рекомендации, другую полезную и информацию.

В заключение заседания круглого стола была проведена рефлексия: школьники обсудили, что им понравилось больше всего.

Мероприятие достигло поставленной цели. В ходе заседания круглого стола были использованы мультимедийные технологии, продемонстрирована работа в парах, в группах.

В результате проведения мероприятия «Мир профессий» у школьников сформировалась:

- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека. О рынке труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;

- умения находить выход из проблемной ситуацией, связанной выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

- умения действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально – производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда;

- ценностное отношению к труду.

Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. В том числе и в учебной деятельности. Из этого следует. Что формы и методы профориентационных воздействий представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально – технически высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.

В результате проведенной работы многие обучающиеся моего класса определились в выборе профессий. А именно: Олег и Амет выбрали профессию столяра. Денис хочет поступать в Транспортный техникум на факультет ремонт компьютерных сетей, а Руслан на автослесаря. Екатерина в   школу изобразительных искусств, Кирилл в техникум радиотехники,  Сергей профессиональным поваром и поступать в Кооперативный техникум,  Семен судосборщиком в Севастополе. Эвелине нравится профессия  медсестры, потому что она благодарная и очень важная.

Лавное для человека – этот здоровье! Людям любой профессии необходимо работать над собой всегда! И тогда любая мечта станет реальностью.

 

 

 

 

-

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Формирование профессионального самоопределения учащихся

 в условиях школы - интерната

(выступление из опыта работы на конкурсе

«Воспитатель года»)

Воспитатель,

Халилева Э.Х.

с. Ферсманово, 2017г.

 

«Как хорошо , когда у человека есть

возможность выбрать себе профессию

не по необходимости, а сообразуясь с

 душевными склонностями»

Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Известно, что выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Такие дети замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко их теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Поэтому для себя я решила, что проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе - интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

В связи с выше сказанным становится очевидной необходимость создание целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников моего класса, которая будет включать в себя как получение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности, что даст школьникам представление об основах выбора профессии, о возможностях получения образования по избранному профилю.

   Цель моей работы заключается в осуществлении помощи воспитанникам моего класса  в определении осознанного выбора профессии.

Для достижения цели мною были поставлены следующие.

    Задачи:

- расширение кругозора учащихся в мире профессий;

- повышения уровня профессиональной зрелости;

- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;

- исследования учащимися своих способностей и возможностей;

- построение жизненной перспективы.

   Когда я начала планировать свою воспитательную работу, то сразу же решила, что буду заниматься развитием профессионального самоопределения и самопознания у детей.

Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать.

Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей очень трудно осуществлять работу по данной теме. Следовательно, первым этапом моей работы послужили – диагностические исследования - это неотъемлемая часть воспитательной работы.

Я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях в  школе  и в группах, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.

Мною был составлен план работы по профориентации.

   План:

1.  Индивидуальные консультации родителей и обучающихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся.

2. Диагностика воспитанников с целью определения их склонностей и интересов, применительно к выбранной профессии (тестирование и анкетирование).

3.    Профессиональный тренинг по выбору Моё профессиональное будущее».

4.   Круглый стол «Куда пойти учиться?». Производственная практика на связь отделение.

5.  Встреча с представителем центра занятости Симферопольского района.

6. Экскурсия в Симферопольский транспортный техникум. Производственная практика.

7.  Беседа с учащимися, нуждающимися в особом контроле со стороны взрослых» Моё будущее – моими глазами.

8.   Посещение в Кооперативный техникум.

9.  Ярмарка вакансий в поселок Молодёжное симферопольского района.

10.  Беседа «Профессия- сферы быта. Кто нас обслуживает»;

11.  Встреча со студентами ВГУ, ветеринарной академии. Производственная практика в пекарню.

12. Ток - шоу «Выбор будущей профессии».

13.  Классный час на тему: «Условия приема в ПТУ, техникумы».

14.  Экскурсии в: 26- ПТУ, 25- ПТУ.

15.  Видеолекторий  «Профессии. востребованные на рынке труда».

16.   Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «В мире профессий».

19. Родительское собрание «Роль семьи в определении будущей профессии обучающихся».

   Во время каждого занятия провожу словарную работу с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами. Обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.

    С целью воспитания, социально – педагогической поддержки становления и развития высоконравственного. Трудолюбивого, ответственного, творческого, коммуникабельного, инициативного и компетентного гражданина, формирования интереса к будущей профессии, я провела для учащихся своего класса круглый стол «Мир профессий» в ходе которого, по замыслу педагога. Приглашенные гости – инспектор ГИБДД Симферопольского района, врач – педиатр, инженер – программист, водитель. Учитель, воспитатель, специалист центра занятости – должны были как можно подробнее ознакомить  обучающихся с особенностями своей профессии.

   В соответствии с темой круглого стола, я помогла учащимся актуализировать главную формулу правильного выбора будущей профессии     «Хочу – могу- надо». Совместно с педагогом – психологом школы – интерната Ожеговой А.А. была проведена значительная подготовительная работа (тестирование, анкетирование), позволившая определить склонность учащихся к определенной профессии.

    В ходе последующего диалога школьники делились с присутствующими своими соображениями об интересующих профессиях, а приглашенные специалисты давали практические советы и рекомендации, другую полезную и информацию.

В заключение заседания круглого стола была проведена рефлексия: школьники обсудили, что им понравилось больше всего.

    Мероприятие достигло поставленной цели. В ходе заседания круглого стола были использованы мультимедийные технологии, продемонстрирована работа в парах, в группах.

    В результате проведения мероприятия «Мир профессий» у школьников сформировалась:

- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека. О рынке труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;

- умения находить выход из проблемной ситуацией, связанной выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

- умения действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально – производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда;

- ценностное отношению к труду.

    Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. В том числе и в учебной деятельности. Из этого следует. Что формы и методы профориентационных воздействий представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально – технически высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.

    В результате проведенной работы многие обучающиеся моего класса определились в выборе профессий. А именно: Олег и Амет выбрали профессию столяра. Денис хочет поступать в Транспортный техникум на факультет ремонт компьютерных сетей, а Руслан на автослесаря. Екатерина в   школу изобразительных искусств, Кирилл в техникум радиотехники,  Сергей профессиональным поваром и поступать в Кооперативный техникум,  Семен судосборщиком в Севастополе. Эвелине нравится профессия  медсестры, потому что она благодарная и очень важная.

   Главное для человека – этот здоровье! Людям любой профессии необходимо работать над собой всегда! И тогда любая мечта станет реальностью.

   Спасибо за внимание!

 

 

-

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знания,  которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, помогают им в  выборе будущей профессии. Ежегодно многие учащиеся нашей школы  поступают в высшие и средние специаль...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучаю...

Работа с родителями по формированию профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании

В рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО проводится работа с родителями обучающихся. Важнейшей задачей становится формирование конструктивных родительс...

Формы наставничества в профессиональном самоопределении учащихся в условиях общеобразовательной программы дополнительного образования

В методической разработке представлен опыт наставнической работы на примере студии "Мир красоты" Ценра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга...